Обзор соосных моделей вертолётов на базе Lama V3-V4

Предисловие

Полёт, а тем более контролируемый полёт, всегда завораживал человека, не только своей красотой, плавностью и изяществом, но и необычностью того, что летательные аппараты, будучи тяжелея воздуха, способны на подобное.
Человек всегда хотел летать и управлять летающей машиной, и это желание особенно сильно в детстве и юношестве.
Развитие науки и технологий сделало полёт повседневным и дало возможность каждому почувствовать себя пилотом небольшого летательного аппарата.

На данный момент на рынке радиоуправляемых моделей существует огромное количество разнообразных летательных конструкций, способных удовлетворить практически любые запросы, но поговорим мы с вами о вертолётах. Уникальность этих аппаратов заключается в том, что они способны взлетать и совершать посадку практически в любом месте, им не требуется взлетно-посадочная полоса, и они способны надолго зависать в воздухе, сохраняя своё положение.

Хочется отметить, что вертолёт является самой сложной моделью в управлении, и если вы молодой начинающий пилот, вам следует хорошо обдумать свой выбор, что бы горечь от разбитой дорогой модели не испортила вам настроение и не отбила желание "летать". Существует два основных типа вертолётов - однороторные, с одним основным ротором и задним хвостовым ротором для компенсации крутящего момента и управления курсом, и соосные вертолёты с двумя основными роторами.
Основываясь на собственном, хоть и небольшом, опыте я бы порекомендовал начинающему пилоту именно вертолёт соосной схемы, как наиболее стабильный, более простой в управлении и более дешёвый в ремонте, нежели вертолёт однороторной схемы.

Выбор

Одной из известных фирм, выпускающей соосные модели радиоуправляемых вертолётов, является фирма E-Sky, и на сегодняшний день в её ассортименте имеется четыре модели в одном классе:

Dauphin, Comanche, Lama V4 и Lama V3
Dauphin, Comanche, Lama V4 и Lama V3

Комплект поставки включает всё необходимое для обучения пилотирования на симуляторе, входящего в комплект, и непосредственно запуска модели с последующей подзарядкой бортового аккумулятора. Все модели и аппаратура уложены в точно изготовленные в пенопластовых блоках ниши, что предохранит содержимое коробки от повреждений в случае ударов или падений.
Модели выполнены в масштабе 1:32 и являются полноценными 3D летательными аппаратами. Многие ошибочно считают, если стоит обозначение 3D, значит, модель должна выполнять всевозможные фигуры высшего пилотажа. Нет, 3D говорит о том, что данная модель имеет полное управление в трёх плоскостях, как на реально существующих вертолётах:
По высоте - за счёт синхронного изменения частоты вращения роторов.
По горизонтали - (крен и тангаж) за счёт изменения угла атаки лопастей нижнего ротора.
И вращение - (направление полёта - курс) за счёт изменения пропорциональности вращения нижнего и верхнего роторов.
Все модели оснащены встроенным гироскопом с возможностью регулировки чувствительности и пропорциональности вращения роторов, который позволяет сделать полёт модели более стабильным по курсу.

Модели выполнены в копийных корпусах, и почти все они являются прототипами реально существующих вертолётов:

Dauphin, Comanche, Lama V4 и Lama V3 Dauphin, Comanche, Lama V4 и Lama V3
Dauphin Dauphin
Dauphin, Comanche, Lama V4 и Lama V3 Dauphin, Comanche, Lama V4 и Lama V3
Comanche Comanche
Dauphin, Comanche, Lama V4 и Lama V3 Dauphin, Comanche, Lama V4 и Lama V3
Lama V3 Lama


Копийность корпуса может сыграть немаловажную роль при выборе модели и дальнейшей её эксплуатации, так как фантазия и воображение молодого пилота безграничны. В основном эти модели предназначены для полётов в закрытых помещениях, но их вполне можно запускать и на улице в безветренную погоду, что я не раз проделывал у себя на даче с детьми, но при ветре велика вероятность, что вы его загоните на берёзу или посадите на картофельную ботву.
Относительно небольшой размер моделей позволяет их запускать и дома, продолжая совершенствовать свои навыки полётами по коридорам, облетая углы стены и мебель, правда, встреча с которыми крайне нежелательна.

