Обзор модели MkIb RN HMS Kipanga II Duncan Hamilton MB340-Mombasa 1944-V0A Супермарин Сифайр

MkIb RN HMS Kipanga II Duncan Hamilton MB340-Mombasa 1944-V0A Супермарин СифайрMkIb RN HMS Kipanga II Duncan Hamilton MB340-Mombasa 1944-V0A
Супермарин Сифайр

«Супермарин Сифайр» был военно-морской версией знаменитого британского истребителя Супермарин «Спитфайр» адаптированной к действиям с авианосцев. Это название было получено простым сокращением изначального названия «Спитфайр», вероятнее всего, для удобства произношения, созвучного с изначальным, и заодно отразить «морскую душу» новой машины. Как бы то ни было, название оказалось на редкость удачным. Адмиралтейство впервые проявило интерес к идее базирующегося на авианосце «Спитфайра» ещё в 1938 году, как альтернативе уже существующим истребителям флота. Однако идею благополучно похоронили в мае того же года, когда главе одной из ведущих британских авиастроительных фирм Ричарду Фэйри было предложено спроектировать и построить палубный истребитель. История ещё не знала случаев отказа главы авиаконцерна от государственного заказа, и Фэйри предложение естественно принял. В результате Fleet Air Arm была поставлена перед необходимостью принять на вооружение «Си Гладиатор» и Блэкберн «Рок», поскольку другими самолётами способными действовать с палубы авианосца Британия не располагала, а новый истребитель ещё только предстояло построить. К сожалению ни тот ни другой самолёт не соответствовал современным требованиям, и безнадёжно уступал немецкому «мессершмитту».

Учитывая эти обстоятельства, вопрос о создании палубного Спитфайра был снова поднят в ноябре 1939 года, Когда Министерство ВВС разрешило коммандеру Эрмену испытать первый «Сифайр» МкI номер R6718. Только после приземления и положительного рапорта о характеристиках новой машины, Эрмен с удивлением узнал, что главный конструктор фирмы Супермарин Джозеф Смит ещё в октябре получил задание разработать для Спитфайра откидывающийся посадочный крюк треугольного размера, и что 16-го октября самолёт впервые поднялся в воздух. 27-го октября был представлен представителям авиации флота. Был так же представлен проект «Сифайра» со складным крылом, поворотный механизм которого позволял крылу складываться вдоль фюзеляжа, и треугольным посадочным крюком «Arrestor». 29-го февраля 1940 года Адмиралтейство просило Министерство ВВС санкционировать производство пятидесяти «Сифайров» со складным крылом, первые поставки которых начались бы в июле. Однако, по различным причинам Уинстон Черчилль, будучи военно-морским министром, вмешался, и отменил заказ в письме министру авиастроения лорду Бивербруку.

«Я считаю чрезвычайно важным, писал Черчилль, продолжать производство самолётов Фэйри «Фулмар», которые позволили нам перевооружить Флот на восемнадцать месяцев раньше, чем мы могли бы построить первый «Сифайр» .

Министру естественно было виднее, однако долгожданное детище Ричарда Фэйри оказалось настолько тяжёлым и тихоходным, что было неспособно вовремя перехватывать немецкие бомбардировщики, и это в полной мере почувствовали на себе моряки средиземноморских конвоев. Спасти положение не смогли и поспешно оборудованные посадочными крюками «Си Харрикейны». Новый самолёт требовался немедленно «здесь и сейчас».

