«Иктинео» паровая подводная лодка!

«Иктинео»: паровая подводная лодка!Немногие изобретения викторианской эпохи обладают красотой и очарованием «Иктинео» – серии из двух деревянных подводных лодок, которые построил во второй половине девятнадцатого века Нарсис Монтуриоль и Эстаррол.

В отличие от получивших более широкую известность ранних подлодок, созданных его современниками в Германии, Франции и Соединенных Штатах, подводные лодки, которые удалось построить этому каталонскому изобретателю, были безупречны в работе.
«Иктинео II» была первой в истории подводной лодкой, работавшей на двигателе сгорания. В этом она намного опередила свое время: позднее подобные модели появились лишь в сороковых годах двадцатого века. К сожалению, обе подлодки в конце концов оказались на свалке, а Монтуриоль умер в нищете, всеми забытый.

«Рыба»

Лодка Монтуриоля «Иктинео» (от греческих слов, означающих понятия «рыба» и «корабль») была спущена на воду в бухте Барселоны в 1859 году и сразу имела успех. Монтуриоль, не имевший академического образования, стал местной знаменитостью. Подводная лодка, изготовленная из оливкового дерева, с опорами из дуба и обшивкой из меди толщиной два миллиметра, имела в длину всего 7 метров, а внутри ее едва хватало места для капитана и четверых членов экипажа, которые приводили судно в движение, вращая коленчатый рычаг.

«Иктинео»: паровая подводная лодка!

Несмотря на свой не слишком высокотехнологичный внешний вид, «Иктинео» была настоящим чудом, продуктом сложных технических идей, на десятилетия опережавшим свое время. Судно имело двойной корпус, состоявший из сферической внутренней оболочки, выдерживавшей давление воды, и наружной оболочки, которая напоминала по форме рыбу, защищала подлодку, и обеспечивала рулевое управление и гидродинамику.

Между двумя оболочками корпуса размещались четыре балластных резервуара , управляемых из кабины клапанами: эти клапаны могли использоваться для впуска внутрь воды или нагнетания воздуха. Во время вождения, шаг регулировался за счет груза, который можно было перемещать вдоль специальной штанги. Такое микро-регулирование плавучести позволяло «Иктинео» с исключительной точностью управлять глубиной погружения, что оставалось в ту пору недостижимым для других субмарин.

«Иктинео»: паровая подводная лодка!

При свете свечи

Монтуриоль придавал особое значение безопасности. Помимо двойного корпуса, была также предусмотрена возможность мгновенного сброса балластов, что позволяло в экстренной ситуации быстро всплыть на поверхность. На боку, сверху и на носу лодки были выполнены стеклянные порты, которые вдавливались в корпус давлением воды, что практически исключало вероятность течи.
Внутри источником освещения лодки была свеча: она забирала на себя часть драгоценного кислорода, но в то же время могла служить надежным индикатором содержания кислорода в атмосфере подлодки. Монтуриоль демонстрировал свою подводную лодку 59 раз, и ни разу не наблюдалось никаких неблагоприятных происшествий. Лодка могла оставаться под водой в течение 2 часов и погружаться на глубину до 20 метров.

Подводная гребная лодка

Монтуриоль был не первым, кто сконструировал субмарину. Голландец Корнелиус Якобсон Дреббель построил несколько замечательных судов в период с 1620 по 1624 годы на основе нереализованных планов английского инженера 16 века Уильяма Борна. По существу, судно представляло собой подводную гребную лодку, заключенную в обтянутый кожей деревянный каркас. В своем окончательном варианте, лодка имела 6 весел, могла перевозить 16 пассажиров и оставаться под водой в течение 3 часов, проплывая по Темзе 5 километров на глубине 5 метров.

«Иктинео»: паровая подводная лодка!
Подводная лодка Фултона «Наутилус»

Легенда:
AB. Корпус лодки (эллиптический), CD. Металлический киль, EE. Насосы, F. Металлическая вышка для управления герметизацией, G. Большая переборка, H. Винт, I. Вертикальный руль, L. Горизонтальный руль, M. Ось для L., N – механизм для работы L., O. Горн, P. Торпеда, Q. Днище судна.
Роберт Фултон – американец, живший в то время во Франции, успешно сконструировал лодку «Наутилус», которую начал испытывать в водах Сены в 1800 году (см. рисунок выше). Эта лодка могла оставаться под водой в течение 5 часов за счет использования сжатого воздуха. Германский изобретатель Вильгельм Бауэр спустил на воду свои лодки «Брандтаухер» (в 1850 году), и «Зеетойфель» в 1856 году (обе эти лодки затонули). В 1863 году американский изобретатель Хорас Ханли (через несколько лет после Монтуриоля) спустил на воду лодку «Х.Л. Ханли»: это была первая подводная лодка, потопившая вражеский военный корабль (и первая подлодка, которая трижды тонула сама; при этом погибло 25 человек).

Двигатели

При всех своих технических достижениях, выгодно отличавших лодку «Иктинео» от многих подводных лодок того времени, она все же имела те же основные недостатки, которые были свойственны в ту пору многим подлодкам: ограниченность радиуса передвижения (что было обусловлено ограниченным запасом воздуха) и очень низкую скорость. Все ранние подлодки приводились в движение мускульной силой человека, что делало их крайне медлительными.

