Моделируем скальный откос из гипса

Моделируем скальный откос из гипса

Отечественные моделисты, в отличие от своих европейских и американских коллег, моделируют скалистые пейзажи довольно редко. А между тем, живописные скальные откосы широко распространены в Южном Урале и на Кавказской железной дороге. И выглядят они намного живописней, чем равнинный ландшафт средней полосы с его сплошным травянистым покровом.



Моделирование горного пейзажа – весьма трудоёмкое, но, вместе с тем, чрезвычайно увлекательное занятие. Хорошо сделанные скалистые склоны и откосы выглядят на макете довольно внушительно.

Впрочем, можно дополнить скальными откосами и уже существующий макет, используя технологию гипсовой формовки. В этой статье мы подробно расскажем об этой технике.

В качестве «подопытного кролика» для наших экспериментов выступит заслуженный американской железнодорожный макет «Milwaukee, Racine & Troy» в масштабе HO.


Эта диорама была построена ещё в 80-е годы прошлого века.

Макет изображает выход из серпантина на гористом участке перегона, расположенного на территории штата Висконсин. На нём преобладает скалистый пейзаж, но в одном месте, рядом с мостом через реку, создатели смоделировали травянистый склон, который со временем утратил «товарный» вид, изрядно полиняв.


Мы решили превратить этот покатый травянистый склон в скальный откос, придав участку особый колорит, характерный для этой местности.

Сам мост и каменная кладка его опор выглядят замечательно и не нуждаются в модернизации. А вот земляная насыпь, прилегающая к опорам, требует существенной доработки. За время существования макета, на ней появились крупные проплешины: некоторые кусты лишайника выпали, и вскрылись недостатки геологической структуры.

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, мы сделали гипсовую накладку, использовав в качестве основы для формовки пресс-форму со скалистым рельефом. В результате, у нас получилось эффектное нагромождение крупных каменных глыб, которые мы раскрасили по аналогии с соседними скалами. Так как поверхность исходного склона не была ровной, нам пришлось осуществлять формовку прямо на месте. Чтобы гипсовые слепки сразу приняли форму неровной поверхности, мы использовали пластичный материал. Таким образом, основная часть работы происходила уже на макете.

В принципе, использованная нами техника не сильно отличается от формовки гипсовых скал прямо на верстаке. Основное отличие заключается в требованиях к консистенции. К моменту наложения на основу гипс должен уже немного загустеть, чтобы не вытечь из перевёрнутой пресс-формы. С другой стороны, он должен сохранять пластичность, чтобы соответствовать контурам пресс-формы и без труда принять форму рабочей поверхности. В шаге 4 вы увидите, что далеко не всегда это получается наилучшим образом.

Кстати, данная техника подходит не только для добавления фрагментов скал к уже существующей сцене. Её запросто можно использовать при постройке макета с нуля. Так что рассмотренную здесь пошаговую инструкцию стоит воспринимать лишь как общую схему – вы можете модифицировать его по своему усмотрению.

Шаг 1: Подготовка

В качестве формовочных клише для нашего проекта мы использовали специальные пресс-формы для формовки скал от Woodland Scenics.


Кроме того, мы подготовили пигменты землистого и тёмно-коричневого оттенков, а также набор красок с различными градациями серого. Используя эту палитру, мы попытаемся достичь максимального соответствия с внешним видом скалистых утёсов, расположенных в отдалении. Так как макет был построен более двадцати лет назад, записей об использованных оттенках, к сожалению, не сохранилось, и нам придётся подбирать цвета по наитию.

Что касается материала для формовки, мы использовали лёгкий художественный гипс, предназначенный для художественной лепки. Некоторые рекомендуют использовать в таких случаях специальный скульптурный гипс, но, на наш взгляд, на нём краски и пигменты смотрятся гораздо хуже.

Шаг 2: Очистка поверхности

Прежде чем приступать к формовке гипса, нам нужно тщательно очистить рабочую поверхность.


Мы использовали для этих целей шпатель и старую щётку с жёстким ворсом, удаляя остатки грунтовой присыпки, искусственной растительности и других материалов, нанесённых на гипсовую основу.


Затем мы обработали поверхность концентрированной воздушной струёй (для этого мы воспользовались баллончиком сжатого воздуха, который обычно применяется для бесконтактной чистки материнских плат и клавиатур), чтобы сдуть всю грязь и пыль с рабочей поверхности.

Шаг 3: Заливка гипса в пресс-форму

В зависимости от выбранной пресс-формы, можно отлить за один присест одну или несколько крупных глыб. Мы использовали пресс-форму Woodland Scenics со случайной скалистой фактурой (№ 1234), чтобы отлить с её помощью две крупные глыбы.

