Архитектурное моделирование: эффект старины

Архитектурное моделирование: эффект старины

В этой статье мы расскажем об оригинальных техниках, используемых при создании эффекта полуразрушенных и ветхих строений в архитектурном моделизме. Историческим материалом для наших экспериментов послужит типичный ландшафт провинциальных городков северной Франции сороковых и пятидесятых годов XX века.



В своей работе мы отталкивается от концепции, согласно которой точное копирование текстур исходных материалов и адекватное отображение эффектов естественного старения зданий составляет существенную часть создания архитектурных моделей в масштабе. Ведь в хорошем макете даже мельчайшая деталь несёт на себе смысловую нагрузку и вносит свой вклад в общую атмосферу.


В этой статье мы поговорим об оригинальных техниках архитектурного «старения», а также попробуем применить свои знания на практике, «оживляя» наши макеты эффектом старины.

Концепция

Прежде чем приступить к непосредственному описанию техник, сделаем одно существенное замечание. Дело в том, что предложенная нами концепция немного отличается от традиционных методов создания военных пейзажей, принятых в архитектурном моделировании. Как правило, модели военной техники появляются в окружении реалистичных руин, собранных из готовых наборов. Всё, что требуется от моделиста – правильно собрать кит и качественно его раскрасить. Собственно, основное творчество здесь заключается именно в раскраске.

Однако, чтобы сделать миниатюру по-настоящему "атмосферной", нужно подойти к работе более творчески. Ведь в реальных пейзажах имеется масса тонких нюансов, которые в традиционных макетах остаются за скобками. Так, воспроизводя индустриальную инфраструктуру небольших европейских городов середины XX века многие не учитывают эффекты старения и не могут правильно передать атмосферу того времени.


Поэтому в рассматриваемой нами технике главный акцент будет делаться на эффекте естественного старения, распространяющемся на весь макет, вплоть до мельчайших элементов. Используя различные приёмы, включая детальную отрисовку и обработку пигментами, мы попытаемся максимально имитировать эффект заброшенных зданий, воссоздав разные аспекты тлена и разрушения – насколько это возможно в масштабе 1:72.

Материал и инструмент

Пенокартон

Основным строительным материалом в нашем случае будет пенокартон.

Пенокартон представляет собой своеобразный сэндвич с начинкой из полиуретановой пены, сжатой с обеих сторон двумя тонкими листами из картона. Это чрезвычайно плоский и очень лёгкий материал. В продаже можно встретить листы различной толщины. Стандартные размеры находятся в диапазоне от 3 до 10 мм.

Полиуретановая пена, которая нас больше всего интересует, совместима со всеми типами клея и красок, которые традиционно используются в архитектурном моделировании. Этот материал прекрасно подходит для изготовления базовых «коробок», на которые в последствии можно наклеивать пластиковые или картонные элементы, накладывать слои грунтовки имитируя фасады городских построек.


Начиная работать с пенокартоном, следует аккуратно отслоить верхний слой картона, стараясь не повредить при этом пену. Благодаря физическим свойствам пены, её можно обрабатывать самыми разными способами с помощью самодельных приспособлений для чеканки и штамповки или разметочных инструментов: обратной стороной лезвия скальпеля, кончиком иглы, проволочной щёткой и т.д. Таким образом, можно добиться самых разных эффектов, создавая основу для мостовых, каменных кладок, бетонных стен, дорожных покрытий и различных типов фасада.

Кроме того, пена хорошо подходит для имитации кирпичей, каменной облицовки и бетонной поверхности. А в случае мостовой можно воспроизвести характерные повреждения, возникающие через некоторое время при её активном использовании. Такие выщерблены делаются в пене очень легко. Также можно имитировать трещины в кирпичных стенах и крупные зазоры между кирпичами.


Помимо прочего, пена хорошо подходит и для имитации мостовой, с её типичной покатостью, отсутствующими булыжниками и неровной поверхностью.

Тонкий пластик

Пластиковые пластины хорошо подходят для создания специфических компонентов городских индустриальных пейзажей, таких как различные ворота, складские двери и т. п. Кроме того, пластик можно использовать для реализации многих других задач. Например, с его помощью можно получить реалистичную имитацию деревянной текстуры.


Вы спросите, почему, не использовать настоящее дерево? Во-первых, потому что куски настоящей древесины весьма громоздки и выглядят в масштабе не слишком реалистично. Во-вторых, дерево плохо подходит для создания эффектов старения: имитации гнилых и сломанных досок, различных потемнений и тому подобного.

Тонкий пластик используется моделистами довольно часто. Особенно хорошо он знаком моделистам, имеющим дело с военной техникой. Но есть множество способов использования пластиковых элементов и в архитектурном моделировании.

