Роспись фигурок в масштабе

Роспись фигурок в масштабе

Миниатюрные фигурки – лучшее средство оживить железнодорожный макет, сделать его более реалистичным и дополнить интересными микросюжетами. Ведущие производители материалов для железнодорожного моделирования, такие как Preiser, Merten и Woodland Scenics имеют в своём ассортименте огромное количество разнообразных фигурок на любой вкус.



Однако готовые к использованию фигурки – отнюдь не дешёвое удовольствие. Если речь идёт о нескольких макетах или крупной диораме, многолюдное поселение может обойтись моделисту довольно дорого.

Впрочем, существует отличный способ сэкономить. Можно закупать нераскрашенные заготовки фигурок и доводить их до ума самостоятельно. Плюсов здесь немало. Во-первых, такие заготовки стоят гораздо дешевле, чем полноценные фигурки, во-вторых, здесь есть огромный простор для творчества, и внешний вид моделей зависит только от вас. Между прочим, изготовление фигурок само по себе является весьма увлекательным занятием и может рассматриваться как самостоятельное хобби.

В этой статье мы подробно расскажем, как раскрашивать металлические и пластиковые заготовки фигурок. В качестве примеров мы будем использовать пластиковые заготовки марки Preiser в масштабах 1:87 и 1:23,5, а также металлические заготовки из наборов Dart Castings в масштабе 1:76.


Для наших экспериментов нам понадобится минимум инструментов и материалов. Что касается принадлежностей для рисования, то это будут кисточки с качественным ворсом из красного соболя размеров 3 и 3/0. Они будут нашим основным инструментом.

Скорее всего, в вашем хозяйстве уже есть один или несколько наборов акриловых красок для моделирования. Если вы ими до сих пор не обзавелись, стоит купить для начала дюжину основных цветов, включая чёрный, белый и телесные тона. По мере совершенствования художественных навыков можно постепенно расширять диапазон используемых оттенков и кистей.

Помимо прочего, вам понадобится острый макетный нож и набор надфилей.

Если всё это у вас уже есть, мы можем приступать.

Подготовка фигурок

Конечно, вам не терпится поскорей приступить к раскраске сразу после того, как вы вынули фигурки из упаковки. Но сначала придётся проделать кое кое-какую подготовительную работу. Приглядитесь к заготовкам повнимательней. Практически на каждой из них видны швы, оставшиеся в местах соединения половинок пресс-форм. Если вы думаете, что под краской эти швы будут незаметны, то сильно ошибаетесь. Все производственные швы и другие следы, оставшиеся от пресс-формы, нужно аккуратно ликвидировать. Для этого мы используем несколько инструментов, включая макетный нож, закруглённые надфили и наждачную бумагу мелкой зернистости.


Также на подготовительном этапе мы выравниваем ступни моделей, чтобы они легко монтировались на плоскую поверхность. В случае пластиковых заготовок, мы используем мелкозернистую наждачку. Для обработки металлических моделей лучше всего подойдёт плоский надфиль. Выравнивая подошвы фигурки – не важно, пластиковой или металлической, – нужно быть очень аккуратным, стараясь не погнуть тонкие детали, и, тем более, не отломать фигурке ступни.

К сожалению, нередко встречаются заготовки, которые имеют не только лишние швы и наслоения, но также полости и отсутствующие детали. Чтобы исправить эти погрешности литья, воспользуемся двухкомпонентным эпоксидным уплотнителем Kneadatite фирмы Polymeric System (в просторечье, «зелёнкой»).


Продаётся кнеадатит в виде двух мягких кусков пластика – жёлтого и синего (формы этих кусков могут быть самые разнообразные). При их смешении получается материал зелёного цвета, который вскоре самопроизвольно затвердевает. На заготовку (не важно, пластиковую или металлическую) уплотнитель наносится на кончике макетного ножа, им же и формуется.


Затем нужно дать кнеадатиту хорошенько затвердеть – ночи для этого будет вполне достаточно. Только после полного застывания уплотнителя, с фигурок можно удалять излишки материала, используя для этого макетный нож, надфили и наждачную бумагу.

После первичной обработки следует тщательно промыть заготовки в воде, добавив капельку средства для мытья посуды, чтобы удалить с их поверхности любые жиры и масла. После промывки даём фигуркам хорошенько обсохнуть.

