Моделирование осенней листвы

Моделирование осенней листвы

Ранняя осень – одно из самых благодатных времён года для отображения на железнодорожном макете. Особенно это справедливо для средней полосы, где осенние дожди и первые холода окрашивают деревья в тысячи живописных оттенков, создавая из обычных лесных пейзажей настоящие произведения искусства, в окружении которых которых железнодорожные станции, пути и поезда выглядят особенно привлекательно.


В железнодорожном моделизме реалистичная имитация этого пёстрого осеннего антуража – весьма нетривиальная задача. Некоторые популярные хоббийные фирмы, такие как Heki и Woodland Scenics, имеют в своём арсенале «осенние» линейки, включающие в себя специальные присыпки и деревья с листвой жёлтых и бордовых тонов. Но, по правде говоря, эти миниатюрные деревья не отличаются особой реалистичностью. Либо производитель делает всю листву в одном тоне, исключая всякое разнообразие, либо «осенняя» раскраска крон больше напоминает пятна на камуфляже – и в том и в другом случае внешний вид деревьев мало соответствует тому, что мы видим в реальности.


В этой статье мы расскажем, как на основе готовых миниатюрных деревьев формата HO, а также хоббийных смесей для имитации листвы и акриловых красок создать действительно реалистичные осенние пейзажи, и передать на своём железнодорожном макете очарование ранней осени.

Материалы

Для наших экспериментов мы использовали миниатюрные деревья марки Heki в масштабе HO. Если вы решите следовать нашей инструкции дословно, то рекомендуем подобрать ассорти из лиственных деревьев, представленных в наборах номер 301 и 305.


Разумеется, вы можете использовать деревья любой другой фирмы или применить описанную технологию к самодельным деревьям – всё в вашей власти. Мы лишь рекомендуем ориентироваться на предложенную нами этапность и основные технологические процессы.

Что касается присыпок, то мы используем смеси Noch номеров: 7140 (оливково-зелёный), 7142 (светло-зелёный), 7144 (обычный зелёный), 7146 (тёмно-зелёный), 7148 (жёлтый) и 7149 (красный). Здесь, как и в случае деревьев, вы вольны использовать присыпки других производителей, наша палитра дана только для примера.


В качестве дополнительных материалов нам понадобятся, во-первых, коричневая, зелёная, оранжевая, красная и жёлтая акриловые краски. Важно, чтобы краски были именно на основе акрила, так как именно этот материал хорошо подходит для приготовления водных растворов. По поводу производителя, здесь у нас нет предпочтений – вы можете свободно использовать любые краски популярных марок для моделирования: Polly Scale, Model Master, Hubrol и т.д. В нашем случае используются акриловые краски Polly Scale.

Кроме того, нам потребуется прозрачный матовый лак в виде спрея, который обычно используют для создания защитных покрытий над красочным слоем.


В качестве альтернативы этому профессиональному средству (которое, надо сказать, стоит весьма недёшево) можно использовать дешёвый лак для волос – им мы будем фиксировать листву на кроне.

Помимо прочего, нам понадобится немного моющего средства для посуды. Мы будем использовать его в качестве ингредиента для приготовления растворов акриловых красок.

Приготовление растворов

Итак, мы подготовили шесть тонов смесей Noch для моделирования крон деревьев, включая различные оттенки зелёного, а также красный и жёлтый. В действительности, никто не мешает нам использовать всего один цвет. Учитывая, что все наши присыпки будут окрашиваться растворами, результат всё равно будет довольно пёстрым. С другой стороны, используя смеси разных оттенков, мы получаем гораздо больше всевозможных цветовых сочетаний. Хотя основную роль в окраске всё-таки будут играть акриловые растворы.

Для имитации осенней листвы мы используем коричневый, оранжевый, красный и жёлтый оттенки акриловой краски. Также нам понадобится зелёный цвет, чтобы в результате смешения получить различные варианты красного и жёлтого тонов.

Приготовление самих растворов не составляет особого труда. Для этого мы смешиваем две части краски с одной частью воды. Также мы добавляем в каждый такой раствор две-три капельки жидкости для мытья посуды, чтобы краска лучше впитывалась в присыпки.

