Обзор склеиваемой пластиковой модели CURTISS P40E KITTYHAWK Mc. Ia.

Углубляться в историю создания истребителя Р-40 фирмы Кертисс*нет никакого смысла, всё это сотни раз обсуждалось на всевозможных сайтах, посвящённых истории авиации или стендовому моделизму. Гораздо интереснее попытаться отследить историю боевого применения именно тех прототипов, декалями на которые комплектуется модель чешской фирмы «Legato», - очередного филиала AZmodel, в масштабе 1/72.

«Легато» выпускает несколько моделей Р40Е в различном исполнении, в числе которых есть и чисто американский вариант, принадлежащий 49-й истребительной авиагруппе, и африканский, из состава британской «Авиации Западной пустыни» и самолёты поставляемые Союзниками в СССР по программе Ленд-Лиза.

Для обзора я выбрал модель Р40 в исполнении «Commonwelth», то есть принадлежащий ВВС Британского содружества, чем и обусловлено принятое у Британцев название «Киттихаук», вместо «Уорхаук» (Warhawk), традиционного для США. Под британским названием эта машина широко применялась и в СССР.

Модель под индексом AZL 7224 снабжена стандартной декалью на два варианта из состава авиации Содружества.

Первый вариант – «Киттихаук МкI» принадлежащий 111-й эскадрильи Королевских Канадских ВВС, базирующейся на Анкоридж (Аляска) в 1942 году.

Исполняя союзнический долг, Канада направила на Аляску свои авиационные соединения для обороны Северной оконечности Соединённых Штатов. В их число вошла и 111-я эскадрилья RCAF, на самолетах Р-40Е "Киттиаук" Mk, прибывшая на аэродром Элмендорф- Филд 8-го июня 1942 года, под командованием Сквадрон лидера Дж.У.Кервина. Эскадрилья вошла в состав авиакрыла "Х" Канадских ВВС. 24 июня канадские пилоты приступили к тренировочным полетам, и практически сразу понесли тяжёлые потери. Не знакомые с местными условиями лётчики нескольких самолётов потеряли ориентировку в слишком быстро наступившей темноте сопровождаемой шквалистым ветром. Все они разбились в горах окружавших аэродром. В числе погибших был и командир эскадрильи. На этой должности его временно заменил Флайт лейтенант Г.Т.Митчелл, а 20-го августа командование соединением принял ветеран "Битвы за Англию" Сквадрон-лидер Кеннет А.Бумер. Пилоты продолжали тренироваться до середины сентября, когда 111-ю наконец признали готовой к полноценным боевым действиям.

Они не заставили себя долго ждать – воздушная компания против японского морского десанта захватившего Алеутские острова была в полном разгаре. Уже 25-го сентября Канадское звено, четыре Киттихаука, под командованием Бумера участвовало в рейде на остров Кыску, в числе объединённой авиагруппы сопровождавшей эскадрилью «Либерейторов». Японские поплавковые истребители A6M2-N «Руфь» попытались оказать сопротивление, но взлететь не успели. Одну из двух «Руфей» дежурного звена на взлёте расстрелял командир канадцев, Сквадрон-лидер Кеннет А.Бумер. Второго японца буквально через несколько секунд свалил в воды залива Кыску лидер американцев, майор Джон Си. Шенно*, который лично возглавил в этом рейде своих «Алеутских Тигров».

Это была единственная воздушная победа, одержанная Королевскими ВВС Канады в компании на Алеутах. Установить является ли борт с идентификационными буквенными кодами LZ – D машиной Бумера мне не удалось, однако, несмотря на это, первый вариант декали достаточно интересен.

*Майор Джон Си Шенно, сын генерала Клэра Л. Шенно, командира «Летающих Тигров» Французская фамилия «Chennault» правильно произносится как Шенно, но современные переводчики упорно и где только возможно коверкают её на английский манер. Впрочем, с не меньшим упорством, они пишут «панЗерваффе» вместо правильного немецкого «панЦерваффе» и «АнЗио» вместо итальянского «АнЦио». Падение уровня перевода по сравнению со временами СССР, увы, на лицо…

Второй вариант декали – «Киттихаук МкI»из состава 75-й Эскадрильи Королевских Австралийских Военно-воздушных сил. На этом самолёте летал флайт-лейтенант Лесли Джексон, австралийский ас с пятью победами, одержанными в ходе компании на Новой Гвинее.

75-я Эскадрилья RAAF - одно из наиболее героических авиасоединений австралийцев, которому пришлось «держать удар» в самый разгар японской экспансии на юг к Австралии.