Основой этих моделей являются рамы двух типов:

Dauphin, Comanche, Lama V4 и Lama V3 Dauphin, Comanche, Lama V4 и Lama V3
Lama V4 Lama V3


Следовательно, так же отличаются все внешние элементы: шасси, корпуса и батарейные отсеки.
Но механическая и электронная части полностью взаимозаменяемые, что делает эти модели более удобными и практичными в использовании.
Большим плюсом является и то, что на данный момент на эти модели существует весь спектр запчастей, как штатных, так и опционных, выпускаемых фирмами E-Sky, Xtreme, 3DPro и другими, которые вы в последствии можете установить на свою модель.

Учебный класс

И вот, настал момент, когда, на свет из тёмной коробки извлечена модель, аккумулятор заряжен, и в пульт установлены батарейки. Вы готовы осуществить свой первый, пусть и небольшой, но самостоятельный полёт, о котором вы мечтали, мысль о котором не покидала вас перед сном и возвращалась с пробуждением.
Но не торопитесь. Прежде чем взять в руки пульт и с чувством бога небес, отправить модель в полёт, возможно, первый и последний, настоятельно рекомендую поупражняться в навыках пилотирования на авиасимуляторе.
В комплекте ко всем четырём моделям есть бесплатный простой, но вполне функциональный авиасимулятор FMS, который поможет вам приобрести необходимые первичные навыки управления моделью. Так же в комплекте есть всё необходимое для подключения пульта к персональному компьютеру.
Единственное, что вас может слегка озадачить, так это отсутствие вертолётов соосной схемы среди немногочисленного количества предустановленных моделей. Ситуация неприятная, но поправимая. Занимаясь поиском моделей "соосников" для симулятора FMS, я обнаружил, что их практически нет, т.к. найти мне удалось только одну модель.
Скачать её можно тут >> или тут >>.
Так же есть более свежая версия самого симулятора:
Скачать тут >> или тут >>.
Но если вы желаете приобрести больше навыков и представлений об управлении моделью, желательно приобрести лучший симулятор: например, заглянув сюда >>

Также, когда вы начнёте реальные полёты, я бы порекомендовал вам установить тренировочное шасси .

Dauphin, Comanche, Lama V4 и Lama V3

Так как, несмотря на то, что модель достаточно лёгкая и кажется вполне прочной, сильные удары и падения молодого пилота могут привести к серьёзным поломкам.
Если нет возможности приобрести готовое тренировочное шасси , его можно изготовить из двух спиц и четырёх шариков для пинг-понга.

Подготовка

И так, вы уже прошли курс молодого пилота на симуляторе и готовы приступить к реальным полётам. В комплекте к моделям есть всё необходимое, чтобы поднять модель в воздух - батарейки в пульт управления и предварительно заряженный Литий-полимерный аккумулятор для модели.
Уделю некоторое внимание на установке аккумулятора в модель. Во всех моделях аккумуляторные отсеки имеют нижнее расположение, у модели Dauphin в корпусе выполнена весьма внушительная ниша, которая позволяет легко вставлять и вынимать аккумулятор, так же через эту нишу вынимается вся механическая часть вертолёта в случае замены корпуса или ремонта отдельных узлов.

Dauphin, Comanche, Lama V4 и Lama V3 Dauphin, Comanche, Lama V4 и Lama V3


В модели Lama V4 так же предусмотрен очень удобный способ замены аккумулятора через нишу, выполненную в нижней части фюзеляжа:

Dauphin, Comanche, Lama V4 и Lama V3 Dauphin, Comanche, Lama V4 и Lama V3


Lama V3 так же имеет весьма удобную и быструю схему замены аккумулятора, реализованную в полностью открытом, отстёгивающемся батарейном отсеке.

Dauphin, Comanche, Lama V4 и Lama V3 Dauphin, Comanche, Lama V4 и Lama V3

Но эта схема имеет и слабые места в виде ушек и крючков, которыми и осуществляется фиксация батарейного отсека с аккумулятором к шасси вертолёта.
Учитывая это, следует избегать жёстких посадок и ударов в нижнюю часть вертолёта.

Comanche имеет такой же батарейный отсек, как Dauphin и Lama V4, но относительно небольшая ниша, выполненная в корпусе, немного затруднит установку аккумулятора.
В этом случае, я бы порекомендовал отстегнуть заднюю часть корпуса и свободно вложить аккумулятор на своё место, что бы не повредить корпус.
Так же можно вырезать нишу немного больше, что нисколько не ухудшит внешний вид модели.

