На форуме в обсуждении часто затрагиваются вопросы, связанные с историей судомоделизма, мировоззренческими основаниями и принципами работы моделистов, его современным состоянием. Обсуждения иногда разворачиваются в разных темах и распределяются равномерным слоем по всему дискуссионному пространству форума. Хотелось для себя свести некоторые мысли по этому поводу в какую-то последовательную форму. В качестве такой формы выбрал статью. Если мысли, которые изложены здесь, покажутся интересными, и что более интересно – неправильными и требующими возражения, может быть открыта отдельная тема, где все вопросы можно будет обсудить в режиме реального времени. Я пояснил основания для написания статьи. Теперь собственно сама статья.
Что, как не история, с ее глубиной, поучительностью и многообразием, как нельзя лучше может проиллюстрировать значимость для человечества того или иного явления культурной жизни? Пожалуй, ничего. Поэтому, я начну с некоторых моментов построения истории судомоделизма, которые мне кажутся спорными и абсурдными.
Большинство авторов, которые писали историю судомоделизма, склонны рассматривать археологические находки в Египте и городах Междуречья (раскопки г. Ура в южной Месопотамии 1929 г.) в качестве древнейших моделей кораблей. Об их назначении мы можем судить только по тем реконструкциям ритуалов и церемоний, описания которых удалось прочесть. Те специалисты, которые занимались расшифровкой сохранившихся текстов, приписывают этим предметам сакральное, ритуальное значение. Приведу цитату: «Египтяне верили, что после смерти человека его душа должна переплыть мифическую реку Абилаус, поэтому среди предметов, положенных в египетские гробницы, находили и модели судов, изготовленные тогдашними ремесленниками». Согласно представлениям египтологов, эти космогонические представления древних египтян были закреплены в виде ритуалов, таинств и церемоний. В ходе этих церемоний и ритуалов использовались, в том числе, и различные предметы. В нашем случае, это изображения и фигурки лодок и кораблей. А историки судомоделизма, склонны называть эти предметы еще и первыми «моделями» кораблей и лодок. Фото 1-3.
Фото 1 | Фото 2 |
Фото 3 |
Таким образом, обозреваемая история судомоделизма отодвигается этими авторами на 5500 лет назад. Не каждое умение человечества может похвастаться столь длительной историей. Может быть (это мое мнение), это и является движущим основанием, для того, чтобы назвать эти археологические находки «моделями» кораблей.
Если не ставить перед собой задачу выяснения оснований такого вывода историков судомоделизма, то можно с ними согласиться и поставить здесь точку. Тем более, что это совпадает с представлениями широкой публики о том, что такое модель корабля. Действительно, предметы явно напоминают корабли и лодки, которые в то время использовались в этих государствах для плавания по реальным рекам и морям. Эти предметы маленькие, упрощенные – значит это действительно модели кораблей. Но я позволю себе высказать сомнение в возможности трактовать эти предметы как «модели кораблей». В качестве авторской гипотезы. Итак, что мне здесь кажется спорным и ошибочным?
С моей точки зрения, трактуя многочисленные археологические находки как «модели кораблей», авторы подобных исторических очерков допускают одну существенную ошибку. Они отделяют эти предметы от ритуала и предметного оформления ритуала. Из целостного сценария похоронной церемонии перехода в «загробную жизнь», который был зафиксирован в структуре погребальных сооружений, оформлении погребальной камеры, наборе, расстановке и оформлении предметов, авторы вырывают отдельные вещи (в нашем случае это предметы, изображающие лодки и корабли) и присваивают им название «модель корабля». И дальше трактуют назначение «модели корабля» в этой церемонии. Мне представляется, что правильнее было бы трактовать весь ритуал как «модель». И уж тем более, нельзя трактовать эти предметы как модели «корабля». Т.к. такие прямые параллели в эзотерических знаниях могут сейчас вызвать лишь недоумение и улыбку. Это отголоски атеистического воспитания – восприятия религиозных представлений как вымысла, заблуждения, ошибочных и упрощенных представлений о мире. То, на чем умерший фараон должен был «переплывать реку», не было «кораблем». И «река», конечно же, не была водой. Я даже сочинил маленький анекдот по этому поводу ( для понимания некоторых смыслов и слов из анекдота, читателям обязательно нужно посмотреть 2-3 серии саги о Гарри Потере). Действие разворачивается в Косом переулке. Магл, историк судомоделизма, заходит в лавку, где выставлены и продаются различные магические предметы. За стойкой продавец. Посетитель начинает рассматривать то, что выставлено на прилавке и полках. Вдруг его внимание привлекает один предмет. Он подходит и начинает его детально рассматривать. Продавец предлагает ему свои услуги в объяснение назначения предмета. «Замечательный выбор, это последняя модель трангрессирующего портала». Продавец видит тень непонимания на лице посетителя и начинает объяснять суть трансгрессии и принципы работы самого портала. В определенный момент он произносит фразу: «Вы как бы плывете в пространстве….». На лице посетителя вспыхивает проблеск понимания. «А, я понял, это модель корабля…..». Вот такая прямая трактовка назначения археологических находок, которую приводят историки, напоминает мне этот анекдот. Это мое частное мнение по поводу того, что принято называть «древнейшими моделями кораблей».
