Добро Пожаловать в "Мир Моделей"
Спб, метро Пионерская, Богатырский пр. дом 4,
Спб, метро Звенигородская, ул. Марата дом 86,
Написать нам: Поддержка
8-812-3350685
городской номер
в Санкт-Петербурге
8-800-3330685
междугородный по РФ
(звонок бесплатный)
Основы

Владислав Ждан — человек, художник, моделист. Часть I


Встреча с Владиславом Жданом произошла в результате стечения непредвиденных обстоятельств, благодаря Александру Досталь, дьякону Храма Знамени Божьей Матери в Кунцево и спорам судомоделистов, которым нравится или не нравится «ждановский» стиль кораблей. 

Владислав Ждан - человек, художник, моделист.
С дьяконом Александром.

Первоначально планировалось задать вопросы только по технологии изготовления моделей и стилю, но Ждан оказался коммуникабельным, веселым и интересным собеседником, и в ходе обсуждения разных тем показал себя не только как моделист (хотя многие его таковым не считают), но как художник и как человек. 

Часть тем оказалась очень далека от судомоделизма, живой разговор перескакивал с одного на другое, уходил в сторону, потом возвращался к началу, что-то вспоминалось дополнительно, что-то терялось. Но шесть часов записи в первую встречу и два часа дополнений во вторую позволили создать цикл материалов, в которых, надеюсь, читатели увидят интересного человека, талантливого художника и оригинального моделиста.

В предлагаемых вашему вниманию материалах будет не плавное перетекание тем одна из другой, а некая нарезка кусками, которые разделены или заголовками или вопросами. 

По возможности и по согласованию со Жданом, оставлен авторский текст, который, на мой взгляд, лучше и неформальней передает стиль разговора, эмоции, которые не видны на бумаге и отношение Ждана ко многим людям, событиям и вещам. Курсивом даются комментарии интервьюера. 

Особо хочу отметить, что рассказывая о своем видении недостатков работ некоторых моделистов, Ждан всегда был доброжелателен и корректен. 
Чтобы невольно не вызвать отрицательные эмоции у читателей, фамилии и обстоятельства, в которых люди могут узнать себя, убраны из интервью. 
[В квадратных скобках будут даваться слова, подразумеваемые, но пропущенные при разговоре.] 

Мастерская.

Мастерская Ждана расположена в большой комнате пятикомнатной квартиры на предпоследнем этаже 16-ти этажного дома на Рублевском шоссе.
В ней есть как бы две зоны. Одна для картин, другая для моделей, хотя местами эти зоны сильно перемешаны, модели вторглись в зону картин и наоборот.
Мастерская вся буквально завалена картинами, они висят на стенах, стоят вдоль стен в комнате и на балконе. 

Владислав Ждан - человек, художник, моделист. Владислав Ждан - человек, художник, моделист.


В «художественной части» стоит, судя по объяснению, круто навороченный мольберт дореволюционного изготовления. Есть диван для отдыха, скамья для «качания железа», а через блок в потолке проведена тяга для поднятия гири. 

Из спортивных снарядов замечен тренажер для пресса, но, судя по фигуре хозяина дома, и тому, что резина от тренажера пошла на тормоз просака, он почти не используется. 🙂
(прочитав эту фразу, Ждан смеется 🙂
     — Пусть улыбнется этой шутке тот, кто продержит 30 секунд «уголок» в висе на турнике. 

Владислав Ждан - человек, художник, моделист. Владислав Ждан - человек, художник, моделист.

«Модельная» часть мастерской сейчас сильно потеснена картинами. 
Раньше здесь на нескольких ярусах стояли модели. 

Владислав Ждан - человек, художник, моделист.

Интересным является то, что окно и дверь на семиметровую лоджию сломаны, и большой подоконник образует как бы дополнительный стол для инструментов, материалов, красок и, в конечном итоге, для готовых моделей. 

Владислав Ждан - человек, художник, моделист.

Непосредственная работа с моделью проводится на специальном станке, изначально предназначенном для скульпторов, который имеет очень массивное основание (трудно даже пошевелить) и вращающуюся верхнюю часть, на которую добавлены места для мелкого инструмента и тисочки. 

Владислав Ждан - человек, художник, моделист.

Основные и часто используемые инструменты и детали расположены рядом, в зоне досягаемости рукой. 

Владислав Ждан - человек, художник, моделист. Владислав Ждан - человек, художник, моделист.

