Добро Пожаловать в "Мир Моделей"
Спб, метро Пионерская, Богатырский пр. дом 4,
Спб, метро Звенигородская, ул. Марата дом 86,
Написать нам: Поддержка
8-812-3350685
городской номер
в Санкт-Петербурге
8-800-3330685
междугородный по РФ
(звонок бесплатный)
Аппаратура

Обзор гироскопов CSM


Чем знаменита компания CSM ? Прежде всего, своим симулятором моделей самолетов и вертолетов который, по мнению многих моделистов, является лучшим по качеству симуляциии. Среди моделистов-вертолетчиков компания также известна как производитель качественных гироскопов для всех классов моделей вертолетов. Тот факт, что первый гироскоп с функцией удержания балки ( heading hold ) был предложен именно этой фирмой, уже говорит о многом.

Обзор линейки гироскопов CSM

Фирма CSM выпускает гироскопы для всех классов вертолетов, начиная от электрических микровертолетов и заканчивая большими спортивными моделями. Условно, гироскопы можно разделить на три основные группы:

  1. Простые гироскопы для микромоделей, вертолетов начального уровня. Подходят для простых электрических вертолетов, вертолетов с ДВС небольшой кубатуры (.30 класс).
  2. Гироскопы промежуточного класса для вертолетов среднего уровня. Все гироскопы имеют функцию heading lock и канал управлению чувствительностью. Предназначены для вертолетов .30-.60 класса, электровертолетов (кроме микро). Гироскопы этой группы, в настоящее время, замещаются более совершенными моделями из 3-ей группы.
  3. Гироскопы hi-end класса для продвинутых пилотов и сложных моделей. Эти гироскопы имеют улучшенный механизм удержания хвостовой балки smart lock, а так же ряд дополнительных функций.

В группу простых гироскопов входят:

article52_text_image_1

  • ICG 180. Гироскоп начального уровня, без функции heading lock и без возможности управления чувствительностью с передатчика. Очень простой, и, судя по отзывам, надежный гироскоп. Самый дешевый из всей линейки. Годится для установки на вертолеты .30 класса и на электрические модели. В micro -версии (LG180) может быть установлен на микровертолеты типа hornet , piccolo и им подобные.
  • ICG 200. Гироскоп начального уровня, с функцией heading lock , без возможности управления чувствительностью с передатчика. Так же, очень простой, надежный и дешевый гироскоп. Рекомендуется для установки на вертолеты .30 класса. Имеет встроенный фильтр управляющих сигналов, что особенно ценно при использовании совместно с PPM приемниками. Имеется также micro -версия (LW200).

Представители промежуточного класса:

  • ICG 360 . Гироскоп имеет интерфейс для программирования с персонального компьютера (встроенные экспоненты, полетные режимы). Интерфейс позволяет произвести «тонкую настройку» гироскопа под конкретную модель, со всеми ее особенностями.
  • ICG 400 . В настоящее время больше не выпускается.
  • ICG 540 . Улучшенная версия ICG 360. Имеет сходные параметры, кроме того, поддерживает цифровые сервомашинки.

Hi-end гироскопы:

  • SL420. Является удешевленной версией гироскопа SL 560, имеет сходные с ним параметры и функции, за исключением компьютерного интерфейса, и как следствие, возможности программировать полетные режимы.
  • SL 560. Самый продвинутый гироскоп во всей линейке. Выпускается в двух вариантах: обычном и micro . Подходит для установки на любую модель вертолета, начиная от микровертолетов и заканчивая спортивными чемпионскими моделями. На его описании мы остановимся более подробно.

Это дешевые гироскопы начального уровня, предназначены для установки на небольшие модели вертолетов, на электрические и, в исполнении “ lite weight ”, на микровертолеты.

article52_text_image_2

ICG 180 и ICG 200 — самые простые гироскопы из всей линейки, даже не имеют функции управления чувствительностью с передатчика. Настройка чувствительности обоих гироскопов производится с помощью небольшого потенциометра на корпусе. ICG 180 работает только в режиме conventional и не имеет функции heading hold , а ICG 200 – поддерживает heading hold.

В варианте LW , то есть “ light weight ” – эти гироскопы являются лучшими для микровертолетов типа hornet , piccolo и им подобным по соотношению цена/качество и весу.

CSM ICG360, ICG540

В настоящее время, эти гироскопы заменяются более совершенными SL 420 и SL 560. По своим основным функциям они практически не отличаются от новых моделей. Основные отличия – во внутренней начинке, программном обеспечении.

