Обзор радиоуправляемой модели самолета Protech Razor

Вступление

С чего собственно начать? А вот с чего. В душе я планерист, но иногда возникает желание погонять по небу моторную модель, покрутить пилотаж у земли… В общем, добавить немного адреналина в релаксовую «стратегическую» жизнь планериста. Но ведь можно сделать электропланер скажете вы, и будете правы. Однако, хочется именно самолет. А если сильно хочется, значит нужно это получить.

article21_text_image_1

Итак выбор самолета. Обычно я сам строю модели. И в этот раз: выбрал прототип, начал чертить чертеж, и понял - летать хочется, сезон на носу, а пока построю – зима. Решил посмотреть, чего интересного предлагают магазины. Параметры модели диктовались размерами мотора и аккумуляторов.

Так же интересным решением было взять модель под обзор и немного на этом сэкономить. Выбор пал на модель Razor от бельгийской (если не ошибаюсь) фирмы Protech. Параметры модели подходили под мои требования на все 100%. Это спортивно-пилотажный самолет под мотор класса Speed 600 и 8 аккумуляторов. Немалую роль в выборе сыграли обзоры моделей этой фирмы на сайте.

Кроме того, модель отличалась красивой и оригинальной окраской. А ведь от модели нужно получать и эстетическое удовольствие.

article21_text_image_2

Итак, самолет получен. Начинаем изучать.

Технические характеристики

Razor– почти готовая к полетам модель (ARTF). Она рассчитана на установку электромотора класса Speed 600 и 8-10 аккумуляторов формата SC. Так же необходимо иметь радиоаппаратуру с четырьмя каналами как минимум, четыре мини сервы и мини приемник.

article21_text_image_3

Размах – 1130 мм.
Длина – 1030 мм.
Площадь крыла - 22,7 кв.дм.
Полетный вес – 1350 г.
Модель обтянута термопленкой Oracover.

Самолет - среднеплан с симметричным профилем крыла относительной толщины порядка 10%. Это дает возможность предполагать, что модель будет скоростная, обладающая хорошими пилотажными качествами. Единственное что смущает, довольно большая нагрузка на крыло - 60-65 г/кв.дм. Но, изучив опыт зарубежных коллег и прочитав множество обзоров схожих моделей, решил, что нагрузка не так страшна, как ее рисуют.

article21_text_image_4

Содержание набора

Коробка – очень красивая и аккуратная. Открываем. Все части упакованы в полиэтиленовые пакеты.
Извлекаем содержимое:

Крыло.
Фюзеляж с крышками.
Стабилизатор.
Киль.
Фонарь.

Пакет с мелочевкой: стойки шасси, колеса, обтекатели, кабанчики, крепеж, кок, наклейки.
Пакет с металлическими тягами руля высоты и направления.

article21_text_image_5

Все. Но чего–то не хватает. Забыли положить инструкцию по сборке! Ну, это не беда. Инструкцию я скачал с сайта производителя сразу после заказа модели, и распечатал ее на принтере.

Распаковываем. Болезнь практически всех АРФ-ов - провисание пленки. Модель обтянута белой пленкой, а рисунки нанесены краской. Забегая вперед, сообщу, что при попытке натянуть пленку феном ничего не получилось. Пришлось воспользоваться модельным утюжком. И тут ожидал еще один сюрприз – краска прилипает к утюжку. Из х/б ткани сделал чехол на утюжок. Полностью разгладить складки на фюзеляже, к сожалению не удалось.

Вернемся к изучению содержимого пакетов. Крыло выглядит аккуратно, но имеет небольшую крутку. Точнее одна консоль имеет плавный поперечный изгиб, типа небольшое плавное «V». Неприятно, но на летные качества сильно повлиять не должно. Элероны навешены на майларовые петли, но еще не приклеены. Лючки под серво сделаны аккуратно и хорошо продуманы. В крыле протянуты лески, для того, чтобы протащить удлинители проводов сервомашинок. Это вызвало положительные эмоции.

Все детали модели изготовлены посредством лазерной резки. Об этом говорит и яркая надпись на коробке.

