Приветствую.
В очередной части нашего обзора мы рассмотрим некоторые образцы техники, использовавшиеся в Советской Армии в 1968-м, в время приснопамятной операции "Дунай", ставившей своей целью, по официальной формулировке, оказание "братской помощи народы ЧССР, с целью подавления внутренней контрреволюции". На политической части вопроса, думаю, останавливаться, долго не стоит. Все таки, не совсем наша тема. А вот о военной составляющей пару слов скажем. Советское руководство учло печальный опыт Венгерского восстания 1956го и было намерено провести операцию, постаравшись по максиму избежать возможных боестолкновений. Тут сыграл свою роль и пассивность чехословацких силовых структур, благоразумно отказавшихся от вооруженного противостояния. К счастью, Чехословацкая народная армия (ЧНА) никак не препятствовала группировке Варшавского договора, поэтому инцидентов удалось избежать.
Обратите внимание на характерную маркировку отечественной техники, находившейся в Чехословакии - белые полосы на корпусе. Впервые такой метод маскировки применялся еще в 1945 году, в Берлинской операции, чтобы избежать ошибочных авиаударов по своим. В 1968 подобная маркировка была необходима, чтобы отличить советские машины от техники ЧНА.
Сначала ознакомимся с танками.Сначала ознакомимся с танками.
Начнем с Т-55, самого массового советского послевоенного среднего танка. Всего в СССР было выпущено 20 тыс. машин всех модификаций. Помимо СССР танки Т-55 выпускались и в ряде других стран. Т-55 стал участником львиной доли войн и конфликтов, случившихся на планете после второй мировой. Современные бархатные и не очень "революции" на Ближнем востоке исключением не стали. В группировке Советских войск именно они составляли основную часть.
В пластике Т-55 выпускается сразу несколькими фирмами. Украинским СКИФом, китайским Trumpeter(модель довольно древняя), ияпонской Tamiya. Но если в первых двух случаях мы имеем дело, как с весьма прискорбной собираемостью, так и с отсутствием копийности, то японцы сделали в свое время отличнейшую модель, из которой можно при желании собрать любой из многочисленных вариантов 55-ки.
Еще одним представителем советского танкостроения стал Т-62, на тот момент самая современная машина. Главным техническим новшество, стала новая 115-мм гладкоствольная полуавтоматическая пушка У-5ТС (2А20). Хотя чехословацкие события стали де-факто всего лишь "парадом". Настоящие боевое крещение танк получит шесть месяцами позже, во время советско-китайского конфликта, вокруг острова Даманский, о чем мы более подробно расскажем в следующих материалах.
Модель Т-62 первой модификции производит Trumpeter. Хоть этот кит вышел в 2009-м году он совершенно не теряет актуальности и сегодня. Отличное литье и неплохая собираемость пока оставляют его без конкурентов.
Следующий на очереди, колесный БТР-152. Бронетранспортёр, созданный на базе узлов и агрегатов грузового автомобиля ЗиС-151. Принят на вооружение в 1950 году. Бронетранспортёр имел открытый сверху сварной несущий корпус. Находился в серийном производстве с 1950 по 1955 годы. Производство продолжалось до 1962 года. Всего на Заводе имени Сталина и Брянском автомобильном заводе произведена 12 421 машина. БТР-152 также был широко распространен по всему миру, в особенности в "развивающихся" странах. Впрочем, довольно быстро советское военное руководство быстро сделало вывод, что машина на базе грузовика, к тому же имеющая открытое десантное отделение, вряд ли сможет стать основным "такси" для мотострелков. Это и привело к разработке БМП и закрытых БТРов на самостоятельном шасси.
К сожалению, кроме СКИФа и сравнительно труднодоступных смоляных наборов, БТР-152 пока никто пока не производит.
Но существует надежда, причем не без основания, что в ближайшие время за него возьмется Trupmpeter, ибо последние полтора-два года новые наборы советской техники китайцы выкидывают на рынок практически ежемесячно.
Продолжим тему бронетранспортеров - БТР-60П. Первый вариант знаменитой машины. Разработка бронетранспортёра нового типа началась в СССР в 1957-58 гг., когда, как уже упоминалось выше, стало ясно, что возможности дальнейшего развития БТР-152 окончательно исчерпаны.
Из представленных проектов машин лучшим был признан бронетранспортёр ГАЗ-49, разработанный КБ Горьковского автозавода (главный конструктор В.А. Дедков). 13 декабря 1959 г. бронетранспортёр был принят на вооружение Советской Армии под обозначением БТР-60П (П - плавающий). Первая промышленная партия была выпущена в 1960 г. Бронетранспортёр БТР-60П и его модификации выпускались до 1976 г., они до сих пор состоят на вооружении более чем 30 стран мира. С принятием новых модификаций, большинство БТР-60П, поступило в части Морской Пехоты.
Модель выпускает все тот же Trumpeter. Автор совсем недавно имел счастье собирать данный набор. На сборку-покраску из коробки ушло меньше месяца, что говорит о многом. Шпаклевки минимум, стыкуемость на пять с плюсом.
Теперь вновь вернемся к танкам. Правд к не совсем обычным. ПТ-76. советский плавающий танк, лёгкий по массе. Принят на вооружение в 1951 году. За время серийного производства, с 1951 по 1967 год, неоднократно модернизировался, всего было выпущено 3039 ПТ-76, а также ряд машин на его базе. Основным функциональным предназначением танка было форсирование водных преград, для чего машина был оборудована гидрореактивным водометным движителем
Несмотря на очевидные достоинства, в силу узкой специфики, машина так толком и не прижилась в СА. Хотя использовали ее и в Морской Пехоте и в разведывательных подразделениях сухопутных войск. В итого к середине 90-гг большое количество ПТ-76 оказалось на снабжении… Внутренних войск, где даже приняли участие в обеих чеченских кампаниях.
Модель ПТ-76 ранней модификации также производит вышеупомянутая китайская фирма. В целом набор неплохой, за исключение одного нюанса. Родная виниловая гусеница мало того похожа на настоящию, да и к тому же короче почти на сантиметр и упорно не желает вставать на положенное место. Поэтому покупка набора смоляных или металлических траков крайне рекомендуется.
АСУ-85. Самая, на мой взгляд, оригинальная из представленных машин. Основная самоходная артиллерийская установка, которая находилась на вооружении воздушно-десантных войск Советского Союза в период с 1959 года до момента поступления на вооружение в конце 60-х годов БМД-1. Более подробно о модели и постройке можно почитать на нашем форуме.
Автор - Молочко Павел