Горные тоннели на железнодорожном макете. Часть I

Горные тоннели на железнодорожном макете. Часть IПеред тем как приступить к сооружению конструкции тоннеля, который должен послужить основанием для будущей горы над ним, нужно было завершить работы по рельсовым путям. Первый этап - покраска. Я потратил несколько дней на поиск метода покраски, который бы позволял выполнить работу быстро и при этом рельсовые пути выглядели бы максимально реалистично. Поскольку сам макет расположен рядом с отопительным котлом и баком для горячей воды и в помещении отсутствует вентиляция, покраска с помощью аэрозольных красок и эмалей была недопустима. Поэтому покраску пришлось выполнить с помощью кисти и акриловых красок на водной основе.

Горные тоннели на железнодорожном макете. Часть I

Для покраски рельсовых путей я использовал акриловую краску красно-коричневого цвета (Burnt Umber), смешанную с небольшим количеством серой краски и разбавленную на 25% водой и на 25% изопропиловым спиртом (70%). Полученная краска хорошо наносится на поверхность и равномерно высыхает на шпалах и шейках рельсов. При покраске стрелочных переводов пришлось соблюдать особую осторожность и часто перемещать их, чтобы они не прилипли, пока высыхала краска. Когда краска высохла, я с помощью мелкозернистой шлифовальной колодки убрал слой краски с головок рельсов.

Горные тоннели на железнодорожном макете. Часть I Горные тоннели на железнодорожном макете. Часть I

Следующим этапом после покраски рельсовых путей была их балластировка. Засыпку балласта я выполнил пока только на тех участках рельсовых путей, которые находились в тоннелях. Это позволило мне сэкономить время и завершить остальное оформление макета.

Горные тоннели на железнодорожном макете. Часть I Горные тоннели на железнодорожном макете. Часть I

Засыпку я выполнить с помощью балласта Woodland Scenics Medium Buff. Балластировку рельсовых путей, впрочем, как и большую часть остальных работ, я делал впервые в жизни. Поэтому я начал с секций путей, расположенных в тоннелях, где они менее всего видны.

Горные тоннели на железнодорожном макете. Часть I

Засыпку балласта я выполнил методом, который судя по описаниям в Интернете, является самым популярным. Сначала балласт насыпается на рельсовые пути и бровки. Затем с помощью кисти балласт равномерно выравнивается между шпалами. После этого с помощью пипетки балласт слегка смачивается спиртом. Это уменьшает поверхностное натяжение клея на водной основе и позволяет клею проникать лучше в балласт. После впитывания спирта наносится обильное количество клея ПВА, разбавленного на 50% водой. Клей должен хорошо впитаться в балласт. Старайтесь не наносить слишком большое количество клея за один раз, поскольку балласт начнет растекаться. После полного высыхания клея (примерно через 24 часа) балласт становится прочным как бетон!

Горные тоннели на железнодорожном макете. Часть I

Из этого первого опыта я для себя вынес один урок - не засыпать слишком много балласта, иначе он мешает в работе, а лишние гранулы очень трудно убирать кистью с верхней части шпал. Дополнительный балласт можно всегда добавить позже. В журнале Model Railroader (январь 2011 г.) опубликована отличная статья, посвященная балластировке рельсовых путей. В статье описан 2-х этапный процесс засыпки балласта. Сначала наносится клей, затем засыпается балласт. После этого балласт повторно засыпается и снова приклеивается. Такой метод позволяет в конце добиться хороших результатов. Я попробую применить его, когда буду завершать работы по остальной части рельсовых путей.

Горные тоннели на железнодорожном макете. Часть I

После завершения рельсовых путей и порталов тоннелей я смогу приступить к сооружению большой горы, в толще которой будут проходить 2 тоннеля. Но перед этим необходимо построить конструкцию тоннелей, поверх которых будет устанавливаться гора. Конструкция каждого тоннеля, состоящая из опор, стен и общего потолка, будет служить в качестве основания горы.
Первым делом необходимо обеспечить доступ к поездам, если они сойдут с рельсовых путей внутри тоннелей. Тоннель с двумя рельсовыми путями короткий и имеет достаточную ширину, поэтому поезд можно легко извлечь из него с любой стороны. Меньший тоннель с одним рельсовым путем, который расположен под тоннелем с двумя путями, слишком узкий. Чтобы решить эту проблему я вырезал отверстие в полу макета рядом с рельсовым путем, чтобы иметь доступ к поезду, если он застрянет в тоннеле.

Горные тоннели на железнодорожном макете. Часть I

Чтобы сделать внутреннее пространство тоннелей максимально темным, все без исключения детали внутри них были покрашены в черный цвет. Поскольку некоторые секции тоннелей не имели сплошной стенки, все конструктивные детали необходимо было покрасить в черный цвет, чтобы внутри тоннелей этого не было видно. В хозяйственном магазине я приобрел недорогую акриловую краску, которая отлично подошла для этих целей.

Горные тоннели на железнодорожном макете. Часть I Горные тоннели на железнодорожном макете. Часть I

После этого я приступил к строительству стен из полистирола. Склеив блоки полистирола с помощью клея ПВА, я зафиксировал их зубочистками до полного высыхания клея. Затем каждая секция стены была покрашена в черный цвет. Установив порталы тоннелей на место, я визуально убедился, что с обеих сторон тоннелей детали из дерева или белого полистирола не были видны ни под любым углом. Некоторые места я быстро исправил с помощью черной краски.

