Обзор радиоуправляемой модели самолета SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40

Вступление.

После того, как я полетал на полу копии самолета Spitfire, а затем успешно его разбил, понял, что мне очень нравятся самолеты подобного класса – похожие на настоящие формой, окраской, убирающимися шасси и прочими элементами, придающими реальность самолету. Так как Спитфаер был безымянной китайской фирмы, но на деле оказался довольно не плохо собранным из вполне качественных материалов, плюс довольно «жирная» комплектация (две мотораммы - под электро и двс, ретракты, защита приемника, довольно большой лист липучек пригодных для различных целей и гора других модельных вкусностей), то следующей моделью я решил выбрать знаменитый Р40 Warhawk от Kyosho.

SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40 SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40
SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40 SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40

Конечно, не последнюю роль в выборе сыграло знаменитое имя компании и акулья пасть на капоте мотора самолета. Наверное, пасть была даже важнее, так как самолет планировался для показательных выступлений на публике. Перелопатив множества сайтов, остановился на modelsworld.ru - уж очень для меня заманчивы были два прекрасно совмещаемых фактора: стоимость самой модели и стоимость доставки. Получив подробную консультацию по аське, решил – буду брать! Сказано – сделано. Заказал, распечатал счет, оплатил и стал ждать. А сам, тем временем засел за симулятор, выбрал соответствующую модель и стал тренироваться. Кстати, в моем симуляторе (Reflex) поведение модели совсем не похоже на настоящую! В симе самолет довольно вялый, слабая тяга и совсем не желает выполнять какие либо фигуры. И это, после Спитфаера, на котором выполнял начальный пилотажный комплекс! Но, забегая вперед, скажу, что поведение самолета в реальном полете, каких либо претензий и разочарований не вызывает. К моему удивлению, ждать пришлось совсем не долго – заказ пришел в течение 4-5 дней! И это из Санкт-Петербурга до Приморского края. Пока это рекорд. Доставка осуществлялась ЕМС, и, не смотря на некоторые отрицательные отзывы на модельных форумах на работу этой компании, у меня каких либо нареканий не было – коробка была качественно упакована, ни где ничего не помялось, все пришло в целости и сохранности.

Начало разочарований. Что в коробке.

Прибежав домой на обеде и, вскрыв коробку, увидел в ней следующее: консоли крыльев, фюзеляж, хвостовое оперение, капот, фонарь, кок, моторама, наклейки на капот, бак, крепеж, тяги, инструкция на английском, рекламная брошюрка. Крепеж, тяги и прочие мелочи упакованы в отдельные пакетики и закреплены скотчем в коробке.

SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40

Первое, что сразу насторожило – наличие пузырей на пленке в некоторых местах. Второе – «вкусняшек» там столько не было: только самое необходимое. От Kyosho ожидалось, куда лучшего исполнения и лучшей комплектации. Да и, на мой взгляд, для комплекта ARF, уж слишком многовато надо собирать: вклейка патрубков в капот, окраска переплета фонаря, вырезка пластиковых деталей (фонарь, обтекатели шасси, обтекатель снизу крыла), установка обтекателей шасси – в моем случае ретракты уже были установлены, и вклеить обтекатели можно было и на заводе. Пишу это не оттого, что мне было лень делать, а только из сравнения со Spitfire от безымянной китайской фирмы, в котором уже все было сделано.

Для того, что бы самолет полетел, докупил следующие детали: мотор ASP52FS, шесть сервомашинок TowerPro 5010, два удлинителя по 30см и один Y-разветвитель для сервомашинок, выключатель бортового питания с выходом для зарядки, два пропеллера, 12*7 и 11*7, колеса большего диаметра 2,75”, силиконовой трубки, петли. Чуть позже докупил удлинитель накала свечи – пропадает необходимость шаманских танцев во круг самолета перед стартом.

SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40

Сборка.

Подробно останавливаться на сборке самолета не буду – инструкция довольно понятна, и переписывать ее не вижу смысла. Так же не стану заострять внимание на моторе – думаю тут у каждого свои нюансы. Просто остановлюсь на прописных истинах, без которых некуда, и опишу несколько моментов, которые я сделал, как раз не «по инструкции».

Прежде всего, я решил заменить петли. Не потому, что в комплекте идут плохие, а просто доверия к шарнирным у меня больше. И хотя это доставило мне некоторые трудности – ну ни как не хотели вклеиваться в тонкие прорези от штатных петель – от своего решения не отступил.

Для удобства протяжки проводов от машинки элеронов в крыле вклеены ниточки, привязав которые за провод, можно без труда его вытащить в нужном месте. Такая предусмотрительность только радует. Соединение провода машинки и удлинителя для надежности зафиксировал термоусадкой, благо она есть в комплекте. Кстати, пленка, предохраняющая звезду отвалилась у меня сразу, и в последствии при попадании масла на этот участок, вызвало подтек белой краски. Поэтому рекомендую заклеиться сверху прозрачным скотчем – в глаза бросается куда меньше, чем размазанная звезда. На всякий случай проклеил все наклейки.

article73_text_image_7

При склеивании крыла, для фиксации, я использовал стяжки:

SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40 SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40

Так же не забываем срезать пленку в местах склеивания деталей. Это касается руля направления, стабилизатора и крыла, в районе вклеивания соединительной планки, куда вкручиваются болты, фиксирующие крыло.

SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40 SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40

Первым моментом, в котором я отступил от инструкций, является установка обычной сервы, вместо положенной ретрактовской. В принципе, если у Вас есть сервомашинка размера «мини» или та самая, для ретрактов, то все можно сделать по инструкции. У меня же такой машинки не оказалось, по этому пришлось искать выход. На фото выше видно, что серва установлена вдоль фюзеляжа, а не поперек, как надо по инструкции. Такая установка объясняется просто – стандартная серва не помещается в крыле, и поэтому пришлось под нее вырезать отверстие. Такая установка позволяет скрыть корпус сервы торчащий из крыла пластиковым обтекателем. При установке в положении «как надо», это сделать не удается – не хватает ширины обтекателя. Обтекатели шасси крепил на четыре маленьких самореза, плюс оклейка по периметру двусторонним скотчем. Скотчем оклеивал не столько для крепежа, сколько для того, что бы убрать неизбежно появляющиеся отверстия. Циакрином клеить не стал по причине не ровно обрезанного мной края, и как следствие не плотного прилегания. Так же продублировал саморезами и крепление обтекателя на крыле.

Вторым таким моментом стала сборка стабилизатора и руля высоты. По инструкции, сначала вклеивается стабилизатор, затем вставляется П-образная перемычка, и потом, навешиваются рули высоты. Так как петли я использовал пластиковые, то испытывал некоторые трудности при вклеивании, а, следовательно, сборка конструкции в таком неудобном положении, как написано в инструкции, была проблемной. Так же переживал за ровность вклейки П-образной перемычки – ведь отличие установки рулевых плоскостей в несколько градусов может привести к трудностям в пилотировании. Поэтому я сделал следующим образом: руль высоты собрал на ровном месте, положив под пресс до высыхания смолы; аккуратно размотал пленку с хвоста и выбил брусочек (на фото выделен красным пунктиром); вклеил стабилизатор, предварительно вклеив в него петли; навесил руль высоты; установил на место брусочек, используя смолу; заклеил пленку. Правда, пленку намотал не аккуратно. Возможно, этот шаг и был лишним, но при использовании пластиковых петель, другого выхода не видел.

SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40 SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40
SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40

Еще одним ноу-хау было изготовление защиты клапанной крышки двигателя. Так как это бы мой первый четырехтактник, то и опыта настройки подобного моторы было ноль. Первые вылеты производились без капота, и был риск серьезно повредить мотор при капотировании. Конструкция до безобразия проста: выгнул из металлической тяги подходящего размера дугу и пропустил под шайбами крепления двигателя. Для более надежного крепления, с обратной стороны шайб были положены небольшие отрезки этой же тяги (на фото показано красными линиями). Сверху была сделана распорка из той же тяги, упирающаяся в мотошпангоут. При первых вылетах без капота эта не хитрая конструкция успешно сыграла свою роль.

SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40 SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40

Перед установкой капота, в нем необходимо прорезать вентиляционные отверстия спереди, отверстия для вывода глушителя и для регулировочного болта карбюратора. Так же, для увеличения отверстия для отвода теплого воздуха, в задней части капота прорезаны и отогнуты «лепестки». Еще немного усложнил себе задачу, решив вклеить патрубки изнутри, хотя по инструкции они наклеиваются снаружи. Изначально задумывал увеличить количество отверстий для отвода теплого воздуха, но, по-моему, желаемого результата это не принесло.

article73_text_image_17 article73_text_image_18

Небольшие проблемы возникли при наклеивании изображения пасти акулы – форма капота не ровная, что приводит к образованию пузырей. Слишком поздно сообразил разрезать наклейку на части, для более комфортного наклеивания.

Так же я отказался от использования деревянной тяги на руль высоты: мне показалось излишне сложным ее изготовление, и я, проложив боудены (благо запчастей от битых тренеров хватает), поставил обычные металлические тяги.

Довольно долго не мог определиться, как быть с окраской переплета фонаря – достать краску целая проблема. Чего только не перепробовал, но все не давало нужного результата. В итоге, помог случай: год назад собирал на подарок модель корабля и использовал краску, вполне подходящую по цвету. Оставалась проблема найти ее. Но и с этой проблемой быстро справился.

Аккуратно обрезав лишний пластик с фонаря, заклеил стекла малярным скотчем и закрасил переплет. Так как краски оставалось немного, то пришлось экономить и на просвет, в некоторых местах видны разводы. К сожалению, второго цвета, зеленого, в наличии не оказалось, поэтому было принято решение ту часть, на которую попадает зеленый цвет, оставить прозрачной. Результат на фото:

article73_text_image_19 article73_text_image_20

Фонарь крепил на саморезы плюс двусторонний скотч. Головки саморезов окрасил в цвет переплета.

Ниже на фотографиях показаны антенна приемника, индикатор заряда бортового питания, а под цифрами:

1 – выход удлинителя накала свечи;

2 – выход для зарядки бортового питания;

3 – выключатель бортового питания.

SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40 SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40
SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40

Полеты.

Изначально, самолет готовил к показательным выступлениям ко Дню авиации. У нас решено было праздновать его 16 августа. Отсюда и дикая спешка при сборке самолета. И хотя из-за событий в Грузии и Южной Осетии праздник не состоялся, вылет все равно был. Для первого вылета был поставлен пропеллер 12*7. Вылет производился без капота на случай, если понадобится доступ к мотору. Несмотря на поднявшийся ветер, решение о вылете не изменилось, и вот я на старте. Первый взлет с форсажа (помощник держит за киль, а я даю полный газ) с очень коротким разбегом – буквально одна бетонная плита и самолет уже в воздухе. Наверное, не последнюю роль в этом сыграл сильный встречный ветер. Но вот скорость и высота набрана, шасси убраны, самолет оттримирован. Полет впечатляет – настоящая боевая машина, но надо переключаться на уменьшенные расходы – помня, какой овощ был у меня в симуляторе, расходы сделал по больше, как результат – чрезмерная верткость, что для первого вылета не есть хорошо. И хотя перед вылетом пообещал себе сделать пару кругов и на посадку, все равно не удержался и покрутил бочек и петель. Но пора и на посадку. Прицеливаюсь, выпускаю шасси и чувствую, что промазываю. Ухожу на еще один заход, теперь с поправками на большую посадочную скорость. При посадке складывается одна стойка, и самолет капотирует. Вот тут то и пригодилась моя самодельная защита – весь удар пришелся на нее и кроме оцарапанного глушителя и самой защиты, повреждений больше не оказалось.

SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40 SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40
SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40 SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40
SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40 SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40
SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40 SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40

С шасси разбирался долго – вот, что значит, когда такой механизм уже предустановлен: не совсем ясно, как он работает. В общем, еще несколько полетов не мог решить проблему: если стойка и не складывалась при посадке, то люфт у стойки был такой, что колеса смотрели в разные стороны, что в свою очередь приводило к резкому торможению и капотированию. Проблема с выпуском шасси решилась подбором оптимального положения тяги на качалке сервы и установкой ЕРА на передатчике. Проблема с «развалом» колес тоже нашла простое объяснение – стопор, не дающий колесу поворачиваться больше положенного, просто раскрутился! Плюс было подобрано более оптимальное положение шаровой.

SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40 SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40
SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40 SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40
SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40 SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40
SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40 SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40

Копаясь в Интернете, наткнулся на любопытную фотографию: самолет Р40, в схожей окраске, с бортовым номером 38! Плюс на хвосте изображение ковбоя, справляющего малую нужду на японский флаг. И сразу мне захотелось, что бы мой Р40 походил на этот самолет еще больше. Ковбой был перерисован в Photoshop, сделаны колпаки с изображением звезд на колеса. Единственное, что не стал делать, так это надпись под ковбоем, так как на фотографии не смог разобрать, что же там написано. Изображения прилагаю – может, кому и пригодится.

SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40 SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40
SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40 SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40
SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40 SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40
SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40 SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40

На момент написания статьи самолет выполнил около 15 полетов. В воздухе ведет себя, как и положено самолету-полукопии – боевые развороты и проходы на низкой высоте вызывают восторг не только у зрителей, но и у самого пилота. Вообще, полет довольно спокойный и ровный. При потере скорости самолет покачивает крыльями, как бы предупреждая о сваливании. После первых вылетов винт 12*7 заменил на 11*7 – так вроде бы мотор меньше грузится. В планах, нанести расшивку на фюзеляж, имитировать кабину пилота, установить закрылки, что бы гасить большую посадочную скорость. Но об этом отдельно и в следующий раз.

SQS Warbird Curtiss P-40 Warhawk 40

В качестве вывода, можно сказать, что самолет очень понравился, как и по внешнему виду, так и по летным характеристикам. Правда, осталось не большое разочарование, но оно ни как не связанно именно с самолетом, а больше с фирмой Kyosho – от такой известной фирмы ожидалось чего-то сверхъестественного. Но все разочарования проходят, когда самолет поднимается в небо – звук четырехтактного мотора дает ощущение полета настоящего самолета.

Модель можно смело рекомендовать пилотам уже уверенно летающим на тренерах и желающим перешагнуть на ступень выше.

PS: с удовольствием отвечу на все вопросы на страницах этой темы: http://forum.modelsworld.ru/viewtopic.php?t=1604

Спецификация:

Длина: 1182 мм

Размах крыльев: 1422 мм

Вес: 2500 г.

Площадь крыла: 34 дм?

Профиль: NACA 1415

Двигатель, рекомендуемый производителем: 2-тактный 40-46 класса, или 4-тактный 52-53 класса.

Аппаратура минимум 5 каналов.

Автор - Евгений Жуков (Terranozavr)

Эксклюзивно для сайта ModelsWorld.RU

Перепечатка и публикация на других ресурсах возможна только с разрешения администрации сайта. webmaster@modelsworld.ru

Мой блог находят по следующим фразам

← Мастерская Modelsworld