На «Наутилусе» был предусмотрен парус, но, по очевидной причине, он мог использоваться только при передвижении на поверхности. Под водой судно приводилось в движение червячным винтом, который приходилось вращать вручную. На «Иктинео» использовался педальный привод: для того, чтобы лодка могла достичь скорости 1 миля в час, требовались усилия 4 мужчин (примерно такую же скорость развивала подводная гребная лодка, спроектированная тремя столетиями раньше). Такой скорости не всегда хватало для того, чтобы преодолевать влияния течений и приливов.

«Иктинео»: паровая подводная лодка! «Иктинео»: паровая подводная лодка!

После того как лодка «Иктинео I», во время стоянки в порту Барселоны, была протаранена грузовым судном, Монтуриоль решил создать субмарину более внушительных размеров, которая приводилась бы в действие энергией пара. «Иктинео II», вдвое превосходившая в длину «Иктинео I», была спущена на воду в 1864 году (с ручным приводом) и в 1867 году (с паровым приводом). Она стала первой в мире подводной лодкой, работавшей на двигателе сгорания.

В то время считалось, что обеспечить работу парового двигателя под водой практически невозможно, так как он потреблял бы весь кислород и превратил бы корабль внутри в настоящую печь. Чтобы решить эту проблему, Монтуриоль изобрел химическую печь, принцип работы которой был основан на реакции между хлоратом калия, цинком и двуокисью марганца: в результате этого процесса, вырабатывалось количество тепла, достаточное для кипячения воды для работы парового двигателя. Более того: в результате реакции, в качестве побочного продукта вырабатывался кислород!

«Иктинео»: паровая подводная лодка!

Шноркель

Монтуриоль успешно преодолел два основных препятствия, стоявших перед изобретателями подводных лодок – проблемы запасов воздуха и механической тяги. По сути, он разработал прототип анаэробной (воздухонезависимой) двигательной системы, которая нашла потом свое воплощение только в сороковых годах 20 века – с появлением турбины «Вальтер» в Германии, и наконец – с созданием первой в мире атомной подводной лодки – «Наутилус».

«Иктинео II» была первой в своем роде подлодкой, которая сама вырабатывала кислород для собственных нужд, без потребности в регулярном всплытии или использования шноркеля – как на «Наутилусе». Парадоксальным образом, имя Монтуриоля, никогда не патентовавшего свои идеи, отсутствует во многих работах по истории развития подводных лодок.

Из-за огромных объемов оборудования, установленного на борту судна, в подлодку, которая изначально рассчитывалась на экипаж из 20 человек, смогло поместиться всего двое. «Иктинео II» демонстрировалась почти двадцать раз – и всякий раз без каких-либо проблем. Она могла оставаться под водой в течение восьми часов и погружаться на глубину 50 метров. По расчетам Монтуриоля, максимально возможная глубина погружения составляла 500 метров, но он предпочел не рисковать и не решился опускать лодку на такую глубину.

В 1868 году – вскоре после своего спуска на воду, революционная субмарина «Иктинео II», как и ее предшественница, были конфискованы судоверфью и отправлены на свалку. Объяснялось все просто: у Монтуриоля не было денег на оплату счетов.

Искатели кораллов

В то время как его конкуренты создавали подлодки для военного применения, Монтуриоль мечтал совсем о другом. Будучи коммунистом, революционером и утопистом, он видел в своем изобретении один из способов улучшить жизнь рабочего класса. Став однажды свидетелем того, как в приморской деревне Кадакес утонул ловец кораллов, Монтуриоль подумал о том, что его подводная лодка могла бы превратить добычу кораллов в гораздо более безопасное дело. «Иктинео II» оборудовали рычагами для поднятия предметов с морского дна. По другим источникам, Монтуриоль рассматривал свою подлодку как инструмент для исследования морских глубин и в качестве пассажирского транспортного средства.

«Иктинео»: паровая подводная лодка!

После безуспешных попыток найти независимые источники финансирования своих проектов, Монтуриоль попытался продать свое изобретение военным. В последней отчаянной попытке привлечь инвестиции из Мадрида, он установил на «Иктинео II» пушку, но испанский королевский двор с подозрением отнесся к «деревянной рыбе» и не выразил готовности вкладывать в нее деньги. Что касается других стран – там в то время не видели больших перспектив для использования подводных лодок: их применение противоречило принятому тогда неписаному военному этикету.

Американцы

Узнав из газет о гражданской войне в США и попытках американцев создавать подводные лодки, Монтуриоль попытался продать свое изобретение им, но – к несчастью для него – прежде чем могло быть принято какое-либо решение, гражданская война в Америке закончилась.

По иронии судьбы, всего через 30 лет испанский флот будет уничтожен американцами в ходе войны за Кубу, что подведет окончательную черту под 400-летней историей Испании как мировой державы. Испанские суда были неизмеримо хуже кораблей американского флота. Теоретически, будь у испанцев подлодки, история могла бы развиваться совсем по-другому.

Копии

Копии обеих подводных лодок выставлены в Барселоне: «Иктинео I» можно увидеть в саду Морского музея, а «Иктинео II» - в городской бухте (обе лодки изображены на рисунках выше).

«Иктинео»: паровая подводная лодка!

Автор - Крис де Декер.

Перепечатка и публикация на других ресурсах
возможна с разрешения администрации сайта
и обязательной ссылкой на ресурс.
Контакт webmaster@modelsworld.ru

Мой блог находят по следующим фразам

← Мастерская Modelsworld