Грунтовка

Когда фигурки высохнут, их следует прикрепить к какому-нибудь каркасу, чтобы можно был держать их в руках в процессе росписи. Если вы работаете с пластиковыми заготовками, их можно просто оставить на литнике.


Именно так мы поступили с нашими заготовками марки Preiser в масштабе HO. Когда мы осуществим все необходимые процедуры, останется только отделить фигурку от литника и аккуратно доработать места соединения.

Так как в работе обычно находится сразу несколько фигурок, можно закрепить их рядами на полосках из пенокартона. Для этого нарезаем из пенокартона полоски шириной 20 мм и длиной от 100 до 125 мм. На каждой из них мы можем расположить от четырёх до шести фигурок. Аккуратно сняв с одной стороны картонный слой, приклеиваем фигурки к мягкой сердцевине с помощью клея ПВА.


Ни в коем случае не поддавайтесь соблазну пренебречь этапом грунтовки перед непосредственной росписью заготовок. Вне зависимости от типа краски, которую вы будете использовать, без грунтовки она быстро облезет как с пластиковой, так и с металлической основы, приведя уже готовые фигурки в полнейшую негодность. Для создания первого слоя мы используем светло-серую автомобильную грунтовку в баллончике. Стоит она весьма демократично и, при этом, очень быстро сохнет, обеспечивая идеальную поверхность для акриловых красок.


После того, как грунтовка высохнет, можно сложить заготовки в какую-нибудь коробку с мягкой внутренней поверхностью, дабы сохранить их в надёжном месте до тех пор, пока вы не будете готовы к раскраске. Такие меры предосторожности нужны для того, чтобы избежать засорения поверхности заготовок. В особенности стоит опасаться жирных следов от ваших собственных пальцев. Если на грунтовке останется хотя бы пятнышко жира, следующий слой краски в этом месте не сможет хорошо пристать и облезет в самом скором времени.

Работа с телесными тонами

Наконец, все подготовительные работы закончены, и мы приступаем к самой творческой фазе нашей практики – раскраске фигурок. Мы используем акриловые краски для хобби по целому ряду причин. В основном, потому что они хорошо растворяются в воде – это значительно облегчает приготовление растворов, которые нам понадобятся на следующих этапах.

Многие наши коллеги занимаются раскраской фигурок на протяжении многих лет и имеют в своём арсенале большой выбор красок самых разных брендов, свойств и оттенков. Новичкам же мы советуем начинать с красок фирмы Polly Scale. Особое внимание обратите на железнодорожную и военную линейки этого бренда.

При росписи фигурок мы используем технику «изнутри наружу». Смысл техники в следующем: мы начинаем раскраску с углублённых деталей, а заканчиваем выпуклыми, обрабатывая по ходу продвижения одежду и мелкие элементы. То есть, в большинстве случаев, роспись фигурки начинается с лица, груди, рук и ног. При этом, конечности мы рекомендуем разрисовывать одновременно, чтобы их окраска была симметричной.

Обратите внимание, что на первом этапе раскраски можно не беспокоится об аккуратности контуров. Всё равно все неровные края и выступы первого слоя краски, будут скорректированы последующими слоями.

На следующей фотографии мы накладываем краску телесного тона на лицо и руки инженера.


Это будет наш основной тон, от которого мы будем отталкиваться.Чтобы сделать лицо более детализованным и достичь высокой реалистичности кожи за счёт использования полутонов, мы наносим поверх основного тона тонкий слой разбавленной красно-коричневой краски. Для этого смешиваем воду с соответствующей краской в пропорции 50/50, чтобы раствор получился полупрозрачным. Впрочем, вы можете варьировать данную пропорцию в зависимости от типа фигурки и желаемого эффекта.


Чем больше краски мы добавим в раствор, тем более красной будет выглядеть кожа лица. Этот раствор также можно использовать для обработки кистей рук, чтобы подчёркнуть детализацию отдельных пальцев, если, конечно, они присутствуют на модели. Прежде чем приступить к дальнейшей раскраске, необходимо дать высохнуть полупрозрачному слою.

Если вы хотите сделать фигурки со смуглой или тёмной кожей, в качестве основного покрытия вам следует использовать краску более насыщенного телесного тона, а поверх неё накладывать полупрозрачный слой на основе тёмной красно-коричневой краски.


