Русские каронады

Поводом для написания этой статьи стал поиск и изучение применения, а так же конструкции артиллерийских орудий на русском флоте с конца 18 и до середины 19 века. Значительной частью артиллерии были каронады. Им и посвящена эта статья.

К середине XVIII века корабельные пушки, стрелявшие большей частью обычными ядрами или небольшими зарядами картечи, уже не могли наносить сильного вреда крупным боевым кораблям, отличавшимся большим водоизмещением, крепкими и толстыми бортами. Постоянное стремление добиться увеличения дальности стрельбы и массы ядра привело к тому, что вес и размеры корабельных орудий стали огромными, их становилось все труднее наводить и заряжать. Количество людей в орудийном расчете доходило до 20. В итоге ухудшились составляющие успешного морского боя — скорострельность орудий. В 1759 году британский генерал-лейтенант Роберт Мелвилл предложил идею облегченного орудия. До промышленного образца, эту идею довел шотландский инженер Чарл Гаскойн в 1769—1779 годах на заводе «Каррон» Шотландия. Своё боевое крещение новые орудия получили в 1775 году во время войны за независимость в Северной Америке и показали себя чрезвычайно эффективными в стрельбе по деревянным судам с близкой дистанции. Каронады быстро получили всеобщее признание. Сначала их ставили только на торговые суда, но постепенно они становятся важной частью вооружения любого военного судна, а затем ими принялись вооружать и береговые батареи. При одинаковой массе с пушкой каронады имели значительно больший калибр, но дальность стрельбы - меньше, а точность - хуже, чем у пушек. Появление каронад обусловлено историческим процессом развития войны на море и отвечало на обострявшуюся проблему низкой эффективности артиллерийского огня. Именно в большом калибре и вариативности в вопросе боеприпасов состояли главные преимущества каронады, оказавшие влияние на характер и цели морского боя. Огонь же с близкой дистанции из крупнокалиберных каронад позволял быстро вывести вражеский корабль из строя. Обычное ядро, выпущенное из каронады, благодаря относительно малой скорости полета на коротких дистанциях буквально проламывало борт неприятельского корабля и даже расшатывало сам корабельный набор. Русский флот принял ее на вооружение в 1787 году — сначала это были образцы английского производства, но затем на флот пришли уже российские каронады, изготовленные непосредственно самим разработчиком — Чарлзом Гаскойном. С вооружения каронаду стали снимать только в середине XIX века. Например, англичане сделали это только в 1850 году — после введения на флоте стальных орудий системы Уильяма Джорджа Армстронга. Наступала эра броненосных кораблей и нарезных орудий.

Адмирал Самуил Грейг, занимавшийся в Кронштадте улучшением русского флота, представил императрице Екатерине II доклад о необходимости производства в России артиллерийских орудий для военных судов и предложил для этого вызвать в Россию Гаскойна. Императрица поручила самому Грейгу пригласить Гаскойна, что Грейг и сделал по переписке в 1785 году. В 1786 году он приехал в Российскую империю и подписал на три года контракт на выгодных условиях — жалованье составляло 15 тыс. рублей в год. Получил должность директора Олонецких горных заводов с заданием перестроить предприятия «с лучшей выгодою для литья пушек и снарядов». Гаскойн переманил в Петрозаводск прежних сотрудников Карронского завода — управленцев, механиков, химиков, мастеров литейных, токарных и кузнечных дел. Первую пушку выпустили на реконструированных предприятиях всего через два месяца. Чуть позже оружейник наладил выпуск боеприпасов: ядер, картечи, зажигательных снарядов, а также снарядов для разрушения мачт. С 1786 г. по 1803 г. Чарлз Гаскойн являлся директором Олонецких горных заводов в Карелии и проживал в Петрозаводске.

Александровский металлургический завод, располагавшийся в Петрозаводске не избежал внимания и влияния Гаскойна. Именно в эти годы это предприятие считалось лучшим в России по качеству продукции. Пушки именно этого завода составляли мощь российского флота. В 1788 г. именно здесь была построена первая железная дорога, а в 1798 г. завод стал единственным производителем мер веса (гири, весы и т.п.) в Российской империи.

В 1790 г. Гаскойн по заданию Екатерины II был отправлен в Луганск для поиска там полезных ископаемых и основания металлургического предприятия. Шотландец выполнил поручение, написав в столицу, что "найденные прииски железной руды и каменного угля по освидетельствованию обещают богатейшее количество сих минералов в наилучшем качестве". А в 1797 г. был построен Луганский чугунолитейный завод, рабочие которого были переведены с Александровского завода, а весь административно-технический персонал состоял из британских инженеров, нанятых Гаскойном.


В 1796 г. российским императором стал Павел I, который планировал реформировать Россию. Одной из реформ являлось скорейшее создание Монетного двора при Ассигнационном банке в Петербурге, оснащенного машинной техникой. Директор банка князь Алексей Куракин писал Павлу I: "статский советник Гасконий представил мне способ построить монетный двор при банковом доме почти на тех же правилах как и в Англии с весьма малым иждивением времени и денег". Гаскойн стал создателем первого печатного пресса Монетного двора.

