Моделируем лесной туннель

Моделируем лесной туннель

В одной из прошлых статей мы говорили о преимуществах железнодорожных туннелей, выступающих украшением любого макета, и рассказывали как изготовить горный туннель собственными руками. Заметим, что туннели активно используются в железнодорожном моделировании не только в роли декоративных элементов, но и в качестве эффективного средства маскировки различных технических деталей, вроде путей отстоя и поворотных петель. Также с помощью туннелей можно скрыть тупиковую ветвь, создав иллюзию её непрерывности.



Некоторые производители товаров для железнодорожного моделирования имеют в своём ассортименте реалистичные железнодорожные туннели самых разных типов и степеней реалистичности. Впрочем, каждый такой туннель представляет собой весьма недешёвое удовольствие, и опытные моделисты предпочитают строить туннели собственными руками.

Чаще всего, на макетах встречаются горные и скалистые туннели, а также небольшие туннели в земляных насыпях. Впрочем, иногда попадаются и любопытные альтернативы традиционным туннелям, которые выглядят не менее живописно и при этом довольно эффективно решают задачи маскировки, требуя меньше усилий для моделирования.

Любопытный приём, к которому иногда прибегают опытные моделисты, – использовать в роли туннеля промежуток между группой зданий или широкий мост. В нашей статье мы расскажем об оригинальной вариации на тему нетрадиционных туннелей, которая довольно редко встречается на реальных железных дорогах, но выглядит очень эффектно. Речь у нас пойдёт о естественном туннеле в зарослях леса или «лесном туннеле».

На железнодорожном макете такой «лесной туннель» выглядит чрезвычайно эффектно и немного таинственно. Стенами для него служат стволы деревьев, а крышей – сплетения ветвей. Попадая в такой туннель, поезд постепенно исчезает для зрителя в густых зарослях, растворяясь в тёмных лесных недрах.

Ниже представлен пошаговый обзор постройки лесного туннеля в масштабе H, ориентированный как на опытных моделистов, так и на новичков. Всех неравнодушных просим присоединяться.

Этап 1: Моделируем лесистый холм

Для начала, сформулируем задачу. Нам нужно спрятать участок двухколейной железной дороги в одном из аппендиксов макета, таким образом, чтобы одну линию можно было использовать в качестве путей отстоя или обгонных путей, скрыв их от зрителя. Для этого нам нужно построить лесистый холм.

Первым делом, наметим над избранным участком железной дороги конструкцию в форме холма.

Для каркаса конструкции мы используем мазонитовые панели толщиной 4,7 мм. Их мы вклеиваем между ограничительными рейками и пенопластовой поверхностью макета.


Согласно нашей задумке, туннель будет довольно длинным, при этом порталы по обоим краям будут сравнительно небольшими. Поэтому в нашей конструкции надо предусмотреть дополнительные отверстия, чтобы иметь доступ к внутренней части туннеля, на случай, если когда-нибудь придётся ликвидировать последствия аварии.

Чтобы дополнительно укрепить верхнюю часть холма, мы фиксируем верхние грани панелей, формирующие каркас, плоскими липовыми планками размером 6,3 x 19 мм. Теперь каркас приобрёл необходимую жёсткость и устойчивость, и его можно использовать в качестве основы для поверхности холма.

Для моделирования поверхности холма мы используем алюминиевую сетку для макетного дизайна. В качестве альтернативы могли бы подойти полоски из картона или пенокартона, но алюминиевая сетка обеспечивает гораздо более «естественную» текстуру, и с ней гораздо проще работать, выгибая и распрямляя её по своему желанию.


Дополнительным преимуществом сетки оказываются её мелкие ячейки, которые позволяют высаживать деревья в любом месте её поверхности. Размер этих ячеек как раз соответствует диаметру установочных штырьков, которыми снабжает свои искусственные деревья Woodland Scenics. Именно их мы планируем использовать для имитации лесных насаждений.

Заметим, что мягкая алюминиевая сетка в процессе эксплуатации может прогнуться и перекрыть туннель. Чтобы исключить эту возможность, сделаем два надреза в пенопластовой основе вдоль путей и установим в них две дополнительные панели из картона, служащие для защиты путей от прогибания сетки.

Далее прикрепляем алюминиевую сетку к картунным панелям с помощью строительного степлера. После этого делаем на сетке T-образный надрез в районе въезда в туннель и заворачиваем её края внутрь туннеля. Чтобы сделать надрез, мы используем пару старых ножниц – новые быстро затупятся при контакте с металлом.

В конце концов, прижимаем края сетки к поверхности макета и закрепляем их с помощью проволочных гвоздей. В пенопластовую основу они входят легко и просто, держась там довольно крепко.

Этап 2: Формируем поверхность холма

Согласно нашей первоначальной задумке, поезд при въезде в туннель должен быть виден через сетку. Мы планируем добавить в этих местах присыпку, чтобы имитировать заросли, образуемые кустарником и длинными ветвями деревьев. Чтобы зрителю не были видны края сетки, замаскируем их с помощью бумаги и малярного скотча, а затем раскрасим при помощи баллончика с коричневой краской.