Что хочется подчеркнуть по поводу связи археологии и судомоделизма. Те археологические находки, которые выставлены в различных музеях мира, несомненно, могут быть использованы историками и моделистами для реконструкции внешнего облика реальных кораблей той или иной эпохи. И по материалам этих реконструкций могут быть построены модели кораблей Древнего Египта, Месопотамии, Финикии, Греции, Древнего Рима и т.д. В последние 50 лет строительство «новоделов» старинных кораблей приобретает все более широкий размах. Эти копии используются исследователями и историками для проверки гипотез о возможном заселении как отдельных архипелагов, так и материков в различные исторические эпохи (экспедиции Тура Хейердала, Тима Сиверина и многих других исследователей). Для построения этих копий привлекались описания и археологические находки, которые сохранили сведения о внешнем виде и технологиях постройки древних кораблей.
Следующим большим фрагментом истории судомоделизма называют все, что связано с вотив-моделями. Фото 4-5. Вот что обычно пишут по этому поводу. «Культовое использование моделей судов было свойственно и христианству. Так родился класс вотив-моделей. Интерьеры многих католических соборов мира украшают суда-вотивы, выполненные моряками в дальних морских плаваниях и подаренные церквам в знак благодарности за благополучное возвращение. Вотивные предметы, вотивные дары (лат. votivus — посвящённый богам, от votum — обет, желание) — различные вещи, приносимые в дар божеству по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания. Обычай приношения вотивных предметов — смягчённая форма жертвоприношения. Традиция известна начиная со времен пещерного человека и сохранившаяся до наших дней. Модель корабля, как символ и воплощение реального корабля, приносилась в дар и помещалась в церкви для божественной защиты и покровительства. Смысл подобного моделизма – воплощение реального корабля в образе его модели для высших сил. Пунктуальное следование техническим особенностям и деталям значения не имело. Большинство наиболее старых, уцелевших Европейских моделей относятся к этому классу. Не секрет, что успех церковного дара зависел от его ценности. Не всякий предмет был достоин помещения в церковь». Я бы почти ничего не добавлял по этому фрагменту истории, по сравнению с тем, что я написал по поводу Египта. С моей точки зрения, вот этот фрагмент в цитате: «Обычай приношения вотивных предметов — смягчённая форма жертвоприношения», наиболее ярко характеризует этот этап истории судомоделизма. Моделями эти предметы можно назвать, с моей точки зрения, с такой же натяжкой и по тем же основаниям, что и археологические находки. И опять же – вотивные предметы, которые фиксируют внешний вид кораблей той эпохи, являются источником сведений для моделистов современности. На Фото 4-5 вы видите вотив-суда, которые подвешены на растяжках под сводами католического собора.
Фото 4 | Фото 5 |
Итак, если следовать логике моих рассуждений, то история судомоделизма заметно сократилась. И мы подходим ко времени, которое можно назвать эпохой формирования основных стилистических, эстетических, технических и ремесленных принципов судомоделизма.
Самый значительный вклад в формирование искусства создания моделей парусных кораблей (если уместно здесь говорить о географической или государственной привязке) внесла Великобритания, вернее мастера-кораблестроители, которые трудились на верфях этой страны. Приведу цитату: «Кораблестроительная практика 16-17 веков не знала проектной документации и чертежей (да и другие виды технической деятельности). Едва ли можно назвать чертежом, в современном понимании этого термина, документы той эпохи. Рисунок, эскиз – вот наиболее подходящее название для графических материалов того времени. Модель для того времени, была наиболее удачным способом показать особенности будущего корабля. Но нужно помнить, что задачи такой модели были строго ограничены. Показать обводы и основные размерения корпуса, общий план палуб и артиллерии, декор. Вот и все основные задачи. О высокой степени деталировки и строгой масштабности деталей речи не было. Была возможность продемонстрировать некоторые конструктивные решения корпуса и особенности конструкций. Но даже такие модели не имели только утилитарный характер. После демонстрации и утверждения проекта, они предназначались в дар, как предмет большой ценности и престижа. Модель часто строилась не «до», а «в ходе» постройки реального корабля». И еще: «В начале XVII в. Финеас Петт, комиссар доков в Чатеме (Лондон), начинает официально изготовлять первые модели английских судов».
