Добро Пожаловать в "Мир Моделей"
Спб, метро Пионерская, Богатырский пр. дом 4,
Спб, метро Звенигородская, ул. Марата дом 86,
Написать нам: Поддержка
8-812-3350685
городской номер
в Санкт-Петербурге
8-800-3330685
междугородный по РФ
(звонок бесплатный)
Симуляторы

Обзор авиамодельного симулятора Reflex XTR


Введение

Программы-симуляторы полета – неотъемлемый атрибут увлечения радиоуправляемыми моделями. Это великолепный инструмент, предназначенный не только для того, чтобы приобрести, закрепить и усовершенсововать навыки управления моделью, но и для того, чтобы сберечь ваши денежки, позволяя разучивать новые фигуры раз за разом, разбивая не вашу модель, а лишь ее виртуальную копию.

 

article26_text_image_1

Жизненно необходимые для новичков, эти программы не менее востребованы и продвинутыми пилотами, которые желают довести до совершенства мастерство управления моделью. Благодаря симуляторам появляется уникальная возможность осваивать новые маневры и, повторяя их многократно, закреплять навыки буквально на подсознательном уровне — на уровне рефлексов. Тем более, если зима, когда регулярные полеты затруднены или невозможны и существует опасность подрастерять часть приобретенных навыков из-за долгого перерыва.

В последнее время в симуляторах наметилась новая тенденция – увеличение эффекта присутствия за счет фотографического качества картинки. Об одном из таких симуляторов и пойдет речь в обзоре. Это — Reflex XTR.

Что в коробке

Итак, заветная небольшая коробка получена. Что внутри? А внутри не слишком то и много вещей — собственно диск с программой и USB-интерфейс для подключения вашего собственного передатчика. Да-да! Именно вашего собственного.

 

article26_text_image_2

В отличие от других симуляторов аналогичного уровня, таких как AeroFly Deluxe и RealFlight G3, Reflex предполагает управление только с вашего собственного передатчика. На вкус и цвет – товарищей нет, кому-то больше нравится управлять с отдельного пульта, кому-то с «рабочего» передатчика. Так что насколько этот недостаток серьезен, и недостаток ли это вообще – решать вам. Единственный минус – вы не можете преобрести симулятор, не имея аппаратуры, он будет вам просто бесполезен, так как возможности подключения джойстика и управления с клавиатуры у него нет.

Сам интерфейс представляет собой маленькую коробочку, втыкающуюся в USB-порт. Что ж, вполне современное решение, обеспечивающее отсутствие проблем с любым современным компьютером. С другой стороны интерфейс имеет гнездо rj-11, на подобие телефонного, в которое подсоединяется переходник с разъемом под ваш передатчик. Сам переходник в комплект не входит и его надо покупать отдельно. Конечно, переходники продаются любые, и стоят они дешево, однако сам факт, что они не вложены в комплект поставки, несколько удивляет.

 

article26_text_image_3

Дополнительно к коробке с симулятором прилагается диск с русификатором и бумажная инструкция по установке. Установка симулятора и русификатора не доставляет никаких хлопот. Обе программы устанавливаются в один каталог — сначала симулятор, затем русификатор. Всю необходимую информацию, включая решение возможных проблем, связанных с подключением и настройкой аппаратуры, можно почерпнуть из русской документации. К сожалению, доступна она только в электронном виде, но и это, несомненно, большой шаг навстречу рускоязычным пользователям. Для вызова русской документации необходимо установить симулятор и русификатор, запустить Reflex и затем нажать клавишу F1. Тут вы найдете полное описание программы, даже включая объяснение физических терминов, используемых в симуляторе.

 

article26_text_image_4

 Кроме самой программы, на диске находится редактор внешнего вида моделей. Теоретически, пользователь может самостоятельно создавать оригинальные модели для симулятора. К сожалению, редактор внешнего вида и документация к нему не переведена. В интернете есть специальные ресурсы, посвященные созданию моделей для симулятора. Например, на одном из них — RC Helicopter Web есть неплохая статья, посвященная самостоятельному созданию моделей для симулятора Reflex на примере вертолета Raptor 90.

Требования к системе

Минимальные требования, которые предъявляет симулятор к компьютеру следующие:

  • Процессор 1.2 GHz Pentium 4.
  • 256 MB RAM.
  • 1 GBсвободного места на диске.
  • Видеокарта с 32 MB RAM и поддержкой DirectX 8.1
  • CD привод.
  • Свободный USB порт.
  • Операционная система Windows.
  • Передатчик c тренерским разъемом.

