История проекта началась с того, что я получил предложение подготовить предварительные материалы для потенциального заказчика. Область поиска была локализована как малые каботажные корабли Средиземноморского региона. Стилистика должна была подчеркивать ее функциональное предназначение.
Я начал предварительные поиски вариантов. Я вспомнил, что, просматривая одну книгу, видел разные варианты малых лодок. Эту книгу в электронном виде мне предоставил Евгений Еленков (Болгария), за что ему огромное спасибо. Вот ее титульный лист. (Фото 1). Я нашел ее в своем архиве и начал просматривать книгу, отбирая потенциальные варианты. Среди отобранных вариантов, был и вот этот лист. (Фото 2).
![]() | ![]() |
Фото 1 | Фото 2 |
Примерно в то же время, я просматривал тему на «Мире моделей», посвященную модели итальянского виновоза, леудо, Сергея Волкова. На этом же форуме, в одной теме, я встретил ссылку на работы Edward William Cooke, 1811-1880. Вот эта ссылкаhttp://album.foto.ru/photos/13920/1 Несколько фотографий репродукций его картин. (Фото 3-7).
![]() | ![]() |
Фото 3 | Фото 4 |
![]() | ![]() |
Фото 5 | Фото 6 |
![]() | |
Фото 7 |
Вот эти материалы и стали определяющими в формировании окончательного варианта и возможного варианта стилистики предстоящего проекта.
Проект был начат. Но он был начат с минимумом информации по прототипу. Я собирался восполнить эту недостачу в безбрежном море Интернета. И первые свои вопросы я задал на итальянском форуме, который тогда еще был активен, но сейчас, к сожалению, он закрыт. Я хотел получить ответ на вопрос о названии лодки, по которому я смог бы искать информацию в сети. Мой ужасный итальянский не стал препятствием в понимании того, что я хочу узнать. Мне любезно пояснили, что мне необходимо искать в направлении термина bragozzo. Объем того, что всплыло на этот поисковый запрос, просто несопоставим с тем, что я получал по запросу tartana. Я начал набирать и систематизировать информацию. Были еще подсказки итальянских моделистов о том, что мне будет полезно поговорить и задать свои вопросы самому авторитетному эксперту по этим лодкам – Гилберто Пензо. Я нашел его сайт и написал ему письма в скайп и на почту. К сожалению, и надо признать, что это было единственное разочарование и сожаление за все время работы над этим проектом, когда мне отказали в ответах на мои вопросы.
По мере углубления в тему, я начал понимать какую именно лодку я строю. И ключевым моментом для этого понимания было нахождение текстовых и графических материалов вот из этой книги «Il Bragozzo» Mario Marzari. Вот ссылка на один из интернет-магазинов, где эту книгу можно купить http://www.ottante.it. Оказалось, что моя лодка, кроме того названия, под которым она значится в книге Пари, имеет название Tartana chioggiotta. И вот по этому названию я нашел дополнительный иллюстративный материал по конструкции корпуса из книги Марио Марзари, который использовал в работе над моделью. Вот некоторые прорисовки корпуса из книги Марзари (все они есть в Интернете, и их легко можно найти по правильным поисковым запросам). Фото 8-16.
![]() | ![]() |
Фото 8 | Фото 9 |
![]() | ![]() |
Фото 10 | Фото 11 |
![]() | ![]() |
Фото 12 | Фото 13 |
![]() | ![]() |
Фото 14 | Фото 15 |
![]() | |
Фото 16 |
Что касается расцветки и рисунка на парусах, флюгеров, сюжета для рисунка на носу – в Интернете есть фото и рисунки всех этих элементов на похожих лодках.
Самым не проясненным оставался вопрос о сетях и проводке такелажа.
По сетям, вернее по конструкции самого трала, вопрос был снят благодаря любезности Франко Фессоре, еще одного итальянца, который с вниманием отнесся к моим вопросам. Он сбросил мне несколько листов из книги Марио Марзари (опять же, можно ее купить и почитать). Вот эти сканы. Фото 17- 23.
![]() | ![]() |
Фото 17 | Фото 18 |
![]() | ![]() |
Фото 19 | Фото 20 |
![]() | ![]() |
Фото 21 | Фото 22 |
![]() | |
Фото 23 |
Вопрос оставался по способу подвески самих сетей, когда они не использовались или сушились. На репродукциях картин как-то все было сложно и непонятно. Да и смысл не очень реконструировался – зачем именно так? Но этот вопрос, и вопрос по проводке такелажа, был частично (на его большую половину) прояснен благодаря Владимиру Темникову, который любезно предоставил фото этой модели, которая стоит в Венецианском морском музее. Фото 24 – 25.
![]() | ![]() |
Фото 24 | Фото 25 |
Вот так, благодаря многим участникам, этот проект оброс подробностями и информацией. Это был первый в моей практике проект, в котором я так настойчиво и подробно разбирался с недостающей информацией. Это было полезно и поучительно.
Теперь непосредственно к самой модели. Я собирался строить модель в стилистике очень послужившей, рыбацкой, лодки. Я хотел фактурами, светом и формой деталей всячески поддерживать эту стилистику по этим трем пунктам. Для корпуса я выбрал дерево аквы – африканское дерево. По текстуре и цвету очень сходное с тиком. Но менее маслянистое. Оно на ощупь шероховатое, тик более гладкий. Собирался красить и ошкуривать обшивку, чтобы краска заходила в поры древесины, но не оставалась на поверхности. Но, как оказалось, древесина очень плотная и жесткая. Гнуться легко не хотела. А напрягать ее и себя не хотелось. Поэтому переформатировал состав дерева – акву оставил на палубу и рангоут, а обшивку сделал из местной груши. Набор делал тоже из аквы. Для себя решил, что хочу попробовать ощущения изготовления адмиралтейской модели, но в легкой форме. Вот так начинался набор. Фото 26 – 41.
