Владислав Ждан - человек, художник, моделист. Часть IV

Но бывают слабые мастера, «вытаскивать» их работы тоже бывает интересно.
-Что вы подразумеваете под словом «вытащить»?
-Да вот, посмотрите сами на этот корпус.

Владислав Ждан - человек, художник, моделист.

Этот корпус меня искренне расстроил. Мне в этом году порекомендовали нового мастера. Рекомендовал хороший специалист. Но, судя по тому, что я получил, этот человек имеет очень смутное представление о нашей работе. Но для разнообразия это бывает очень интересно делать. Берешь очень «слабый» корпус (пусть не обижается на меня его автор, и это еще очень мягкое выражение) и начинаешь доводить его до ума.
Здесь переклеишь, здесь добавишь, «в стиль» вырежешь новые детали, сделаешь паруса «а ля корпус» и т.д. и т.п. Короче, создаешь все в одном стиле, «неумение» автора возводишь в сознательный индивидуальный стиль. Продолжаешь его «ошибки», но уже совершенно сознательно, и «ошибки» мастера уже смотрятся определенным стилем, такой своеобразный корабельный лубок. Это тоже очень интересно. Готовый корабль уже смотрится не детской неумелой работой, а чем-то стильным, а ля Руссо или Пиросмани, были такие художники.
Поэтому когда мне приносят просто «полено», мне интересно от этого «полена» кусочек отщепить, кусочек прибавить. Исправляя в двух-трех места, я придаю ему форму какой-то красоты, гармонию из антител каких-то, и это полено обретает новую жизнь.
Это, как художнику, мне интересно - сделать из ничего нечто.
Но в этой модели, честно говоря, немного перебор, потому что все-таки изыск линии должен быть. А здесь, когда он делает антилинию, я встаю в тупик.

Владислав Ждан - человек, художник, моделист.


Ведь здесь была заложена определенная плавность. Пусть грубая, но плавность линий. Он плавность линий сделать не смог, сделал линию прямой, здесь поднял корму, вставив треугольную доску, а впереди вообще ничего не поднял. Может быть, на пятерку и не получится «вытащить», я не говорю, что получится, но на четверку я вытяну, и она будет красиво смотреться.

(Пока расшифровывалось интервью, печатались первые части, работа над моделью продолжалась и на сегодняшний день она выглядит так http://forum.modelsworld.ru/viewtopic.php?t=3461
Оценку читатель может поставить сам.
Мне многое понравилось. Особенно «зацепили» фальконеты на марсе, которые на моделях больших кораблей мало кто делает.

Владислав Ждан - человек, художник, моделист. Владислав Ждан - человек, художник, моделист.
Владислав Ждан - человек, художник, моделист. Владислав Ждан - человек, художник, моделист.
Владислав Ждан - человек, художник, моделист. Владислав Ждан - человек, художник, моделист.
Владислав Ждан - человек, художник, моделист. Владислав Ждан - человек, художник, моделист.
Владислав Ждан - человек, художник, моделист. Владислав Ждан - человек, художник, моделист.
Владислав Ждан - человек, художник, моделист. Владислав Ждан - человек, художник, моделист.


Это тоже понравилось, хотя и из другой оперы.)

Владислав Ждан - человек, художник, моделист.

ЧЕРТЕЖИ

-Даже, если Вам интересно с деревяшкой возиться, то я бы Вас пригласил в соавторы.
Сейчас я вам покажу, что делаю. Вот, сейчас предпоследний проект, который я условно называю «Санта-Мария». Это чертежи, которые я, обычно, ребятам даю.

Владислав Ждан - человек, художник, моделист. Владислав Ждан - человек, художник, моделист.
Владислав Ждан - человек, художник, моделист. Владислав Ждан - человек, художник, моделист.
Владислав Ждан - человек, художник, моделист.


- Чаще всего, в каком масштабе делаете? Это в каком масштабе?
- 1х25.
Это будет открытая палуба сзади. Это транец, это переборка, это бак, это размеры мачт, это шпангоуты. На мой взгляд, это достаточно простые корабли и очень красивые. К ним прилагается большое количество чертежей всех деталей, реев, мачт, блоков. Я обычно высчитываю все пропорции. Это у меня уже четвертая каравелла. Она, на мой взгляд, будет самая симпатичная и самая отработанная.
Мне важно, чтобы эти проекты выполнялись бы. Если у вас какие-то мастера знакомые есть, то я бы с удовольствием с ними поработал.
- Прошлый раз Вы об этом говорили. Я написал одному безработному макетчику, но он ответил, что уже нашел работу в фирме, которая готовит к выпуску серию отечественных кораблей. Есть еще один человек, но я его опыта не знаю.
-Присылайте, приводите.
Мне, конечно, хотелось бы, чтобы получались корпуса, которые я даю. Пускай они будут грубые, с какими-то ошибками, но все-таки то, что я задумал. И их я продолжу делать.
-Вы даете мастерам чертежи корпуса?
-В миллиметрах. Каждая досточка в миллиметрах.
-Собирается корпус на шпангоутах?
-Да
-Обшивка у такого корпуса двойная или одинарная?
-Одинарная.
-На обшивке дубовые доски? Вот эти доски, это дуб?

Владислав Ждан - человек, художник, моделист. Владислав Ждан - человек, художник, моделист.