…Март 1942 года. Японцы рвутся на юг, почти всё западное побережье Новой Гвинеи в их руках. Уже захвачены Лаэ и Саламоа, а теперь на очереди небольшая взлётная полоса в Милн-Бэй на южной оконечности острова. Оттуда рукой подать до Порт-Морсби, на восточном побережье острова, который только несколько сотен морских миль отделяют от северного побережья Австралии. И если планы японцев осуществятся, Австралия задохнётся в тисках блокады. Над Дарвином уже идут ожесточённые воздушные бои, а маленький гарнизон в Милн Бэй готовится к безнадёжной попытке отражения японского десанта.
Именно в этот момент в Порт Морсби и была переброшена 75-я. Эскадрилья была «молодым» соединением, получившим свои самолёты всего девять дней назад. Теперь, совместно с 76-й Эскадрильей RAAF ему предстояло столкнуться в небе с закалёнными в боях японскими пилотами, до этого не знавшими поражений. Однако боевой дух австралийцев был неизменно высок, и они рвались в бой.

Обзор склеиваемой пластиковой модели CURTISS P40E KITTYHAWK Mc. Ia.
На этой картине художник запечатлел момент прибытия 75-й Эскадрильи в Порт Морсби. Неразбериха на лётном поле очень правдиво отражает сумятицу царившую на Новой Гвинее перед лицом Японского вторжения…

Командовал эскадрильей Джонни "Old John" Джексон одержавший шесть побед в составе 3-й Эскадрильи RAAF над пустынями Северной Африки. Одним из пилотов, сражавшихся под его началом, был его младший брат Лесли.

Обзор склеиваемой пластиковой модели CURTISS P40E KITTYHAWK Mc. Ia.
Флайт-лейтенант Лесли Дуглас Джексон. Новая Гвинея Порт Морсби 1942 год

Свой первый «Зеро» Лес Джексон сбил 24-го апреля, за последующие несколько дней он уничтожил ещё три самолёта противника, хотя и сам дважды совершил аварийную посадку на повреждённой в бою машине. А когда 28 апреля, Джонни Джексон был сбит в бою, Лес на следующий день принял командование 75-й Эскадрильей. 30-го апреля, соединение было отозвано в Австралию для доукомплектования и реорганизации. Джексон перелетел туда на одном из его последних оставшихся исправных самолётов 9-го мая 1942 года.

Джексон возглавил 75-ю Эскадрилью, когда вместе с 76-й она вернулась обратно на Новую Гвинею. 25-го июля « Киттихауки» были передислоцированы в Милн Бэй, где наряду с отражением налётов японской авиации они успешно использовались в качестве штурмовиков. Здесь Лес Джексон одержал свою пятую победу и стал первым Австралийским асом в Юго-восточной части Тихого Океана.

Все те сорок четыре дня, которые 75-я участвовала в боевых действиях, воздушные схватки по ожесточённости не уступали сражениям над Ла Маншем во время «Битвы за Англию». Эскадрильей было достоверно уничтожено тридцать пять, вероятно уничтожено еще пятнадцать, и повреждено около пятидесяти самолётов противника, ценой потери одиннадцати пилотов, и двадцати двух «Киттихауков», шесть из которых были списаны в результате аварий и несчастных случаев. Лётчики 75-й Эскадрильи может быть и не одержали убедительную победу над врагом, но они спасли Порт-Морсби от разрушения и захват Милн Бэй японцами был сорван благодаря их самоотверженным действиям. Это дало союзником возможность выиграть время, чтобы создать новые боеспособные авиачасти для обороны Австралии.

Обзор склеиваемой пластиковой модели CURTISS P40E KITTYHAWK Mc. Ia.
Киттихаук 75-й Эскадрильи заходит на посадку. На втором фото один из самолётов эскадрильи на стоянке.

Итак, посмотрим, что представляет собой модель.

КОРОБКА

На лицевой стороне изображен воздушный бой над Новой Гвинеей, во время которого Лес Джексон сбивает очередной самолёт противника

Обзор склеиваемой пластиковой модели CURTISS P40E KITTYHAWK Mc. Ia.

На боковых поверхностях аннонсированы ещё четыре модели выпускаемые фирмой, реквизиты компании и стандартный повтор картинки на лицевой стороне.

Обзор склеиваемой пластиковой модели CURTISS P40E KITTYHAWK Mc. Ia.
Обзор склеиваемой пластиковой модели CURTISS P40E KITTYHAWK Mc. Ia.
Обзор склеиваемой пластиковой модели CURTISS P40E KITTYHAWK Mc. Ia.