Конечно, набор функций от модели к модели слегка меняется. Например, ICG 360 не поддерживает цифровые сервомашинки. Но эти изменения не затрагивают основные функции, такие как наличие полетных режимов, настройка параметров с помощью персонального компьютера, управление чувствительностью через дополнительный канал и так далее.

Программное обеспечение для компьютерного интерфейса ICG 360 и ICG 540 работает только в DOS . Windows -версия для этих гироскопов не поставляется. К проблемам программного обеспечения компьютерного интерфейса мы еще вернемся при рассмотрении SL 560.

article52_text_image_3

Гироскоп SL 420 является удешевленной версией SL 560. По сравнению с последним, имеется всего два отличия: SL 420 не бывает в исполнении “ micro ” и у него отсутствует возможность настраивать гироскоп с помощью компьютера. По остальным параметрам, этот гироскоп полностью идентичен SL 560, рассматривать его отдельно не имеет смысла.

Гироскоп SL 560 замыкает линейку гироскопов фирмы CSM . Буквы SL в названии гироскопа обозначают функцию “ smart lock ”, По заявлению производителя, эта функция – улучшенный вариант heading hold . Улучшения касаются внутреннего устройства и алгоритмов, принципиальных функциональных отличий нет, «на глаз» разницы тоже не видно.

Модель выпускается в двух вариантах: «обычном» и «микро». «Микро» гироскоп обладает всеми достоинствами «полноразмерной» модели, кроме того, размер 24 x 24 x 20 мм и вес всего 11 грамм, позволяет применять этот гироскоп на любой модели вертолета, начиная от микро моделей piccolo , hornet и им подобных, и заканчивая моделями .90 класса и бензиновыми вертолетами. Гироскоп SL 560 выполнен единым блоком: датчик и контроллер находятся в одном корпусе, в отличие, например, от старших моделей гироскопов futaba : GY 502 и GY 601. С одной стороны, это менее удобно для настройки (к этому вопросу мы еще вернемся), с другой – это позволяет уместить устройство в такой маленький корпус.

Гироскоп совместим с сервомашинками всех основных производителей аппаратуры: jr , futaba , hitec , sanwa , graupner , robbe . Рекомендуется использовать совместно с гироскопом наиболее быстрые машинки, имеющие скорость 0.12с на 60 градусов и менее. Использование медленных серво допускается, но существенно снижает производительность гироскопа. CSM SL 560 поддерживает цифровые машинки, работающие со скоростью 250 импульсов в секунду и более. Использование серв данного типа рекомендуется производителем. Для использования цифровой машинки требуется переключение специальной настройки. Текущий режим серво отображается на индикаторе гироскопа. Гироскоп работает в диапазоне напряжений от 4.1 до 7.2 вольт.

Что нового в SL560?

На этом гироскопе есть смысл остановится поподробнее. Эта самая последняя модель, зная о которой, вы сможете составить себе представление о всех предыдущих.

article52_text_image_4

Компания CSM предлагает целый ряд функций, которые отличают ее гироскопы от аналогичных устройств других производителей, например, гироскопов фирмы Futaba :

Полетные режимы — основным нововведение, аналогично настройкам полетных режимов в передатчике. Гироскоп позволяет запрограммировать два режима с различными параметрами чувствительности ручек, экспонент и так далее, например, для режимов normal и idle , и управлять их переключением с передатчика с помощью тумблера управления чувствительностью. Данное нововведение имеется только в гироскопах CSM с возможностью управления чувствительностью с передатчика и имеющих компьютерный интерфейс.

Функция quick — trim , позволяющая скорректировать пред-компенсацию хвостового ротора. Выполняя висение в спокойных условиях имеется возможность «запомнить» положение машинки и в последствии скорректировать механическую настройку. Пользоваться этой функцией надо очень аккуратно (желательно иметь достаточный опыт пилотирования).

Встроенная экспоненциальная чувствительность сигнала управления. Функция предназначена, в основном, для передатчиков, не имеющих настройки отдельных полетных режимов, и позволяет установить разные значения экспонент для двух полетных режимов, запрограммированных непосредственно в гироскопе.

Фильтрация управляющего сигнала. Гироскоп фильтрует шумы во входном сигнале, уменьшая таким образом влияние помех на работу гироскопа. Прежде всего, эта функция предназначена для пользователей PPM приемников. Это особенно существенно при использовании данного гироскопа совместно с миниатюрными приемниками в моделях микровертолетов.

Настройка с персонального компьютера. На корпусе гироскопа расположены лишь разъемы и несколько светодиодов. Все настройки производятся либо с передатчика, либо с компьютера через специальный интерфейсный кабель. Программное обеспечение CSM может использоваться не только для ввода параметров, но и как мощное средство диагностики, позволяющее проверять работу гироскопа, контролировать текущие параметры и так далее.

