Парусник взгляд изнутри

Интерес к моделированию внутреннего устройства корабля формировался веками. Многие модели петровской эпохи показывали парусное судно в разрезе или со снятыми досками обшивки, исчерпывающе копийно демонстрируя его архитектуру и компоновку - вплоть до мельчайших подробностей. Изначально такие модели строились как проектные образцы, чтобы уточнить расположение киля, шпангоутов, бимсов, различных судовых механизмов и элементов резного декора. Так постепенно формировался "адмиралтейский" стиль в моделизме - стиль точного воспроизведения корабля-оригинала.

Но как и кому впервые пришло в голову дополнить разрезы бытовыми сценками из корабельной жизни, до сих пор остается загадкой. А ведь именно такой подход позволяет не просто воссоздать, а оживить сложную конструкцию, наглядно показав назначение отдельных механизмов, отсеков и палуб корабля. Поистине уникальной в этом плане является модельная работа из французского музея de Lorient - двухдечное торговое судно знаменитой Ост-Индской компании. Давайте же вместе пройдемся по его палубам - снизу вверх, от трюма к шканцам…

Трюм

При подготовке корабля к плаванию его предварительно снаряжали, заполняя трюм различными припасами и продовольствием. Но прежде - для придания кораблю остойчивости - на дно трюма грузили чугунный балласт в виде брусков, которые укладывали впритирку друг к другу, от одного борта к другому. Поверх чугунного балласта засыпался мелкий камень. А чтобы балласт не перекатывался из стороны в сторону во время качки, трюм делили переборками на отсеки.

article64_text_image_1
Устройство трюма

Отсек в носовой оконечности судна носил название водного трюма - здесь находились все запасы пресной воды, рассчитанные на долгое морское путешествие. Разумеется, водный трюм всегда старались загрузить до отказа. Нижний ряд (лаг) бочек, самых крупных по величине, до половины зарывали в каменный балласт. После наполнения их водой сверху помещали лаг бочек меньшего размера, а затем плотно укладывали самые маленькие бочки верхнего лага. При укладке над бочками оставляли минимальное пространство (около 1 м), чтобы матросы хоть как-то могли работать в трюме. Промежутки между бочками среднего и верхнего лагов балластом не засыпались, а заполнялись дровами. В некоторых бочках водного трюма хранилась провизия - вино, масло, солонина.

Между фок- и грот-мачтой был устроен отсек для хранения канатов и запасных такелажных снастей. Около грот-мачты устанавливались помпы, которые выкачивали за борт воду со дна трюма. Вокруг них сооружали специальный ящик, так называемый вель, или льяло. Он шел от самого днища до нижнего дека, предохраняя помпы от засорения и повреждения. Сразу за грот-мачтой располагался грузовой трюм, заполненный тюками. Как видно на фотографии, небольшой проход для матросов оставался лишь у спускного люка.

article64_text_image_2
Такелажный и грузовой отсеки трюма

С грузовым трюмом соседствовали капитанский и офицерский погреба, в которых хранили провизию и боеприпасы. Дно этих погребов засыпали песком, а в самих погребах на военном корабле устраивались специальные отделения для бомб и гранат. В носу и корме судна находились крюйт-камеры для хранения пороха и его насыпки в картузы. Над крюйт-камерами команда раскладывала артиллерийские принадлежности: рога, кокоры, пыжи и зажигательные трубки.

Кубрик

На расстоянии 1,9 м под верхней палубой корабелы сооружали сплошной помост, который занимал всю ширину судна - он назывался кубриком. На военных кораблях нижняя палуба несла самые тяжелые орудия, тогда как пушки среднего калибра размещались на верхней палубе, а легкие орудия устанавливались на баке и шканцах. Торговые суда не имели пушек крупного калибра, и кубрик использовался исключительно в хозяйственных целях. В нем держали весь сухой провиант - кули с мукой, солью, крупой. Там же хранилось хозяйство кока - котлы, тарелки, чарки, весы. Палуба кубрика драилась особенно тщательно, а в свободное от вахты время можно было и в шахматы поиграть…

article64_text_image_3
Кубрик

Ближе к носовой части нижней палубы жили матросы и солдаты. На фото хорошо видны рундуки с личными вещами команды, сверху лежат свернутые гамаки, заменявшие койки. Рядом размещались каюты шкиперов, у которых всегда можно было разжиться парусиной, тентами и нитками для ремонта парусов. Здесь же хранили лини, свайки, молотки и другие судовые принадлежности.