![]() | ![]() |
Фото 26 | Фото 27 |
![]() | ![]() |
Фото 28 | Фото 29 |
![]() | ![]() |
Фото 30 | Фото 31 |
![]() | ![]() |
Фото 32 | Фото 33 |
![]() | ![]() |
Фото 34 | Фото 35 |
![]() | ![]() |
Фото 36 | Фото 37 |
![]() | ![]() |
Фото 38 | Фото 39 |
![]() | ![]() |
Фото 40 | Фото 41 |
Когда набор, бимсы, и бархоутная часть обшивки были готовы, я покрасил все, что относилось к бархоутам снаружи и то, что доходило до палубных бимсов внутри. Красил морилкой черного цвета. Фото 42 – 46.
![]() | ![]() |
Фото 42 | Фото 43 |
![]() | ![]() |
Фото 44 | Фото 45 |
![]() | |
Фото 46 |
После этого начал настилать палубу. Палубная доска из аквы. После разметки и подгонки на боковых гранях снимал фаску. О.5х0.5 мм примерно. Потом на одну сторону клеил полоску черного картона. И устанавливал на место. Фото 47 – 49. После установки всех досок – гвоздевание. Нагели – аква.
![]() | ![]() |
Фото 47 | Фото 48 |
![]() | |
Фото 49 |
Последняя операция с палубой – прошел одним слоем черной морилки и вышкурил. Цвет зашел в поры, цвет доски проявился. После этого, на протяжении всего времени окончания проекта, периодически смачивал палубу водой – тряпочку мочил и протирал. Дерево приобрело на ощупь ярко-выраженную шероховатую текстуру. Фото 50 – 51.
![]() | ![]() |
Фото 50 | Фото 51 |
После палубы началась обшивка ниже бархоутов и недостающие детали – еще один бархоут, штевни и полка для работы с сетями. Фото 52 – 57.
![]() | ![]() |
Фото 52 | Фото 53 |
![]() | ![]() |
Фото 54 | Фото 55 |
![]() | ![]() |
Фото 56 | Фото 57 |
После окончания – опять гвоздевание, только уже обшивки. Нагели – груша. И прокрашивание морилкой. После высыхания – прошкуривание. Фото 58 – 59.
![]() | ![]() |
Фото 58 | Фото 59 |
Дальше – деталировка на палубе, рангоут, перо руля, железные детали. Фото 60 – 74. Рисунок на борту рисовал по фото, найденному в Интернете. Фото 75. Использовал гуашь. После высыхания краски прошелся мелкой наждачкой по всему рисунку, постирал часть линий. Финиш – покрыл слабым раствором битумного лака.
![]() | ![]() |
Фото 60 | Фото 61 |
![]() | ![]() |
Фото 62 | Фото 63 |
![]() | ![]() |
Фото 64 | Фото 65 |
![]() | ![]() |
Фото 66 | Фото 67 |
![]() | ![]() |
Фото 68 | Фото 69 |
![]() | ![]() |
Фото 70 | Фото 71 |
![]() | ![]() |
Фото 72 | Фото 73 |
![]() | ![]() |
Фото 74 | Фото 75 |
После завершения этого этапа, приступил к изготовлению парусов. Использовал парашютку. Прорвал, протянул более толстые нитки. Покрасил, использовал для придания ткани основного оттенка смесь из нескольких оттенков анилиновых красителей для ткани. Терракотовый, оливковый и желтый. Пропитал слабым раствором ПВА. Потом по рисунку нанес красители других оттенков. Раскроил и прошил кромки. Приклеил ликтрос и на машинке пришил его. Фото 76 – 80.
![]() | ![]() |
Фото 76 | Фото 77 |
![]() | ![]() |
Фото 78 | Фото 79 |
![]() | |
Фото 80 |
После парусов пришло время изготовления сетей. Информация для их изготовления у меня уже была, поэтому оставалось ее перевести в материал. Для изготовления самого трала использовал марлю. Прокрасил в серый цвет красителем для ткани. Раскроил, вырезал, склеил. Поставил на места крепления на мачтах. Все модель была готова к транспортировке к месту установки. Фото 81 – 85.
![]() | ![]() |
Фото 81 | Фото 82 |
![]() | ![]() |
Фото 83 | Фото 84 |
![]() | |
Фото 85 |
Модель транспортировалась в Москву без мачт. В Москве в мастерской Сергея Трубчанинова я поставил мачты и подготовил модель к передаче заказчику. Финальные фото получились не очень четкие. Фото 86 – 90.
![]() | ![]() |
Фото 86 | Фото 87 |
![]() | ![]() |
Фото 88 | Фото 89 |
![]() | |
Фото 90 |
Проект для меня был очень интересным. Я рассчитываю, что у меня еще будет возможность возвращения к теме малых этнических лодок.
Автор - Виталий Анахин (navymast)
Город - Харьков.
Эксклюзивно для сайта ModelsWorld
Перепечатка и публикация на других ресурсах
возможна с разрешения администрации сайта
и обязательной ссылкой на ресурс.
Контакт webmaster@modelsworld.ru
Мой блог находят по следующим фразам