«Си Харрикейны» ещё раз успешно доказали возможность самого простого усовершенствования сухопутных машин для возможности использования их на авианосцах, что было огромным успехом с учётом военного времени. К середине 1941 года адмиралтейство в очередной раз пришло к выводу, что палубный Спитфайр жизненно необходим флоту. Переделывать пришлось то, что было под рукой. Первым, в конце 1941 года, был дооборудован посадочным крюком «Arrestor» Спитфайр VB серийный номер BL676 с тропическим фильтром «Vokes». После удачных испытаний, сначала на макетах палубы, а затем на авианосце Илластриес, Адмиралтейство лихорадочно распорядилось модифицировать в палубные версии 250 «Спитфайров». 48 из них были модификации VB, частично сохранившие свои тропические воздушные фильтры, а остальные модификации VC. Модифицированные самолёты серии Vb получили наименование «Сифайр Mk.IB», a VC - соответственно Mk.IIC. Переделку производили на заводах фирм Эйр Сервис Трэйдинг и Кэнлифф-Оуэн. Ни о каком складывающемся крыле и речи не было, от сухопутного варианта машину отличал только посадочный крюк. Первой новые самолёты получила 801 эскадрилья FAA. Это произошло 15-го июля 1942 года, а первую победу на «Сифайре» одержал лейтенант-коммандер Лонг из 885-й эскадрильи, атаковавший в ходе операции «Торч» вишистский бомбардировщик Мартин 167 (Мэриленд)

Модель фирмы «Адмирал»

дочернего предприятия Чешской AZ-model, как раз и представляет собой модификацию «Сифайр МкI», причём модификация, предложенная для сборки, комплектуется фильтром Vokes. Для любого ценителя британской авиации, это по сути дела находка, поскольку альтернативы не существует. Коробка сразу привлекает к себе внимание нестандартной окраской изображённого на лицевой стороне «Сифайра» - Машина целиком окрашена в темно-синий цвет, по спецификации Royal Blue, при этом самолёт несёт опознавательные знаки Восточно-Индийского Королевского флота – без красной «фрикадельки» в центре белого поля. Самолёт персонализирован – на нём летал Лейтенант-Коммандер Дункан Гамильтон (Duncan Hamilton). Изначально соединение базировалось на Порт Рейтц в Кении, Затем входило в состав авиагруппы авианосца «Кайпэнга II» (HMS Kipanga II)

MkIb RN HMS Kipanga II Duncan Hamilton MB340-Mombasa 1944-V0A Супермарин Сифайр

О военных подвигах Лейтенанта-Коммандера Гамильтона информацию найти не удалось, что вполне объяснимо. Индийский Океан после падения Мадагаскара и знаменитого рейда на Цейлон японской 1-й дивизии авианосцев был относительно спокойным местом службы. Зато после войны, и увольнения с флота, Дункан Гамильтон прославился как знаменитый автогонщик, неоднократно выигрывая гонки на кубок Ле Ман. На фотографии он запечатлён во время очередных соревнований за рулём своего «болида». Второй вариант декали представлен на средиземноморский театр военных действий. «Сифайр» Mk Ib из состава 855-й Эскадрильи FAA, базировавшейся на авианосец Формидэбл (HMS Formidable) в феврале 1943 года. Самолёт не персонализирован, является ли он машиной Лонга установить не удалось.

Коробка:

На лицевой стороне изображен «Сифайр» Гамильтона, над аэродромом морской авиастанции в Порт Рейтц. На задней стороне цветные проекции обеих вариантов, выполнение качественное, с хорошей полиграфией и прорисовкой деталей расшивки. На боковых поверхностях коробки помещена реклама ещё двух моделей фирмы Адмирал, краткое описание модели на английском и японском языках, торцевые поверхности традиционно повторяют лицевую сторону коробки.

MkIb RN HMS Kipanga II Duncan Hamilton MB340-Mombasa 1944-V0A Супермарин Сифайр
MkIb RN HMS Kipanga II Duncan Hamilton MB340-Mombasa 1944-V0A Супермарин Сифайр
MkIb RN HMS Kipanga II Duncan Hamilton MB340-Mombasa 1944-V0A Супермарин Сифайр
MkIb RN HMS Kipanga II Duncan Hamilton MB340-Mombasa 1944-V0A Супермарин Сифайр
MkIb RN HMS Kipanga II Duncan Hamilton MB340-Mombasa 1944-V0A Супермарин Сифайр

Инструкция

Двусторонняя, на шести листах, достаточно подробная, содержит в себе диаграмму литников с деталями и указанием «лишних деталей» которые при сборке этой модели не понадобятся. «Лишних деталей» на удивление много для такой маленькой модели. Инструкция снабжена мини чертежами самолётов, и чертежом с расположением технологических надписей.

