Строим железнодорожный городок

Строим железнодорожный городок

Городок Дуранго в штате Колорадо был некогда важным железнодорожным узлом на линии Денвер & Рио Гранде Запад. Кроме того, в нём был расположен самый южный вокзал железнодорожной линии Рио Гранде Юг. В результате, этот небольшой железнодорожный городок стал очень важным элементом макета Рио Гранде Юг в масштабе HO.

Я занимаюсь постройкой этого макета с 1970 года. Текущая версия была начата в 1995 году. Я привык работать не спеша, наслаждаясь процессом и не приступая к моделированию следующей сцены, пока не закончу предыдущую.

На макете Дуранго расположен на верхнем уровне так называемого «грибного полуострова». На этом двухуровневом аппендиксе уровни просматриваются с противоположных сторон: с одной стороны видно только содержание верхнего уровня, а с другой – только нижнего. Этот визуальных эффект, в частности, достигается за счёт вертикального смещения задников.

Постройка Дуранго принесло мне не только массу удовольствия, но и определённую пользу в плане повышения квалификации. На нём я опробовал несколько новых техник и реализовал новые идеи. О том, как я его строил, будет рассказано в этой статье.

Этап 1: Планирование

Планируя постройку Дуранго, я обнаружил, что на макете у меня нет места для установки поворотной платформы и паровозного депо (между прочим, это депо до сих пор существует и активно используется). Место, зарезервированное под город, составляло всего 2,87 метра в длину и 65,8 сантиметра в ширину. К счастью, мне не нужно было искать участок под паровозное оборотное депо. Я уже сделал одно в Западном Дуранго, расположенном в другой части макета на берегу реки Анимас.

После долгих размышлений, вылившихся в серьёзные компромиссы и отклонения относительно прототипа, я решил строить станционные пути на четыре линии, а также несколько сооружений вдоль железной дороги и фрагмент главной улицы городка.

Так как я не очень силён в компьютерном моделировании, я решил сделать небольшой макет сцены, прежде чем приступить к постройке. Я использовал здания с других частей макета, чтобы посмотреть, как будет выглядеть главная улица.

Строим железнодорожный городок

Я переставлял их с места на место, пока не нашёл идеальное расположение друг относительно друга, которое я буду воспроизводить на макете.

Этап 2: Пути и стрелки

Согласно первоначальному плану, железнодорожные пути должны были проходить вдоль окраин города. Но потом я передумал и стал прокладывать пути вдоль главной улицы – сразу за окаймляющими её зданиями. Пути я укладывал с небольшим закруглением, чтобы линия получилась максимально длинной. В качестве побочного эффекта я получил небольшое искривление главной улицы, что закрыло её сквозной просмотр, от края до края. Таким образом, городок получил более интересную конструкцию, а улица чисто визуально стала казаться чуть длиннее.

Строим железнодорожный городок

Начал я с того, что приклеил ДВП листы Homasote к фанерной основе толщиной 20 мм. На них я начал укладывать треки номер 55, придавая деревянным шпалам изношенный вид.

В качестве двигателей стрелочного электропривода я использовал машинки фирмы Tortoise. На этом этапе обнаружилась неожиданная проблема: как уже было сказано, Дуранго расположился на верхнем «этаже» двух-уровневого полуострова и, если бы, я расположил двигатели прямо под стрелками Дуранго, они были бы видны на фоне задника нижнего макета.

В результате, я придумал ставить зазор в 89 мм между ближним пределом Дуранго и задником нижнего макета. В этот зазор я установил двигатели стрелочного электропривода – вытягивая провода по максимуму – и сделал горизонтальные удлинительные рычаги из 8-миллиметровых отрезков струн от пианино.

Строим железнодорожный городок

Затем я припаял струны к вертикальным тросам рычагов, продев последние в отверстия опор, прикрученных к нижней части железнодорожного балласта. И, в конце концов, просунул концы сверху через балласт, приделав их к стрелочной приводной тяге.

