Добро Пожаловать в "Мир Моделей"
Все статьи

Обзор бесколлекторной системы Orion Team Vortex Bl Sl 7500 Kv

15 декабря 2009

Автомодели на электротяги имеют ряд преимуществ над собратьями с ДВС. Это и простота использования, обслуживания, отсутствие нужды в постоянных покупках топлива. Они легче, зачастую ускоряются быстрее. Однако есть два типа электромоторов – коллекторные и бесколлекторные. Об одном из представителей бесколлекторных двигателей и пойдёт речь, но для начала – небольшая справка об электромоторах:

Всем известно, что бесколлекторные двигатели имеют множество преимуществ над коллекторными. Как видно из названия, бесколлекторные моторы не имеют коллектора, а значит, изнашиваться могут только подшипники. И то, если их вовремя чистить и смазывать, это произойдёт нескоро. У БК-моторов больший КПД (до 98%), а значит можно ездить дольше и быстрее. Это вызвано тем, что у них нет такой части, как щёточно-коллекторный узел, в котором щетки и пластины коллектора непрерывно размыкаются, что вызывает искрение, приводящее к потерям и создающее лишний фон радиопомех. Также на КПД влияет то, что щётки (чаще всего графитовые) постоянно трутся о коллектор, изнашиваются и подгорают, ухудшая токопропускную способность узла, что влечёт за собой уменьшение мощности двигателя.

Orion Team Vortex Bl Sl 7500 Kv

Конечно, есть и коллекторные моторы, которые могут составить конкуренцию бесколлекторным, однако их опять же нужно обслуживать – протачивать коллектор и периодически менять щётки. Для бесколлекторных двигателей нужна только “капля масла в год”.

Я планировал установить на свою автомодель бесколлекторную систему, и вышедший из строя коллекторный двигатель только приблизил дату покупки.

Orion Team Vortex Bl Sl 7500 Kv

Выбор моторов огромен – их выпускают множество таких производителей, как Novak, Castle Creations, Traxxas, Losi, Orion Team. Зачастую они комплектуются регуляторами скорости (ESC). Регуляторы бывают для коллекторных и бесколлекторных двигателей. Однако, множество ESC для БК-двигателей предусматривают возможность использования коллекторных моторов, но ESC для коллекторников не позволяют подключать бесколлекторные моторы.
Также бывают датчиковые и бездатчиковые моторы. Кончено, с датчиками лучше. С ними быстрый и плавный старт, более рациональное использование энергии.

Основное различие между регуляторами – ток продолжительной работы, пиковый ток, и входной вольтаж. В спецификации к регулятору это будет выглядеть в виде количества витков обмотки подключаемого двигателя и количества элементов питания в батарейной сборке. Последний колеблется от 6 до 11.1 вольт.
Также есть регуляторы способные обслуживать моторы с любым количеством витков и внутренним сопротивлением, их обычно называют «безлимитные», и регуляторы, рассчитанные на применение источника питания до 25 (!) вольт. Такие устанавливают на большие, тяжёлые автомодели, зачастую используют для конверсии из авто с ДВС в электрические. С БК-системами используют как никель-металлгидридные (N-Mh) и никель-кадмиевые (Ni-Cd) аккумуляторы, так и литий-полимерные (Li-Po). Использование последних предпочтительно, ведь у них ток отдачи значительно больше, чем у привычных никелевых. Они не так нагреваются, дольше работают при аналогичной ёмкости, с ними машинка будет гораздо резвее.

Моторы имеют различие в габаритах, диаметре вала и главном параметре – оборотистости. Например, в технических характеристиках мотора указано RPM: 3500 Kv. Это значит, что данный мотор без нагрузки при напряжении 1 вольт развивает 3500 оборотов в минуту. Чтобы узнать, какие обороты будут с вашей батареей, нужно умножить эту цифру на напряжение вашего аккумулятора. Важно отметить, что с высокооборотистыми (более 6400 об/вольт) моторами НЕЛЬЗЯ использовать батареи с высоким напряжением – так мотор проживёт очень мало.

Свершилось.

Я для себя выбрал оборотистый мотор, хотя моя модель – внедорожник. На самом деле лучше так не делать. Известно, что на бездорожье мощность не так важна, как крутящий момент. Именно по этой причине как у масштабных, так и у настоящих внедорожников крутящий момент большой, а мощность не очень. А с дорожными моделями дело обстоит по-другому. Там мощность, а значит и максимальная скорость, гораздо важнее. Поскольку меня тяжкое бездорожье не приводит в восторг, чего нельзя сказать о высоких скоростях, я выбрал Orion Team Vortex Bl Sl 7500 Kv

Orion Team Vortex Bl Sl 7500 Kv Orion Team Vortex Bl Sl 7500 Kv
Orion Team Vortex Bl Sl 7500 Kv

Спецификации электродвигателя:
- Бесколлекторный трёхфазный электродвигатель Team Orion Vortex SL 7500KV, без датчиков,
- Обороты на вольт ( KV ): 7500
- Ток потребления (без нагрузки ): 8.9 ампера,
- Максимальный входной вольтаж: 7.4 вольта ( 2 Li-Pol или 4-6 NI-MH )
- Максимальный постоянный потребляемый ток: 70 ампер
- Максимальный потребляемый ток: 90 ампер (10 секунд)
- Внутреннее сопротивление: 0.0033 Ohm.
- Длинна выходного вала: 16мм.
- Диаметр выходного вала: 1/8” или 3.175мм.
- Рекомендованный Timing ( опережение ): 2-6o
- Размеры и вес: длина – 50мм., диаметр 35.8мм., вес – 202 грамма.