Независимые настройки чувствительности останова балки справа и слева. Эта функция позволяет увеличить производительность гироскопа, тщательно настроив его под параметры конкретной модели. А именно, увеличить точность и скорость остановки балки, сделать ее одинаковой при выполнении пируэтов в обоих направлениях.

Настройка гироскопа

Основная настройка гироскопа состоит из трех частей:

  • Выбор направления работы гироскопа. Этот параметр зависит от направления вращения основного ротора и особенностей конструкции хвостового ротора. Ошибка настройки данной опции приводит к неуправляемости вертолета по курсу сразу после отрыва от земли. Будьте особо внимательны при установке!
  • Выбор типа сервомашинки: обычная либо цифровая. Цифровая машинка будет правильно функционировать в любом случае; работа в «обычном» режиме лишь снижает ее эффективность. Стандартная машинка при включении в «цифровом» режиме ведет себя неадекватно и даже может выйти из строя.
  • Установка ограничения хода рулевой машинки. Недостаток хода сервомашинки приводит к низкой эффективности управления по курсу, а так же к плохим характеристикам удержания хвостовой балки.

Гироскоп SL 560 позволяет быстро настроить все три пункта с помощью одной процедуры. Эта функция, или режим, называется quick — setup . Режим quick — setup состоит из трех шагов: три основные настройки гироскопа, перечисленные выше, в том же порядке. Переход от одного шага к другому осуществляется СТРОГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО, одиночным переключением тумблера управления чувствительностью на аппаратуре. Изменение параметров осуществляется с помощью ручки руля направления ( RUDDER ). Более подробно процедура описана в документации гироскопа.

Данная процедура быстрой настройки характерна для старших моделей гироскопов CSM (начиная с ICG 400). В младших моделях есть лишь реверс, переключаемый микропереключателем, впрочем, в модели ICG 360 имеется компьютерный интерфейс, который позволяет менять настройки гироскопа в более широких пределах.

Возможности компьютерного интерфейса

В моделях ICG 360, ICG 540 и SL 560 имеется интерфейс для связи с PC . На корпусе гироскопа есть гнездо для подключения специального кабеля. Вместе с кабелем так же поставляется специальное программное обеспечение для DOS и Windows , которое обеспечивает связь с гироскопом, просмотр и редактирование различных параметров.

Какие преимущества дает PC Interface:

  • Доступность всех настроек гироскопа в наглядном, простом для изучения и модификации виде.
  • Настройка полетных режимов.

Несмотря на очевидные преимущества, PC Interface у CSM имеет несколько недостатков. В основном, недостатки касаются удобства использования, а не функциональности, однако, ограничения, связанные с невозможностью использования PC Interface довольно существенны.

Недостатки реализации PC Interface у CSM:

  • Кабель подключается к параллельному порту, таким образом, DOS -версия программы не будет работать в Windows XP без специального вспомогательного софта, а windows -версия может конфликтовать с некоторыми драйверами принтеров, о чем разработчик честно предупреждает. Это не означает, что проблемы непременно возникнут, просто это надо иметь в виду.
  • Для работы с гироскопом с компьютера, необходимо, чтобы на гироскоп было подано питание. В случае, если гироскоп уже смонтирован на модели возникают трудности. Необходимо включить передатчик, борт модели, затем соединить модель с компьютером (в случае, если компьютер типа desktop — залезть под стол воткнуть разъем, предварительно отключив принтер), после чего можно работать. Включать модель вертолета со сложенными лопастями противопоказано, так как могут погнуться тяги или поломаться машинки. Можно себе представить общую громоздкость сооружения.

Сравнение с гироскопами Futaba

Наиболее распространенными в нашей стране, а так же сходными по своим характеристикам, являются гироскопы фирмы Futaba . Рассмотрим их в сравнении с гироскопами CSM более подробно. Базовые гироскопы весьма похожи по функциям и характеристикам, так что тут вам наверное будет иметь смысл обращать больше внимания на цену. А вот что касается последних моделей, тут есть смысл разобраться поподробнее.

Futaba GY401

Все три основные настройки в GY 401 выполняются с помощью переключателей и потенциометра на корпусе гироскопа. В сравнении с SL 560 можно отметить следующие преимущества и недостатки:

Преимущества GY 401:

  • Наглядность. Установку ATV , например, можно проверить «на глаз», взглянув на положение потенциометра.
  • Возможность устанавливать каждый параметр отдельно, в любом порядке

Недостатки GY 401:

  • Попадание пыли и грязи в микропереключатели и потенциометр.
  • Больший вес, особенно по сравнению с версией micro .
  • Неудобство настройки, в случае установки гиро в труднодоступном месте. Для настройки SL 560 необходимо лишь видеть лишь его индикаторы (например, сквозь фонарь), и хвост вертолета.