Теперь пришло время смоделировать гипсовый покров холма. Для этого мы используем бумажные полотенца, смоченные в гипсовом растворе. Равномерно покрываем бумажными полосками всю поверхность сетки, оставляя непокрытым лишь небольшое пространство вокруг обоих входных отверстий. Разглаживать полоски при этом не обязательно, так как все складки будут скрыты под следующим слоем присыпок.


Когда гипс высохнет, наносим на его поверхность тонкий слой коричневой латексной краски, а поверх неё рассыпаем слой смеси Blended Turf из наборов Scenic Express. В качестве фиксажа для присыпки используем клейкую эмульсию Scenic Cement марки Woodland Scenics.


Далее насыпаем горсть искусственного лишайнка в пластиковый контейнер из-под травяных смесей и добавляем в тот же контейнер немного клея. После этого остаётся только закрыть контейнер крышкой и хорошенько взболтать. Таким образом, получаем обработанный клеем лишайник, которым можно высадить вокруг въездов в туннель.


Изначально мы хотели использовать тот же лишайник для моделирования верхушек деревьев, высаженных на холме, но результат нам не очень понравился, и мы отказались от этой идеи.

Этап 3: Рассаживаем деревья

Для моделирования леса мы используем две дюжины лиственных деревьев марки Woodland Scenics высотой около 70 мм. Пластиковую основу деревьев мы покрываем акриловыми пигментами светло-серого и землистого оттенков – это позволит выявить древесную текстуру стволов. Затем формируем кроны деревьев с помощью лиственных смесей, которые входят в состав тех же наборов.


Чтобы разнообразить внешний вид деревьев, обработаем их кроны различными оттенками мелкозернистой зелёной присыпки разных оттенков. Для закрепления верхнего слоя можно использовать прозрачный фиксаж Matte Medium.

Затем высаживаем наши деревья вокруг въезда в туннель. Первым делом мы используем самые высокие деревья. Устанавливаем их в выбранные места, аккуратно втыкая металлические штыри в звенья алюминиевой сетки. Прежде чем приклеивать деревья к поверхности холма с помощью столярного клея, формуем их ветви таким образом, чтобы они образовывали над путями дугообразный свод. Дабы убедиться, что ветви не мешают прохождению поездов, проверяем габариты всего нашего туннеля с помощью габаритной рамки. В принципе, это не обязательно, но если у вас в хозяйстве есть габаритная рамка, то ею лучше воспользоваться.

Чтобы увенчать нашу лесную композицию, устанавливаем одно из деревьев на сетку прямо над треком, имитируя таким образом верхушку высокого дерева.

Этап 4: Увеличиваем плотность леса

Как уже было сказано, нам не понравилось, как выглядит лишайник, которым мы планировали покрыть оставшуюся часть холма. Поэтому мы решили воспользоваться той же лиственной смесью, которую ранее использовали для моделирования крон.

После того, как мы обработали холм толстым слоем клея, начинаем заполнять промежутки между деревьями зелёными и тёмно-зелёными гроздьями листвы от Woodland Scenics. Затем обрабатываем свежевысаженные гроздья таким же способом, каким доводили до ума верхушки деревьев: сбрызгиваем их клеем и обсыпаем различными оттенками мелкозернистой земляной смеси. Теперь наш лесистый холм будет выглядеть свежо, по-весеннему.

В конце концов, высаживаем пару деревьев марки Woodland Scenics на самую верхушку холма, создавая иллюзию, что несколько высоких деревьев возвышается над ровным лиственным покровом.

Этап 5: Дорабатываем сцену

Верхушка холма получилась у нас неплохо, а вот въезд в туннель ещё требует доработки: переход получился слишком резким, как будто это горный туннель, а не лесной.

Чтобы устранить этот недостаток, берём несколько деревьев повыше – высотой 120-125 мм – и высаживаем их перед въездом в туннель.

Прежде чем усадить деревья на клей, формуем ветви высоко над треком в виде арок, оставляя большие промежутки между ветвями. В результате, въезд в лесной туннель будет выглядеть гораздо естественней: поезд будет виден в промежутками между ветвями, прежде чем окончательно скрыться в недрах леса.


Для имитации реалистичного земляного покрытия вокруг въезда в туннель используем гипс для лепки. Когда гипс высохнет, раскрашиваем его коричневой краской, присыпаем сверху земляной смесью и украшаем парой-тройкой живописных веточек, призванных имитировать валежник. В конце концов, чтобы смягчить переход от равнины к лесистому холму, высаживаем несколько одиноких деревьев по краям сцены.


Несмотря на видимую сложность описанных процедур, справиться с этой задачей под силу даже начинающему моделисту. Что уж говорить об опытном мастере, имеющем на своём счету несколько полноценных макетов.

Быть может, наш самодельный лесной туннель не позволит вам особенно сэкономить, но, без сомненья, результат будет стоить затраченных сил, времени и денег. Так что не стоит откладывать работу до лучших времён. Вооружайтесь всем необходимым и скорее приступайте.

Удачной вам практики, и до новых встреч!

← Мастерская Modelsworld