Раскраска светлой одежды

Конечно, проще всего аккуратно раскрасить десятки фигурок в чистые цвета, не используя полутона. Это займёт гораздо меньше времени, но результат работы вряд ли вызовет у вас прилив гордости. Чистые цвета, без каких-либо полутонов, делают фигурки плоскими и выглядят довольно скучно. Если же вы хотите получить реалистичные фигурки, нужно активно использовать светлые и тёмные оттенки основных цветов. Для этого мы используем трёхступенчатую технологию, предполагающую наложение на чистую основу тёмных и светлых тонов. Эта техника лучше всего подходит для работы со светлыми элементами одежды. Мы применяем её к белым рубашкам персонала железнодорожной станции.В качестве основы для наших белых рубашек мы используем краску кремового оттенка, наподобие слоновой кости. Наносим её ровным слоем и ждём, когда краска высохнет.


Далее обрабатываем места предполагаемого затемнения более тёмным пигментом кремового оттенка. Отличие этого покрытия от базового цвета должно быть совсем незначительным, иначе рубашка будет выглядеть очень неопрятно и неестественно.


Чтобы определить, куда накладывать тени от складок на одежде, можно просто поместить фигурку под яркую лампу. Согласитесь, что естественные тени – это лучшие ориентиры. Кроме того, этот метод позволяет выявить наиболее яркие участки одежды, которые мы будем осветлять в ходе третьего этапа обработки.Теперь пришло время добавить светлые тона. Для этого мы воспользуемся чистой белой краской. Светлые тона следует наносить очень аккуратно, поэтому рекомендуется использовать так называемую «сухую» технику.


Нам понадобится кисточка с сухим ворсом. В краску мы погружаем только самый её кончик, а перед нанесением снимаем излишки краски с помощью поролоновой губки, салфетки или бумажного полотенца. Только потом аккуратно наносим полупрозрачные мазки на предполагаемые светлые участки. Светлые тона лучше всего использовать на выступающих частях одежды, которые обычно отражают больше света. Тот же приём можно использовать применительно к любым другим светлым цветам, например, к жёлтому.

Деталировка тёмной одежды с помощью пигментного раствора

Для выявления реалистичных деталей на тёмных деталях одежды можно использовать популярную в железнодорожном моделизме технику, основанную на использовании тонкого слоя пигмента, разбавленного в воде. В процессе высыхания раствора пигмент имеет тенденцию скапливаться в углублениях, например, в складках одежды. Таким образом, за счёт повышения контраста, выявляется фактура ткани.Данная техника особенно эффективна, когда вы работаете с синими, серыми и коричневыми оттенками. Её можно использовать даже при работе с чёрным цветом. С её помощью можно имитировать реалистичный эффект натуральной кожи на плащах, ботинках и сумках.В нашем случае, тонким слоем разбавленного пигмента будет обрабатываться синий комбинезон проводника. Как всегда, начинаем покраску соответствующих фрагментов с наложения основного оттенка.


Пока первый слой будет сохнуть, сделаем раствор, смешав тёмно-синюю краску с водой в соотношении 50/50. Затем распределяем разбавленную краску поверх базового слоя. Когда слой растворённого пигмента подсохнет, можем приступать к осветлению.


Обратите внимание, что работать с подобными растворами нужно очень аккуратно. Сильно разбавленная краска имеет тенденцию растекаться и может выйти за пределы обрабатываемого фрагмента, затронув другие части заготовки. Контролировать правильно распределение разбавленного пигмента можно с помощью кисточек маленьких размеров. Если вы нанесли чуть больше краски, чем нужно, можно удалить излишки с помощью сухой кисточки.


Есть ещё один момент, на который следует обратить внимание. До тех пор, пока вы не закончили обработку избранной области, слой разбавленного пигмента должен оставаться влажным. Если он высохнет до того, как вы завершили работу, пигмент ляжет на заготовку неравномерно, скапливаясь не столько в углублениях, сколько на границах самого слоя. В этом случае, придётся осуществить небольшую коррекцию.