Этап 3: Сцена

В качестве задника к этой сцене используется живописнейший горизонтальный задник, сделанный моим хорошим знакомым Грегом Греем. Хотя на заднике изображён гористый пейзаж, сам Дуранго расположен в засушливой равнинной местности. Дабы соблюсти соответствие с рисунком на заднике, я смоделировал на краю макета небольшие скалистые холмы. Помимо чисто художественной задачи, эти низкие холмы послужили для маскировки большого шва между горизонтальной поверхностью макета и задником.

Строим железнодорожный городок

Эти холмы я моделировал из экструдированного пенопласта, изоляционного картона и скульптурного гипса Sculptamold. Холмы я раскрасил латексной краской земляного оттенка, присыпав её сверху слоем земляной смеси, приклеенной к поверхности помощью раствора художественного фиксажа Matte Medium. Краску и земляные присыпки я подбирал таким образом, чтобы они сочетались с тонами горных массивов, которые Грег изобразил на заднике.

Этап 4: Придорожные здания

Большинство железнодорожных строений я украсил дощатой обшивкой, а также дверями и окнами из наборов Grand Line. Эти строения включают в себя сарай для инструментов, ледохранилище, пакгауз, домик начальника сортировочной станции, а также путейскую казарму.

Строим железнодорожный городок

На фотографиях прототипа видно, что в 1939 году, который буду воспроизводить на макете, эти здания находились в некотором запустении. Чтобы имитировать вид облупившейся краски, я сначала использовал грунтовку на основе спирта с двумя каплями туши, а затем обработал поверхность тряпочкой из вафельного полотенца, нанеся ею тонкий слой эмали Depot Buff.

Депо я взял из набора Ragg's to Riches. На оригинальных фотографиях 1939 года депо находится в сравнительно приличном состоянии, отличаясь в этом от других железнодорожных построек.

Этап 5: Дома на главной улице

Чтобы воспроизвести внешний вид Дуранго 1939 года с высокой достоверностью, я заказал фотографии этого периода в публичной библиотеке Денвера, а также изучил соответствующие фотографии из одиннадцатого тома хронологии «История Рио Гранде Юг», составленной Руссом Колманом.

На этих фотографиях изображён людный городок, дома которого украшены большим количеством брезентовых навесов самых разных форм и размеров. Несмотря на давность постройки, здания выглядят вполне прилично.

Сначала я хотел изготовить кирпичные здания главной улицы самостоятельно, моделируя кирпичные стены собственными руками. Но трудоёмкая обработка каждого из семнадцати зданий оказалась весьма трудоёмкой задачей, которая была мне не под силу. К тому же, в этом не было особой необходимости, так как у большинства американских хоббийный фирм, выпускающих наборы для железнодорожных макетов, имеются соответствующие здания для главных улиц маленьких городов. Впрочем, мне всё-таки пришлось заменить стены в некоторых зданиях, чтобы добиться намеченного закругления главной улицы.

Строим железнодорожный городок

Этап 6: Асфальтовые дороги

Когда я приступил к постройке самих улиц, у меня появилось одно опасение. В качестве основы для дорожного покрытия я использовал полиэфирные листы, и был несколько обеспокоен, смогу ли хорошо замаскировать швы между секциями. После нескольких экспериментов я нашёл наконец приемлемое решение.

Вырезав соответствующие фрагменты мостовой из полиэфирного листа толщиной 0,7 мм, я скосил края, в тех местах, где они будут соединяться друг с другом, вычерчивая на стыках V-образные пазы. Далее я зашкурил нижнюю поверхность заготовок мелкозернистой наждачкой, чтобы придать полиэфирным листам гладкость полированной поверхности, а затем приклеил их к основе из ДВП с помощью контактного клея. После соединения фрагментов, я замазал стыки тонким слоем шпаклёвки для моделирования. Дождавшись когда шпаклёвка высохнет, я обработал стыки мелкозернистой наждачкой и покрыл их краской. В результате, швы стали совершенно невидимы.

Следом я провёл несколько экспериментов, призванных максимально реалистично воспроизвести текстуру и цвет асфальтового покрытия. На тестовом участке дороги я обработал поверхность полиэфирного листа мелкой наждачкой, а затем напылил на него с помощью баллончика слой краски Grimy Black марки Floquil. В результате, цвет получился весьма реалистичный, но для имитации асфальтового покрытия требовалась соответствующая текстура.

