Изготовление модели-копии вертолёта Bell 47

Как и каждого представителя мужского рода с детства тяга к технике захватывала все мое воображение. Машинки, самолетики, кораблики, всегда и в любом возрасте будут интересовать каждого мужчину. И чем сложней технические решения, применяемые в модели, тем более она интересна. Повторить в миниатюре понравившуюся технику - найти решения, как имеющимися средствами изготовить тот или иной узел - в этом, по моему мнению, и заключается радость творчества для истинного моделиста.

Одним из ярких представителей техники, которую мне хотелось воспроизвести является вертолет Bell 47, разработанный конструктором фирмы Bell Артуром Янгом в сороковых годах. Подкупила ажурная хвостовая балка и кабина в виде мыльного пузыря придающие вертолёту схожесть со стрекозой.

 Изготовление модели-копии вертолёта Bell 47  Изготовление модели-копии вертолёта Bell 47


Первым вопросом при проектировании стоял выбор механики. За основу взял механику вертолета Hurricane 550, так как этот размер является золотой серединой – вертолет уже не будет вертким и все еще будет достаточно легким и транспортабельным. Был выбор взять кит вертолета или брать отдельно нужные запчасти. В итоге остановился на втором варианте. К механике Hurricane 550 уже довольно много сторонних фирм выпускают улучшенные детали – и искушение использовать их определило мой выбор. Механика Hurricane 550 довольно не дорогая для вертолета такого размера и качество исполнения тоже заслуживает внимания. Хотя в итоге, беря опционные запчасти, общая сумма выходит на средний уровень этого класса моделей.

Вторым вопросом у меня стояло определиться с материалом хвостовой рамы, ведь он должен быть довольно прочным и при этом достаточно легким. После непродолжительных раздумий решил попробовать карбоновые трубки склеенные циакрином. При соблюдении правил склейки прочность соединения сопоставима с прочностью самого материала.

Первый вариант вертолета собрал на ура за несколько месяцев. Задача стояла проверить работоспособность схемы и прочность корпуса. Так же интересовало, как ведет себя вертолет с хеликомандом (это трех осевой гироскоп, стабилизирующий вертолет во всех плоскостях так же имеющий флайберлесс функцию позволяющую использовать голову ротора без межлопастной штанги), ведь труд, вложенный даже в полукопию надо немного подстраховывать.

 Изготовление модели-копии вертолёта Bell 47  Изготовление модели-копии вертолёта Bell 47

Испытания прототипа меня полностью удовлетворили. Выявились слабые места в районе крепления шасси и понял, что надувные баллоны особых преимуществ для мягкости посадки не дают. В дальнейшем можно будет выклеить их из стеклоткани. Хеликоманд показал себя на отлично – стабильность вертолета выше всяких похвал. С пульта можно регулировать степень стабилизации и степень привязки к поверхности (позиционный режим позволяющий удерживать вертолёт над определённым местом).

 Изготовление модели-копии вертолёта Bell 47  Изготовление модели-копии вертолёта Bell 47


После подтверждения общей идеи начал работу над основным проектом. Вот тут первые трудности и пошли. Прототип имеет привод хвостового ротора валом через пару карданных передач, а механика Hurricane 550 выполнена с приводом через ремень. В итоге пришлось в раму Hurricane 550 ставить конические шестерни от 600 рекса, вот что из этого получилось.

 Изготовление модели-копии вертолёта Bell 47  Изготовление модели-копии вертолёта Bell 47


На сайте GAUI есть уже готовый апгрейд под вал, но вот в продаже ни у одного из дилеров он пока замечен не был.
Печально, но будем обходиться своими силами. Для хвостового ротора купил 2 варианта от 600 рекса и от 500 – по размерам больше подошёл от 500, вал использовал от него же. Вот фото пробного варианта и правильного. На пробном варианте передача крутящего момента на хвостовой ротор шла ремнём.

 Изготовление модели-копии вертолёта Bell 47  Изготовление модели-копии вертолёта Bell 47


Для узла хвостового ротора использовал отрезок балки от 450размера и часть хвостового редуктора от 450 рекса, что очень всё упростило, так как вал 500ки точно вошёл в подшипники редуктора 450того.