Спецификации регулятора хода:
- Трёхфазный регулятор оборотов Vortex BL Experience Sensor/Sensorless, с реверсом, для двигателей без датчиков и с датчиками вращения,
- Номинальный входной вольтаж: 11.1 вольта, (4-8 банок NI-CD, NI-MH или 2-3 банки LI-POL),
- Максимальный постоянный ток пропускания: 100 ампер ( с кулером ),
- Максимальный кратковременный ток пропускания: 540 ампер ( менее одной секунды ),
- Размеры и вес: длина – 43мм., ширина - 42мм., высота - 40мм. (с кулером), вес – 102 грамма (с проводами и разъёмами ).
- Вольтаж и ток BEC: 5 вольт, 2 ампера (максимум)


Для того, чтобы прочувствовать настоящую мощь мотора, нужны обороты побольше и полимерный аккумулятор, и 7.4-вольтные меня устраивают и по цене, и по размерам. Также я хотел заказывать в России, а в магазинах на тот момент выбор был не слишком широким.

И вот, пришла посылка. Если честно, я ожидал коробки побольше и поярче, однако весь её вид говорил – внутри что-то серьёзное. Открываю коробку, а там 2 маленькие. В одной – регулятор скорости, а во второй – мотор.

Orion Team Vortex Bl Sl 7500 Kv Orion Team Vortex Bl Sl 7500 Kv

Хочу отметить, что последний тяжелее моего коллекторного мотора. Также в стандартной комплектации есть кулер (вентилятор). Как обнаружилось в дальнейшем, охлаждение лучше не отключать. За ~7 минут не слишком активной езды начинает мигать оранжевый индикатор – температура выше нормальной. Изначально провода регулятора не имеют никаких разъёмов – всё нужно припаивать самостоятельно. Для этой процедуры рекомендуется использовать мощный паяльник, ведь провода силовые и припой тугоплавкий.

Orion Team Vortex Bl Sl 7500 Kv Orion Team Vortex Bl Sl 7500 Kv

Установка БК-системы не занимает много времени. Нужно снять старый регулятор скорости и мотор. На некоторых моделях провода проходят через окошки в раме или хитро упрятаны, поэтому припаять сё на столе не получится. Нужно установить регулятор (его размеры невелики, так что проблемы вряд ли возникнут), затем мотор. Он имеет стандартные для 540-ого класса габариты и диаметр вала – 1/8” (3.175 мм).

Orion Team Vortex Bl Sl 7500 Kv Orion Team Vortex Bl Sl 7500 Kv

Вначале нужно провести согласование приёмника и регулятора скорости, затем можно настроить некоторые параметры – инструкция подробно рассказывает обо всём на английском. Все операции проводятся при помощи клавиши, которая спрятана от случайного нажатия вглубь ESC, (лично я нажимаю её двухмиллиметровым шестигранником), выключателя и трёх разноцветных светодиодов.

Наконец-то я выбрался на испытания. С новой БК-системой Traxxas Slash - будто другая машина. НАМНОГО возросли динамика и максимальная скорость. Теперь мне всё время не хватает места, асфальта всё время мало. На бездорожье тоже стало веселей – на не очень аккуратную работу с рычажком газа машина задорно отзывается пробуксовкой колёс, словно «подбивая» ехать быстрее. Но всё же хочу заметить – езда на высоких скоростях это весьма опасное занятие.

Разумеется, у этой БК-системы есть и минусы:
- Ni-Mh аккумулятора ёмкостью 4 А/ч хватает лишь на 15 минут;
- аккумуляторы сильно греются – от них требуют слишком многого;
- при езде по асфальту очень быстро стираются покрышки;
- влагозащиты у ESC нет. Однако мест, сквозь которые может затечь вода немного, и можно, используя герметик, защитить от брызг (именно от брызг, а не от купания в лужах).

Напутствие...

Бесколлекторные моторы это превосходно. С ними можно быть гораздо быстрее многих моделей с ДВС, ведь скорость свыше 100 км/ч теперь не проблема. Также, установка БК-системы – лучший способ заставить вашу электрическую машинку ехать быстрее. Намного быстрее. Теперь обслуживание стало ещё легче – никаких щёток, никаких капель для коллектора и его проточки, а электромодели стали ещё более пригодны для новичков – обкатывать ничего не надо, но всё-таки я рекомендую, установив машину так, чтобы приводные колёса не касались земли, «погазовать» на средних оборотах около минуты. За это время пластиковая ведомая шестерня успевает притереться. Желательно после этой процедуры убрать пластиковые крошки.

В общем, могу всем порекомендовать Orion Team Vortex Bl Sl 7500 Kv. Особенно тем, кто не боится высоких скоростей, мгновенных ускорений и тем, кто хочет, приехав туда, где планирует покататься, каждый раз подходить к багажнику авто 1:1, где лежит машинка, с замиранием сердца…

Автор - Роман Радзинский (r1822)
Город - Красноярск.

Эксклюзивно для сайта ModelsWorld
Перепечатка и публикация на других ресурсах
возможна с разрешения администрации сайта
и обязательной ссылкой на ресурс.
Контакт webmaster@modelsworld.ru

Мой блог находят по следующим фразам

Написать комментарий

Выгодный обмен
  • spbwmcasher-05.278x278.jpg
  • spbwmcasher-04.278x278.jpg
  • spbwmcasher_2_переделка.278x278.jpg
  • spbwmcasher-02.278x278.jpg
  • spbwmcasher-01.278x278.jpg
Наш канал на YouTube
Мы ВКонтакте
Одноклассники