Окраска листвы

Для окраски искусственной листвы с помощью акриловых растворов нам понадобится небольшой пластиковый контейнер с крышкой (или несколько контейнеров, если вы хотите получить различные цветовые эффекты). В качестве альтернативы можно использовать пустые банки из под краски или баночки из под кофе. Главное, чтобы ёмкость имела герметичную крышку, которая бы хорошо закрывалась.


Первым делом, помещаем будущую листву в нашу красильную ёмкость. Затем наливаем в тот же резервуар примерно 30 граммов раствора желаемого оттенка. Далее плотно закрываем крышку и несколько раз сильно встряхиваем контейнер. После этого следует снять крышку и тщательно перемешать содержимое пластиковой лопаточкой, не забыв соскрести с дна ёмкости налипшую на него «листву». Далее снова плотно закрываем крышку и ещё раз хорошенько встряхиваем контейнер.


Сразу заметим, что разная концентрация раствора будет иметь различный эффект при окраске. Здесь стоит немного поэкспериментировать, подобрав для каждой из используемых смесей своё соотношение. К примеру, для имитации пожухлой листвы мы использовали раствор с меньшим содержанием краски. Для его приготовления мы взяли одну часть коричневой краски и разбавили её тремя частями воды.

После того, как все подготовленные присыпки окрашены в желаемые оттенки, помещаем всю нашу листву в небольшую картонную коробку для просушки. Тщательно перемешиваем смесь с помощью чистой пластиковой лопаточки иди шпателя, оставляем её просохнуть примерно в течение 10 минут, а затем снова перемешиваем.


Наложение листвы

После того, как наши пёстрые присыпки высохнут, переложим их в чистый пластиковый контейнер с крышкой. Здесь можно смело смешивать самые разные оттенки, чтобы получить красочный «осенний микс».

В качестве основы для наложения листьев мы используем миниатюрные деревья Heki линейки Super Artline. Их мы расположим на задней части нашего макета, а для передней лучше подойдут более детализованные деревья. Впрочем, наш «осенний микс» мы можем спокойно использовать как с теми, так и с другими.

Для начала, накладываем пластиковой лопаточкой небольшую кучку нашей пёстрой смеси на плотный бумажный лист белого цвета, прямо на верстаке. На другой лист насыпаем горку светло-зелёной присыпки.

Чтобы подготовить клейкий слой, следует хорошенько обработать крону деревьев прозрачным матовым лаком для живописи или лаком для волос.


Как только обработка закончена, сразу приступаем к «обкатке» деревьев в нашем «осеннем миксе». В случае «фоновых деревьев» – тех, что будут формировать задний план диорамы – лучше начать со слоя светло-зелёной присыпки. Поверх него можно снова напылить клейкую основу, а уже следом наложить «осенний микс». Результатом должен стать эффектный градиент, который будет очень живописно смотреться на макете.


Если окраска ваших деревьев должна соответствовать самому разгару осени – концу сентября или началу октября – то рекомендуем хорошенько обкатать деревья в «осеннем миксе», минимизировав зелёные оттенки. Если же вы хотите создать эффект ранней осени, то вам нужно только аккуратно обсыпать крону в нескольких местах, беря цветную смесь щепотками.


Количество слоёв, которые мы наносим на деревья определяется индивидуально. Иногда для достижения нужного эффекта требуется всего один слой, а иногда их количество достигает четырёх-пяти. Здесь всё зависит от вашей фантазии и чувства стиля – правильные соотношения нащупываются только в результате экспериментов.


Как видите, моделировать реалистичный осенний пейзаж совсем несложно. Предложенный метод довольно гибок и позволяет предавать осенний антураж как фабричным деревьям, так и растительности собственного производства. В последнем случае, экономия средств будет весьма существенной.

Напоследок, хотим напомнить, что лучшим подспорьем в достижении высокой степени реализма являются фотографии. Поэтому, прежде чем, приступить к моделированию осенних деревьев, стоит сделать подборку соответствующих цветных фотографий в высоком разрешении. Удачные снимки подскажут вам и реалистичную палитру и схему распределения оттенков. При наличии ноутбука или планшета, можно постоянно держать удачные образцы перед глазами в процессе моделирования. Также можно использовать обычные цветные фотографии, которые нетрудно отыскать в тематических альбомах и на открытках.

← Мастерская Modelsworld