Добро Пожаловать в "Мир Моделей"
Спб, метро Пионерская, Богатырский пр. дом 4,
Спб, метро Звенигородская, ул. Марата дом 86,
Написать нам: Поддержка
8-812-3350685
городской номер
в Санкт-Петербурге
8-800-3330685
междугородный по РФ
(звонок бесплатный)
Основы

Проводка стоячего такелажа бушприта


На рабочем столе — почти готовая модель старинного парусника. Она несет ванты и фордуны, поверх вант аккуратно уложены штаги. Чтобы покончить со стоячим такелажем и перейти к установке бегучего нам осталась самая малость — оснастить бушприт. Но такая ли уж это малость? Давайте, посмотрим… 

Такелаж бушприта 

Первым делом укладываем на бушприт найтовы (ватер-вулинг) — трос, огибающий бушприт и проходящий через отверстие в княвдигеде или через обух в форштевне. Ватер-вулинг состоит из 9-11 шлагов, перекрещивающихся между собой, и завершается еще десятком горизонтальных шлагов. Трудно придумать лучший способ для прочного соединения бушприта с носовой оконечностью корабля. Именно поэтому, начиная с XVI столетия, ватер-вулингом оснащались практически все парусники Старого и Нового Света. 

article67_text_image_1
Носовая оконечность брига «Меркурий» — чуть выше грот-лось-штага проходит ватер-вулинг.


Чуть позже, в XVII веке, для противодействия тяге фока- и фор-стень-штагов стали устанавливать дополнительную снасть — ватер-штаг, удерживавший бушприт снизу. Поначалу ватер-штаг представлял собой простые тали, закрепленные на княвдигеде и бушприте корабля. 

На модели ватер-штаг проводим через отверстие в княвдигеде, сплеснивая (сращивая) концы вместе и заканчивая в верхней части штаг-блоком. Парный блок устанавливаем около эзельгофта бушприта. С помощью тонкого троса (для нас это просто нить) найтуем блоки — и ватер-штаг превращается в единое целое! На моделях английских судов ватер-штаг набиваем несколько иначе, с помощью пары обычных юферсов. 

article67_text_image_2
Носовая оконечность линейного корабля «Ингерманланд» — крепление ватер-штага в княвдигеде.


Оснастка бушприта окажется несколько сложнее, если перед нами модель корабля XIX века. На такой модели обязательно должны устанавливаться ватер-бакштаги, поддерживающие длинный бушприт с боков. Ватер-бакштаги крепятся гаками за обухи на скулах корабля и набиваются талями на эзельгофте бушприта. 

Не стоит забывать и о такой важной снасти стоячего такелажа как заспинник бушприта. Он представлял собой своеобразный тросовый поручень, служивший страховкой для моряков при хождении по бушприту. С одной стороны заспинник крепится на переборке бака или на кнехте штевня, с другой стороны — за обух на эзельгофте бушприта. Иногда заспинник бушприта в середине может поддерживаться оттяжкой, закрепленной на фока-штаге корабля. 

article67_text_image_3
Бриг «Меркурий» — параллельно бушприту идет парный заспинник, также видны ватер-штаги и ватер-бакштаги.


Такелаж утлегаря и бом-утлегаря 

После оснастки бушприта самое время перейти к установке стоячего такелажа утлегаря. Чтобы понять, зачем и без того длинный бушприт дополняли утлегарем, обратимся к истории… 

article67_text_image_4
бриг «Меркурий» — в месте крепления фока-лось-штага виден найтов утлегаря. Проводка утлегарь-штага через мартин-гик и направляющий коуш под бушпритом.


В XVIII веке место громоздких прямых парусов на бушприте заняли более эффективные и удобные кливера. Но от прямых парусов отказались не сразу — напротив, чтобы поставить добавочные прямые паруса, бушприт удлинили, установив утлегарь. В шпоре утлегаря имелось отверстие, через которое его найтовали с бушпритом. В свою очередь, утлегарь надо было укрепить какой-то дополнительной снастью, чтобы компенсировать напряжение штагов фок-мачты. Такую снасть назвали утлегарь-штагом или мартин-штагом. Ее огоном накладывали на нок утлегаря и, для увеличения разноса, проводили через отверстие в выстреле бушприта — мартин-гике, закрепленном на эзельгофте бушприта. Далее мартин-штаг вели через направляющий блок или коуш в середине бушприта и талями набивали на баке судна. Той же последовательности мы будем придерживаться и на модели. 

article67_text_image_5
Линейный корабль «Цесаревич» — бушприт имеет двойной мартин-штаг.


Несколько слов об особенностях проводки двойного мартин-штага. От нока утлегаря он проходит через два разнесенных под углом около 100° выстрела мартин-гика, затем через два блока на бушприте и завершается парой талей на баке. 

Если же корабль несет утлегарь и бом-утлегарь, выполненные из одной штуки дерева, нам предстоит обтянуть два простых мартин-штага. Сперва проводим бом-утлегарь-штаг. От нока бом-утлегаря он идет через отверстие в мартин-гике и набивается талями справа на баке. Утлегарь-штаг, закрепленный в верхней части утлегаря, должен пройти через другое отверстие в мартин-гике, выше предыдущего. Набиваем его талями на баке, но уже с левой стороны. 

article67_text_image_6
«Святой Николай»: проводка бакштагов через кренгельсы на блинда-рее.


