Постройка первой модели – испанский галеон Сан Мартин от OcCre

Предыстория

Мечта иметь на полке парусный корабль, причем непременно из дерева была давно, с раннего детства, однажды, будучи студентом увидел на полке магазина коробку с парусником, по-моему это был какой-то галеон, вероятнее всего испанский, но цена, она отпугивала бедного студента сразу.

В октябре 2007 г. ездил в Москву на Всероссийский образовательный форум. Там, на ВДНХ, увидел пусть и пародийные, но парусники. Их пародийность я осознал позже, тогда они мне казались верхом совершенства и красоты. Вернулся я в родную провинцию, обнаружил в Internet сайт магазин, торгующий деревянными моделями парусников, и сказал жене: ХОЧУ! Тем более, что нашелся подходящий повод – покупка новой стенки, на которой было место, позволяющее поставить небольшую модель парусника, это уже потом выяснилось, что кораблик туда не помещается, что для него нужно искать другое место и делать витрину.

Начались муки выбора, они продолжались около месяца. Требования к кораблю были следующие: парусник с тремя мачтами и обязательно с балконом на корме, размеры не более 65 см. Цена была по тем временам обозначена не более 4000 руб (2007 год). Так, исходя из наличия моделей в магазине, и был сделан выбор: галеон Сан Мартин испанской фирмы OcCre. Тем более, что Армада притягивала меня как магнит, еще с 6 класса, когда я впервые прочел о ней на страницах учебника по истории средневековья.

Постройка первой модели – испанский галеон Сан Мартин от OcCre Набор

Коробка пришла быстро, слишком быстро, тогда в доме был ремонт, и я не успел собрать нужную сумму, ведь ожидал поступления заказа не раньше, чем через недели три. Когда финансовые проблемы были благополучно разрешены, я понесся на почту. Не думал, что коробка окажется такой большой и такой тяжелой, ни одна пластиковая модель не лежала в такой большой коробке и не весила столько (и это совсем, в общем, небольшая модель). Содержимое было аккуратно распаковано под скептическими взглядами жены. Я увидел в принципе то, что и ожидал увидеть, исходя из фотографий и описания набора. Жена же, увидев “деревяшечки”, сказала, что, мол, ты из этого никогда не сделаешь корабль.

Итак, содержимое набора: рейки липы сечением 5х2 мм для черновой обшивки, планки шпона красного дерева 0,6х5 мм для чистовой обшивки, круглые заготовки из красного дерева различных диаметров для рангоута (от 5 до 8 мм), планки рамина 0,6х5 мм для настила палуб, отвратительного качества с неровными краями и ужасной текстурой (это относится только к рейкам палубного настила).

Набор также содержал фанерные детали каркаса, салинги, фальшборта, при этом каркас вырезан водяной струей. В наборе были металлические эзельгофты, шлюпка, лафеты пушек и сами пушки, выполненные под бронзу, фонарь, двери, окна, кормовое украшение в виде фигурки всадника, пиллерсы, нагели, якоря и их штоки, крышки и рамки пушечных портов, помпы. Помимо этого в двух прозрачных кассетах лежало множество блоков, ракс-клоты, ракс-слизы, гребешки-заготовки для решеток. Набор содержал готовые паруса, которые мне сразу не понравились, материал напоминал мешковину, и сшиты они были чрезвычайно грубо, кроме этого грот-марсель имел трудноустранимый дефект – был помят из-за того, что его неправильно сшили, морщина приходилась точно посередине паруса и пересекала его горизонтальной линией. В комплект входили два точеных марса, снаружи, в общем, то правильной формы. Довершали все это флаги из материала, напоминающего клеенку и не имеющего с тканью ничего общего.

К набору были приложены два больших листа чертежей: общий вид корабля, рангоут и паруса, а также чертеж, показывающий внутреннюю конструкцию корпуса. Понравилась хорошая, красочная инструкция, выполненная в фотографиях (традиционно для этой фирмы), пар-лист в виде брошюры, в которой также была еще и схема проводки такелажа.

Корпус

Руки чесались, поэтому набор практически сразу поступил в постройку. Начал я, как водится, с каркаса. Склеил я его за пару вечеров, пролив швы суперклеем и контролируя угол установки шпангоутов к килевой рамке с помощью угольника. Особых проблем здесь не было. Детали каркаса идеально подходят друг к другу. Затем, как и предписывает инструкция, я приступил к палубному настилу. Вот тут были допущены первые ошибки. Во-первых, фальшпалубу изначально следовало бы разметить, проведя осевую линию (ее то я провел), и дальше отметить параллельные линии с шагом 5 мм (по ширине планок чистового настила, а вот этого я не сделал, а только провел по 2-3 параллельные линии на расстоянии примерно 2,5 см). То есть все продольные стыки сначала удобнее разметить. Неплохо также нанести и поперечные стыки и сделать более правдоподобную раскладку досок, скажем в три доски, а не как это показано на «родных» чертежах.

