Освещение на железнодорожном макете. Смена дня и ночи.

Освещение на железнодорожном макете. Смена дня и ночи.Установка соответствующего освещения на макет в буквальном смысле преображает его, и дело здесь не только в основных потолочных или скрытых светильниках. Установка дополнительного освещения позволяет выделить детали и участки макета, которые раньше были слабо заметны (например, интерьер зданий). Я знал с самого начала, что на макете необходимо будет предусмотреть освещение, состоящее из внутреннего освещения зданий, уличных фонарей и дополнительного освещения для подсветки всего макета.

Чтобы иметь возможность установки этого дополнительного освещения в процессе строительства макета я разработал для него подробную схему прокладки проводов и включил ее в основную схему электрических соединений в начале строительства макета. Я предварительно установил провода от шины электропитания под столом, на котором устанавливался макет, после чего установил выключатели питания на панели управления, подключенные к этим проводам. Питание этой схемы осуществляется от отдельного источника питания 12 В, 2 А постоянного тока. Сама же схема разделена на две отдельные цепи: вспомогательная линия № 1 и 2. Каждая цепь управляется двумя электромагнитными реле, подключенными к соответствующему двухпозиционному переключателю на главной панели управления.

Освещение на железнодорожном макете. Смена дня и ночи. Освещение на железнодорожном макете. Смена дня и ночи.

Большинство сооружений на макете имели внутренне освещение (детальное описание приведено в моих статьях, посвященных соответствующей теме). С нижней стороны каждого здания я оставил длинный выступающий кабель, который затем я пропустил через небольшое просверленное отверстие в столе с макетом и подключил к шине питания, предварительно установленной под столом. Все видимые провода, расположенные сверху макета я просто замаскировал с помощью деталей пейзажа.

Освещение на железнодорожном макете. Смена дня и ночи. Освещение на железнодорожном макете. Смена дня и ночи.

Латунные фонари, расположенные вдоль улиц, устанавливались аналогичным способом, однако чтобы обеспечить их плотную посадку в отверстия, просверленные в макете, низ опоры каждого фонаря пришлось несколько раз обернуть изоляционной лентой. Уличные фонари рассчитаны на питание от сети 12 В, однако такое напряжение давало слишком яркий свет. Поэтому я добавил в схему резистор с сопротивлением 110 Ом, чтобы немного приглушить интенсивность освещения и придать ему мягкости и реалистичности. Освещение зданий и уличные фонари подключены к вспомогательной линии № 1.

Освещение на железнодорожном макете. Смена дня и ночи. Освещение на железнодорожном макете. Смена дня и ночи.

Вспомогательное освещение макета выглядит наиболее впечатляюще, когда освещение в комнате с макетом выключено. Однако если комната полностью темная и освещение полностью выключено, большая часть макета не будет видна. Чтобы добиться наилучшего результата можно просто уменьшить интенсивность освещения комнаты, однако это возможно только для ламп накаливания или галогеновых ламп, поскольку регулировка уровня освещения для большинства флуоресцентных ламп невозможна. В последнем случае (как у меня) придется полностью выключить освещение. Более того, уменьшение уровня освещения в комнате не создает реалистичного эффекта ночного времени суток, поэтому наиболее эффективным методом (с моей точки зрения) является установка отдельных светильников для "ночного режима".

Освещение на железнодорожном макете. Смена дня и ночи. Освещение на железнодорожном макете. Смена дня и ночи.

В этом режиме я хотел воссоздать пейзаж в лунном свете. Для этой цели нужен был мягкий, сине-белый свет. Для этого я соорудил три светорассеивающих короба из стирола размером 6,5 см х 11,5 см, оснащенные изогнутым рассеивателем, отступающим от основания короба примерно на 4,5 см. Затем в основание каждого светорассеивающего короба я установил один яркий светодиод белого света и один светодиод синего света примерно в 2,5 см от центра. После подключения к каждому светодиоду соответствующего резистора я подключил все три светорассеивающих короба к вспомогательной линии № 2 и установил их на потолке над макетом.

Освещение на железнодорожном макете. Смена дня и ночи. Освещение на железнодорожном макете. Смена дня и ночи.

Светорассеивающие короба благодаря белому и синему светодиоду излучают мягкий сине-белый свет, напоминающий лунный. Этого света вполне достаточно для создания реалистичного эффекта ночного времени суток. При этом весь макет хорошо виден, а освещение на макете подчеркивает его основные детали.

Освещение на железнодорожном макете. Смена дня и ночи. Освещение на железнодорожном макете. Смена дня и ночи.

Как я упоминал раньше, для основного освещения макета я использую флуоресцентные лампы. Первоначально над макетом я установил стандартные лампы накаливания, которые давали достаточно света во время работ над созданием макета, однако недавно я из заменил на спиралевидные флуоресцентные лампы. Для создания яркого естественного дневного света я установил 6 таких ламп (3 лампы холодного и 3 лампы теплого белого света). Я обнаружил, что отдельно лампы накаливания давали слишком много желто-красного света, а стандартная спиралевидная флуоресцентная лампа холодного света создавала нереалистичное освещение с синим оттенком. Я также демонтировал большой потолочный светильник с флуоресцентными лампами рядом с макетом, поскольку он бросал слишком мощный свет на правую часть моего макета.

Освещение на железнодорожном макете. Смена дня и ночи. Освещение на железнодорожном макете. Смена дня и ночи.
Освещение на железнодорожном макете. Смена дня и ночи.


Автор - Tyler Bjarnason

← Мастерская Modelsworld