Гото Предестинация – первый линкор царя Петра, или, «пилите, Шура, пилите!» Часть I

Одной из первых моделей, которая попалась мне еще в 1999 году, была продукция отечественного завода Огонек. В это время я внутренне был готов к переходу с оригами и переводов через копирку старых номеров «Юного техника для умелых рук» на более серьезный пластик. Немалую роль сыграла и цена – в сравнении с другими судами, «Гото Предестинация» была едва ли не вдвое дешевле. Кстати, надо сказать, что и сейчас модель стоит порядка 700 рублей, что, учитывая размеры, не так и много.

Гото Предестинация – первый линкор царя Петра, или, «пилите, Шура, пилите!»

Но вернемся к набору. Сейчас эту модель именно в упаковке от «Огонька» найти непросто, но, к счастью, ей заинтересовалась российская фирма ARKmodels, которая выпускает перепак этого заслуженного «ветерана модельного фронта».

Гото Предестинация – первый линкор царя Петра, или, «пилите, Шура, пилите!»

Но сперва-таки немного истории. Как можно догадаться из названия статьи (а также прочитав надпись на коробке или посмотрев в Википедии), до этого при Петре Первом линкоров Россия не строила. И вообще не строила. То есть опыта в постройке больших, многопушечных кораблей у русских мастеров не было – галеры не в счет. Поэтому одной из целей Великого посольства было не только установление дипломатических связей с европейскими державами, но и необходимость набора опыта для подъема отечественного судостроения. Причем делалось это как работой на голландских и английских верфях Царя-плотника (читай – не только своеобразная «интернатура», но и банальный промышленный шпионаж), так и приглашением иностранных специалистов (хедхантинг 17 века.)

Гото Предестинация – первый линкор царя Петра, или, «пилите, Шура, пилите!»

Во время пребывания Петра 1 в Англии, ему был подарена модель английского линкора «Ройал Соверен», положившего начало Военно-морскому музею. А сразу после возвращения Петр закладывает в Воронеже «Гото Предестинацию». По мнению видного российского историка флота Сергея Ивановича Елагина, «скорее всего, был использован английский чертёж, привезённый царём из Англии. Доказательством этой версии является наличие круглого шпигеля, который в то время был только у английских кораблей. Также в пользу этой версии говорят обводы судна, парусное вооружения и даже носовая фигура – лев, являющаяся, между прочим английским геральдическим животным, а не французским или голландским. В качестве иллюстрации можно также привести модель от известной фирмы Corel - HMS Neptune.

Гото Предестинация – первый линкор царя Петра, или, «пилите, Шура, пилите!»

Гото Предестинация – первый линкор царя Петра, или, «пилите, Шура, пилите!»

Как можно увидеть, два корабля очень похожи и, в принципе, чертежи Нептуна можно использовать как при доработке пластиковой модели, так и взять за основу для создания модели с нуля.

Но, вернемся к набору. Первое, что меня неприятно удивило – это ошибка в масштабировании, ведь производитель заявлял масштаб как 1:72, хотя реальный масштаб составляет 1:96. На лицевой стороне показана модель корабля в цвете, что дает нам понимание об окраске.

Внутри находятся литники с деталями, выполненные из толстого пластика трех цветов, ткань для парусов и инструкция. В ранних наборах от огонька также давалась рама для плетения вант и пластиковые паруса, теперь вместо пластика – шелк. (кстати, поэтому я почти сразу выложил из коробки ткань – паруса из нее казались бы пошитыми из простыни.

Половины корпуса неприятно поразили меня следами от толкателей и подвигли на дальнейшие, кардинальные доработки (подробнее о них в следующих статьях). Также ужаснул гальюн и ступеньки над полубаком. На реальном корабле этого не было.

Гото Предестинация – первый линкор царя Петра, или, «пилите, Шура, пилите!»

Палуба сделана из ЖЕЛТОГО (!) пластика. Швы от досок, которые, по идее, должны быть углублены, выступают над корпусом на добрую четверть миллиметра. Создается впечатление, что это не швы от досок, а рельсы. Ну и конечно, поперечных стыков досок палубного настила нет и в помине. Мачты неплохи, а толщина пластика в местах стыков поможет начинающим моделистам.

Гото Предестинация – первый линкор царя Петра, или, «пилите, Шура, пилите!»

Каюта. При взгляде на эти три детали хочется их обнять и плакать. Швы между нижней частью стенки каюты и корпусом бьют наповал, а детализация кормового украшения мягко и нежно добивает. Про ЧАСТИЧНО прорезанные окна я даже ничего не говорю. Зато производители оставили в шпигеле открытую дверь, очевидно, для того, что бы показать внутренности отсутствующей каюты вид на главную палубу.

Гото Предестинация – первый линкор царя Петра, или, «пилите, Шура, пилите!»

Гото Предестинация – первый линкор царя Петра, или, «пилите, Шура, пилите!»

Вот, к примеру, как это ДОЛЖНО выглядеть .

Гото Предестинация – первый линкор царя Петра, или, «пилите, Шура, пилите!»

Лафеты орудий также не впечатляют, особенно, если сравнить с оригиналом

Гото Предестинация – первый линкор царя Петра, или, «пилите, Шура, пилите!»

Гото Предестинация – первый линкор царя Петра, или, «пилите, Шура, пилите!»

Гото Предестинация – первый линкор царя Петра, или, «пилите, Шура, пилите!»

Украшения сделаны на удивление достойно, хотя вот этот вот «орел» портит впечатление.

Гото Предестинация – первый линкор царя Петра, или, «пилите, Шура, пилите!»

Гото Предестинация – первый линкор царя Петра, или, «пилите, Шура, пилите!»

А вот модели пушек наоборот, имеют крупный облой, который нелегко снять на круглой поверхности. Ствол, конечно, просто необходимо рассверливать.

Гото Предестинация – первый линкор царя Петра, или, «пилите, Шура, пилите!»

Инструкция представляет собой три листа тонкой бумаги, на которой показаны этапы сборки и очень, ОЧЕНЬ схематичное расположение такелажа. Реально же такелаж должен выглядеть так:

Гото Предестинация – первый линкор царя Петра, или, «пилите, Шура, пилите!»

В целом модель оставляет двоякое впечатление – этакие котлеты из забегаловок 90 –х годов. Выглядит, как говядина, на вкус, как говядина, а думаешь почему-то про кошек. Так и здесь – поневоле приходит мысль, что это – бета версия набора, отчего-то пущенная в производство.

Гото Предестинация – первый линкор царя Петра, или, «пилите, Шура, пилите!»

Некоторое время назад, прогуливаясь по магазинам, я наткнулся взглядом на знакомую коробку. Детский опыт был давно, но, вспомнив что у меня получилось, я решил «отомстить своему детству» и все же привести эту модель в должный вид.

Но это будет совсем другая история…

Автор: Новожилов Артем Сергеевич
Консультант "Мира Моделей"

← Мастерская Modelsworld