Преимущества SL560:

  • Наличие программируемых «полетных режимов».
  • Наличие компьютерного интерфейса для тонкой настройки гироскопа.

Futaba GY502 и GY601

В отличие от гироскопов CSM , которые выполнены единым блоком, топ-модели гироскопов Futaba имеют два корпуса: датчик, и контроллер с ЖК экраном и органами управления. Оба варианта имеют как преимущества, так и недостатки.

Преимущества GY502 / GY601:

  • Наглядность, и дополнительная информативность, которую обеспечивает ЖК дисплей.
  • Возможность редактирования любых настроек гироскопа, в том числе дополнительных, а не только общие функции, в любом порядке, без подключения к компьютеру.
  • Использование в GY601 специальной сервомашинки с выдающимися характеристиками. Необходимо отметить, что в настоящее время появились цифровые сервомашинки со сходными характеристиками, доступные для применения как в SL560, так и GY502.
  • Заводские установки подобраны очень тщательно, гироскопы отлично работают с настройками по умолчанию на вертолетах .30 и .60 и .90 класса.

Недостатки GY502 / GY601:

  • Большой вес, который ограничивает применение этих гироскопов. В частности, они абсолютно не применимы в микровертолетах, в то всемя, как SL 560 micro является универсальным устройством для вертолетов всех типов.
  • Контроллер гироскопа довольно хрупкий.

Преимущества SL560:

  • При подключении к компьютеру с помощью PC Interface , становятся доступными все настройки гироскопа SL 560 в доступном для понимания и удобном для редактирования виде.
  • Для наиболее популярных моделей вертолетов, фирма CSM предлагает тщательно подобранные параметры для загрузки в гироскоп через PC Interface . Например таких, как raptor .50.
  • Наличие двух произвольно настраиваемых полетных режимов. По умолчанию один из этих режимов – с включенной функцией smart lock , а другой – с выключенной (режим conventional gyro ). Однако, ничто не мешает запрограммировать оба режима на работу в режиме smart lock , но при этом с различными параметрами встроенных экспонент и так далее и привязать переключение этих режимов к переключению полетных режимов на передатчике.
  • Возможность тонкой настройки гироскопа через PC Interface , управляя различными параметрами, недоступными для редактирования в гироскопах Futaba . С другой стороны, изменение этих параметров без должного понимания может значительно ухудшить параметры гироскопа. Имеется опция загрузки настроек по умолчанию.

Общее впечатление от CSM SL560

Недостатки:

  • Подавляющее большинство настроек, за исключением самых основных, доступно только с PC . Для соединения с PC , гироскоп должен быть включен, а это не очень удобно: требуется устанавливать модель рядом с компьютером. Так же затрудняется коррекция настроек в поле: необходим компьютер типа notebook .
  • Не допускается использование гироскопа с простейшими аппаратурами, не имеющими отдельного канала для управления чувствительностью. Справедливости ради, надо отметить, что 99% современных аппаратур, применяемых на моделях вертолетов, имеют такой канал.

Достоинства:

  • Низкая цена, по сравнению с топ-моделями гироскопов других фирм.
  • Гибкость настроек, возможность легкого обмена настройками, наличие готовых настроечных файлов под конкретные модели.

Выводы

На сегодняшний день, линейка гироскопов фирмы CSM полностью удовлетворяет всем потребностям моделистов-вертолетчиков по основным параметрам: надежности и эффективности, по уровню сложности и наличию встроенных функций, по применению на разных классах вертолетов.

Фирма CSM предлагает новые уникальные функции, отсутствующие в гироскопах других производителей. Например, программирование полетных режимов. При этом стоит отметить более низкую цену, по сравнению с аналогами других фирм.

Надо отметить повышенное внимание фирмы CSM к владельцам микровертолетов: выпускается целых три гироскопа разного уровня сложности, выполненных в micro и light weight исполнении.


 

Автор — Антон Павлов
По материалам сайта RcDesign

Мой блог находят по следующим фразам

За
Против
Рейтинг статьи: 0
Спб, метро Пионерская, Богатырский пр. дом 4,
Спб, метро Звенигородская, ул. Марата дом 86,
Написать нам: Поддержка
©ModelsWorld, 2005 - 2017. All rights reserved.
Яндекс.Метрика