Сразу отметим, что «минимальные» требования довольно сильно отличаются от тех, которые нужны для комфортного использования. Впрочем, это не удивительно. Фотореалистичная графика требует немалых ресурсов, если вы, конечно, не собираетесь отключить все эти вкусности в настройках. С другой стороны, любые современные компьютерные игры предъявляют требования ничуть не меньшие, а зачастую даже большие. Так что, как говорится, чтобы жить со вкусом, надо шагать в ногу со временем.

 

article26_text_image_5

Широкомасштабных тестов с использованием различных сочетаний железа, видеокарт, операционной системы и драйверов, демонстрирующих производительность симулятора в зависимости от разрешения экрана и прочих настроек, конечно, никто не проводил. Но в общих чертах, можно сказать, что если у вас Pentium 2.4 GHz с установленной видеокартой GeForce FX5900, то проблем не будет. Если у вас более «скромный» компьютер, то в документации имеется целый ряд советов по оптимизации настроек, направленных на увеличение быстродействия. Для владельцев компьютеров класса high-end тоже имеются советы, позволяющие повысить не только реалистичность и эффект присутствия, но и добиться исключительной плавности симуляции. Сразу видно, разработчики уделили вопросам оптимизации особо пристальное внимание.

Конечно, «high-end» это круто, но эксперименты показали, что симулятор сносно работает даже на последних моделях компьютера с интегрированным видео (чипсет Intel 915G + Celeron 2500MHz + 1Gb RAM). И это при том, что качество графики выбиралось максимальным, при разрешении 1280х1024. Правда, на «плотных» площадках производительность падала до 20 фреймов в секунду, но, не смотря на незначительны рывки фона, модели двигались плавно. И все-таки, скорости интегрированного видео слегка не хватает. А вот в конфигурации Duron 1350MHz + ATI Radeon 9600 (256MB) + 512 MB RAM симулятор «бегает» очень шустро (около 40 фреймов/сек).

 

article26_text_image_6

Как видите, требование к системе весьма умеренные, и видеокарты нужны далеко не самые современные. Единственное, что хочется отметить, для использования панорам максимального качества желательно иметь видеокарту хотя бы со 128 мегабайтами памяти. Тогда остальные требования симулятора будут не столь критичны.

Установка и запуск

Как уже было сказано, установка программы не вызывает никаких проблем. Однако иногда драйвер адаптера приходится ставить вручную. В инструкции достаточно подробно описано, как это сделать. В случае если вы используете ОС Windows 2000 или XP, то, скорее всего, никаких дополнительных действий не потребуется.

При первом запуске программы вам сразу будет предложено откалибровать интерфейс. Программа попросит вас установить все возможные рукоятки и триммеры в нейтральное положение. Далее практически все происходит на автомате. После калибровки необходимо привязать функции управления моделью к тем или иным каналам передатчика. Например, в передатчиках JR, в отличие от Futaba, газ находится на 1-м канале, а руль направления на 4-м. Назначить каналы можно при помощи дополнительного окошка, всплывающего сразу после прохождения процедуры калибрации при первом запуске.

 

article26_text_image_7

Изменить привязку каналов или откалибровать передатчик заново можно в любой момент, выбрав соответствующий пункт в меню «Аппаратура». При осуществлении привязки каналов внимательно читайте подсказки, выдаваемые в нижней части окна «Привязка каналов». Последовательно выполняя указания, вся процедура займет не более минуты, при этом симулятор будет четко настроен на нейтральное положение каждого канала, а так же их расходы (ATV или EPA). Калибровка НЕОБХОДИМА для правильной работы симулятора.

Общие впечатления

Итак, программа запущена, все настроено, можно лететь. Да-а… Графика впечатляет! Программисты постарались на славу. Реалистичные тени и освещение, качество проработки модели и окружающего пространства на высоте. Реализм в действии!

Выбираем самолет, запускаем процесс симуляции (клавиша F4). Разбег очень похож на настоящий. Если покатать самолет по газону, то можно заметить, что более высокая трава притормаживает его движение, т.е. все объекты тем или иным образом влияют на происходящее. Скажем, если вы врежетесь в крону дерева, то самолет будет очень живописно соскальзывать по веткам вниз. Хотя, чтобы при аварии от самолета отделилась более-менее приличная часть надо постараться. В том же Aerofly Pro от модели может отваливаться любая часть, впрочем, пользы от этих графических эффектов никакой. С другой стороны, если вы зацепите хвостовым ротором модели вертолета землю, то он очень реалистично выйдет из строя. При этом такая поломка не будет считаться симулятором фатальной, при должном навыке модель можно успешно посадить, в точности, как и в реальности. То же самое касается поломки шасии, «лыж» модели вертолета и т.п.