На задней стороне традиционно располагаются цветные профили и проекции вариантов окраски в соответствие с прилагаемой декалью.

ИНСТРУКЦИЯ

Несколько более примитивна по сравнению с инструкциями от другого филиала всё той же AZ-Models, фирмой «ADMIRAL». Однако сама инструкция вполне понятна, и в целом оставляет приятное впечатление, как и коробка. На лицевой стороне присутствует схема литников с расположением деталей, а на последней странице располагается чертежи Р 40 без какой-либо конкретной привязки. Смысла для моделирования в них нет никакого, поскольку чертежи не масштабны, и скорее носят чисто ознакомительный характер, для того, чтобы собирающий модель имел представление как собственно говоря выглядит «Киттихаук»

С учётом цветных проекций на задней стороне коробки, истинный смысл этого оформительского приёма я оставляю на совести производителя.

Обзор склеиваемой пластиковой модели CURTISS P40E KITTYHAWK Mc. Ia. Обзор склеиваемой пластиковой модели CURTISS P40E KITTYHAWK Mc. Ia.

А вот ДЕКАЛЬ, по сравнению с декалью на тот же Сифайр от «Адмирала», принесла некоторое разочарование, поскольку не содержит никаких технологических надписей.

Обзор склеиваемой пластиковой модели CURTISS P40E KITTYHAWK Mc. Ia. Обзор склеиваемой пластиковой модели CURTISS P40E KITTYHAWK Mc. Ia.
Второй скан декали намеренно затенён, чтобы показать белые элементы

Но, если разобраться, в отличие от английских, машины американского производства не несли такого же большёго количества технологических надписей, да и другие производители декалей на Р40 не балуют нас подобной роскошью.
Сама декаль достаточно тонкая, отлично прорисована, смещения цветов нет, «фрикадельки» располагаются по центру опознавательных знаков. Некоторая глянцевость декали вполне исправима с помощью приваривающих жидкостей, к примеру чешской фирмы «АГАМА» или общеизвестной «ТЕSTORS», а так же с помощью финишных покрытий.

ДЕТАЛИ

Располагаются на двух литниках. Несмотря на традиционную для Чехии технологию литья под низким давлением, качество отливок высокое, нет непролитых линий расшивки, или замыленности, однако облой в незначительных количествах присутствует, к примеру на руле поворота и лопастях винта. Однако всё это легко устранимо. Несколько огорчила маленькая утяжина на коке винта – место не самое удобное для размахивания наждаком, но при известном умении и эта досадная мелочь так же поддаётся коррекции.
Расшивка тонкая, внутренняя, дополнена в ключевых местах клёпкой, что само по себе приятно. Полностью клёпку желающим придётся накатывать самостоятельно.

Обзор склеиваемой пластиковой модели CURTISS P40E KITTYHAWK Mc. Ia. Обзор склеиваемой пластиковой модели CURTISS P40E KITTYHAWK Mc. Ia.
Обзор склеиваемой пластиковой модели CURTISS P40E KITTYHAWK Mc. Ia.

В комплектацию модели входят два вида патрубков и шасси, раннего и позднего типа. Это единственные «бонусы», впрочем, оставляющие надежду на появление более поздних версий Р40-х, таких как Р40М и Р40N. Других «излишеств» в виде смоляных деталей и фототравления, которыми комплектуются модели «конкурентов» - Special Hobby или МРМ, LEGATO не предлагает.
Однако, несмотря на некоторый «примитивизм», на который не замедлят указать «продвинутые» моделисты, модель от LEGATO имеет пару неоспоримых преимуществ.
Во-первых, проработка мелочей, в сочетание с клёпкой, по качеству исполнения выводит эту модель на первое место среди моделей Р40 в масштабе 1/72, существующих на данный момент. Даже модели Special Hobby проработаны более скудно, не говоря о более ранних моделях Hasegawa и Academy.
Во-вторых, и это главное, это одна из немногих моделей Р40 в данном масштабе, у которой ПРАВИЛЬНО сделаны ниши шасси. На фото ниже показан «ящик» который приклеивается с внутренней стороны центроплана, в отличие простого вдавления пластика повторяющего собой очертания круглого проёма для колеса, повторяющегося на ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ моделях. Правильные ниши шасси до сих пор делались только в масштабе 1/48.