К примеру, эти окна в белых рамах с разбитыми стёклами, выполненные масштабе 1:48, предназначены для установки на фасад модели полуразрушенной фабрики.


С помощью художественной росписи можно создавать из пластика двери со следами повреждений и обветшания. Для этого на двери наносятся многочисленные царапины и глубокие отметины. Вот, например, обветшавшая дверь от гаража, выполненная в масштабе 1:48.


А вот фрагмент бетонного фасада в масштабе 1:72.


Трещины и щели делаются в ходе художественной гравировки кончиком иглы. Характерной фактуры поверхности можно добиться в результате интенсивной обработки проволочной щёткой. После окраски и добавления эффектов старения, поверхность имеет рельефную структуру, хорошо воспроизводящую внешний вид оригинального материала.

Мелкие детали, такие как канализационные люки и смотровые колодцы, обрабатываются сухими пигментами и графитовым порошком, что придаёт им высокую реалистичность.


Инструменты

Так как основным материалом, который мы будем использовать, выступает пенокартон, базовый набор инструментов будет выглядеть следующим образом:

Нам понадобится проволочная щётка для обработки поверхности и несколько старых мягких щёток для нанесения пигментов и удаления грязи.


Для теснения в пене кирпичей и булыжников мы будем использовать специальные инструменты, которые можно легко сделать из старых кисточек. Для этого нужно всего-навсего удалить из металлических держателей щетину и придать их краям нужную форму с помощью миниатюрных тонкогубцев. Для кирпичных стен нам понадобятся штампы в форме маленьких прямоугольников, а для мостовых можно использовать круги и овалы разного диаметра.


Помимо этого, нам понадобится инструмент для гравировки, скальпель или макетный нож, а также набор кисточек различного размера (включая №№ 0,1 и 2). Не лишними будут наждачная бумага различной зернистости (включая № 400) и набор натфилей.


Также нам понадобятся акриловые краски марки Humbrol, пигменты Talens и накладные пластиковые детали Grandt Line для архитектурного моделирования.

Но, прежде чем приступить к делу, поговорим об особенностях раскраски пластика.

Художественная роспись по пластику

Реалистичная отрисовка различных повреждений и сколов в масштабе 1:72 требует от моделиста высокого мастерства. Оцените внешний вид этих гаражных ворот.


Вот типичный пример того, какой степени реализма можно добиться, применяя эффект старины в раскраске стен.


Желая воспроизвести эффект выцветших надписей, без детальной росписи не обойтись. Например, с её помощью можно имитировать выцветшую краску старой рекламы, красующейся на испещрённой трещинами штукатурке фасада.


Вот характерный пример фасада в масштабе 1:72 созданного с помощью пены, грунта и обработанных пластиковых деталей.


Также художественная роспись широко используется для создания различных эффектов естественного старения. Например её можно использовать для имитации мха на стенах, прогнившей древесины, ржавчине на металле, потрескавшейся штукатурки и т. д. Такие эффекты добавляют моделям реалистичности и вносят немалый вклад на атмосферу финальной композиции.


Вот, например, двойные деревянные двери, облицованные досками.


Нечто подобное мы и попытаемся воспроизвести в ходе нашего эксперимента.

Делаем деревянные ворота для гаража

Давайте посмотрим, как из пластиковой пластины сделать ветхие деревянные ворота с облупившейся краской и остатками старой рекламы. В качестве прототипа будем использовать типичные для северной Франции середины XX века раздвижные ворота. Наши ворота предназначены для использования на фасаде гаража.

Заметим, что методы, применённые здесь к масштабу 1:72 можно запросто перенести на любой другой масштаб для имитации любых деревянных элементов, таких как изгороди, деревянные обшивки и т.п.

Старая древесина представляет собой практически безграничный источник вдохновения для воплощения множества эффектов старения, таких как: выцветание, изношенность, эффект облупившейся краски и т.д.

Повторимся, что для имитации дерева в масштабе лучше подходит пластик, нежели настоящее дерево. Заготовку всё равно придётся обрабатывать и окрашивать, а настоящее дерево имеет характерную текстуру с крупными волокнами. Из-за этой текстуры, имитация дерева посредством натурального материала сильно проигрывает в реалистичности.

Итак, сперва рисуем контуры будущей двери на пластиковой пластине толщиной 0,75 мм. Затем аккуратно прочерчиваем каждую доску с интервалом 2,5 мм.


Тщательно вырезаем каждый стык специальным инструментом для гравировки. В качестве альтернативы подойдёт скальпель или макетный нож. В этом случае для нанесения углублений на поверхность пластика следует использовать тыльную сторону лезвия.