Следующее покрытие представляло собой тонкий слой материала, имитирующего гранит. Я приобрёл его в местном хоббийном магазине. Текстура была слишком крупной для дорожного покрытия в масштабе HO, поэтому, когда краска высохла, пришлось пройтись по крупным зёрнам мелкой шкуркой. Это помогло сгладить текстуру, но после обработки шкуркой остались бледные пятна. Для их ликвидации я напылил ещё один слой Grimy Black.

Строим железнодорожный городок

Когда реалистичная основа была, наконец, готова я наложил на неё полосы тёмно-серого сухого пигмента, наметив таким образом заезженные участки дороги. По краям и в середине дороги я использовал пигмент более светлых оттенков, чтобы имитировать менее накатанные области.

В этот раз для нанесения сухих пигментов и пастели в порошке я использовал не кисточку, а косметические палочки с кончиками из хлопка. Я заметил, что пользоваться ими гораздо удобней, хотя приходится очень часто менять.

На фотографиях я заметил, что дорожное покрытие было закруглено к середине, чтобы облегчить дренаж дождевой воды. Сначала я захотел воспроизвести этот эффект на макете, но моя главная улица включала в себя перекрёсток, на котором сходилось несколько полиэфирных секций. Соединить закругления в этом месте показалось мне весьма нетривиальной задачей, поэтому я отказался от первоначальных планов. Так что все мостовые вышли у меня плоскими, зато стыки между фрагментами не подверглись опасности.

Этап 7: Тротуары

Я решил, что в моём городке будут тротуары высотой 15,2 см, что в масштабе HO составляет примерно 17 мм. Чтобы добиться требуемой высоты, мне пришлось склеить между собой два полиэфирных листа. Толщина одного составила 12,5 мм, другого – 5 мм. Из получившегося «сэндвича» я вырезал небольшие полоски, масштабная ширина которых составила 2 метра. Далее я закруглил их углы и края с помощью наждачки и нанёс на них реалистичные стыки и трещины с помощью скальпеля.

Когда заготовки для тротуаров были готовы, я раскрасил их смесью краски оттенков Grime и Aged Concrete марки Floquil, а затем покрыл лёгким спиртовым раствором туши, чтобы сделать трещины более рельефными.

Меня часто спрашивают, что это за каменная кладка, которая видна под улицами и тротуарами на краю макета. С превеликим стыдом признаюсь, что это всего-лишь сомнительный способ решения проблемы, которая возникла из-за внезапной перемены первоначальных планов.

Когда реалистичная основа была, наконец, готова я наложил на неё полосы тёмно-серого сухого пигмента, наметив таким образом заезженные участки дороги. По краям и в середине дороги я использовал пигмент более светлых оттенков, чтобы имитировать менее накатанные области. В этот раз для нанесения сухих пигментов и пастели в порошке я использовал не кисточку, а косметические палочки с кончиками из хлопка. Я заметил, что пользоваться ими гораздо удобней, хотя приходится очень часто менять. На фотографиях я заметил, что дорожное покрытие было закруглено к середине, чтобы облегчить дренаж дождевой воды. Сначала я захотел воспроизвести этот эффект на макете, но моя главная улица включала в себя перекрёсток, на котором сходилось несколько полиэфирных секций. Соединить закругления в этом месте показалось мне весьма нетривиальной задачей, поэтому я отказался от первоначальных планов. Так что все мостовые вышли у меня плоскими, зато стыки между фрагментами не подверглись опасности. Этап 7: Тротуары Я решил, что в моём городке будут тротуары высотой 15,2 см, что в масштабе HO составляет примерно 17 мм. Чтобы добиться требуемой высоты, мне пришлось склеить между собой два полиэфирных листа. Толщина одного составила 12,5 мм, другого – 5 мм. Из получившегося «сэндвича» я вырезал небольшие полоски, масштабная ширина которых составила 2 метра. Далее я закруглил их углы и края с помощью наждачки и нанёс на них реалистичные стыки и трещины с помощью скальпеля. Когда заготовки для тротуаров были готовы, я раскрасил их смесью краски оттенков Grime и Aged Concrete марки Floquil, а затем покрыл лёгким спиртовым раствором туши, чтобы сделать трещины более рельефными. Меня часто спрашивают, что это за каменная кладка, которая видна под улицами и тротуарами на краю макета. С превеликим стыдом признаюсь, что это всего-лишь сомнительный способ решения проблемы, которая возникла из-за внезапной перемены первоначальных планов.