-Да.
-А здесь?
-Это из красного дерева целиком сделано. Мы купили в «Бумансе» красного дерева, он распилил и стал делать из красного дерева. Просто была такая задача, из красного дерева сделать и корпус, и резьбу, все из красного дерева.
-Бархоуты из чего? Тоже красное дерево?
-Все из красного дерева. Разные красные деревья. Мачты, реи – все красное дерево.
-Ваш любимый материал?
-Дуб.
-На все детали?
-Нет, мачты из дуба плохо. Мачты просятся из какого-то плотного материала, бархоуты просятся не из дуба, а из плотного материала, т.к. дуб слишком рыхлый. Когда бархоуты делаются, допустим, из бука или из клена, то, процарапав их, получается больше иллюзия бревна.
А для обшивки дуб великолепный, на мой взгляд, материал.
Блоки можно делать из всего, что угодно, можно из дуба, тоже получается стильная вещь, но можно из клена или из бука, тогда получается более плотная поверхность, которая больше создает иллюзию серьезной конструкции, которая выдерживает напряжение снастей. Разные есть варианты, но, в основном, использую дуб.

ОРЕЛ

На «Орле» весь верх тоже из красного дерева: палубы, мачты, реи. Вот здесь рангоут весь – красное дерево из ящиков от апельсинов. В советское время единственный способ достать красное дерево – это ящики из-под апельсинов марокканских, которые были от белого до черного цвета. Здесь по цвету, по тону, я считаю, идеально подобрано.
А обшивка вся дубовая, но покрашенная. Дуб оказался слишком рыхлым для этого масштаба, я его покрасил масляными красками, затонировал.

Владислав Ждан - человек, художник, моделист. Владислав Ждан - человек, художник, моделист.


Конечно, он запылился, и недавно я его еще и уронил, кое-что отлетело на носу, приставил потом, приклеил. Полтора года его создавал. Это полностью мой корабль, кроме резьбы. Резьбу Юра Калмыков делал.
И, на мой взгляд, у него совершенно идеальные пропорции. Я делал его как «Орел», но потом немного перебрал, слишком высокий поднял фальшборт, и прорезал еще пушечные порты. Конечно, у «Орла» вторых пушечных портов не было. Но такой образ возник под влиянием «Принца Вильяма».
Эта модель последняя, которая «натуральная». Практически, здесь она один к одному. Честно говоря, когда я ее заканчивал, я понял, что, конечно, это отход от действительности, конечно, это никакой не «Орел», но вдруг я понял, что мне как художнику интересно другое, мне интересны более простые модели. Если, скажем так, это Энгр [Орел], то мне интересен Перосманишвилли и Ван Гог, Моне, Ренуар.

Владислав Ждан - человек, художник, моделист.


-Почему Орел не продаете?
-Орел – это последний, целиком сделанный мной корабль. Делал я его почти полтора года. И как видите, парусов еще нет. И вряд ли когда будут. Я оставил его как память об определенном этапе жизни. Этапе, когда я самозабвенно вытачивал и выпиливал каждую реечку этого корабля сам. Создавал для этого свой инструмент, учился плести и клетневать канатики. Словом, все сам, сам, сам.
Тогда моя мастерская была забита токарными станками, циркулярками всех видов, сверлильными станками и всяческими другими приспособлениями для удобства работы. Все это резало, пилило, сверлило и красило при очень небольшом моем участии.
Это были интереснейшие годы входа в моделизм. Свой нешуточный инженерный талант из сферы велосипедов, мотоциклов и домашней утвари я перенес на организацию труда в своей мастерской. Чего только там не двигалось, жужжало, потрескивало, вертелось, помогая мне в работе.
Но все проходит. Прошло и это. Почти все это работает, скрипит, жужжит, плюс сверлит и крутит у кого-то из моих друзей и знакомых. Осталось только самое необходимое, что свободно помещается на небольшом рабочем столе и семиметровой утепленной лоджии моей московской квартиры. Двухэтажная мастерская на даче не в счет.

БАЙКЕР

А на даче даже мотоцикл себе прикупил кататься. Нет, я не байкер, но мы с женой на ЯВА-х всю страну объездили в свое время. Потом была тяжелая авария, после которой я долго не ездил. Потом машины начались, но машина – это не то. Машина - это транспорт, когда из пункта А надо добраться в пункт Б.
А года три назад я поехал в один велосипедный магазин. Вдруг слышу: «тах-тах-тах». Я оборачиваюсь, а там продавец выезжает с мальчишкой на небольшом мотоцикле. У меня внутри все перевернулось! Я заболел. 52 тысячи рублей, меньше 2000 долларов (я думал, меньше $ 5 000 мотоциклов сейчас нет)! Куплю и буду на даче гонять по лугам, по грунтовке и куда-то. Но два года я не покупал, потому что некуда было ставить. Мы неделю на даче, неделю в Москве. Потом, наконец, я нашел место. У нас там сторож есть, живущий постоянно, и я с ним договорился, что мы к нему будем ставить в гараж. Бросился в магазин, вначале присмотрел «китайский Харлей-Дэвидсон», чоппер по-русски. Еще месяц думал и взял двухметровый китайский скутер - не гоже уже в мои 62 на мотоцикле. Взял бы, конечно, «японца», но 300 000 рублей для игрушки на дачу еще не зарабатываю. Сейчас балдею совершенно, за 20 км езжу купаться, в шортах, майке, усы развеваются. Вообще, сказка просто!


Автор - Леонид Лаптев beeper123@yandex.ru
Город - Москва

Эксклюзивно для сайта ModelsWorld
Перепечатка и публикация на других ресурсах
возможна с разрешения администрации сайта
и обязательной ссылкой на ресурс.
Контакт webmaster@modelsworld.ru

Мой блог находят по следующим фразам

← Мастерская Modelsworld