Это действительно была эпоха, которая заложила фундаментальные принципы этого искусства. И мне легко согласиться с оценками этого этапа истории судомоделизма, так как я вижу для себя основания этих оценок. О чем идет речь? Я считаю, что модели кораблей, которые были созданы в эту эпоху, создавались именно как «модели» и именно как «модели кораблей». Чего нельзя сказать о более ранних предметах, которые называют «моделями кораблей». Я это уже пояснял в первых частях статьи.
Если мы сейчас начнем серьезно копаться в исторической действительности, то можем увязнуть в области, где очень немногие могут рассуждать на уровне понятий. Это мне делать не хочется. Поэтому я поступлю вот как. Я приведу здесь значение слова модель, которое указывает на корни появления и формирования этого понятия. Вы сможете сами реконструировать мои выводы относительно того, почему я считаю модели этого периода «моделями», а лодки фараона – нет.
Итак. Цитата, из очень длинной и очень сложноорганизованной статьи: «Слово «модель» произошло от латинского слова « modus , mo dulus », что означает: мера, образ, способ и т. п. Его первоначальное значение было связано со строительным искусством, и почти во всех европейских языках оно употреблялось для обозначения образца, или прообраза, или вещи, сходной в каком-то отношении с другой вещью. Именно это, самое общее значение слова «модель», видимо, послужило основанием для того, чтобы использовать его в качестве научного термина в математических, естественных, технических и социальных науках». Для меня вот такая трактовка определения «модель» совпадает с тем назначением, которое модели кораблей занимали в процессе кораблестроения в Англии. Т.е. там, где собственно и появился судомоделизм как отдельное искусство.
А теперь, мне хочется пояснить, почему это искусство в Англии, а потом и во Франции, Голландии, Испании и отчасти в России, стало не только одним из ремесел, которое обслуживало нужды кораблестроения, но и стало явлением культурной жизни этих стран.
Для понимания того, что формировало «маленькую» историю судомоделизма, нужно помнить о той «большой» истории, которая формировала среду для возникновения судомоделизма. Это время (16-18 вв.) история Европы кипит и бурлит событиями, которые формировали новое лицо европейского мироустройства. И корабль, как универсальное и многогранное средство достижения целей культурной экспансии, государственной и экономической политики, становится важнейшим атрибутом этого нового европейского мироустройства. И это изменение роли корабля в культурной, экономической и политической жизни европейских государств, преломляется и в «маленькой» истории судомоделизма. Преломляется существенными изменениями в самом подходе к задачам и целям, которые возлагаются на моделирование кораблей. Модели начинают строиться и использоваться собственно как модели. И именно как модели кораблей. Начинает четко формироваться направление утилитарного использования моделей. Их использования для нужд кораблестроения. Будь то нужды, которые возникают в ходе проектирования. Или презентации проекта потенциальному заказчику или чиновнику, принимающему решение о необходимости финансирования строительства этого корабля. Или в ходе строительства самого корабля. Или в ходе обучения офицеров и экипажей. В дальнейшем практика построения и использования моделей для утилитарного использования выделяется в отдельное специализированное ремесло – техническое макетирование. «С начала 18 века практика построения «утилитарных» моделей выделяется в работу по построению технических макетов отдельных секций, узлов или конструкций. Происходит резкое разделение модельной практики на стендовые модели и макеты. Техническим и учебным целям продолжают служить макеты и служат очень успешно до сих пор. Старые, большие модели 1: 10, 1:12 это тот же макетный ряд с конкретными учебными целями. Технические модели успешно строят сейчас, и они выполняют свои задачи при проектировании и расчетах реальных кораблей. Только судомоделизмом это не считается». Фото 6-9.
Фото 6 | Фото 7 |
Фото 8 | Фото 9 |
И если с техническим макетированием все более-менее понятно, то с созданием «стендовых» моделей хотелось бы разобраться более подробно. «Стендовая модель» понятие, конечно же, современное. Оно не применялось для классификации моделей 17-18 вв. Стендовая модель характерна тем, что создается в первую очередь для получения наслаждения и удовольствия от внешнего вида модели, для украшения помещений, где выставляется такая модель. Временем, когда были созданы истинные шедевры стендового или «эстетического» (название мое) моделизма, считается 18 - начало 19 веков. Если говорить о географии создания или национальной принадлежности этих шедевров, то речь идет не о всех странах Европы. В первую очередь это Англия – знаменитые английские модели в адмиралтейском стиле. Фото 10 - 15. Это Франция. Фото 16 - 19 . Отчасти Испания, Голландия и Россия.