Dauphin, Comanche, Lama V4 и Lama V3 Dauphin, Comanche, Lama V4 и Lama V3


Заряжать аккумуляторы можно, даже не вынимая их из модели, достаточно вставить специальный разъем аккумулятора в балансировочное устройство, входящее в комплект, подключить его к блоку питания, так же имеющемуся в комплекте, и минут через сорок аккумулятор будет заряжен.

Полностью заряженного аккумулятора хватает от пяти до десяти минут полёта. Казалось бы, мало, да, немного, и сразу возникает желание приобрести дополнительно ещё пару батарей, чтобы продлить удовольствие от полёта. Но не спешите. Во время полёта модели, электродвигатели сильно нагреваются, и увеличение общей продолжительности полёта, с остановками только лишь для замены батарей, приведёт к сильному перегреву моторов и быстрому выходу их из строя. Так что, времени, которое отводится на зарядку аккумулятора, вполне достаточно для того, что бы электромоторы остыли, либо следите за температурой моторов и не торопитесь в небо, как бы вам этого не хотелось.
В дальнейшем, если вы решите проапгрейдить свою модель, вы сможете установить опционные двигатели, которые позволят вам летать практически без остановок.

Настройки – регулировки

Аккумулятор установлен на модель, пульт в руках, и вооружившись знаниями из "досконально" изученной по картинкам инструкции, мы готовы приступить к первым запускам модели в реальных условиях.
И опять я вас слегка попридержу от неудержимого желания взмыть ввысь.

Первое, что следует запомнить, это чёткую последовательность включения пульта и модели:
При включении первым включается пульт, затем включается модель.
При выключении сначала выключается модель, затем пульт.
Если последовательность будет нарушена, модель начнёт совершать произвольные движения сервоприводами и выполнять включения двигателей, что может привести к выходу из строя отдельных узлов.

Второе, не смотря на то, что в описании сказано о выполнении всех регулировок и настроек на заводе, советую вам проверить, насколько качественно они выполнены. От этого будет зависеть, как поведёт себя модель при первом запуске и ваше впечатление о ней.

Начнём осмотр с состояния верхнего ротора.
В самом верху в вилкообразном ложе, выполненном в головке внутреннего вала, расположен флайбар (стабилизатор) с двумя грузиками на концах, отвечающий за стабилизацию модели в полёте. Далее, через коротенькую регулируемую тягу он соединён с держателем лопастей верхнего ротора.

Dauphin, Comanche, Lama V4 и Lama V3


Основное, что необходимо проверить в этом узле, это прямолинейность штанги флайбара и “бабочку” при вращении верхнего ротора. Эти два фактора сильно влияют на стабильность модели в полёте и на наличие или отсутствие вибрации.
С прямолинейностью штанги флайбара всё более или менее понятно, а вот что же такое “бабочка” и где искать это насекомое?
"Бабочкой" условно называют визуальный эффект, когда лопасти вращаются не в одной плоскости, напоминая при этом крылья насекомого.

Для этого нам необходимо привести в движение только верхний ротор.
Все манипуляции с пультом и органы управления показаны для Mode II (Газ слева)
Включаем пульт. При этом следим за тем, чтобы ручка газа и триммер газа находились в нижнем положении.

Dauphin, Comanche, Lama V4 и Lama V3 Dauphin, Comanche, Lama V4 и Lama V3


Включаем модель, соединяя разъёмы питания аккумулятора и модели. Ждём, когда на приёмнике в модели зелёный светодиод перестанет мигать и загорится постоянно.
Переводим ручку газа вправо в крайнем нижнем положении и плавно начинаем её поднимать.

Dauphin, Comanche, Lama V4 и Lama V3


При этом верхний ротор, ускоряясь, начнёт вращаться, а нижний довольно долгое время будет находиться в состоянии покоя.
В крайнем правом положении поднимаем ручку газа до тех пор, пока не начнёт вращаться нижний ротор.
При этом частоты вращения верхнего ротора уже достаточно для определения наличия “бабочки”.

Убирается “бабочка” путём регулировки коротенькой тяги от флайбара к держателю лопастей. Для этого необходимо её отщёлкнуть с шарового крепления на держателе лопастей и, вращая пластиковый наконечник, удлинить или укоротить её, добиваясь того, что бы лопасти верхнего ротора вращались в одной плоскости.

