Моделируем реалистичный горный туннель

Моделируем реалистичный горный туннель

Реалистичный туннель, проложенный в скале – одно из лучших украшений железнодорожного макета, изображающего горную местность. Этот эффектный элемент пейзажа не только разнообразит ландшафт, существенно повышая зрелищность всего макета, но и позволяет замаскировать побочные ветки, в реальности проходящие за многие сотни километров от основной магистрали.

поезд выезжает из туннеля
поезд выезжает из туннеля
пример моделирования туннеля

Существует великое множество методов изготовления реалистичных горных туннелей, каждый из которых имеет свои особенности, свои преимущества и недостатки. Одни из этих методов требуют от моделиста немалого времени и трудозатрат, обеспечивая в результате высокую степень реализма; другие предполагают минимум вложений, однако эффект от них оказывается гораздо скромнее.

В нашей сегодняшней статье мы расскажем об одной из популярных методик, позволяющей создавать из гипса весьма реалистичные горные тоннели произвольной длины. На наш взгляд, этот метод представляет собой золотую середину как по качеству результата, так и по количеству трудозатратам, обеспечивая весьма неплохой результат при весьма умеренных вложениях.

В доступности этого метода вы можете убедится, рассмотрев следующий список необходимых материалов:

Список используемых материалов

  • Алюминиевая пластина – размер 10x60 см;
  • Прозрачный матовый лак для защитного покрытия;
  • Толстая алюминиевая фольга;
  • Гипс для лепки;
  • Саморезы с плоской шляпкой (длина – 30-50 мм, диаметр – 3,5-3,8 мм);
  • Саморезы с круглой шляпкой (длина – 20-30 мм, диаметр – 3,5-3,8 мм);
  • Сосновая доска толщиной от 2 до 2,5 мм;
  • Спрей для противопригарного покрытия;
  • Шпаклёвка Polly Scale Concrete (или другая шпаклёвка для моделирования);
  • Серая автомобильная грунтовка;
  • Клей ПВА-М;
  • Толстые бумажные полотенца;
  • Порталы для туннеля (литой гипс).

Подготовка

Как видно из списка, единственным готовым элементом в нашем горном тоннеле будут литые гипсовые порталы, которые накладываются на оба его отверстия. Так как пресс-формы для таких порталов отсутствуют в свободной продаже, а самостоятельное их изготовление – весьма трудоёмкая процедура, лучше заранее зарезервировать определённую сумму на покупку готовых порталов. Различные типы таких порталов имеются в ассортименте ряда хоббийных фирм. Так как порталы будут наиболее видным элементом нашего тоннеля, исходный материал для них должен быть очень качественным, позволяющим достичь высокой степени реализма.

портал из туннеля
еще портал

Ещё одна важная деталь, которую стоит продумать заранее – это фактура внутренней поверхности туннеля. Многие моделисты, создавая горные тоннели в масштабе, пренебрегают реалистичностью их недр. В результате, внутренняя поверхность таких туннелей оказывается неестественно гладкой – глядя на неё трудно поверить, что эти подземные ходы прорублены в твёрдой скальной породе. Нам обязательно следует учесть этот момент при моделировании нашего туннеля.

Кроме того, необходимо заранее рассчитать размер туннеля. Для этого нужно решить, сколько линий будет проходить через один туннель – от этого будет зависеть ширина рукава. Что касается длины, то мы рекомендуем остановится на среднем значении (в районе 20 см). Если же вам понадобится длинный туннель, его можно будет собрать из нескольких базовых фрагментов.

В качестве основы для изготовления гипсовых слепков мы будем использовать специальный рукав, форма которого будет определять будущую конфигурацию туннеля. Если вы хотите моделировать тоннели разной формы, можно изготовить несколько таких рукавов – один прямой и пару радиальных, с различным радиусом искривления. Сразу заметим, что изогнутые туннели смотрятся на макете гораздо выгодней прямых, так как через них не видны сквозные отверстия. Впрочем, в нашем примере будет рассматриваться создание прямого рукава.


Вроде всё, теперь мы можем приступать к работе.

Деревянный каркас


Для начала, вырежем лобзиком из толстой сосновой доски две арочные основы. Они нам понадобятся для усиления гипсовых порталов. Внутренняя кривая деревянных арок должна быть выше аналогичной кривой гипсовых порталов не меньше, чем на 3 миллиметра. Этот зазор будет использоваться для совмещения с рукавом.

Не забудьте выровнять нижнюю платформу деревянных арок, чтобы они устойчиво стояли на ровной поверхности, не перекашиваясь. Литые гипсовые порталы мы приклеиваем обратной стороной к деревянным аркам с помощью клея ПВА-М и оставляем на верстаке на ночь.

Пока арки сохнут, можно заняться изготовлением деревянной платформы, служащей основанием опор. Габариты платформы задают будущие ширину и длину туннеля или его базовой секции. В нашем случае она имеет прямоугольную форму. После того, как платформа готова, вырезаем из сосновой доски четыре деревянные опоры, которые будут служить каркасом для металлического рукава. Их размеры и форма полностью дублируют внутреннюю кривую наших деревянных арок.

Когда все опоры будут готовы, крепим их к несущей платформе на одинаковом расстоянии друг от друга. Лучше сначала смонтировать крайние опоры, а уж потом распределить оставшиеся таким образом, чтобы нагрузка от металлического рукава распределялась равномерно. Каждую из опор привинчиваем к платформе снизу с помощью нескольких саморезов с плоской головкой. В нашем случае длина саморезов составляет 30 мм, диаметр – 3,5 мм.


