Плавающие радиоуправляемые модели

Плавающие радиоуправляемые модели

Радиоуправляемые плавающие модели не столь многочисленны как летающие и тем более автомодели. Но интерес они вызывают не меньший.

Как и в других группах р/у моделей здесь есть модели-копии и скоростные, а также есть ещё парусные, подводные лодки и катера для рыбалки.

Плавающие модели бывают упрощенного вида, без точной деталировки и сложных систем управления. Просто чтобы плавала и делала развороты. В ней устанавливают простую дискретную аппаратуру.


А есть модели до мелочей повторяющие оригинал. Особенно много таких моделей военных кораблей.

Модели-копии, наверное, самые сложные в исполнении.

Помимо того что она должна максимально повторять прототип по внешним параметрам: обводы корпуса, количество гребных винтов, а иногда и подруливающих устройств, вооружение, надстройки, антенны ещё нужно приблизится к прототипу и по ходовым качествам. А это заставляет обратить много внимания на силовую установку модели.

Как правило, гребной винт или винты вращает электромотор. Только на скоростных моделях гоночных катеров, иногда, ставят ДВС (двигатели внутреннего сгорания). Эти двигатели требуют к себе особенного отношения, запускать их довольно хлопотно. Поэтому такой тип моделей мало распространен.

Основная масса моделей практически всех классов имеют электродвигатель, иногда два, а на моделях больших размеров и максимальной схожести с оригиналом ставят и три-четыре мотора.

Вращение на гребной вал может передаваться напрямую с вала электродвигателя через переходной узел, необходимый для того, чтобы небольшая несоосность вала двигателя и вала гребного винта не создавала лишней нагрузки на двигатель. К тому же, если этот узел сделать из упругой и плотной пружины, то он может выполнять функцию демпфера, если гребной винт за что-то зацепится.

Если же есть необходимость в большей мощности, а места для большого двигателя нет, или источник энергии для такого двигателя не помещается в модель, то применяют механическое соединение двух электродвигателей через зубчатую передачу.

Любой электродвигатель в процессе работы нагревается. И чем мощнее двигатель, тем больше он греется. Так как двигатель находится в глубине корпуса, то естественного охлаждения не происходит. Для отвода тепла, это важно на моделях гоночных катеров с мощным электродвигателем,применяют водяное охлаждение корпуса двигателя.

Это может быть простая тонкостенная трубка из алюминия, соединенная одним концом с водозаборным штуцером, обычно у гребного винта или руля поворота, а выход трубки соединяют с другим штуцером, находящемся в борту катера. Во время движения вода, под давлением, создаваемым гребным винтом, проходит по трубке охватывающей корпус электродвигателя, забирает выделенное тепло и выливается за борт. Таким образом, даже очень нагруженный двигатель не перегревается. Такая конструкция системы охлаждения характерна для силовых установок с коллекторным двигателем. В дешевых моделях с бесколлекторными двигателями её тоже используют. В более дорогих же применяют бесколлекторные двигатели с двойным корпусом, вода для охлаждения подается в пространство между корпусами. Такой способ позволяет лучше охлаждать электродвигатель.

Система управления гребным электродвигателем зависит от класса модели. На простых, дешёвых моделях это делается одной командой «вкл.» или «выкл». Обычно это происходит через реле, управляемое через дешифратор приемника дискретного радиоуправления. На моделях более высокого класса применяют регуляторы оборотов. Они позволяют изменять скорость вращения вала электродвигателя пропорционально изменению положения рычага газа на пульте управления. Это возможно только на аппаратуре пропорционального управления.

Регуляторы для мощных электродвигателей тоже нагреваются в процессе работы. И для их охлаждения так же применяют водяное охлаждение.

Помимо энергетической установки на моделях ставят систему управления. Чаще всего это рулевая машинка с тягой на румпель руля.

Или даже две тяги, если руль сдвоенный или площадь руля большая.

Современная многоканальная аппаратура позволяет придавать модели наиболее реалистичный вид. На моделях боевых кораблей возможно сделать вращение орудийных башен, подъем и опускание стволов орудий, ходовые огни и даже дым из труб, если таковой был на оригинале.

А кто то умудряется ещё и стрелять из главного калибра.

Не менее зрелищны радиоуправляемые яхты и, как разновидность парусных судов, катамараны и тримараны.

Управление этими моделями сильно отличается от управления обычными, винтовыми, кораблями. Так как здесь нужно не только управлять рулем поворота, но еще и следить за положением паруса и вовремя выбирать или отпускать тросы. Для этого в моделях стоят специальные рулевые машинки. Обычные делают движение качалки максимум на 180 градусов. На парусных же судах нужно 360 градусов.

Помимо моделей для спорта и развлечения есть и модели – помощники … рыбакам. Это довольно большие, тихоходные и грузоподъемные кораблики, имеющие на борту специальную ёмкость для прикормки.

Они направляются к нужному месту и там, по сигналу с пульта, высыпают прикормку. Остается только вернуть катер к берегу и ждать обалденного клева. Вся рыба ваша!

Ну и, наверное, самые удивительные модели это радиоуправляемые …… подводные лодки!

Хоть это больше игрушка, но умеет почти то же, что и настоящая подводная лодка. Может плыть и маневрировать в надводном положении. И может погружаться, и выполнят маневры под водой.

Кстати, устроены эти игрушки по-взрослому, одна система погружения и всплытия чего стоит.

У них так же есть и регуляторы хода, и сервоприводы рулей глубины, и устройство крена. И притом все это еще и в герметичном корпусе.

Все это многообразие плавающих моделей вызывает удивление и восторг. Ну и конечно желание приобщится к прекрасному миру моделей!

← Мастерская Modelsworld