В 1803 г. шотландец был назначен начальником Адмиралтейских Ижорских заводов. На всех своих должностях он проявил себя как умелый управленец, организовавший целую сеть металлургических предприятий России, ставших основой военной мощи Российской империи. Чарлз Гаскойн получил чин действительного статского советника, был награжден орденами Св. Владимира 3-й степени, и Св. Анны 2-й и 1-й степеней.

Он умер в июле 1806 г. в Колпино (под Петербургом) и был похоронен в Петрозаводске.

Каррона́да (также Карона́да) — гладкоствольное артиллерийское орудие.

Русские каронады

Рис 1. (изображена 24 ф, остальные калибры имели такую же конструкцию, с небольшими изменениями)

Карронада представляет собой короткое корабельное чугунное тонкостенное орудие, имеющее сравнительно небольшой, для своего калибра, вес и стреляющее тяжёлыми ядрами с малой скоростью — порядка 250 м/с — на небольшое расстояние. Калибры каронад были в основном следующими: 8-, 12-, 18-, 24-, 32- и 42-фунтов. Известны также 68ф и 96ф карронада (достоверно известно, что 68ф стояли на российском корабле «Двенадцать апостолов»). Причиной малой дальности был сравнительно небольшой пороховой заряд, помещавшийся в небольшой каморе карронады, который придавал ядру низкую начальную скорость. Это явный недостаток. К числу недостатков также относится более высокий риск пожара — из более короткого ствола выбрасывалось гораздо больше горящих материалов (остатки пыжа, частицы пороха), что создавало существенную опасность для деревянного корабля.

Достоинствами карронад были:

  • значительно более высокая скорострельность, позволяющая вести более плотный огонь;
  • сравнительно низкая отдача, позволявшая использовать не колёсный лафет, а скользящий станок (позднее — вертлюжную установку), что повышало удобство наведения на цель и несколько повышало безопасность орудия;
  • сравнительно низкий вес: карронада весила намного меньше при том же калибре (36 ф. длинная пушка186 пудов, короткая пушка 145 пудов, а 36 ф каронада 65 пудов). Это позволяло устанавливать орудия на верхней палубе корабля без снижения остойчивости;
  • меньшее количество людей для обслуживания орудия;
  • низкая относительно обычного орудия того же калибра стоимость производства.

Тактика использования карронад предполагала стрельбу из них с близкой дистанции. Их выстрелы могли повреждать корпус, такелаж, убивать вражеских матросов. Боеприпасом для карронады могли служить как ядра, так и картечь. Помимо ядер и картечи карронады могли заряжаться книппелями, снарядами, состоящими из двух ядер, соединённых между собой цепью, что служило большой опасностью для такелажа и рангоута парусных кораблей. Используя книппеля, одержал свою легендарную победу 14 мая 1829 года над двумя турецкими линейными кораблями знаменитый бриг «Меркурий» под руководством А. Казарского. Стрельба разрывными пороховыми бомбами не велась. Исторических свидетельств этому нет, плохо обученные обращению с орудиями экипажи торговых судов боялись бомб «как огня» ввиду опасности, которую те при неумелом обращении представляли для них самих. Бомбы вообще не имели широкого распространения в качестве противокорабельного оружия, используясь в основном в мортирах и гаубицах для бомбардировки побережья.

Стволы отливали из чугуна и «артиллерийского металла» (сплав меди и олова). Как пишет А. Ильин в книге «Наука морской артиллерии» - .. в числе известных металлов и сплавов самые лучшие для артиллерийских орудий суть чугун и артиллерийский металл…-. В основном использовали чугун, но есть и медные, в ЧМ музее стоит 8 фунтовая каронада из меди. По Ильину. Каронада состоит из следующих частей:

  • Канал, собственно диаметр канала определяет калибр орудия
  • Камора, - у 96, 48 и 30 ф новейшей отливки (примерно с 1840г) коническая, с плоским дном; у всех прочих цилиндрическая, с полушарным дном.
  • Распал. (проточка в конце дульной части)
  • Запал. (канал в казенной части сверху прилива до каморы)
  • Казенная и дульная части.
  • Проушина. Так называемый прилив со сквозною дырою внизу каронады близ центра тяжести орудия. В проушину вставляется железный болт (штыр), который служит вместо цапф.
  • Прилив над запалом.
  • Тарель.
  • Виноград, -со сквозною дырою, в которой помещается прицельный винт.
  • Виноградное ухо.
  • Мишень, - приливы с прорезями, находящиеся сверху орудия над тарелью и в начале казенной и дульной части; служат для прицеливания.
  • Поддон, прилив снизу тарели. Коль скоро казенная часть каронады не поддерживается прицельным винтом, то она ложится на опорную точку поддоном.
  • Фризы и пояса.

Рис 2.