Осветление и деталировка

Нужно помнить, что даже самые светлые пигментные растворы затемняют базовый слой. Поэтому после применения этого метода нам нужно добавить светлых тонов, чтобы финальная фигурка выглядела естественно. Сделать это можно разными способами. Метод всецело зависит от цвета, который мы выбрали в качестве основного. К примеру, в случае синего комбинезона, о котором мы говорили раньше, раствор пигмента должен быть достаточно тёмным. Значит для осветления мы можем использовать тот же синий тон, что и для базового слоя. Воспользовавшись «сухой» техникой, описанной в примере с рубашкой, наносим на брюки краску голубых тонов.Если же базовым тоном оказался тёмно-серый, то использовать его же для осветления нецелесообразно: результат будет практически незаметен. В этом случае, лучше разбавить базовый тон капелькой белой краски, получив таким образом более светлый оттенок серого. Далее можем спокойно накладывать его на участки, требующие осветления.


В процессе финального высветления особое внимание стоит обратить на ровные поверхности без складок и швов – их нужно обрабатывать в первую очередь. На следующем снимке можно увидеть, как осветление добавило реалистичности брюкам и куртке модели.


Так как наши фигурки чрезвычайно малы, мелкие детали будут видны только при очень внимательном рассмотрении. Также стоит учесть, что обычно их рассматривают с некоторого расстояния. Заметьте, что на жилетках рабочих, изображённых на следующей фотографии, имеются пуговицы, а также присутствуют жетоны на кепках и синие галстуки.


На исходных заготовках этих деталей не видно – они проявляются только в процессе раскраски, придавая фигуркам дополнительной реалистичности.

Глаза и лицо

Так как глаза миниатюрных фигурок чрезвычайно малы, с ними работать труднее всего. Мы не рискнули бы рисовать полноценные глаза – с белками и зрачками – в масштабе HO и меньше. Даже если использовать очень тонкие кисточки, глаза на таких маленьких фигурках получатся слишком большими. В этом случае мы рекомендуем использовать тёмную краску телесного оттенка. Впрочем, в нашем примере мы используем достаточно крупные фигурки – в этом масштабе глаза играют довольно существенную роль.

Описанная ниже техника идеально подходит для росписи фигурок в масштабе 1:23,5 и крупнее. Для неё нам потребуется очень тонкая кисточка размера 10/0. Особенно аккуратными надо быть при прорисовке зрачков. Удостоверьтесь, что они симметричны относительно носа, а не собраны в кучку или, что ещё хуже, не смотрят в разные стороны. Чтобы избежать подобных проблем и сэкономить время, советуем вам изначально делать глаза, смотрящими немного в сторону. Таким образом, удастся замаскировать мелкие огрехи позиционирования.Ниже мы привели пять основных этапов росписи лица, назвав их условно:

  1. Белки.
  2. Зрачки.
  3. Разрез глаз.
  4. Веки.
  5. Лицевая растительность.


Сразу заметим, что этот пятиступенчатый метод эффективен только для довольно крупных фигурок. В меньших масштабах, вроде 1:76, можно использовать сокращённую версию, например, пожертвовав прорисовкой век.

Поля шляп фигурок, изображённых на следующей фотографии, мешают рисовать веки, но глядя на фигурку издали и под привычным углом, этот недостаток засечь очень сложно. Так что ничего страшного в этом нет.


Также стоит помнить, что на представленных здесь фотографиях фигурки видны гораздо ближе, чем на макете. И, хотя их глаза кажутся здесь слишком большими (а они действительно слишком велики), на макете всё это выглядит довольно органично.

Итак, вы убедились, что роспись миниатюрных фигурок – это целое искусство, владение которым может сильно улучшить ваши железнодорожные макеты, наполнив их жизнью. Не бойтесь неудач на первых этапах. С каждой новой фигуркой у вас будет получаться всё лучше и лучше, и в скором времени вы сможете превзойти качество фабричных наборов.

Помимо существенной экономии и возможности создавать модели по своему вкусу, роспись фигурок – это и великолепная ментальная практика. Пожалуй, никакая другая технология в железнодорожном моделировании не требует такого уровня сосредоточения и аккуратности. Некоторых это может отпугнуть, но настоящей моделист хорошо знает, что результат напрямую зависит от усердия, а первоклассные макеты – это результат упорного и кропотливого труда.

Удачной вам практики, и до новых встреч!

← Мастерская Modelsworld