 

article26_text_image_8

Из-за высоких аппаратных требований, некоторые компьютеры не в состоянии работать «гладко» с фотореалистичными фонами (см. вкладку «Specifications»). Если ваш компьютер «тормозит», то можно настроить параметры графики и окружения в соответствии с его возможностями. Если ваш компьютер настолько слаб, что вообще не может вытянуть фотореалистичную графику, то в этом случае разработчики предусмотрели, что называется «ход конем». В симуляторе есть встроенный «виртуальный» аэродром, под названием «Сценарий REFLEX с изменяемой позицией пилота». Имеются богатые возможности по его редактированию. Можно менять погоду, туман, холмистость, лесистость. Все это в конечном итоге влияет на скорость работы симулятора. Вы можете даже корректировать высоту травы, включить дополнительные вспомогательные средства ориентации в пространстве. Во время развлечений с параметрами этого меню, обнаружилось, что, например, туман, столь же реален, как это могло бы быть на самом деле.

Немного о моделях. Сначала о тех, без которых невозможно научиться летать. О тренерах. Да, можно сразу загрузить для полетов верткий фан-флай и после нескольких десятков, а может и сотен виртуальных падений овладеть непослушной машиной. Но зачем? Зачем, когда в поставке симулятора имеется очень неплохой тренировочный самолет? Это хорошо известный тренер Kyosho Trainer 40. Летает он очень достойно. От реального тренера практически неотличим. По крайней мере, повадки у него вполне тренерские — неторопливые отклики на управление, стабильный полет, достаточно несложная посадка. Чего еще желать новообращенному пилоту? В принципе после пары-тройки часов управления этим аппаратом можно ну не то, чтобы совсем без опаски, но выйти на летное поле и под присмотром более опытного коллеги попытаться поднять свой самолет в воздух. Навыки управления моделью симулятор вбивает железно. Главное не переусердствовать с авариями. Обратная сторона симуляции – чувство некоторой безнаказанности. Необходимо запомнить раз и навсегда, буквально вбить в собственную память как молитву — КОЛИЧЕСТВО ВЗЛЕТОВ ДОЛЖНО РАВНЯТЬСЯ КОЛИЧЕСТВУ ПОСАДОК. Запускайте каждую виртуальную модель так, как будто это ваш первый и последний самолет. Боритесь за его жизнь. Симулятор позволяет отработать практически все исключительные ситуации. За исключением всяких непредвиденных коллизий, типа отказов аппаратуры и заглохшего, в самый интересный момент, двигателя.

 

article26_text_image_9

После освоения тренера можно переходить к более сложным моделям. В качестве «второго» самолета хорошо подходит Tiger Moth, который очень точно повторяет известную и распространенную модель той же фирмы Kyosho. Как и любая «вторая» модель, он достаточно прост, но в то же время сложнее тренера ровно настолько, чтобы не начинать учиться заново, но при этом получить представление о том, как одна модель может отличаться от другой.

Модели-копии представлены, в основном, тоже киошевскими аппаратами. Это копия тренировочного самолета Американских ВВС времен Второй Мировой Войны, истребителя Р-40 Warhawk, а также пилотажный биплан Pitts Special.

Виртуальные самолеты довольно похожи на свои модельные прототипы. Нам довелось, в свое время, попробовать Питтс в воздухе. Можно сказать — в симуляторе им рулить немного сложнее. И это, в общем, правильно. Полетав на настоящей модели после симулятора, вы скажете: «Надо же, я и не думал, что это настолько просто!».

Нет смысла подробно останавливаться на каждом самолете, входящем в поставку. Их достаточно много, а в некоторых случаях имеются даже различные варианты раскрасок. С вертолетами тоже все очень хорошо.

Важные полезности

Reflex XTR предлагает обширный выбор инструментов первоначального обучения, предназначенных помочь начинающим пилотам приобрести необходимые летные навыки. Новички могут сконцентрироваться на отработке координации рук и зрительного восприятия, фактически не рискуя, и экономя, таким образом, время и деньги. Reflex XTR довольно точно воспроизводит характеристики управляемости модели. Аварии – неизбежная часть жизни любого моделиста, а симулятор – лучшее место для того, чтобы посмотреть из-за чего они происходят.