 Изготовление модели-копии вертолёта Bell 47  Изготовление модели-копии вертолёта Bell 47


Конечно, полной копийности без станочного парка добиться трудновато, но постараюсь как можно ближе приблизиться к оригиналу. Вот узел хвоста на прототипе, и на модели от варио ( для меня дорого).

 Изготовление модели-копии вертолёта Bell 47  Изготовление модели-копии вертолёта Bell 47


В некоторых местах узлы вертолёта приходится упрощать, но такой метод позволяет собирать модель буквально на коленке. Для меня главное в этом проекте общее впечатление схожести вертолетов.

 Изготовление модели-копии вертолёта Bell 47  Изготовление модели-копии вертолёта Bell 47


Следующим моментом сборки было изготовление поддержек вала с подшипниками. Из требуемых 7шт на прототипе было изготовлено 3шт из алюминиевой пластины, в данном случае сделан выбор необходимой достаточности, ведь ровно провести вал через 7 точек непросто, и пришлось бы ставить резиновые демпферы под каждую из точек опоры.

 Изготовление модели-копии вертолёта Bell 47  Изготовление модели-копии вертолёта Bell 47
 Изготовление модели-копии вертолёта Bell 47


С учётом испытания пробного варианта, основание рамы в местах крепления шасси было усилено рамой из текстолита с вклеенными алюминиевыми основами под стойки шасси.

 Изготовление модели-копии вертолёта Bell 47  Изготовление модели-копии вертолёта Bell 47
 Изготовление модели-копии вертолёта Bell 47


О шасси:
На прототипе в основном использовалось 3 вида шасси классическое лыжами прямоугольное, лыжами со скруглёнными верхними частями и с надувными баллонами для посадки на воду.

 Изготовление модели-копии вертолёта Bell 47  Изготовление модели-копии вертолёта Bell 47
 Изготовление модели-копии вертолёта Bell 47


Вторые трудности: Шасси решил делать из алюминиевых трубок для экономии веса. Один из вариантов это сварка в аргоновой среде, но мастеров сварить трубки с толщиной стенок 1мм и при этом, чтоб получился аккуратный шов, я не нашёл. Второй вариант был использовать паянные серебром соединительные элементы. Но это лишнее утяжеление модели, и не известно как себя поведут паяные элементы на нагруженных частях модели, это подвигло меня на вариант со скруглёнными верхними частями. Шасси собрано на винтах и проклеено эпоксидкой. При этом и смотрится оно довольно интересно.

 Изготовление модели-копии вертолёта Bell 47  Изготовление модели-копии вертолёта Bell 47
 Изготовление модели-копии вертолёта Bell 47  Изготовление модели-копии вертолёта Bell 47
 Изготовление модели-копии вертолёта Bell 47  Изготовление модели-копии вертолёта Bell 47


Шасси в голом виде получилось весом 86 грамм это без болтов крепления и без колесиков, которые пока находятся в стадии изготовления. Они используются, чтобы закатить вертолёт в ангар после приземления.

 Изготовление модели-копии вертолёта Bell 47  Изготовление модели-копии вертолёта Bell 47

Для полетов они, конечно же, не нужны и закатывать в ангар модель никто не будет, но копийности колеса добавят и общее впечатление будет лучше. Вот узел колеса в сборе. В поднятом и в опущенном положении.

 Изготовление модели-копии вертолёта Bell 47  Изготовление модели-копии вертолёта Bell 47
 Изготовление модели-копии вертолёта Bell 47


Все попытки вытянуть стекло кабины из оргстекла ни к чему не привели. В итоге нашел готовую заготовку кабины от сенчюри. Вот предварительная прикладка к раме:

 Изготовление модели-копии вертолёта Bell 47  Изготовление модели-копии вертолёта Bell 47

Процесс постройки хоть и медленно, но продвигается.


Автор - Олег (mix)
Город - Санкт-Петербург

Эксклюзивно для сайта ModelsWorld
Перепечатка и публикация на других ресурсах
возможна с разрешения администрации сайта
и обязательной ссылкой на ресурс.
Контакт webmaster@modelsworld.ru

Мой блог находят по следующим фразам

← Мастерская Modelsworld