Дело в том, что в моём первоначальном замысле эта часть города находилось в дальней части макета, и я планировал, что с этой тороны будет начинаться обычное грунтовое покрытие. Но позже я скорректировал расположение города и эта часть оказалось в передней части макета. Таким образом, мне пришлось художественно замостить этот торец, чтобы придать ему вид декоративного разреза.

Для решения этой задачи я воспользовался резиновой пресс-формой каменной кладки, отлив из неё гипсовые слепки. Затем я разрезал слепки с помощью макетного ножа и вклеил их в соответствующий зазор. Пространство за каменной кладкой я заполнил гипсом, а затем раскрасил стены раствором акриловых красок.

Этап 8: Навесы и детали

Мой хороший знакомый из A-Line Models показал мне, как делаются полотняные навесы от солнца. В качестве основы для прямоугольных навесов я использовал полиэфирные листы толщиной 0,3 мм. Из них я вырезал небольшие фрагменты, соединив их таким образом, чтобы получился треугольный профиль навеса.

Для навесов над закруглёнными окнами потребовалась овальная основа, вырезанная из таких же полиэфирных листов. Эту основу я разрезал на две половинки, а затем склеивал их под углом 90º друг к другу. Затем я добавлял клей и оборачивал небольшой фрагмент, вырезанный из полиэфирного листа толщиной 0,2 мм вокруг базовой конструкции. Чтобы удержать всю конструкцию в целостности, пока клей не высох, я использовал резинку.

Изготовив основы для тентов, я отправился в Интернет, чтобы отыскать там шаблоны для полосок. Для этих целей я воспользовался поиском изображений от Google. Скачав подходящую картинку с полосками, я открыл её в фотошопе, масштабировал исходное изображение так, чтобы каждая отдельная полоска достигала масштабной ширины 15 см. Там же, в фотошопе, я растянул картинку до нужной длины, а затем наложил на неё текстуру, имитирующую плотную ткань, типа парусины. Затем я сделал изображение немного бледнее, чтобы имитировать выцветший на солнце кусок ткани. Далее я сделал несколько дубликатов полученного изображения и раскрасил их для разнообразия в разные цвета. В конце концов, я украсил некоторые из них названиями соответствующих заведений.

Полученные изображения я распечатал в высоком разрешении на матовой фотобумаге. Некоторые из них я снабдил неровными краями в процессе вырезания. Получившиеся полосатые кусочки приклеил на базовые полиэфирные конструкции с помощью контактного клея.

Помимо тентов, я использовал поиск картинок Google и фотошоп при изготовлении жалюзи и занавесок на окнах. Я сделал большую подборку изображений различных занавесок и жалюзи, затем переправил их в фотошоп и там масштабировал. На этот раз возни в графическом редакторе было чуть меньше, так как я решил использовать одни и те же занавески в разных зданиях, только меняя их оттенки.

Строим железнодорожный городок

Но самое интересное началось, когда пришла очередь украшать тыльную сторону зданий. На имеющихся у меня фотографиях ничего подобного не было, поэтому я дал полный карт бланш своей фантазии. В результате, задние стены домов были обильно украшены всевозможными вентиляционными отверстиями, слуховыми окошками, электрической проводкой, а также уличными фонарями.

Между прочим, мой хороший знакомый Джейк Джонсон на этом макете пару зданий. Некоторые окна он открыл, другие заложил кирпичом, а также украсил стены водосточными трубами и желобами.

Этап 9: Надписи на крышах и окнах

На оригинальных фотографиях Дуранго 1939 года рекламные надписи видны практически повсюду: в окнах, на торцах крыш, на стенах, над тротуарами. Поэтому, чтобы привести городок в соответствующий вид, я должен был вплотную заняться имитацией этих надписей.