В собранном виде наш деревянный каркас должен свободно совмещаться с гипсовыми порталами. Для этого нужно оставить между порталами и остальной конструкцией небольшой люфт, чтобы не повредить хрупкие накладки при соединении с каркасом.

Металлический рукав

Далее нам понадобится большая алюминиевая пластина и ножницы для резки жести. Из пластины мы вырезаем прямоугольник, из которого получится металлический рукав, когда мы сформуем его по поверхности деревянного каркаса. Согнутые в арку края металлического рукава войдут в деревянные порталы, которые мы сделали в самом начале.

Выгнув лист по дугообразным направляющим, привинчиваем его края к основанию деревянной платформы и опорам с помощью длинных саморезов с круглой головкой. Не беда, если в процессе наложения металла на каркас на алюминиевой поверхности образуются небольшие неровности. Впрочем, формовку рукава следует производить весьма аккуратно – неровные края могут повредить хрупкие литые порталы.


Далее нам понадобится большой (чуть больше размера рукава) кусок плотной алюминиевой фольги, который мы наложим поверх металлического канала. К деревянной платформе фольгу можно не прикреплять – достаточно обернуть её концы вокруг дугообразных краёв рукава.

Фольга нам нужна, чтобы создать рельефную текстуру на внутренней поверхности туннеля.


Прежде чем накладывать гипс, стоит распылить по поверхности фольги антипригарный спрей, который хозяйки используют для обработки сковородок.

Наложение гипса

Пришло время приготовить гипс и наложить его на основу.

При приготовлении смеси следует строго следовать инструкции, указанной на упаковке. Очень важно соблюсти соотношение, в котором гипс смешивается с водой – избыток воды может сильно ослабить раствор. Кроме того, настоятельно рекомендуем использовать свежий гипс, имеющий порошкообразную консистенцию. Старый материал, свалявшийся в комочки, потребует гораздо больше воды, а значит исходное соотношение будет нарушено, и качество смеси придётся определять на глаз.

Ещё один совет: всегда добавляйте воду в гипс, а не наоборот. Размешивайте смесь с помощью пластиковой лопатки или шпателя до тех пор, пока не добьётесь однородной консистенции.

Для удобства мы используем две ёмкости – одну для приготовления гипсовой смеси, вторую для чистой воды, в которой можно ополаскивать инструменты и мыть руки. Кроме того, для работы с гипсом мы рекомендуем использовать латексные или резиновые перчатки.

После смешения, начинаем аккуратно распределять влажный гипс вдоль поверхности рукава. Накладываем гипс при помощи шпателя, а затем аккуратно разглаживаем его вдоль рукава руками. Если рукав у нас получился очень длинный (свыше 22 см), то рекомендуем накладывать гипс в два слоя. После того, как гипс схватился, начинаем прессовать его по всей поверхности рукава, чтобы ликвидировать пустоты и добиться плотной сцепки.


Следующим шагом нарезаем узкие полоски шириной около 2,5 см из плотных бумажных полотенец. Каждую такую полоску смачиваем в жидком гипсе и накладываем крест-накрест поперёк рукава. После этого делаем паузу, ожидая, когда гипс полностью затвердеет и высохнет (обычно это происходит через 15-20 минут).

Если в каком-то месте возникла нежелательная неровность, можно не дожидаться полного застывания гипса, а разгладить руками, предварительно смочив этот участок водой. Но не забывайте, что мы моделируем горный туннель: не стоит слишком увлекаться гладкими поверхностями – в небольших неровностях и даже трещинах ничего страшного нет. Главное, чтобы сама конструкция была надёжной.

Демонтаж туннеля и финальная обработка

Убедившись, что гипс полностью затвердел, можно приступать к аккуратному демонтажу туннеля с формы. Для этого нам понадобится небольшой молоток, которым мы аккуратно простучим внутреннюю поверхность обоих деревянных порталов. Далее следует самая ответственная часть – демонтаж гипсового тоннеля.

После успешного отделения можно снять с формы фольгу – она у нас выступает в качестве расходного материала. Убедившись, что внутренняя часть туннеля полностью высохла, наносим на неё слой прозрачного матового лака, чтобы защитить гипс от неблагоприятных внешних воздействий.


Технические зазоры и щели, возникшие в результате формовки, можно замазать шпаклёвкой Polly Scale Concrete или чем-то подобным. Когда предыдущие слои высохнут, окрашиваем все поверхности нашего гипсового туннеля с помощью баллончика с серой автомобильной грунтовой. Таким образом, у нас получается отличная основа для художественной разрисовки и искусственного старения. Но это уже тема другой статьи.


***

Стоит признать, что изготовление реалистичного горного туннеля – довольно трудоёмкий процесс. Ни один из описанных этапов не допускает пренебрежения. Размеры основы для формовки должны быть тщательно рассчитаны, деревянный каркас сделан в точном соответствии с чертежами. В общем, качество гипсового туннеля напрямую зависит от точности формовочной конструкции.

Также следует быть предельно аккуратными при работе с гипсом. Некачественная смесь или неправильная формовка могут испортить весь результат. Поэтому использовать данную технику рекомендуется при наличии определённого опыта работы с гипсом.

Впрочем, при должном подходе и высокой аккуратности результат гарантированно окупит все трудозатраты, обеспечив ваш макет весьма живописным элементом. Также стоит учитывать, что удачные основы для формовки можно будет использовать в других макетах. Помните, добросовестный труд никогда не бывает напрасным.

Удачной вам практики, и до новых встреч!

← Мастерская Modelsworld