Dauphin, Comanche, Lama V4 и Lama V3 Dauphin, Comanche, Lama V4 и Lama V3
До регулировки После регулировки


Как мы видим, после регулировки бабочка практически исчезла.
Иногда бывает так, что регулировки длины тяги недостаточно. Связано это может быть с небольшими дефектами литья пластикового держателя лопастей или самих лопастей. В этом случае допускается возможность слегка их изогнуть.
На нижнем роторе “бабочки”, как правило, не бывает.

Теперь мы готовы поставить модель на пол и попробовать вдохнуть в неё жизнь и душу летательного аппарата.
Сразу хочу предупредить, что на высоте менее метра модель может быть не совсем стабильна. Это связано с тем, что она попадает в завихрения воздушного потока, созданного собственными лопастями, но потом вы к этому привыкните.
Плавно увеличиваем обороты двигателя, двигая стик газа вверх, и если остальные заводские регулировки выполнены вполне корректно, то модель оторвётся от пола и, контролируя её положение в воздухе правым стиком (тангаж, крен), вы совершите свой первый самостоятельный полёт.

Но может получиться так, что при попытке взлететь модель будет кренить, тащить и вращать в разные стороны. Не стоит расстраиваться, это можно подкорректировать триммерами, расположенными на пульте рядом со стиками.

Dauphin, Comanche, Lama V4 и Lama V3 Dauphin, Comanche, Lama V4 и Lama V3
Триммер курса/направления Триммер тангажа
Dauphin, Comanche, Lama V4 и Lama V3
Таймер крена


Также существует возможность регулировки тангажа и крена непосредственно тягами от сервоприводов к тарелке автомата перекоса.

Dauphin, Comanche, Lama V4 и Lama V3 Dauphin, Comanche, Lama V4 и Lama V3
Тяга крена Тяга тангажа

Удлиняя тягу крена, мы, увеличиваем крен налево, укорачивая, направо.
Удлиняя тягу тангажа, мы, увеличиваем наклон вперёд, укорачивая, назад.

А вот дополнительная регулировка вращения/курса/направления осуществляется уже непосредственно на блоке приёмника потенциометромPROPORTIONAL.

Самое важное: Все регулировки потенциометрами на приёмнике выполняются при выключенном питании вертолёта!

Как наиболее просто и быстро выполнить все необходимые регулировки гироскопа и микшера, отвечающего за пропорциональность вращения роторов?
На электронном блоке имеются два потенциометра - GAIN и PROPORTIONAL.

Dauphin, Comanche, Lama V4 и Lama V3


GAIN отвечает за чувствительность гироскопа.
PROPORTIONAL отвечает за пропорциональность вращения роторов.

Первое: полностью убираем чувствительность гироскопа потенциометром GAIN, повернув его до упора в минус.
Второе: потенциометром PROPORTIONAL добиваемся того, что при среднем положении триммера курса, модель практически не вращается.
И третье: возвращаем потенциометр GAIN в положение, необходимое для достаточно стабильного удержания модели в воздухе по курсу.
Выставление слишком большой чувствительности гироскопа приведёт к подёргиванию модели по курсу.

Если вам не жалко слегка испортить внешний вид капота модели, могу посоветовать выполнить два аккуратных отверстия в капоте напротив потенциометров. В этом случае вам не придётся снимать капот каждый раз при регулировке электронного блока. У себя на модели я сделал именно так.

Дорога в небо …

Вот вроде и всё. Исходя из своего небольшого опыта по общению с этими моделями, я постарался наиболее коротко осветить все основные моменты, с которыми может столкнуться начинающий пилот. И если этот небольшой обзор смог кому-то помочь, я буду только рад.
Помните, это не игрушка, а полнофункциональная модель летательного аппарата, требующая к себе бережного и внимательного отношения. Сильные удары и падения неизбежно приведут к повреждениям, как корпусов, так и механической части модели. Следите за ней, и она прослужит вам достаточно долго.

Удачи вам в покорении небес.

Автор - Даниил Булат (Dan), город Санкт-Петербург.

Эксклюзивно для сайта ModelsWorld
Перепечатка и публикация на других ресурсах
возможна с разрешения администрации сайта
и обязательной ссылкой на ресурс.
Контакт webmaster@modelsworld.ru

Модели для обзора были любезно предоставлены компанией Modelsworld

Мой блог находят по следующим фразам

← Мастерская Modelsworld