 

article26_text_image_10

Для многих начинающих пилотов первый полет это полет с инструктором. Reflex реализует нечто подобное. Взять, к примеру, самолеты. Полет можно начинать каждый раз на определенной высоте, как делает это инструктор, предавая ученику управление после взлета. В процессе обучения можно располагать самолет в разных точках площадки, для того чтобы отрабатывать взлет с любого направления и с любого удаления модели относительно места пилота на полосе. Для отработки посадок, вы можете настроить симулятор таким образом, чтобы посадка начиналась на определенной высоте и удалении от полосы. Вы можете включить пунктир траектории типичного захода на посадку. Старайтесь следовать ему. Плохому вы точно не научитесь. Зато, если это войдет в ваше подсознание, то хорошие, безаварийные посадки вам обеспечены.

Возможность изучить новые маневры — одна из важных функций любого симулятора. Особенно, когда есть модели, способные новые маневры исполнить. С этими возможностями в симуляторе Reflex дело обстоит лучше, чем где бы то ни было. Чего стоит хотя бы Torque Roll trainer.

 

article26_text_image_11

Данный режим позволяет постепенно, шаг за шагом освоить этот весьма непростой способ управления моделью. Предлагается начать с самого простого – работы газом. После запуска этого режима вы видите подвешенную в пространстве модель, которую надо удержать на постоянной высоте. На вас возлагается ответственность за работу канала газа. Все остальное компьютер берет на себя.

По мере освоения и уверенного контроля самолета на этом этапе, вы можете подключать по одному все оставшиеся каналы управления в разных комбинациях, и, в конце концов, вам будет предложено повисеть уже самостоятельно. Очень полезная вещь. Так же имеется возможность выбора положения модели — со спины, справа, снизу и так далее.

Есть возможность «прогулок» вокруг висящего самолета. Она включается в режиме Promenade. Наверное, многие видели, как пилот разгуливает вокруг самолета и одновременно контролирует его. Это достаточно непросто, поскольку при этом постоянно меняется угол обзора, привязка к местности становится непостоянной. Тут то вам и пригодится возможность подобной тренировки в симуляторе.

В комплекте поставки есть даже зал для полетов. Этим «пейзажем» не следует пренебрегать ни в коем случае! Ничто так не устанавливает чувство границ полетной зоны, как полеты в зале! Важно сказать несколько слов о зоне полетов. На всех аэродромах имеется так называемая зона безопасности. При залете в эту зону программа мгновенно останавливает симуляцию. И данная функция НЕ ОТКЛЮЧАЕТСЯ! И это правильно! Безопасность людей – превыше всего! С самого начала привыкайте летать не как придется, а правильно, с соблюдением зоны полетов.

Сравнение с другими продуктами

Наряду с Reflex-ом, в настоящий момент на рынке динамично развиваются только 2 продукта — Realflight, который делают американцы, и немецкий Aerofly.

 

article26_text_image_12

Для начала, о точности математического моделирования. В общих словах можно сказать, что движки у всех симуляторов примерно одинаковые, и качество симуляции во всех трех программах очень высокое. Но иногда встречаются накладки в виде неточно «забитых» моделей. Естественно, это касается не примитивных тренеров для новичков, а вариантов для серьезных пилотов.

Так, для Reflex-а выяснилось, что 3D-модели из стандартной поставки не летают в точности как оригиналы. Например, Flip 3D 40 напоминает самолет, у которого одновременно и передняя и задняя центровка. Или та же Katana. От большого самолета ожидаешь солидного полета, но никак не повадок средненького фан-флая. Ситуацию можно исправить, поискав более «правильные» самолеты на сайте www.rc-sim.de (требуется регистрация). Однако повторим, что в целом математика в Reflex-е очень хорошая. Для вертолетов неровностей не обнаружилось, наоборот, по многим параметрам качество симуляции превосходит другие продукты.

Что касается RealFlight G3 (последняя версия), то он на общем фоне несколько разочаровывает. После сногсшибательного успеха RealFlight G2, ожидалось нечто большее. Но сложилось впечатление, что разработчики сильно увлеклись зарабатыванием денег, и упустили момент, когда конкуренты сделали фотореалистичную графику. Так же, разочаровывает тот факт, что большинство моделей «подогнаны». Например, редактируя в симуляторе Realflight тренер, вы никогда не получите из него пилотажный самолет, даже в точности указав все параметры настоящей пилотажки. В то время как в Reflex поведение самолета зависит только от заданных физических параметров, не важно, какую модель вы взяли в качестве базовой для редактирования.