Во-вторых, после разметки палубу нужно было бы сразу приклеить, а уж потом делать настил, вопреки инструкции.

Постройка первой модели – испанский галеон Сан Мартин от OcCre Одна из палуб закончена

Аккуратно сделать настил, имитировав на нем поперечные стыки никак не удавалось, сейчас это не удивительно, так как главной причиной было использование «не того клея», я первоначально пользовался просто столярным ПВА, а он сохнет дольше и клеит не очень качественно. О чуде под названием Момент-столяр я тогда еще не знал. Палуба сдиралась несколько раз, пока я не перевел почти все рейки рамина, предназначенные для настила. Пришлось пойти на упрощение, плюнуть на поперечные стыки и делать настил сплошной рейкой, имитировав пробки гвоздиков при помощи зубочисток. Настил был выполнен из липовых рек, купленных здесь, на сайте. Результат вы видите на фото. Палуба – самое слабое звено на моем Мартине.

Клеить уже обшитую палубу – занятие, которое не приносит никакой радости, обшитая палуба отвратительно гнется и ее ничем нельзя зафиксировать, кроме пальцев. Поэтому было использовано много суперклея.

Попутно, вместе с настилом делались рустерные решетки. Тем клеем они тоже клеились не особо, приходилось много раз подклеивать.

Постройка первой модели – испанский галеон Сан Мартин от OcCre Шпиль

По инструкции шпиль ставится уже после установки ахтердека. Это очень не удобно. Сделал его до этого. Здесь имело место первое улучшение набора. Вымбовки предлагалось выполнить из круглых латунных заготовок, в наборе была рейка квадратного сечения 2х2 мм, я ее закруглил надфилем и поставил вымбовки из дерева.

На ахтердеке располагается “будка” под которой находится колдершток для управления рулем, штурвала в XVI века еще не было. Эта будка также была вся обшита планками красного дерева вопреки инструкции. Вертикальные прутки на окошке этой будки были заменены на деревянные квадратного сечения.

Далее настал черед фальшбортов. Инструкция предлагает их просто окрасить с обратной стороны. Я попробовал это сделать при помощи биотекса “Орех”. Получилось неплохо, но все же я решил, что обшить их таким же деревом, как и корпус снаружи, будет лучше. Долго прикидывал. Материала вроде должно было хватить на все. Поэтому фальшборта я сперва обшил изнутри, а уж только потом приклеил. При приклейке снова был использован суперклей.

Настала очередь самого страшного и ужасного для меня – черновой обшивки. Боялся я ее по причине абсолютного отсутствия опыта изгибания дерева. Прочитав цикл статей для новичков, я с молитвами приступил к этой страшной процедуре. Гнул планки черновой обшивки, пропитывая их нашатырем из аптеки, а затем, вымачивая в кипятке, периодически в этой процедуре участвовал утюг. Результат получался очень неаккуратным с многочисленными щелями и провалами. Хорошо что после прочтения статей для новичков догадался сточить килевую рамку в районе где будет ахтерштевень, меньше потом пришлось шкурить. Крепил черновую обшивку все на тот же столярный ПВА, прибивая к силовому набору гвоздиками из набора. Гвоздики в наборе очень качественные и не гнутся, поэтому использовал не гвоздарь, а просто самый маленький молоток, который смог найти.

Проблемы возникали, когда рейки черновой обшивки трескались при заколачивании гвоздиков. Если предварительно не просверлить отверстие сверлышком, то трескались они почти всегда, сверло решало эту проблему все же не всегда. Некоторые рейки были пересушены и трескались если в них слегка входила шляпка. Тогда в ход шел суперклей, им и ПВА заливалась трещина. Гвоздь при этом вынимался и после высыхания клея заколачивался снова. Зачем? Я теперь и сам не знаю зачем, но тогда считал что так надо. Тяжелее всего было в носовой части, именно там и требовались гнутельные работы, в корме рейки гнулись сами. Ну и конечно обязательно нужно соблюдать принцип: рейку на правый борт, рейку на левый борт и т.д.

Постройка первой модели – испанский галеон Сан Мартин от OcCre Черновая обшивка подходит к концу. Появляется уверенность, что куча деревяшек превратится в красивый корабль

После окончания обшивки все гвоздики были вынуты, так как мешали чистовой обшивке. Теперь ни за что не буду пользоваться гвоздиками! Есть более прогрессивные методики, например, утюг!!! И быстрее и проще и гвоздики не надо вынимать.