На лоджии также есть место для инструментов. В одном торце на стеллаже хранятся сшитые, но пока не поставленные на модель паруса, в другом сверлильный станок, просак и чертеж корабля в раме. 

Владислав Ждан - человек, художник, моделист. Владислав Ждан - человек, художник, моделист.

Видя интерес к обстановке, хозяин объясняет:
     -Я в этой комнате уже около 15-ти лет и не успел еще переклеить государственные обои.
Раньше, когда мы переезжали, снимая квартиры, я сразу занимался переделками интерьера, а тут, как видите, как были обои, так и остались. Но в последний год я решил что-то красивое сделать в комнате, хочу потихоньку зимой в свободное время сделать что-то, хотя картины мешают, конечно.

Дьякон Александр: Камин не планируете поставить?
     -Мне тоже приходил в голову камин, но когда я прошу родных представить меня возле камина, то надо мой начинают смеяться: со стамеской, с кистью у мольберта представить можем, а у камина нет. 

-Как вам конкурс?
     -Большое и радостное событие для всего нашего корабельно-модельного мира. Я опять занял последнее место. Есть еще порох в пороховницах. Держу марку. (смеется) 

Есть и другие, не менее интересные новости. В нашем мире появился новый мастер – Дмитрий Шевелев из Нижнего Новгорода. 
Работа безукоризненна! При всей моей въедливости, не обнаружил ни одного прокола. Ни единого! Поразительно. 
До этого конкурса я знал только одного такого мастера – Сергея Александровича Богословского. К великому моему (и нашему) сожалению, большинство своей жизни он провел в застольях, но в перерывах между ними успел сделать 4-5 моделей, но каких!
Вы, молодежь, его, скорее, не знаете, все его модели приобрел один московский коллекционер, поэтому они теперь труднодоступны. Это самые безукоризненные модели, какие я знаю. В них, как и в новой работе Димы, было все: полнейшая историческая достоверность, тщательнейшее исполнение, бездна вкуса, изящество отделки и все, все, все.
Сережа уже почти не работает, поэтому вдвойне радостно, что Сережино место больше пустовать не будет, т.к. пришел новый Мастер. 

Все-таки все остальные [моделисты] обязательно где-нибудь да поскользнуться.
Был у меня разговор с одним ведущим моделистом нашим.
Смотрю его новую модель — он не затемнил стоячий такелаж. Такелаж явно светлее, чем надо для его корпуса и свиты из серых ниток, купленных в магазине. Не канаты это.
Спрашиваю, а он уверенно отвечает, что на этом корабле ванты были не тированные, они были, как указано в документах Петра 1, серого цвета. 
Формально он прав, по историческим справкам ванты на этом корабле были серыми. 
Но вот тут и начинается та область, с которой большинство наших моделистов, к сожалению, совершенно не знакомо.
Ребята зациклились на документальном уровне, а модель делается для Души. 
Корабль делается для плавания, а модель для Души.
Я попросил его дать мне два тюбика краски, черной и белой, и составил ему 50 оттенков серого цвета. А если прибавить синей или желтой краски, то уже можно составить 150 оттенков серого цвета, которые будет «холодными» или «теплыми».
И из этих 150 надо выбрать несколько, наиболее подходящих по цвету для уже готового корпуса, чтобы ванты смотрелись вантами именно этого корабля. Только тогда получится гармоничная модель.
Такелаж должен, во всех хороших моделях, «соединиться» с корпусом не только узелками и клеем, но и цветом и толщиной. А эта задача многими моделистами совершенно не решается или решается очень поверхностно. Из-за этого такелаж многих моделей вообще не стыкуется с корпусом, и рассматривается совершенно отдельно от корпуса. Корпус сам по себе, такелаж сам по себе. Модель «разваливается» и, соответственно, теряет так нужные ей баллы. 
Не совместимость такелажа и корпуса воспринимается на подсознании. Зритель не может толково объяснить, что где не так, он просто проходит мимо модели, не чувствуя желания остановиться и порадоваться на эту модель подольше. Не «цепляет» она его. Не «цепляет» именно отсутствием гармонии всех ее частей. 
И этими серыми нитками убивают столярку, в которой достигли очень больших высот. Столярку они делают на золотом уровне (на золотую медаль), столярку они делают здорово. Но произведение искусства – это вещь целиком, а не отдельные элементы. 