Горные тоннели на железнодорожном макете. Часть I Горные тоннели на железнодорожном макете. Часть I

Из-за ограниченного пространства мне пришлось соединить вместе маленький и большой порталы на входах в тоннели с правой стороны горы, как видно на следующей фотографии. Отрезав примерно 2,5 см от левой опоры большого портала, я приклеил его к верхней правой части маленького портала. Это позволило создать единую конструкцию из двух порталов.

Горные тоннели на железнодорожном макете. Часть I Горные тоннели на железнодорожном макете. Часть I

Входы в порталы являются наиболее заметной частью конструкции, поэтому было важно, чтобы стенки с обеих сторон каждого портала были цельными и уходили на достаточное расстояние внутрь тоннелей, чтобы не было видно их стыков.
Для разделения портала верхнего тоннеля от портала нижнего тоннеля я использовал панели из дерева толщиной 1,6 мм. Это было необходимо, чтобы свет с входа не проникал в соседний тоннель. Мне пришлось использовать деревянные панели толщиной 1,6 мм, поскольку полистирол, который был у меня, имел слишком большую толщину, и его часть выступала бы в нижний тоннель.

Горные тоннели на железнодорожном макете. Часть I Горные тоннели на железнодорожном макете. Часть I

Убедившись, что порталы тоннелей правильно стыкуются и надежно установлены на свое место, я в последний раз проверил, что все детали и поверхности внутри тоннелей были черного цвета. Затем с помощью большого шаблона я вырезал из цельного куска полистирола крышу для всей конструкции тоннелей. На задней стенке макета с помощью шурупов и клея я закрепил опоры из полистирола для задней и левой стороны крыши. Покрасив внутреннюю сторону крыши и ее опоры в черный цвет, я приклеил крышу на место.

Горные тоннели на железнодорожном макете. Часть I Горные тоннели на железнодорожном макете. Часть I

Во все щели я вставил аккуратно вырезанные кусочки полистирола, и когда конструкция была готова, внутри тоннелей не было видно ни лучика света. У меня получилась прочная конструкция, на которую можно было без опаски повредить тоннели устанавливать гору.

Горные тоннели на железнодорожном макете. Часть I

Теперь подошел черед создания основной конструкции горы. Для этого я использовал газетную бумагу, смятую в шарики различного размера, которые я связал между собой с помощью маскировочной ленты. Затем я начал размещать смятые бумажные шарики на крышу и с боков конструкции тоннелей.

Горные тоннели на железнодорожном макете. Часть I Горные тоннели на железнодорожном макете. Часть I

Сначала были уложены самые крупные шарики, а затем в дело пошли шарики меньшего размера. Некоторым бумажным шарикам пришлось придавать определенную форму и перекладывать их, пока у меня не получилась требуемая основная конструкция горы. Когда все было готово, я с помощью длинных отрезков маскировочной ленты закрепил бумажную конструкцию на месте.

Горные тоннели на железнодорожном макете. Часть I Горные тоннели на железнодорожном макете. Часть I

Разрезав ткань, пропитанную гипсом, на 3 - 4 полосы, я начал покрывать смытые шарики бумаги, перекрывая каждую полосу ткани примерно на 2,5 - 5 см. Оклеивание я начинал сверху и двигался вниз, проверяя чтобы нигде не было пропусков и выравнивая пальцами выступающие края. Особое внимание на этом этапе нужно было уделить аккуратности стыковки порталов тоннелей и ткани. Когда первый слой ткани, пропитанной гипсом, высох, я нанес второй слой. В результате у меня получилась прочная и устойчивая поверхность горы.

Горные тоннели на железнодорожном макете. Часть I Горные тоннели на железнодорожном макете. Часть I

Пока большая гора сохла, я построил вторую гору меньшего размера с противоположной стороны макета. Здесь я также применил смятые бумажные шарики, расположив их в нужном порядке, а затем порыл их гипсом. На гору я добавил выступающую скалу, которую я раньше изготовил с помощью резиновой формы Woodland Scenics и гипсового раствора. Временно закрепив скалу на месте с помощью зубочисток, я начал покрывать ее тканью, пропитанной гипсом.

Горные тоннели на железнодорожном макете. Часть I Горные тоннели на железнодорожном макете. Часть I

Когда ткань, пропитанная гипсом, высохла, я покрыл всю конструкцию горы гипсовым раствором сметанообразной консистенции, чтобы придать ей окончательную форму. Должен признать, что я не люблю работать с гипсовым раствором, поскольку он сложен в использовании и очень быстро застывает. Поэтому чтобы избежать неприятных моментов рекомендую приготавливать гипсовый раствор маленькими порциями. Для этих целей я бы предпочел использовать пластичный материал Sculptamold, но магазин Летбридже, где он продается, закрыт на месяц в связи с переездом на новое место.

Горные тоннели на железнодорожном макете. Часть I Горные тоннели на железнодорожном макете. Часть I

Я попытался с помощью резца обработать поверхность горы, но столкнулся с рядом трудностей и полученный результат не всегда был удовлетворительным. На некоторых участках гипс был слишком мягким или слишком твердым и просто откалывался от ткани. На проблемных участках я использовал неглубокие формочки, которые я сделал из алюминиевой фольги. Тут тоже потребовалась определенная сноровка, так как их нужно было в правильный момент установить на гору иначе гипс бы потрескался и отпал или выступил из под низа формочки.

Горные тоннели на железнодорожном макете. Часть I Горные тоннели на железнодорожном макете. Часть I
Горные тоннели на железнодорожном макете. Часть I


Автор - Tyler Bjarnason

← Мастерская Modelsworld