Строительство Канатной мастерской.

Многие моделисты, кто достиг стадии проводки такелажа, желают поставить на свою модель наилучший такелаж, наиболее точно передающий сходство с оригиналом. К сожалению, выпускаемые промышленно нити не соответствуют реальному виду такелажа. Большинство конечно же слышали про такое изобретение как станок для повивки канатов, но при этом не имеют понятия, как ее сконструировать. Попробую убедить вас в том, что если моделист дошел до проводки такелажа, то построить станок для повивки канатов, не доставит ему большого труда. Очевидное преимущество этого приспособления это то, что у вас есть возможность свить канат хорошего качества и необходимого диаметра для вашей модели. Если некоторые станки очень сложно устроены и требуют определенных навыков при работе с ними, то мое приспособление достаточно просто сконструировано и обладает хорошей функциональностью.

Станок состоит из трех компонентов:

  1. Шестерни, которые скручивают отдельные пряди каната.
  2. Топпер (конусообразная катушка с тремя выемками), который удерживает нити от образования “барашков”.
  3. Крюк, который натягивает получающиеся канаты.

Во время вития прядей происходит их скручивание до того момента, пока они не завяжутся в узел или не оборвутся. Три пряди идут вместе к узкому концу топпера и при помощи петлителя начинают закручиваться в противоположных направлениях, формируя нужное натяжение и форму каната. Во время этого процесса, если топпер моторизованный, он двигается вперед упряжи.

Традиционный канат может быть трех типов:

  1. Тип троса – имеет три пряди с правым кручением.
  2. Тип кабеля – имеет три длины типа троса (9 прядей) с левым кручением. Чтобы сделать канат типа кабеля, сначала необходимо изготовить три каната типа троса, а потом свить их вместе. Этот более толстый канат чаще всего используется как якорный канат, нижнее звено подкоса и иногда как завеса.
  3. Ванты – имеют четыре пряди с правым кручением вокруг центральной оси, которая называется гок. Во время вития требуется четвертый блок веретена. Как мне кажется, тип троса и ванты очень похожи между собой, и четвертый блок веретена с гоком придают сложности в процессе вития каната. Этот вид каната просто не заслуживает таких усилий.

КОМПОНЕНТЫ

Упряжи, состоящие из комплекта четырех шестерен, одновременно вьют пряди. Центральная (ведущая) шестерня проворачивает три других шестерни, находящиеся на одинаковом расстоянии от первой. Размер и количество зубьев на шестернях приобретают значение только после конструкции зубчатой передачи. Я выбрал для себя нейлоновые шестерни диаметром 1-5/8” с бронзовой втулкой в магазине запчастей по 50 центов за каждую.

Я поставил шестерни на прямоугольник, состоящий из 3/8” просверленных четырех отверстий при помощи Masonite® 5” x 6-1/2”, затем впрессовал бронзовые втулки по 1/4” в диаметре. Шестерни закрепил 1/4” латунными гильзами, которые вошли во втулки, и установил это всё на место с помощью хомута, зафиксированного винтами. Центральная ведущая шестерня должна быть 2” в диаметре на расстоянии от хомута, чтобы она могла соединяться с мотором (см. рисунок 7).

Изготовление тросомота для навивки такелажа к модели корабля


Чтобы прикрепить и захватить пряжи в упряжи, первым делом я противопоставил оси трем крутящимся шестерням, чтобы взять 1/16” медную трубку 3/4” в длину. Затем я просверлил и нарезал резьбу для трех отверстий 2-56 винтами с накатанной головкой, чтобы закрепить трубки в осевых отверстиях.

Изготовление тросомота для навивки такелажа к модели корабля


Топпер представляет собой деревянный брусок конической формы 1 1/2” в длину и 1 1/4” в диаметре с тремя равноудаленными друг от друга прорезями для закрепления пряжей. Верхушка конуса слегка обрублена, чтобы был промежуток для формирования каната. Размеры топпера не являются критичными для процесса вития, и возможны различные варианты. Сам топпер установлен на стержне, который вставлен в 3/4” х 3/4” латунный брусок. Это все располагается на 7/8” х 2 3/4” х 1/8” деревянной платформе, которая установлена на паре рельсов. Вся конструкция передвигается в виде вагонетки. Все это обошлось мне в $3.50.