Это очень важно, создать гармоничную вещь. Это главный закон искусства – единство всех частей.
Я им постоянно привожу пример с Ван Гоговскими «Подсолнухами». 
Возьмем «Подсолнухи» Ван Гога и плакат с подсолнухом, который висит в любом ботаническом кабинете в школах. На таком плакате все семечки, все тычинки, все листочки, все стебельки показаны, все есть.
Но «Подсолнухи» Ван Гога стоят 40 миллионов, а плакат в ботаническом кабинете 40 копеек. 

Владислав Ждан - человек, художник, моделист. Владислав Ждан - человек, художник, моделист.

Теперь возьмем «Подсолнухи Ван Гога. Вырезаем отдельно кувшин. Разве это кувшин? Никто не скажет, что это кувшин. Возьмем отдельно стол — невозможно понять, что это стол. Возьмем отдельно подсолнух — это вообще не подсолнух, а черт знает что! А все вместе, если говорить понятным языком — это 40 миллионов долларов.
Надо создавать ЗАКОНЧЕННЫЙ образ, а не кучу прекрасно сделанных деталей, собранных и склеенных под одним колпаком. Должны быть цельность и гармония. Детали могут быть светлее или темнее, чуть больше или чуть меньше, но они должны органически соединяться в ОДНО ЦЕЛОЕ.
А сейчас мы, в основном, видим прекрасный корпус и ученическую резьбу, прекрасный корпус и ученические снасти, прекрасные снасти и ученический корпус. Законченных моделей практически нет.
На мой взгляд, идеальные вещи делал Захаров (он умер), большая часть моделей Алешина, и Богословский Сергей Александрович. А сейчас появился Дима Шевелев, который вкусом отменным, совершенно, обладает. Корабль у него делается на высочайшем уровне. 

-Часто последнее место на конкурсах занимаете?
     -Достаточно часто, особенно за границей. Однажды я сделал «Гросс яхту», это ее чертежи, 

Владислав Ждан - человек, художник, моделист.

и хотя ее я тоже изменил немного, я решил поехать на чемпионат мира. Думал посмотреть красивые модели, но туда являться без чертежей было просто неудобно. Я взял эти чертежи, облил их чаем, поджег спичками, опалил по краям, и привез их туда. Конечно, мне тоже там шею намылили. Там было 102 участника, 101 получили медали, не было только у меня. Сначала я обиделся. А потом подумал, что быть последним, 102-м, в этом что-то есть. Т.е. не десятым, не пятнадцатым и даже не третьим, а быть последним или первым с конца – в этом что-то есть!
Я уехал довольным оттуда. 

— Есть мнение, что не солидно такому признанному мастеру, как Ждан, выставляться на выставках-конкурсах. Ваше мнение?
     — Абсол-ю-ю-ю-ю-тно не согласен. Нет! Нет! 
Как раз, выставки и конкурсы – это вещь, 100% необходимая. 
Сидишь дома: «Ё-маё, я — гений! Какую штуку я сделал!».
Родственники восторгаются: «Дядя Влад!». 
Приезжаешь на выставку и смотришь: а вот здесь паруса получше, а у этого другое получше. Сравнение! Без сравнения вообще невозможно жить. Обязательно нужно ставить себя в общий ряд и сравнить себя и других. Иначе ты опускаешься, зазнаешься, перестаешь быть к себе требовательным молниеносно совершенно. Надо приезжать, и ставить, и сравнивать, и терпеть. Понимать, что это лучше и это лучше. Обязательно! На выставки надо – это непременно. Иначе умрешь, если не будешь выставляться, просто умрешь. Обязательно, да! 

Чертежи

 — На конкурсах надо представлять некие чертежи, образец исходной информации, по которой делается модель. Существует такая легенда, что на один из конкурсов у Вас не приняли модель, потому что не было чертежей. И, якобы, за ночь вы нарисовали карандашом эскиз этого корабля и сказали: «Вот, я по этому делал!» Модель пришлось принять. Было такое или нет? 

……………..


 


Автор — Леонид Лаптев beeper123@yandex.ru
Город — Москва 

Эксклюзивно для сайта ModelsWorld
Перепечатка и публикация на других ресурсах
возможна с разрешения администрации сайта
и обязательной ссылкой на ресурс.
Контакт webmaster@modelsworld.ru

Мой блог находят по следующим фразам

За
Против
Рейтинг статьи: 10
Спб, метро Пионерская, Богатырский пр. дом 4,
Спб, метро Звенигородская, ул. Марата дом 86,
Написать нам: Поддержка
©ModelsWorld, 2005 - 2017. All rights reserved.
Яндекс.Метрика