Русские каронады

Вид сзади и приливы для прицеливания чугунной 24-фунтовой каронады (из книги «Наука морской артиллерии»). Хорошо видны кольца тарели:

1 - винград (прицельный винт не показан); 2 - винградное ухо; 3 - прилив с прорезью для прицеливания; 4 - поддон, которым казённая часть ложилась на опорную точку станка; 5 – проушина; 6 - прилив с прорезью у тарельного пояса; 7 - прилив с прорезью на пояске между дульной и казенной частями; 8 - прилив с прорезью на пояске около дульного среза; 9 - усовершенствованный прилив на пояске между дульной и казенной частями.

В Российском флоте применялись каронады следующих калибров:

(из книги «Практическая морская артиллерия» Ильина)

Калибр

Длинна орудия в футах.дюймах

Вес орудия в пуд.фунт

в фунтах

в дюймах

96

9

7ф 6.0д

146п 10ф

68

8

6ф 8.7д

113п 6ф

48

7,7

6ф 5.0д

93п 10ф

36

6,75

5ф 8.1д

65п

30

6,4

Не указана

Не указан

24

5,95

4ф 11.5д

44п

18

5,35

4ф 6.1д

31п 20ф

12

4,7

3ф 11.2д

19п 20ф

8

4,1

3ф 5.2д

14п 20ф

Изменения конструкции и основных характеристик орудия не могли не сказаться на конструкции лафетов. И применительно к каронадам станков.

Станки.

Изменение массы орудия и скорости выхода заряда, значительно снизило отдачу. Что привело к появлению станка. Орудия на стапель поставлялись в «голом» виде, отсюда могли быть различия в конструкции станков.

Все корабельные станки того времени были устроены так, что могли быть изготовлены силами личного состава. На больших кораблях не сходя на берег, в море, а на малых в простейшей деревенской мастерской и кузне. Заводов по изготовлению серийных орудийных станков не было. Были только в базах флота артмастерские при лабораториях где их можно было заказать в более качественном исполнении, но не обязательно. Условно их можно разделить на три основных типа.

Первый «Американский».

Русские каронады

Рисунок 3. Станок 24 ф каронады. ( рассматриваем станки для 24 ф каронады, для других калибров конструкция аналогична)

1 – орудие, 2 – прицельный винт, 3 – основание прицельного винта, 4 – основание орудия, 5 – платформа, 6 – штыр основания орудия, 7 – горбыль, 8 – болт ( служит вместо цапф), 9 – штыр платформы, 10 – бортовой обух.

Платформа американского станка стоит на 2 подушках. Высота равна высоте косяка порта. На задней закреплены катки, передняя закруглена и закреплена штыром в бортовой обух. Вокруг которого поворачивается платформа. Конструкция позволяет выдвигать основание орудия на косяк порта почти на половину толщины борта.

Недостатки: (по Ильину «Наука морской артиллерии»)

  • Весьма трудно придвигается к борту.
  • Редко движется в одном направлении с директрисою платформы, через что во время выстрела производится неправильное сотресение во всей системе, а придвигание к борту делается еще более трудным.
  • Во время придвигания, когда центр тяжести орудия прейдет вперед за переднюю подушку, передний конец станка склоняется вниз и упирается в кромку косяка порта, что затрудняет дальнейшее продвижение.
  • Дуло орудия мало выдвигается за борт, через что пламя выбрасываемое из орудия может опалить судно.

Второй «Английский»

Русские каронады

Рисунок 4.

Из рисунка видно, какие отличия от американской имеет конструкция станка. Устранен перекос, поскольку основание движется вдоль рыбин ( а ) укрепленных по бокам платформы. Передняя подушка, на которую опирается платформа, более массивна и закреплена жестко к борту судна. Как следствие платформа более устойчива. Станок дальше выдвигается на косяк порта и дульный срез оказывается дальше от борта. Не устранен основной недостаток, станок накатывать так же трудно, как и у американского. Отдачу имеет «беспокойную».

Третий «Конгревов»

Русские каронады

Рисунок 5.

Станок свободен от перечисленных недостаток, но все детали изготовлены на заводе. И естественно дороже, требует квалифицированного обслуживания.

Кроме перечисленных систем существовала модифицированная «Английская» укороченная система ( в интернете встречается как «система Борисова», но у Ильина я не встречал такого названия). К основанию прикреплены упоры или колеса, при выстреле основание сходит с платформы. Но недостатки присущие «Английской» остались и добавилось « порча палубы колесами».

Русские каронады

Рисунок 6.

Все эти системы применялись в различных случаях. Английские и Конгревов для более тяжелых орудий, а американские для легких. Пример «барказная 8ф каронада».

Русские каронады

Рисунок 7.

Русские каронады

Русские каронады

закончу обзор примерами обвязки орудий. Рисунок 8,9.

Русские каронады

Русские каронады

Русские каронады

Русские каронады

Русские каронады

Русские каронады

Дополнительно. Рисунки моделей каронад. Рисунки 10 – 15.

Все материалы взяты с различных форумов и сайтов в свободном доступе.
04.05.2015г NPavel

← Мастерская Modelsworld