RealFlight G2/G3 – единственный симулятор, который перелагает одновременные полеты посредством сети. Однако сильно обольщаться не стоит. Программа очень требовательна к качеству связи, из-за чего работа по сети недостаточно стабильна. В свое время была идея сделать российский сервер для тренировочных полетов RealFlight. Идея благополучно провалилась, так как ставить дорогое железо, в несколько раз более мощное чем, например, для сервера quake, а так же сажать человека, для того чтобы постоянно перезагружать «падающую» программу желающих не нашлось. Впрочем, хоронить RealFlight явно рано, так как, по большму счету, все продукты развиваются относительно ровно, попеременно обгоняя друг друга. Просто если у вас уже есть RealFlight G2, то переход на RealFlight G3 будет не самым лучшим выбором.

 

article26_text_image_13

Теперь об AeroFly Pro Deluxe. Большое количество слов типа «супер пупер турбо про плюс» несколько сбивает с толку, но тут ничего не поделаешь. Обратите внимание на слово «Deluxe». Оно обозначает самую последнюю версию, которая, как и Reflex XTR, имеет фотореалистичную графику. Не путайте версию Deluxe» с обычной, «просто Pro», которая еще много где продается, но может считаться устаревшей.

Итак, AeroFly Pro Deluxe несомненно очень достойный претендент на роль покупки. Он, пожалуй, не уступает Reflex-у в графике, и вместе с этим не имеет отклонений в моделировании реальных 3D-самолетов. Впрочем, у Reflex-а есть еще козыри. На сегодняшний момент это единственный (!) симулятор, переведенный на русский язык. Русские меню, русские подсказки, русская документация – это, конечно, очень сильно облегчит жизнь новичкам. Кроме того, симулятор в настоящий момент, является своеобразным прорывом в визуализации процесса обучения, обгоняя последние версии и RealFlight и AeroFly.

Итог

Reflex XTR предлагает типичным «пилотам выходного дня» (которых, в принципе, большинство среди летающей братии) достаточно простой способ повысить и сохранить летные навыки, без необходимости проводить многие и многие часы на летном поле. Есть множество обучающих дополнений, типа полетов в сильный ветер с переменными направлениями, со слепящим солнечным светом в глаза, отказами двигателя или механики вертолетов, помех и отказов электроники. Лучше учиться на ошибках, совершаемых в симуляторе, чем каждый раз разбивать модель.

В целом, симулятор производит неоднозначное впечатление. Несомненно, сама задумка, выше всяких похвал, однако процесс первоначальной настройки несколько сложен для рядового пользователя. От вас, местами, может потребоваться хорошее знание компьютера, для того чтобы правильно настроить симулятор. Но зато потом, когда дело дойдет до полетов, он вас не разочарует!

Минусы:

  • Нет отдельного пульта. Управление предусмотрено только от вашего собственного передатчика.
  • Необходимо отдельно покупать переходник для вашей модели аппаратуры.
  • Излишне сложная настройка. Видно, что разработчики старались, но еще есть над чем поработать в смысле упрощения интерфейса.
  • Недостаточно точные модели 3D-самолетов.

Плюсы:

  • Фотографическое качество изображения.
  • Полностью русифицированная версия.
  • Исключительно высокий «эффект присутствия».
  • Большие дополнительные возможности для обучения и отработки новых фигур.
  • Отличная математическая модель.
  • Хороший выбор дополнительных моделей в интернете.

Несомненно, симулятор – необходимый инструмент каждого авиамоделиста, вне зависимости от его уровня и опыта. ем не менее, ни один, даже самый лучший в мире симулятор, каким бы реалистичным он ни был, никогда не заменит моделисту настоящих полетов!

Удачи!


 

Алексей Горбунов (lyoha), Антон Павлов (Toxa)
По материалам сайта RcDesign

Мой блог находят по следующим фразам

За
Против
Рейтинг статьи: 4
Спб, метро Пионерская, Богатырский пр. дом 4,
Спб, метро Звенигородская, ул. Марата дом 86,
Написать нам: Поддержка
©ModelsWorld, 2005 - 2017. All rights reserved.
Яндекс.Метрика