Фото 10 | Фото 11 |
Фото 12 | Фото 13 |
Фото 14 | Фото 15 |
Какие же исторические условия стали определяющими для необходимости и возможности создания этих шедевров в этих странах? Что стало определяющим для изменения подходов в создании моделей – от стилистических подражаний предмета копирования, к инженерно продуманным и высокохудожественно (как предмет искусства) построенным моделям ? От вотив-судов, к светским предметам роскоши, которыми аристократы украшали свои дворцы, которые коронованные особы получали в дар или строили своими руками? Какие изменения произошли в общественном восприятии, позволившие относиться к этим предметам, как к произведениям искусства? Я попытаюсь кратко сформулировать свои ответы на эти вопросы. Во второй статье цикла я буду подробно пояснять свои мысли по поводу принципов работы тех мастеров-моделистов, которые строили и строят модели парусных кораблей как произведения судомодельного искусства.
Фото 16 | Фото 17 |
Фото 18 | Фото 19 |
Вот, что пишет Дэвид Ховарт в книге «Боевые парусники», изд. «Терра», 1998 г., по поводу изменений, которые претерпел корабль как инструмент государственной политики в это время: «…. Море становилось ареной боев, а орудием было нечто, не применявшееся ранее - … огромные парусные военные флоты. Они формировались государствами-противниками из боевых кораблей – кораблей, специально созданных для боя, вооруженных тяжелыми пушками и укомплектованных профессиональными моряками, которые вели боевые действия в соответствии с принятыми …. тактическими приемами. Все это было новым в борьбе на море….. Новым явилось и создание крупных специальных учреждений – Адмиралтейств, существовавших для того, чтобы обеспечивать деятельность флотов работой верфей, арсеналов и продовольственных складов, а также готовить экипажи и следить за соблюдением установленного порядка службы ». Инструмент был создан. Сложный и действенный.
И задачи, которые возлагались на этот инструмент, были в корне отличны от прежних задач европейской политики. Речь шла о мировой экспансии европейской культуры, борьбе за мировое господство между отдельными странами Европы. Например, англо-голландские морские войны середины 17 в. заложили основы смены лидера мировой торговли – Голландия уступила это место Англии. И Британская империя, созданная во многом благодаря морской торговле и английскому военно-морскому флоту, удерживала это доминирующее положение вплоть до конца 19 века.
Создание и функционирование такого важного инструмент государственной, экономической и культурной жизни, повлекло за собой пересмотр на уровне социального сознания всего комплекса представлений, которые определяют статус и значение различных сфер общественной жизни. Немного утрируя, можно сравнить подвижки в социальном восприятии того времени в связи с изменением роли корабля и корабельного флота, с изменениями, которые произошли в общественном сознании благодаря появлению компьютера. Мир просто кардинально изменился. И статус профессий, которые обслуживают сейчас эту сферу жизни человека, совсем другой, чем он был в 60-годы. Маленьким штрихом к этому изменению в общественном сознании может служить тот факт, что во всех морских государствах Европы в это время морская тема становится привычным сюжетом в произведениях искусства – живописи, прежде всего.
И сам корабль стал совершенно другим. Я бы сказал, что он был перенасыщен теми ресурсами, которые в него вкладывали государства, которые видели в нем свою перспективу и будущее. Ресурсами интеллектуальными, материальными, художественными, человеческими. Я приведу описание одного из самых выдающихся кораблей, созданных английскими кораблестроителями парусного флота, «Соверен оф зэ Сиз» (Повелитель морей): «Его внешний вид символизировал давнее стремление Англии к мировому господству. От штевня до штевня корабль покрыли резьбой, росписью и позолоченными украшениями. Убранство корабля отражало стиль барокко XVII века с его расточительностью. На его корме был установлен фонарь, такой огромный, что в него могло поместиться 12 человек. Стоимость корабля составляла огромную для того времени сумму – 40000 фунтов стерлингов. На нем было установлено 104 бронзовые пушки. Команда этого гиганта в военное время составляла 800 человек».
С моей точки зрения, именно совокупность всех этих факторов создала предпосылки для расцвета искусства создания моделей парусных кораблей в ведущих морских государствах Европы в 18-19 вв. Не ремесла, а именно искусства. Потому что такой бриллиант человеческой культуры, каким по праву является парусный корабль, получил возможность быть увековеченным посредством искусства. И нашлись мастера, которые превратили эту возможность в реальность.
Я надеюсь, что статья будет воспринята как приглашение к обсуждению, а не как возможность организовать очередную «рубку авторитетов». Спасибо всем, дочитавшим до конца.
Автор - Виталий Анахин (navymast)
Город - Харьков.
Эксклюзивно для сайта ModelsWorld
Перепечатка и публикация на других ресурсах
возможна с разрешения администрации сайта
и обязательной ссылкой на ресурс.
Контакт webmaster@modelsworld.ru
Мой блог находят по следующим фразам