Черновая обшивка была прошпаклевана обычной акриловой шпаклёвкой по дереву АКВА, купленной в обычном хозяйственном магазине. Затем зашкурена и корпус обрел форму, дефекты черновой обшивки были убраны.

Постройка первой модели – испанский галеон Сан Мартин от OcCre Готовая и зашкуренная черновая обшивка, осталось только слегка подрезать фальшборта

Конструкция металлических портов такова, что с тыльной стороны они имеют квадратный выступ. Поэтому, как вы можете видеть на представленном выше фото, были прорезаны все 32 порта (еще два на транце). Для этого с чертежа, приложенного к модели на лист формата А4 был снят шаблон расположения портов, потом с его помощью порты были размечены и прорезаны на корпусе модели. Самый трудный этап для меня был закончен. Ну, так я тогда думал, по крайней мере.

Прежде чем приступать к чистовой обшивке, я снова отошел от инструкции. Киль и форштевень с княвдигедом я приклеил до чистовой обшивки. Долго думал как закрыть слои фанеры и не придумал ничего лучше как покрасить их в коричневый цвет. Для этого была использована краска фирмы Тамия. Не лучшее решение.

Затем началась чистовая обшивка. Здесь никаких особых проблем не было, тем более, что я решился, наконец, попробовать утюг. Сначала обшил транец. Все подрезал и приступил к обшивке бортов, положив сначала по паре реек с левого и правого борта, ориентируясь по мастер-рейке - рейке черновой обшивки, с которой начинались шиться борта, она толще остальных реек черновой обшивки и под нее в шпангоутах имелись пазы, так что эти рейки располагались абсолютно симметрично.

Постройка первой модели – испанский галеон Сан Мартин от OcCre
Постройка первой модели – испанский галеон Сан Мартин от OcCre Обшитый транец и первые рейки чистовой обшивки с бортов

Затем чистовая обшивка пошла как по маслу. Обшивал я корабль, отойдя от инструкции. Расположение реек обшивки ниже ватерлинии совершенно не соответствует действительности. Все планки должны располагаться параллельно друг другу и перпендикулярно форштевню. Кроме того планки к носу и некоторые к корме необходимо зауживать. Подгонять их иногда хлопотно, но игра стоит свеч.

Постройка первой модели – испанский галеон Сан Мартин от OcCre Чистовая обшивка подходит к концу

В районе ахтерштевня планки образуют зазоры треугольной формы. Их необходимо закрыть треугольными вставками (на самом деле вставки должны иметь трапецевидную форму).

При выполнении чистовой обшивки, после приклеивания каждой планки, когда клей еще не до конца высох, я проходил мелкой шкуркой по шву. Опилки, забиваясь в шов, заполняли возможные дефекты, это предохраняло от белых проплешин. Все равно перед чистовой обшивкой корпус лучше покрасить краской подходящего колера, под цвет чистовой обшивки.

В конце чистовая обшивка была зашкурена. Операция много времени не заняла, так как черновое зашкуривание выполнялось после приклеивания каждой планки.

После завершения черновой обшивки приступил к работе над носовой частью корабля. На галеонах гальюн был простой, не имел никаких регелей, фигур и прочих изысков. Проблема была лишь в подгонке его палубы. Хотя, мне кажется, по логике вещей там должна бы быть решетка. Но я не стал заморачиваться. Подогнал штатную деталь, предварительно обшив ее. Деталь встала на место без проблем. Снизу дополнил ее балками, которые по идее должны бы быть.

Постройка первой модели – испанский галеон Сан Мартин от OcCre

Затем приступил к приклейке ограждения носовой части. К счастью на этом этапе в наших хозмагах наконец появился момент-столяр. Иначе, не знаю, что бы я без него делал. Для улучшения прилегания ограждения с задней части детали я снял фаску, затем долго держал, минут 20, пока деталь не приклеилась. Гальюн был готов. Полюбовавшись результатом и, тяжко вздохнув, приступил к бархоутам и планширю

Постройка первой модели – испанский галеон Сан Мартин от OcCre Готовый нос (более поздний этап работ)

Продолжение следует......

Автор: Роганов Роман, г.Пенза
Эксклюзивно для сайта ModelsWorld
Перепечатка и публикация на других ресурсах
возможна с разрешения администрации сайта
и обязательной ссылкой на ресурс.
Контакт webmaster@modelsworld.ru

← Мастерская Modelsworld