MkIb RN HMS Kipanga II Duncan Hamilton MB340-Mombasa 1944-V0A Супермарин Сифайр MkIb RN HMS Kipanga II Duncan Hamilton MB340-Mombasa 1944-V0A Супермарин Сифайр
MkIb RN HMS Kipanga II Duncan Hamilton MB340-Mombasa 1944-V0A Супермарин Сифайр MkIb RN HMS Kipanga II Duncan Hamilton MB340-Mombasa 1944-V0A Супермарин Сифайр
MkIb RN HMS Kipanga II Duncan Hamilton MB340-Mombasa 1944-V0A Супермарин Сифайр

Литники:

В комплект входят две рамки с деталями. Качество отливки высокое, несмотря на то, что модель производится по технологии ЛНД. Визуально качество производит самое благоприятное впечатление, облой присутствует только на одной детали, и легко устраняем.

На внутренних поверхностях плоскостей и фюзеляжа остались следы толкателей, точнее это скорее не следы а «пеньки». Для того чтобы половинки плоскостей складывались без проблем их необходимо удалить что можно проделать с помощью бокарезов и наждачной бумаги в течение десяти минут.

Если положить модель рядом с моделью Спитфайра от Тамии, то существенной разницы в качестве отливки больших деталей в принципе не заметно. Более мелкие детали отлиты несколько хуже, что впрочем характерно для всех моделей, при производстве которых используется литьё низкого давления.

MkIb RN HMS Kipanga II Duncan Hamilton MB340-Mombasa 1944-V0A Супермарин Сифайр MkIb RN HMS Kipanga II Duncan Hamilton MB340-Mombasa 1944-V0A Супермарин Сифайр
MkIb RN HMS Kipanga II Duncan Hamilton MB340-Mombasa 1944-V0A Супермарин Сифайр MkIb RN HMS Kipanga II Duncan Hamilton MB340-Mombasa 1944-V0A Супермарин Сифайр
MkIb RN HMS Kipanga II Duncan Hamilton MB340-Mombasa 1944-V0A Супермарин Сифайр MkIb RN HMS Kipanga II Duncan Hamilton MB340-Mombasa 1944-V0A Супермарин Сифайр
MkIb RN HMS Kipanga II Duncan Hamilton MB340-Mombasa 1944-V0A Супермарин Сифайр MkIb RN HMS Kipanga II Duncan Hamilton MB340-Mombasa 1944-V0A Супермарин Сифайр
MkIb RN HMS Kipanga II Duncan Hamilton MB340-Mombasa 1944-V0A Супермарин Сифайр MkIb RN HMS Kipanga II Duncan Hamilton MB340-Mombasa 1944-V0A Супермарин Сифайр

Фонарь тонкий, выполнен одной деталью, прозрачность на высоте, если кому-то она покажется недостаточной, можно нанести на него «Футуру». Небольшой облой по кромке фонаря легко устраним. Любителям открытых кабин придётся распиливать фонарь самостоятельно, либо использовать раздельные фонари от Спитфайров других производителей, что технически несложно.