Для поддержки утлегаря с боков устанавливаем специальные парные тросы — бакштаги. Первую их пару ставили на ноке утлегаря, длинные шкентели проводили через кренгельсы на блинда-рее и примерно через 1 метр от рея заканчивали талями. Парные блоки этих талей крепили гаками — в обухах на передней стороне кран-балок, на небольших битенгах бака или же на скулах корабля. Вторую пару бакшатагов фиксировали за боковые очки на «кливер-ринге». (Так называлось кольцо с гаком или роликом, которое свободно передвигалось по утлегарю и служило для крепления фор-стень-штага.) Далее бакштаги проводили аналогичным образом через вторую пару кренгельсов на блинда-рее, расположенную ближе к утлегарю, и заканчивали, как обычно, талями. 

article67_text_image_7
«Святой Николай»: проводка бакштагов через кренгельсы на блинда-рее.


Для работы с парусами утлегарь и бом-утлегарь должны оснащаться пертами. Перты огоном накладывали на нок утлегаря и крепили на эзельгофте бушприта. Вторую пару перт одевали огоном на нок бом-утлегаря и фиксировали к верхней части утлегаря. Перты висели примерно на высоте 2-х футов и не имели подпертков, а для того, чтобы ноги матросов не скользили, на пертах вязали узлы — кнопы. 

«А можно ли в точности повторить все нюансы проводки такелажа на модели?» — спросите вы. Разумеется, можно. Но только если тщательно подойти к выбору ниток для изготовления такелажных снастей — они должны быть без заметного ворса, иметь цвет и структуру настоящего витого каната. Светлые нитки сразу отложите в сторону. Так как снасти стоячего такелажа тировались, они в итоге приобретали черный цвет. Ввиду несколько другого состава тира, цвет стоячего такелажа на французских судах был темно-коричневым. 

Для такелажа лучше всего подойдут нити из искусственных волокон: они легко свиваются, прочны, их длина мало изменяется при колебаниях температуры и влажности воздуха. Но не стоит забывать, что такелаж из синтетики требует особенно тщательной проклейки узлов (они имеют свойство самопроизвольно распускаться). 

И, наконец, известный гамлетовский вопрос «Вить или не вить?» Я бы ответил на него положительно, так как только витой такелаж выглядит реалистичным. Конечно, на моделях масштабом мельче 1:50 трудно воспроизвести все градации толщин такелажных снастей, однако к этому надо хотя бы стремиться! 

Обычно диаметр грота-штага (самого толстого троса на корабле) рассчитывали эмпирически: он принимался равным 0,166 диаметра грот-мачты в пятнерсе. Толщины остальных такелажных снастей будем вычислять в процентах от диаметра грота-штага. 

Толщины снастей стоячего такелажа

Бушприт
Ватер-штаг 80%
Найтов 40%
Вулинг 18%
Блинда-стеньга
Бакштаги 20%
Ванты 16%
Талрепы вант 8%
Утлегарь
Мартин-штаг 20%
Бакштаги 16%
Перты 8%
Фок-мачта
Фока-штаг 80%
Ванты 40%
Талрепы вант 20%
Фор-стеньга
Фор-стень-штаг 40%
Ванты 20%
Талрепы вант 10%
Фордуны 20%
Фор-брам-стеньга
Фор-брам-стень-штаг 20%
Ванты 16%
Талрепы вант 8%
Фордуны 16%
Грот-мачта
Грота-штаг 100%
Краг-штаг 75%
Ванты 50%
Талрепы вант 25%
Грот-стеньга
Грот-стень-штаг 50%
Ванты 25%
Талрепы вант 13%
Фордуны 25%
Грот-брам-стеньга
Грот-брам-стень-штаг 20%
Ванты 16%
Талрепы вант 8%
Фордуны 16%
Бизань-мачта
Бизань-штаг 40%
Ванты 25%
Талрепы вант 13%
Крюйс-стеньга
Крюйс-стень-штаг 20%
Ванты 16%
Талрепы вант 8%
Фордуны 16%
Крюйс-брам-стеньга
Крюйс-брам-стень-штаг 10%
Ванты 8%
Фордуны 8%


 

Автор — Дмитрий Калмыков (Дмитрий Калмыков — Главный тренер национальных сборных РБ по техническим и авиационным видам спорта, руководитель секции «С» БФСС, судья международной категории (свидетельство NAVIGA BY-01B), мастер спорта международного класса.)
Эксклюзивно для сайта ModelsWorld
Перепечатка и публикация на других ресурсах
возможна с разрешения администрации сайта
и обязательной ссылкой на ресурс.
Контакт webmaster@modelsworld.ru

Мой блог находят по следующим фразам

За
Против
Рейтинг статьи: 12
Спб, метро Пионерская, Богатырский пр. дом 4,
Спб, метро Звенигородская, ул. Марата дом 86,
Написать нам: Поддержка
©ModelsWorld, 2005 - 2017. All rights reserved.
Яндекс.Метрика