Перво-наперво, я изготовил таблички «Hotel Strater» и «Eat» для крыш, воспользовавшись набором Bar Mills. Это очень полезный набор, включающий в себя отдельные буквы, которые можно вырезать и приклеить на базовую поверхность. Кроме того, я использовал основы для табличек от Bar Mills чтобы изготовить вывеску «Sears». Саму надпись я изготовил в фотошопе на основе картинки, найденной в Сети.

Некоторые наборы зданий, которые я использовал в сцене, уже включали в себя рамки для вывесок и переводные картинки с надписями. Рамки для вывесок я сначала сканировал, а потом открывал в фотошопе.

Строим железнодорожный городок

Таким образом, я мог сделать любую рекламную надпись нужного размера, формы и цвета. После обработки в фотошопе оставалось только распечатать получившуюся надпись в высоком разрешении на матовой фотобумаге и приклеить её к рамке с помощью контактного клея. В Интернете я нашёл немало винтажных рекламных табличек, вроде «Dolly Madison» и «French Bar», сделав из них свои собственные знаки на основе полиэфирных отрезков толщиной 0,7 мм.

Кроме того, я скачал из Сети несколько оконных рекламных надписей, вроде «Cold Beer», масштабировав их в фотошопе. Затем я распечатал их на глянцевой фотобумаге и вырезал точь-в-точь по периметру оконной рамы.

Строим железнодорожный городок

Для моделирования некоторых оконных надписей я использовал обычный инструмент «текст» в фотошопе. К примеру, так была сделана надпись «Cigars» для витрины магазина, соседствующего с баром. Обычно я использовал белые буквы на чёрном фоне, полностью перекрывая окно изображением. Эту глянцевую распечатку чёрного цвета очень сложно отличить от обычной стеклянной витрины с тёмным нутром, особенно, когда она прикрыта сверху навесом.

Этап 10: Настенные надписи и афиши

На старых фотографиях видно, что почти каждое здание в Дуранго имело на своих стенах крупные надписи. Я имитировал их двумя способами.

Во-первых, я нашёл фотографию рекламы «Dry Climate Cigars», сделанную в городке Криппл Крик штата Колорадо в 1978 году. Её я использовал в качестве основы. Так как фотография была сделана с уровня улицы, мне пришлось воспользоваться фотошопным инструментом «обрезка», чтобы исправить искажение перспективы. Затем я масштабировал изображение и отправил на печать, чтобы затем приклеить к кирпичной стене одного из зданий.

Строим железнодорожный городок

Настенные надписи «J. Johnson Furniture», «Jackson Hardware» и «Strater Hotel» получились у меня ещё проще. Их я набрал в фотошопе инструментом «текст», а затем оформил получившиеся надписи в нужном размере и цвете. После этого нужно было только распечатать надписи на клейкой бумаге, вырезать и приклеить на стены.

Для имитации потрёпанных афиш, украшающих стены зданий, я использовал киноафиши 1939 года, а также старинные цирковые афиши. Всё это я нашёл в Сети. Для масштабирования картинок и придания им потрёпанного вида я использовал всё тот же фотошоп. Далее я расположил все полученные изображения на одном листе бумаги и отправил на печать.

Чтобы постеры соответствовали избранному масштабу, я распечатал их на обычной бумаге для принтеров, а потом обработал поверхность прозрачным лаком Dullcote марки Testors. Когда лак высох, я вырезал все афиши макетным ножом. Затем я набрал немного воды в маленькую мисочку, смочил пальцы, и стал аккуратно тереть обратную сторону каждой афиши мокрой подушечкой пальцев.

Строим железнодорожный городок

В ходе этой процедуры бумажные волокна стали сворачиваться и отслаиваться. Я продолжал тереть, пока большая часть бумаги не стёрлась, и остались только чернила от принтера и лак Dullcote. Старить афиши таким образом оказалось не так уж и просто, но в скоре у меня стали получаться очень реалистичные обрывки старых афиш.

После того, как нужная толщина афиш была достигнута, и меня полностью удовлетворил их внешний вид, я приклеил их к стене с помощью клея ПВА, оставив уголки немного свёрнутыми.

***

Вот и всё. Старый Дуранго обрёл свою новую жизнь, и по нему теперь снова будут ездить локомотивы начала прошлого века. Добро пожаловать в машину времени.

Перевёл: Гасилин Андрей

← Мастерская Modelsworld