Здравствуйте, уважаемые читатели! В прошлой статье мы закончили раскраску фигуры Лидии Литвяк. В работе над миниатюрами всегда есть два пути - установить фигуру на диораму, привязывая ее, таким образом, к местности, или сделать для нее отдельную подставку.
Сегодня мы рассмотрим именно второй вариант.Сейчас в модельных магазинах можно найти уже готовые подставки под модели, но что, если необходимо сделать пару десятков подставок или нужно сделать что-то свое?
Именно так я и подумал, когда решил сделать подставки под фигуры пилотов разных стран. Итак, начнем.
Первое, что нам стоит решить - из какого материала и какой формы будет подставка.На мой взгляд, если Вам необходимо создать большое количество одинаковых подставок, легче всего это сделать из листа фанеры толщиной 0.8 - 1.0 мм. Такая толщина, с одной стороны достаточно прочна и массивна, а с другой - не слишком велика и не затмит модель. Для примера я воспользуюсь остатком от старых поделок.
Теперь необходимо разобраться с формой будущей подставки - с одной стороны, подставка с прямой гранью легче в изготовлении, чем с дугообразной. Однако круглая, овальная или даже линзообразная смотрятся интереснее и зрелищнее. Я решил использовать золотую середину - круглую - ее легче всего начертить, и фигура на никогда не будет смотреться криво.
Теперь надо решить, какой размер подставки использовать. Здесь также важно не ошибиться - слишком маленькая подставка не оставит места для покрытия и может быть неустойчивой, а слишком большая будет отвлекать внимание от миниатюры и займет слишком много место. На мой взгляд, наиболее подойдет такой метод расчета размера - наибольшее измерение подставки не должно быть больше, чем 4/5 высоты фигуры. Наиболее простой способ узнать эту высоту без калькулятора - возьмите высоту от ступней до середины груди.
В моем случае это будет 40 мм. Теперь берем циркуль - или обычный, или штангель - и рисуем границы будущей подставки.
А теперь нам остается вспомнить уроки труда в средней школе и вооружиться лобзиком. Здесь советы от меня будут откровенно излишни. Скажу лишь, что лично я забыл одну важную вещь - заготовку надо рисовать вплотную к краям плашки, чтобы, во первых, меньше пришлось пропиливать, и во-вторых, так можно будет сделать больше подставок из одной плашки.
Тем не менее, после часа истязания и ругани, я выпилил и зачистил подставку.
Теперь пришла пора тщательно зачистить как аверс , так и реверс. это поможет нам, когда мы будем наносить покрытие.
Сама заготовка готова. Будем посмотреть, шо нам с нее надо)) Это означает, что сейчас необходимо решить, как должна выглядеть подставка, что она будет изображать. Поясню свои слова в применении к моей модели. Вряд ли морской летчик, взлетающий с авианосца, будет органично смотреться на травяном покрытии, и наоборот.
Рассмотрю три наиболее популярные типа покрытия, которыми я часто пользуюсь. Это трава, земля и взлетная палуба (или не взлетная - решать вам).
Начнем с травы. Для ее имитации нам понадобятся заготовка ( 1 шт.) кисть для краски ( 1 шт) Зеленая эмалевая или масляная краска ( 1 шт.) Пакет с флоком - специальной травой для моделей ( 1 пакет) и флокатор ( 1 шт. опционально)
Итак, поясню, что для чего я беру.
Флок - это имитация травы. Он представляет собой мелко нарезанные ( от 0.3 до 40 мм) отрезки искусственного волоса, окрашенного в цвета различной растительности.
В нас есть 2 варианта нанесения этой травки:
Первый - просто взять щепотку флока и припорошить им заготовку, предварительно нанеся на нее бесцветный клей. Минусы этого варианта в том, что трава в основном будет "лежать", и не будет смотреться выгодно.
Второй вариант предполагает использование флокатора - это специальное устройство, которое заставляет траву "вставать" с помощью электричества. ( Хотя при помощи электричества и я бы встал)) Минус у этого способа тоже есть - цена прибора колеблется в районе 10 - 15 тысяч рублей.
В любом случае, перед нанесением травы нужно подготовить поверхность - так как траву очень сложно сделать достаточно густой, чтобы сквозь нее не было видно дерево, необходимо придать дереву другой оттенок. Я воспользовался обычной зеленой краской.
сильно прокрашивать здесь не обязательно - трава и частично фигурка скроет огрехи.. Теперь нанесем клей и присыплем все флоком.
Вот и все) Подставка готова. Теперь остается немного добавить грунта с боков и установить фигурку.
Второй вариант подставки несколько похож на первый и несомненно легче его. Это вариант с грунтом.
Как и с первым случаем, в самом начале у нам лишь круглая заготовка. Еще нам понадобится клей и имитация грунта. В качестве я воспользуюсь цианоакрилатным клеем от фирмы ZAP
Для имитации земли я воспользуюсь специальным средством от отечественной фирмы KAV - Осенняя земля.
Нанесем тонкий слой цианоакрилата и размажем его плоской поверхностью (например, куском картона)
Теперь можно аккуратно, но обильно насыпать землю - излишки после просто сдуваются или стряхиваются.
После высыхания аккуратно обработаем ребро нашей "монетки" с помощью наждачной бумаги с 1500 зерном.
Теперь можно устанавливать фигуру.
Точно таким же образом можно использовать другую имитацию от той же фирмы - гравий.
С фигуркой это будет выглядеть примерно так:
Теперь перейдем к последнему и, на мой взгляд, самому интересному способу - имитации дощатой палубы.
После подготовки заготовки мы наносим продольные линии, имитирующие края досок. Размер Вы подбираете сами, исходя из реальных размеров и масштаба. Например,20 см реальной доски на авианосце типа Дзуйкаку превращаются для масштаба 1:32 в 6 миллиметровую имитацию.
Далее в произвольном месте нанесем на каждую вторую "доску" перпендикулярную линию. Это будут поперечные стыки досок.
Берем в руки нож и аккуратно делаем насечку по нанесенным линиям. Таким образом, доска приобретает рельеф.
Теперь необходимо выделить этот объем. Для этого идеально подойдет хорошо заточенный простой карандаш средней твердости. Мягкий лучше не использовать - он выделит не только впадину, но и вылезет за ее края.
Теперь самое вкусное - мы берем шкурку, кладем ее абразивной частью вверх и снимаем с ее помощью верхний слой с заготовки. Почему именно так, а не иначе? Этот способ позволяет снимать верхний слой максимально ровно. Главное - следить, что бы поверхность стола была ровной.
Легкие следы от грифеля на поверхности "палубы" не должны нас смущать - мы ведь на боевом корабле.
Теперь пришла пора нанести лак.
Я предпочитаю использовать обычный мебельный лак - его износостойкость и богатый выбор оттенком меня крайне вдохновляют. Для начинающих моделистов поясню один тонкий момент - лучше всего использовать широкую мягкую кисть - это позволит вам наиболее легко нанести лак тонким слоем.
Подставка готова, и наш самурай ее вполне одобряет. Наверное.
Ну что же, на этом я хочу попрощаться с вами. До новых встреч, и удачной сборки!