Чтобы удалить пластиковую стружку, скопившуюся в углублениях, аккуратно обработаем поверхность щёткой с металлической щетиной. Направление обработки – сверху вниз. Таким образом, мы не только очищаем углубления от остатков пластика, но и получаем реалистичные "прожилки", эмитирующие естественную текстуру дерева.


Чтобы сделать эту текстуру более явной, можно снова воспользоваться инструментом для гравировки, акцентируя углубления по мере приближения к нижнему краю ворот.


Чтобы побороть исходный глянец, присущий пластику, и немного «оживить» поверхность заготовки, сделаем несколько углублений в нижней части ворот обратной стороной лезвия скальпеля. Теперь углубим несколько стыков между досками, чтобы добавить реализма. Заметьте, чем больше отметин мы наносим на поверхность, тем более старыми и ветхими выглядят ворота.

Итак, поверхность готова, настало время добавить несколько деталей (мы используем пластиковые детали из наборов Grandt Line) и сделать дверную ручку из медной проволоки. Сами ворота приклеиваются на крупный кусок пластика, который позволит приладить их к соответствующему дверному проёму фасада.


Далее на ворота наносится первичная грунтовка "древесных" оттенков, с преобладанием серого. На первом этапе окраски нам потребуется глазурь, хорошо разбавленная минеральным спиртом, чтобы не нарушить рельеф текстуры. Мы берём пять оттенков глазури Humbrol: Light Grey (147), Light Earth (119), Chocolate (98), Camouflage Grey (28) и Sea Grey (27). Краску наносим сверху вниз с помощью кисточки №2, смешивая оттенки в произвольном порядке.


После полного высыхания на поверхность ворот наносится тонкий слой чёрной акриловой краски. Сначала кажется, что эта процедура пустит насмарку всю проделанную ранее работу, но по мере высыхания, акриловая краска лишь подчёркивает текстуру поверхности и щели между досками.


Теперь пришло время для нюансов. Сначала делаем отметки на стыках и "ветхих" фрагментах досок, осторожно счищая краску кончиком ножа. Далее выделяем полученные фрагменты краской Camouflage Grey (28), нанося её кисточкой №0.


Остатки белой и синей краски на нижней части ворот имитируются с помощью небольших штрихов, нанесённых кисточкой №1. Такие штрихи можно аккуратно наносить по всей поверхности.


После высыхания очередного слоя, повторно обработаем каждую доску той же краской, но теперь используем кисточку №0. Здесь результат всецело зависит от вашей фантазии.


После тонкой отрисовки наносим тёмную краску на стыки между досками, чтобы выделить их и сделать более контрастными. Это можно делать разными способами. Например, с помощью сухого чёрного пигмента, который наносится старой кисточкой. Порошок распределяется по всем углублениям, а потом счищается.


Кроме того, можно разнообразить оттенки досок, используя различные пигменты жёлто-коричневых оттенков. Далее следует усилить различные эффекты, характерные для дерева. Например, прогнившая доска в нижней части ворот получается с помощью светло- или тёмно-зелёного пигмента, нанесённого той же самой кисточкой. Также можно подчеркнуть изломы дерева, которые мы делали ранее.

Чтобы имитировать следы ржавчины на металлических элементах, наносим грунтовку Humbrol Chocolate 98. Примерно через минуту, начинаем обрабатывать поверхность соответствующими пигментами, добиваясь реалистичного эффекта коррозии. Добавим немного графитового порошка, чтобы придать аутентичный металлический вид дверной ручке.


Теперь настал черёд старой надписи, следы которой остались на двери. Здесь мы используем чёрные переводные буквы. Перенеся их на рабочую поверхность с помощью графитового карандаша, хорошенько впечатываем буквы в текстуру, прессуя старой щёткой с короткими ворсинками.


Далее обрабатываем надпись маленьким куском мелкозернистой наждачной бумаги. Направление обработки – сверху вниз, в соответствии с текстурой. Используем обратную сторону скальпеля, чтобы выделить те фрагменты, где буквы затемнены, а также разнообразить эффект потёртости.


Снова прибегаем к детальной прорисовке, чтобы довести до ума предыдущие этапы. Здесь лучше всего подойдут четыре оттенка акриловой краски: Chocolate Brown, Leather Brown, Ivory и Stone Grey. Чередуем оттенки, чтобы придать мелким деталям реалистичности.


Чтобы добиться характерного французского антуража, наклеиваем на ворота маленькие таблички с коммерческими надписями, предварительно сымитировав по краям пятна ржавчины. Для этого используем акриловую краску Shaded Earth, а также сухие пигменты соответствующих оттенков.


