Добро Пожаловать в "Мир Моделей"
Спб, метро Пионерская, Богатырский пр. дом 4,
Спб, метро Звенигородская, ул. Марата дом 86,
Написать нам: Поддержка
8-812-3350685
городской номер
в Санкт-Петербурге
8-800-3330685
междугородный по РФ
(звонок бесплатный)
Диорамы в судомоделизме

Искусство диорамы в судомоделизме


Недаром искусство морской диорамы принято считать вершиной судомодельного мастерства, а ее создателя — художником, творцом. Настоящая диорама — куда больше, чем просто уменьшенная копия корабля. Как правило, это сложный сценарий, разработанный по всем законам жанра с единственной целью — органично вписать судно в среду его обитания, будь то строительная верфь, тихая гавань или разбушевавшаяся морская стихия. А потому автор диорамы должен обладать обширными знаниями не только в области истории прототипа, но и в сфере скульптурной пластики, живописи, художественной композиции.

article48_text_image_1

Среди начинающих моделистов бытует мнение, что диорамой можно исправить неудавшуюся модель корабля. Думать так — величайшая ошибка! Напротив, именно диорама становится «критерием истины» для модели, выявляя и подчеркивая все неточности и шероховатости ее исполнения. И только когда сама модель безупречна, точна исторически и технически, диорама достигает своей цели — создать полную иллюзию реальности, а значит, нашего собственного присутствия на месте давно минувших событий…

article48_text_image_2

Но существует и оборотная сторона медали. Выбирая сюжет для диорамы, вряд ли стоит опасаться того, что корабль растворится в своём окружении, перестанет быть ключевой фигурой действа. Скорее, наоборот, скудость идеи и небрежность проработки остальных элементов диорамы способны убить любую, даже самую значительную модель.

article48_text_image_3

Конечно, если задаться целью, можно придумать бесконечное множество ярких и запоминающихся морских сюжетов. И все же большинство из них укладывается в рамки нескольких основных вариантов исполнения диорамы.

Вариант 1. Корабль в море

Сюжет самый простой и, вместе с тем, самый ответственный, так как без реалистичного изображения водной стихии морской диораме попросту не быть. Постройка такой диорамы начинается с подиума. Прежде всего, выбирается его размер, достаточный для реализации сценария, определяется расположение модели и других элементов композиции (пирса, шлюпок, буйков).

article48_text_image_4

Подиум диорамы может быть изготовлен из листа фанеры, полистирола или оргстекла. Как же точно передать сильное волнение или легкую зыбь? Сперва моделистом создается форма волны из пластичного материала — гипса, автомобильной шпаклевки, эпоксидной смолы. Но главное — суметь «оживить» эту пока еще безжизненную массу. И тут придется потратить немало времени, созерцая картины художников-маринистов, экспериментируя с цветом, подбирая верные оттенки для передачи глубины моря, прозрачности гребней волн и «кипящих» кильватерных струй.

article48_text_image_5

Но чтобы даже нехитрый сюжет выглядел реалистично, его элементы должны находиться в полной гармонии друг с другом. Наполненные ветром паруса, легкий крен на борт, белые бурунчики у форштевня, развевающиеся флаги — все это штрихи общей картины судна, бегущего по волнам. Особое обаяние диораме способны придать точно подмеченные мелкие детали, например, дымок, вьющийся из трубы корабля…

article48_text_image_6 article48_text_image_7
article48_text_image_8

Интересны сюжеты, почерпнутые из истории. Не только фантазия моделиста, но и старинные гравюры, фотографии и даже видео с изображением морского боя или тонущего судна могут дать свежую идею для диорамы. Задача воплощения такой зарисовки с натуры значительно усложняется: ее замысел начинает главенствовать над моделями судов, подчиняя их общей композиции. Так, при реконструкции морской битвы должны быть верно проложены курсы кораблей, учтены углы наводки орудий и поворота башен, соблюден боевой строй.

Вариант 2. Корабль в гавани

article48_text_image_9

До сих пор мы имели дело с диорамой на плоскости, имитирующей бескрайнюю водную гладь. Следующая ступень — это добавление к диораме трехмерных элементов, создание видимой перспективы. В сюжет такой диорамы вплетаются новые детали: торговая гавань приморского городка, береговой утес с маяком или неожиданно возникшая на горизонте вражеская эскадра. Их изображение создает специальная картина, так называемый «задник», в который плавно перетекает модельная композиция переднего плана. Для правильной передачи перспективы задник может замыкать диораму с двух, трех или даже четырех сторон. Жизненность бытовым сценкам придают искусно сделанные и раскрашенные фигуры людей — главная «фишка» многих портовых сценариев, в том числе, замечательных диорам из французского морского музея De Lorient…

article48_text_image_10 article48_text_image_11
article48_text_image_12

Вариант 3. Диорама верфи

Особняком от других морских сюжетов стоят диорамы строительных верфей. В таких сценариях на первый план выходит техническая реконструкция процесса рождения корабля в мельчайших его подробностях. Чаще всего мастер диорамы обращает свой взор на старинную верфь — место появления на свет парусного судна.

article48_text_image_13

Многие моделисты считают, что достаточно сотворить слабое подобие стапеля в виде брусков, чтобы недостроенный корпус модели парусника мог претендовать на роль диорамы. Однако это не так. Обязательные атрибуты настоящей верфи — строительные леса, опоры, лестницы, сходни, лебедки, стрелы для подъема шпангоутов и крупных деталей, а также множество заготовок и уже собранных узлов корабля.  Но жизнь в верфь-диораму можно вдохнуть, лишь показав «застывшие во времени» технологические процессы: распилку бревен на козлах, обтесывание бимсов, установку шпангоутов на киль судна, изгибание досок обшивки над костром. Эти сценки немыслимы без масштабно выполненных человеческих фигур и строительных приспособлений, точной передачи элементов пейзажа, фактуры почв и растительности, макетирования архитектурных форм.

article48_text_image_14

Итак, диорама готова! И чем меньше условностей и упрощений допустил ее создатель, тем сильнее наше ощущение реальности картинки, тем выше историческая и художественная ценность модельной работы…  


 

Автор — Дмитрий Калмыков (Дмитрий Калмыков — Главный тренер национальных сборных РБ по техническим и авиационным видам спорта, руководитель секции «С» БФСС, судья международной категории (свидетельство NAVIGA BY-01B), мастер спорта международного класса.)
Эксклюзивно для сайта ModelsWorld
Перепечатка и публикация на других ресурсах
возможна с разрешения администрации сайта
и обязательной ссылкой на ресурс.
Контакт webmaster@modelsworld.ru

Мой блог находят по следующим фразам

За
Против
Рейтинг статьи: 7
Спб, метро Пионерская, Богатырский пр. дом 4,
Спб, метро Звенигородская, ул. Марата дом 86,
Написать нам: Поддержка
©ModelsWorld, 2005 - 2017. All rights reserved.
Яндекс.Метрика