Средняя часть кубрика предназначалась для больных и раненых. Нередко рядом с ними за тонкой загородкой находился живой груз - рабы или домашние животные.

article64_text_image_4
Средняя часть кубрикак

Верхняя орудийная палуба

Наиболее насыщенной жизнью жила верхняя орудийная палуба, или опер-дек. Для самозащиты крупное торговое судно вооружалось 12-20 пушками малого и среднего калибра. Канониры практически никогда не покидали своих орудий, там же ели и спали, а рундуки с их личными вещами стояли прямо у пушечных лафетов. В носовой части палубы, под баком находился камбуз - корабельная кухня. Взглянем на фото: как быстро спорится работа у кока и его помощников. А как аппетитно выглядят два огромных индюка на вертеле - просто забываешь о том, что они сделаны искусной рукой из папье-маше!..

article64_text_image_5
Камбуз

Впереди камбуза с одного борта обустраивали судовой лазарет, а с другого крепили фитиль. Рядом с фитилем обязательно - береженого бог бережет! - стояла бочка с водой.

За фок-мачтой на верхней палубе устанавливались ростры - подставка для шлюпок и запасного рангоута. По обеим их сторонам шли проходы (шкафуты).

Большой шпиль, служивший для выборки якорей, обычно располагался между гротом и бизань-мачтой. С другой стороны от грот-мачты размещали малый шпиль, который использовался для подъема тяжестей. На время плавания между малым и большим шпилями сооружались клетки для живности, которая скрашивала суровый морской рацион: кур, уток, гусей, поросят.

article64_text_image_6
Верхняя орудийная палуба

На верхней палубе находилась и корабельная канцелярия, неподалеку от которой складывалось абордажное оружие - мушкетоны, пистолеты, пики. Для хранения ружей было выделено специальное место перед бизань-мачтой.

Часть палубы за грот-мачтой, под шканцами, отводилась для размещения артиллерийских офицеров, штурманов, мичманов и гардемаринов (на фотографии они уже приготовились к обеденной трапезе).

article64_text_image_7
Под шканцами

В кормовой части корабля располагалась кают-компания - ее занимали капитан-лейтенанты и лейтенанты. Здесь же ставили большой стол, за которым по зову судового колокола, рынды, собирался за трапезой весь старший офицерский состав - хорошая возможность обсудить корабельные дела. У кормовых окон, под лавкой, скрывался винный погреб, хозяйничать в котором разрешалось не каждому. По бортам шторами были выделены миниатюрные офицерские каюты с койками. С кают-компанией соседствовала каюта стюарда, где стоял буфет с посудой и столовыми приборами для сервировки офицерского стола.

article64_text_image_8
Кают-компания

Шканцы

От грот-мачты начинались шканцы, или квартердек, простиравшиеся до самой кормы. На шканцах устанавливался судовой компас (нактоуз). Шканцы служили местом прогулок для знатных пассажиров, здесь же стояла скамейка, где, выкуривая трубочку-другую, отдыхал капитан. Это вовсе не означало, что квартердек не использовался в хозяйственных целях - вся его центральная часть была занята клетками с домашней птицей.

article64_text_image_9
Шканцы

В самой корме, по соседству с кормовыми раковинами, располагалась капитанская каюта. Несмотря на богатый резной декор, кормовые раковины играли сугубо утилитарную роль. В левой раковине обычно находился чулан для хранения навигационных инструментов - глобуса, карт, астролябии. Раковина по правому борту использовалась в качестве туалетной комнаты. На верхнем ее ярусе устанавливалась медная ванна для капитана; снизу размещались гальюн и рукомойник.

article64_text_image_10
Устройство кормовой раковины

Вот и закончилось наше виртуальное путешествие по старинному паруснику. Было ли оно полезным и увлекательным - судить Вам!..

Автор - Дмитрий Калмыков (Дмитрий Калмыков - Главный тренер национальных сборных РБ по техническим и авиационным видам спорта, руководитель секции "С" БФСС, судья международной категории (свидетельство NAVIGA BY-01B), мастер спорта международного класса.)
Эксклюзивно для сайта ModelsWorld
Перепечатка и публикация на других ресурсах
возможна с разрешения администрации сайта
и обязательной ссылкой на ресурс.
Контакт webmaster@modelsworld.ru

Мой блог находят по следующим фразам

← Мастерская Modelsworld