MkIb RN HMS Kipanga II Duncan Hamilton MB340-Mombasa 1944-V0A Супермарин Сифайр

В комплект входит маленькая пластинка фототравления всего с тремя деталями. Стойка антенны – целесообразность такого исполнения этой детали оценивается фифти-фифти, но это на любителя. Кольцевое ограждение входного тоннеля воздушного фильтра весьма порадовало, самостоятельно воспроизвести эту деталь из пластика или проволоки в масштабе 1/72 практически невозможно. И, самое главное, - тормозной крюк. Эта деталь, пожалуй, будет представлять самый сложный этап сборки. Фирма явно пошла по пути конструкторов реальных Сифайров, приложив к модели сухопутного Спитфайра крюк выполнений фототравлением, который наклеивается ПОВЕРХ нижней части фюзеляжа. При этом собственно крюк, которым самолёт зацепляется за трос аэрофинишёра при посадке на палубу, предлагается выгнуть самостоятельно. Однако правильной формы его таким образом достичь не удастся. На реальной машине крюк утоплен в прорезь фюзеляжа, эту прорезь придётся делать самостоятельно. Фирма явно облегчила себе процесс производства, но значительно усложнила жизнь тем моделистам, которые привыкли к копийности своих изделий. Впрочем, при известных навыках проделать всю необходимую работу несложно. Второй деталью, которая не удалась производителям, являются пушки, которые пролиты весьма примитивно.

MkIb RN HMS Kipanga II Duncan Hamilton MB340-Mombasa 1944-V0A Супермарин Сифайр

ДЕКАЛЬ

На двух листах – один содержит основные элементы – опознавательные знаки двух видов, серийные номера, бортовые литерные номера и белую стрелу, нанесённую по всему борту самолёта Гамильтона. Второй лист содержит весьма богатый ассортимент технологических надписей.

MkIb RN HMS Kipanga II Duncan Hamilton MB340-Mombasa 1944-V0A Супермарин Сифайр MkIb RN HMS Kipanga II Duncan Hamilton MB340-Mombasa 1944-V0A Супермарин Сифайр

Бумага на подложке слишком светлая, при сканировании без обработки не видны белые элементы На втором скане я постарался показать оригинальные цвета декали.

MkIb RN HMS Kipanga II Duncan Hamilton MB340-Mombasa 1944-V0A Супермарин Сифайр

ВОЗМОЖНЫЕ КОНВЕРСИИ

По сути, набор представляет собой Спитфайр Mk Vb в стандартной и тропической модификации. При наличии соответствующей декали из него и можно собрать либо тот, либо другой вариант. Для этого нужно просто не приклеивать тормозной крюк.

РАЗМЕРЫ

По размерам практически идентична с моделью Тамии, Тамия в чертежи укладывается, что уже неоднократно обсуждалось на всевозможных форумах.

ФОТОТРАВЛЕНИЕ И СМОЛА

Для доработки и повышения копийности наборов фототравления существует достаточное количество – начиная от АСЕ кончая Эдуардом. Тем, кто захочет сделать открытый фонарь воспользоваться фототравлением придётся – кабина рассчитана на закрытый фонарь и достаточно примитивна. Используйте стандартные наборы для Спитфайров, например AIRWAVES AC7217 или Eduard EDP73449. Модификация самолёта не играет существенной роли, Спитфайры достаточно одинаковы, особенно в ранних модификациях и даже набор фототравления на «Девятку» будет содержать одинаковые с «Пятёркой» крышки шасси, сетки радиаторов ремни и оснащение кабина пилота. Так же можно приобрести и вакуумный фонарь от ROB TAURUS RBT7205. Пушки весьма и весьма желательно заменить на польские, фирмы МАСТЕР - HISPANO 20MM MkII. Патрубки, при нежелании их высверливать, заменяются на смоляные, фирмы Квикбуст.

РЕЗЮМЕ

В целом модель оставляет весьма приятное впечатление, и вызывает желание её собрать. Качество её для «слепого» масштаба весьма высокое. То, что она может показаться для претенциозной части моделистов слишком примитивной, ни о чём не говорит – даже если собрать её из коробки, то это будет вполне приличный «Сифайр» ранних модификаций. Чешские модели традиционно вызывают на форумах нарекания по поводу плохой совместимости деталей.
Осталось посмотреть, насколько все эти обвинения справедливы в отношении этой модели.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
← Мастерская Modelsworld