Изготовление тросомота для навивки такелажа к модели корабля


Вагон-платформа двигается на рельсах, установленных на настиле величиной 2х4”. Мой - 10” в длину и на половину идет внакрой на соединение с другой частью. Длина в 10” дает конечный канат длиной в 7”. Таким образом, можно подбирать необходимую длину каната.

Изготовление тросомота для навивки такелажа к модели корабля


Прядильный петлитель закручивает пряди, идущие от узкого конца топпера. Некоторые моделисты прибегают к помощи реверсивного двигателя, чтобы содействовать этому процессу. Однако я предпочитаю использовать для петлителя качественный шарикоподшипник от рыболовного вертлюга. Это более простой подход. Как только на конце топпера начинает формироваться канат, петлитель начинает закручиваться, а сам топпер начинает двигаться по рельсам по направлению к упряжи. На данном этапе достаточно стоять рядом и поглядывать за процессом.

Изготовление тросомота для навивки такелажа к модели корабля


Чтобы подобрать необходимое натяжение пряжей при формировании каната, можно использовать различные по массе противовесы. Грузик подвешивается на веревке к шарикоподшипнику. Очень хорошо использовать блок или ролик на конце веревки, для более гладкого ее скольжения. Масса грузика может варьировать от 1/4 унции для малого каната до 1/2 унции для большого каната. По ходу формирования каната, пряжи становятся короче, и грузик начинает подниматься на высоту. Также необходимо подвесить противовес и к вагонетке, чтобы добавить сопротивление ее движению. Масса грузика может быть как совсем легкой для малого каната, так и до 1/2 унции для большого каната. Веревку просовывают в ролик, а на конце ставится отрога. Когда грузик поднимается вверх, отрога приближается к ролику. На этом этапе нужно отпустить отрогу вместе с грузиком вниз и продолжить процесс.

Изготовление тросомота для навивки такелажа к модели корабля


Зубчатая передача устанавливается на головном конце балластного слоя в вырезке для прессовой посадки. Мотор устанавливается на ветке балластного слоя позади зубчатой передачи и соединяется с ведущим валом-шестерней универсальным шарниром.

Изготовление тросомота для навивки такелажа к модели корабля

МОТОР

Мой первоначальный мотор был реверсивным, 3/8”, установленным на балластном слое и закрепленный клинами и сетчатыми зажимами. Универсальный шарнир был сделан из куска 1/4” внутреннего диаметра тяжелой пластиковой проходной втулки. Один конец был закреплен с ведущим валом-шестерней при помощи маленького хомута для шланга. На другом конце был вставлен дюбель для просверливания крепления. Этот мотор исправно работал несколько лет, и сломался на середине демонстрации на одной из встречи клуба. В процессе ремонта в каталоге “Small Parts, Inc.” я нашел другой мотор с универсальным шарниром, к которому можно подсоединять реверсивный переключатель. Для контроля скорости мотора рекомендуется использовать реостат. Чтобы сделать крупный канат, шестерни должны вращаться на маленькой скорости, а тонкий – на большой.

ОБЩИЕ МАНИПУЛЯЦИИ

Исходные пряжи отрезаются по длине балластного слоя и прикрепляются к упряжам. Чтобы “нагрузить” канатную мастерскую, я вставил конец пряжи в медную трубку, просунул пряжу к отверстию вала и затянул винт на каждом из трех валов. Некоторые моделисты предпочитают использовать крючки на упряжах для закрепления пряжей. Они идут до конца балластного слоя, каждая пряжа туго затянута, создавая необходимое натяжение, а в конце они завязаны в узел. Затем идет прикрепление к прядильному петлителю и вешаются грузики. Достаточное напряжение пряжей имеет большое значение для получения качественного каната на выходе. Неадекватное напряжение может привести к дефектному канату или частично дефектному, если при процессе вития напряжение повысилось автоматически. Проблемы могут возникать при закручивании каната. Если используется слишком тяжелый противовес, могут получаться узлы или двойная обмотка каната. Чтобы это убрать, можно включить реверс мотора. Процесс приготовления качественного каната требует опыта и внимательности. Немаловажную роль играют творческие способности моделиста и его тяга к проделыванию экспериментов.

ИСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Канат можно свить практически из любых нитей. Однако некоторые типы нитей применяются все же чаще, чем остальные. Нитка должна быть гладкой и лишенной пуха. Хорошие канаты получаются из таких материалов, как лен, хлопок, полиэстер, шелк. В процессе приобретения опыта, у вас не будет возникать проблем с выбором материала. Каждый выбирает себе тот материал, который ему больше всего полюбился.

В интернете можно найти большое количество магазинов, где продаются различные нити для кружевоплетильных или других мастерских. Например, такие египетские брэнды, как “DMC”, “Anchor” производят нити 10 разных размеров, начиная от номера 10, заканчивая номером 100, который является самым тонким. Из трех нитей номера 100 можно получить .020” канат в диаметре, что соответствует 1” на 1:48 масштабе. Сами нити подразделяются на многочисленное количество прядей. Например, 80/2 нить имеет 2 разновидности пряди, а 80/3 нить имеет 3 разновидности (к тому же она слегка массивнее). В то же время в прядильной индустрии нет четких стандартов, и нити одного и то же номера, но разного производителя, могут отличаться друг от друга.

Изготовление тросомота для навивки такелажа к модели корабля


На рисунке показаны готовые канаты различных диаметров. Вторая катушка в верхнем ряду слева – канат типа кабеля, покрашенный и закрученный дважды. Самая маленький клубок – размер .010”. Два клубка нитей “DMC” – размер 10 и 100. Другие два – размер нитей 80/2 и 100/3. Все эти нити можно без труда найти в интернете. Также их можно поискать и в некоторых магазинах. Клубки справа внизу – футоксные нити с крючками на конце и окрашенные “Jacobean MinWax®”.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

После приготовления каната необходимо произвести его закрепление, т.е. закончить закручивание и убрать излишки натяжения. Это делается путем продолжения закручивания на конце петлителя и затем растягиванием каната во всю длину. Вертлюг начнет прокручиваться, а затем остановится – это значит, что канат закреплен, и если его вытащить из установки, он не распутается.

ИТОГ

Витье своего собственного каната это очень благодарный опыт, который позволяет делать канат любой формы и диаметра. Большинство книг по моделированию содержат в себе таблицы, где приводятся точные размеры и формы канатов для конкретных кораблей. Зная окружность каната, несложно посчитать его диаметр, и наоборот (диаметр=окружность / число Пи (3,1416)). Самый легкий способ измерить канат, это взять болт и разметить с помощью линейки на 1/4 и 1/2 дюйма (дюйм=2,5см). Намотайте канат с этими отметками и сосчитайте витки. Таким образом, 1/2 дюйма или .5 деленные на 26 оборотов=.019”. Этот метод более надежный, чем измерение микрометром, т.к. в нем нет сдавленности между волокнами. Хорошим опытом будет измерять все, что вы делаете, и документировать используемые нити и противовесы. Увеличение числа пряжей из ниток одинакового размера расширит ваши возможности. Вы можете использовать 6, 9, 12 и больше пряжей для вариации размера каната. После приобретения уже небольшого опыта, вам уже не сложно будет предсказать, какой канат получится из такого-то числа и типа нитей. Несложно будет рассчитать и время на формирование каната.

В заключение нужно сказать и об окраске канатов. Я использую краску “Minwax®”. “Jacobean” хороша для стоячего такелажа, т.к. она похожа на стокгольмскую смолу. “Fruitwood” сама по себе или в смешении с “Colonial maple” хороша для бегучего такелажа. Я закручиваю канат вокруг своего пальца, беру получившийся маток пинцетом и опускаю на мгновение в ведерко с краской. Затем обтираю канат тряпицей и вешаю сушиться. Натирание каната воском делает его более прочным и эластичным.

Надеюсь, эта статья с прилагающимися здесь картинками оказалась очень вам полезной на пути приготовления собственных снастей. Возможно, вам придет в голову додумать мою конструкцию канатной мастерской и делать канаты более разнообразные по форме и размеру. Если вы заинтересованы историей витья канатов, хорошее место для старта Chatham Dockyard в Англии.

Мой блог находят по следующим фразам

← Мастерская Modelsworld