Сначала, готовим смесь из небольшого количества гипса, в точности следуя инструкции, написанной на упаковке. Сразу оговоримся, что предпочтительней добавлять сухой гипс в воду, а не наоборот. Так смесь будет проще перемешивать до однородного состояния.


Далее, сбрызгиваем нашу пресс-форму небольшим количеством воды, предварительно растворив в ней несколько капель моющего средства для посуды.И, наконец, аккуратно заполняем все секции пресс-формы полученной смесью.

Шаг 4: Наложение заготовки

После того, как жидкий гипс заполнил все секции пресс-формы, даём ему немного схватиться и снимаем заготовку с верстака. Быстро накладываем её на поверхность насыпи (вспомните, как делаются куличики) предварительно смочив последнюю водой с помощью обычного распылителя.



Далее удерживаем форму в одном положении примерно в течение 10 минут. Когда гипс схватится и пристанет к основе, можно будет убрать руку (оставив пресс-форму на месте). Примерно через час аккуратно снимаем пресс-форму.


В процессе снятия мы обнаружили брак формовки: в двух местах на поверхности образовались пустоты. Вместо того, чтобы удалять весь гипс и начинать работу заново, мы заполнили пустоты более мелкими слепками – об этом будет рассказано в следующем шаге.

Заметим, что делать хорошие слепки мы научились далеко не с первого раза. В первый раз мы ждали слишком долго, прежде чем наложить заготовку на склон. В результате, гипс успел высохнуть и тут же отлепился вместе с формой. В другой раз при снятии пресс-формы гипс начал крошиться. Чтобы избежать подобных ошибок, настоятельно советуем сделать несколько пробных слепков, и рассчитать оптимальное время для каждой процедуры.

Шаг 5: Заполнение пустот

Желая ликвидировать образовавшиеся пустоты, мы воспользовались другой пресс-формой той же марки, которая называется «Layerd Rock» (№ 1241). В этот раз мы отлили небольшие глыбы прямо на верстаке, а не на макете. Затем мы дали заготовкам хорошенько просохнуть, оставив их на ночь. Затем мы начали аккуратно прилаживать их к нашему скальному откосу.


Мы использовали молоток и зубило, с помощью которых аккуратно раскалывали некоторые глыбы на более мелкие камушки, заполняя ими пустоты. Мы использовали куски различного размера, сочетая мелкие с более крупными, чтобы избежать неестественного повторения. В качестве клеящего вещества мы использовали латексный уплотнитель. Как только все глыбы оказались на своих местах, мы заполнили оставшиеся пустоты штукатуркой Hydrocal производства Woodland Scenics. Для нанесения и формовки материала мы использовали тонкий шпатель.

Шаг 6: Окраска

Для начала мы наложили два слоя тёмно-коричневого пигмента, чтобы придать нашему скальному откосу оттенок, перекликающийся с серо-коричневой бутовой кладкой, расположенной на противоположной стороне реки.


После высыхания второго слоя пигмента, мы обработали поверхность тонким слоем раствора туши (две столовые ложки туши растворяем в 0,5 литра 70% изопропилового спирта). Чёрное покрытие впиталось в промежутки между камнями, подчёркнув их текстуру и создав тени.

Как только слой туши высох, мы преступили к раскраске выступов каменных глыб, нанося сухие пигменты при помощи кисточки.


Мы использовали в нашей работе четыре оттенка из наборов Poly Scale: Sand, Rust, Mineral Red и Lousville & Nashville Gray, ориентируясь на фотографии реальных скалистых утёсов.

Шаг 7: Финальная обработка

Как только мы добились желаемого эффекта в плане цвета, настало время финальной обработки. Мы обработали щели и впадины различными грунтовыми присыпками из наборов Woodland Scenics, ориентируясь при этом на соседние участки макета.


Так как склон у нас получился достаточно крутым, мы нанесли на отвесные части разбавленный клей ПВА (9 частей клея на 1 часть воды) при помощи кисточки. Пока клей не высох, мы обработали присыпками промежутки между камнями. Затем мы использовали неразбавленный клей ПВА, чтобы приклеить мелкие фрагменты зелени, имитирующие редкий кустарник.


В качестве финального штриха, мы рассыпали в основании склона мелкий щебень, воспроизводя типичный результат эрозии каменистого клона. Это добавило нашему скалистому откосу реалистичности.

Как видите, в изготовлении каменистого склона из гипса нет ничего сложного. При наличии нужных пресс-форм и минимальных навыков лепки из гипса, технология доступна даже для начинающих. Единственный тонкий момент – наложение заготовки на макет. Здесь нужно действовать ловко и оперативно, ориентируясь на состояние гипса.

Надеемся, что описанная нами техника пополнит ваш арсенал и подвигнет на создание оригинальных горных пейзажей. К сожалению, пока железнодорожные макеты со скалистыми склонами – большая редкость.

Удачной вам практики, и до новых встреч!

← Мастерская Modelsworld