Обзор склеиваемой пластиковой модели CURTISS P40E KITTYHAWK Mc. Ia.
Ниша шасси, крышки шасси, кресло пилота, радиатор, приборная доска.
Обзор склеиваемой пластиковой модели CURTISS P40E KITTYHAWK Mc. Ia.
Руль направления, антенная стойка, заголовник кресла пилота.
Обзор склеиваемой пластиковой модели CURTISS P40E KITTYHAWK Mc. Ia.
Руль направления, антенная стойка, заголовник кресла пилота.
Обзор склеиваемой пластиковой модели CURTISS P40E KITTYHAWK Mc. Ia.
Внутренний борт кабины, стабилизаторы, патрубки раннего и позднего типов, полик кабины.
Обзор склеиваемой пластиковой модели CURTISS P40E KITTYHAWK Mc. Ia.
Стойки основного шасси, хвостовое шасси, жалюзи радиатора, крепление подвесного бака.
Обзор склеиваемой пластиковой модели CURTISS P40E KITTYHAWK Mc. Ia.
Кок с утяжиной, колёса основного шасси, фрагмент капота двигателя, бронеспинка, центроплан.

Фонарь достаточно тонкий, и прозрачный, обработки футурой не требует, я намеренно контрастировал фото чтобы показать переплёт, так же аккуратно отлитый. Однако любителям открытых кабин придётся распиливать его самостоятельно.

Обзор склеиваемой пластиковой модели CURTISS P40E KITTYHAWK Mc. Ia.
Обзор склеиваемой пластиковой модели CURTISS P40E KITTYHAWK Mc. Ia.

В заключение могу добавить, что стабилизаторы не имеют фиксирующих элементов и приклеиваются к корпусу «стык в стык», однако ничего страшного в этом нет, поскольку пластик хорошо реагирует с обычными полистирольными клеями типа Тамии или Звезды. Существенной разницы я не заметил. Отравнять на собранном фюзеляже стабилизаторы под нужным углом сможет любой, даже начинающий моделист.

КОНВЕРСИИ и ДОПОЛНЕНИЯ.

Если кого-то не устроит качество отливки мелочей, типа стоек шасси, разделителей потока в радиаторе или самих колёс основного шасси, а так же не захочется шпатлевать утяжину на коке винта – самый простой способ заменить эти детали на наиболее качественные, это приобрести Р40Е фирмы АCADEMY в перепаковке от

Санкт Петербургской фирмы «Моделист», и использовать его как конверсионный набор.
При цене в пределах 300 рублей это вполне реальный способ улучшить качество с минимальными потерями. После чего можно подарить оставшиеся (при этом комплектные) запчасти младшему брату ( отдать сыну, дочке, соседскому ребёнку) или собрать и выставить на продажу по какой-нибудь реальной цене, при этом все останутся в выигрыше.

Для любителей фототравления и конверсионных наборов из полиэфирной смолы возможностей насытить свою модель более чем достаточно.
Назовем только наиболее известные конверсионные наборы, которые содержат наиболее необходимые детали:

Фоторавление – Эдуард EDP SS161 и EDP72420, маски на остекление фонаря EDMCX 066
QUiCKBOOST 72232-стволы пулемётов, 72364 – кок и лопасти винта, 72306 – выхлопные патрубки. В качестве альтернативы последним предлагается использовать металлические REXX7202

Фонарь вполне адекватно заменяется на более тонкий, отлитый по вакуум-технологии, производства фирмы Falcon.

Сидение пилота PAVLA S72032, либо BRENGUN 72039 кабина и кресло пилота специально для моделей AZ и LEGATO и оружейный отсек от этого же производителя – 72065.

AIRES 7235 – ниши шасси, AIRES 7277 – колёса основного шасси. Либо альтернативные от True Models. Дешевле при одинаковом качестве…
Список можно продолжить ещё на пару-тройку страниц.

Альтернативная декаль – в интернет-магазинах их полным полно на любой вкус. НО, тем кому интересна история Австралийских ВВС, в частности период обороны Новой Гвинеи и Порт-Морсби, настоятельно рекомендуется обзавестись декалью от Австралийской Novoscale – фирме специализирующейся на авиации ANZAC. «P40E Kittyhawks WWII RAAF Part I». Декаль включает в себя 2 варианта принадлежащих 75-й эскадрильи, в том числе и раннюю машину Лесли Джексона, на которой в последствие летал Флайт-сержант С. Мунро. Выпускается в масштабах 1/72 и 1/48.

Модель достаточно проста и может быть рекомендована широкому кругу моделистов, для изкоробочной или профессиональной сборки.

Автор - Бурдуков Георгий (Егор) ака Картер.

Эксклюзивно для сайта www.modelsworld.ru
Перепечатка и публикация на других ресурсах
ЗАПРЕЩЕНА

Контакт webmaster@modelsworld.ru

← Мастерская Modelsworld