Вуаля! Ворота готовы. Теперь их можно прикрепить к фасаду гаража.

Делаем кирпичную кладку

Теперь пришло время продемонстрировать преимущества пенокартона на примере типичного кирпичного фасада здания, характерного для индустриальных французских городков середины XX века. Масштаб модели 1:72.

Рассмотрим поэтапный процесс изготовления.

Шаг 1

Для начала, разметим проёмы для окон и дверей и вырежем их при помощи скальпеля. В качестве материала используем 5-миллиметровый пенокартон.


Чтобы обнажить пену, аккуратно отслаиваем картон на одном из уголков при помощи скальпеля, а затем сантиметр за сантиметром отделяем его от пены, плотно прижимая лист металлической линейкой. Это позволит снять картоновый слой, не нарушая целостности пены.

Шаг 2

Приступаем к изготовлению кирпичной матрицы. Для создания реалистичных кирпичей в формате 1:72 можно использовать специальный инструмент, сделанный из старой кисточки №3. Напомним, что такой инструмент нетрудно изготовить самостоятельно, освободив металлический держатель от ворсинок и выгнув его края в форме прямоугольника с помощью маленьких тонкогубцев. Далее разглаживаем и затачиваем края с помощью натфиля.

Шаг 3

Теперь приступим к выдавливанию кирпичей. Для образования абсолютно ровных рядов используем металлическую линейку в качестве направляющей.


Отсутствующие кирпичи и сколы можно имитировать с помощью кончика иглы.

Чтобы добавить кирпичной кладке реализма можно надавливать в некоторых местах сильнее, чтобы создать эффект больших щелей, отсутствующих кирпичей и трещин.


Шаг 4

Фасад готов к раскраске и наложению различных деталей, таких как жалюзи, водосточные трубы, вентиляционные отверстия и решётки. Также можно приклеить стилизованные пластиковые двери, латунные трубы и медный провод. Кроме того, на фасаде можно изобразить различные мелкие элементы, вроде деревянных и металлических перемычек.


Шаг 5

Теперь проходим поверхность фасада двумя слоями акриловой краски Humbrol Camouflage Grey (28). Краску наносим широкой кисточкой, внимательно следя, чтобы обработанной оказалось каждое углубление. Пена имеет пористую структуру, поэтому первый слой краски полностью впитается – обязательно необходим второй.


После полного высыхания грунта (примерно через 48 часов), шлифуем поверхность с помощью наждачной бумаги №400, выделяя фактуру кирпичей. После этого тщательно удаляем пыль с помощью мягкой щётки.

Шаг 6

Далее наносим на нашу кирпичную кладку краски Talens: Burnt Sienna (411) и English Red (339), смешанные с чёрным матовым пигментом. Можно использовать только эти два цвета, смешивая их в разных пропорциях на разных участках стены, получая при этом реалистичный градиентный эффект.


Шаг 7

Теперь пришло время сымитировать полоски строительного раствора между кирпичами. Для этого используем сухой пигмент белого цвета. После удаления излишков пигмента, его остатки можно вдавливать в щели между кирпичами при помощи пальцев.

Теперь, получившие рельеф кирпичи можно очистить с помощью мягкой тряпки, немного смоченной в воде.


Шаг 8

Далее с помощью кисточки №2 разнообразим оттенки произвольно выбранных кирпичей. Это позволит придать кирпичной кладке большее «живой» вид и достичь высокой реалистичности. Для точечной окраски можно применить те же оттенки, которые использовались нами в шаге 6. Только на этот раз наносить их следует более локально с помощью маленькой кисточки.


Шаг 9

Чтобы добавить нашей кирпичной кладке дополнительной реалистичности, имитируем естественные повреждения, возникшие от длительного воздействия сырости и дождевой воды.

Данный эффект достигается в три этапа:

  • Сначала наносим чёрный пигмент на стыки кирпичей с помощью кисточки №0.
  • Затем наносим светло-зелёный пигмент на соответствующие поверхности.
  • И наконец рассыпаем в нужных местах пигмент оттенка Sienna Earth, обрабатывая им выступающие части кирпичей.


Шаг 10

Теперь распространяем эффект старины и заброшенности по всему кирпичному дому, включая заброшенный верхний этаж с заколоченными окнами.


Вуаля! Старый фасад готов. Посмотрим как он сочетается с нашим гаражом.


Согласитесь, очень неплохо. Эффект старения придаёт зданиям особую реалистичность и интересную атмосферу.

← Мастерская Modelsworld