Берем в руки фюзеляж. Он состоит из собственно фюзеляжа и двух крышек. Одна закрывает моторный отсек. Вторая – прикрывает крыло. К этой крышке крепится фонарь кабины. Выполнен фюзеляж грамотно, за исключением моторного шпангоута. Он сделан из фанеры толщиной 2 мм и очень сильно облегчен. Если его не усилить - вырвет сразу. На дне фюзеляжа была обнаружена маленькая наклейка с надписью «MADE IN CHINA». В этом я и не сомневался.

article21_text_image_6

Идем дальше. Киль и стабилизатор. Ничего особенного. Собраны и обтянуты аккуратно. На стабилизаторе имеется небольшая крутка, которая в дальнейшем была исправлена при помощи утюжка.

Половинки руля высоты соединены между собой просто бальзовой перемычкой! Вернее руль высоты вырезан из бальзовой пластины! Перемычка имеет сечение 4х4 мм и выглядит очень хлипкой. Нужно будет усилить это место.

Фонарь сделан из прозрачного лексана, но изнутри окрашен черной (!!!) краской. Не могу логически объяснить такой ход производителя. Гораздо веселее смотрелся бы в кабине пилот. Оставим это на совести разработчиков.

Берем в руки пакет с мелочевкой. Распаковываем обтекатели колес. Выклеены они из стеклоткани аккуратно, но немного тяжеловаты. О весе поговорим ниже более подробно. Колеса – легкие, из пористой резины. Хвостовое колесико мелкое из обычной резины, но весит, на вскидку, как основное колесо. Стойки шасси изготовлены из стальной проволоки диаметром 3 мм, довольно прочные на изгиб. Отдельный пакетик с кабанчиками, тягами элеронов и наконечниками тяг. Еще один пакетик с шурупами, крепежными втулками колес, кронштейном и стойкой хвостового колеса. Металлические тяги руля высоты и направления - куски обычной стальной проволоки. С одного конца они имеют резьбу М2. И, наконец, в комплекте идет кок винта, но его применение под большим вопросом.

article21_text_image_7

Инструкция содержит информацию о параметрах модели (очень скудную) и фотографии с пояснениями по сборке. В принципе, то, что вы найдете в инструкции, ясно и так, но вот некоторые непонятные моменты выпущены из виду. Так, непонятно каким образом крепится крышка моторного отсека. Кроме того, разработчики не продумали способ крепления аккумуляторов. На фото аккумулятор просто лежит на дне фюзеляжа и указано, что его необходимо закрепить. При подборе центра тяжести аккумулятор может оказаться над узлом крепления шасси, но об этом ниже.

Достаем из шкафчика весы и начинаем взвешивать:

Крыло – 195 г.
Фюзеляж с крышками – 150 г.
Киль плюс стабилизатор - 48 г.
Стойки шасси – 30 г.
Обтекатели колес – 40 г (оба).
Колеса – 10 г (оба).
Фонарь Кабины – 25 г.
Проволочные тяги – 20 г.
Мелочевка – 50 г.

В итоге получаем вес – 570 грамм. Заявленный взлетный вес – 1350 грамм. На аппаратуру и мотоустановку остается 780 грамм.
Прикинем, укладываемся в расчетный вес или нет:

Мотор 160 г.
Аккумуляторов – 530 г.
Кок с винтом – 40 г.
4 серво – 80 г.
Приемник – 20 г.
Регулятор – 40 г.
Получаем – 870 г.
Взлетный вес - 1440 г.

article21_text_image_8

Имеем лишних 90 г. Для такой модели это довольно ощутимо. Но на модели планируется установить 3-х фазный безколлекторный AXI мотор, что намного повысит летные качества модели. Тем не менее, попытаемся убрать лишний вес в процессе сборки, или изменить состав мотоустановки.

Теперь возьмем в руки линейку. Площадь крыла 22,7 кв. дм. Площадь стабилизатора 5,5 кв. дм. Площадь стабилизатора составляет 24% от площади крыла. Плечо стабилизатора – 620 мм. При средней хорде крыла – 200 мм, получаем величину 3,1 хорды.
Показатели радуют глаз. Теоретически модель будет в меру устойчивой и в меру управляемой. В классической компоновке модели площадь стабилизатора должна составлять 25 % от площади крыла и плечо стабилизатора 2,5 средней хорды крыла.

article21_text_image_9

Модель спроектирована правильно. Лазерная резка тоже говорит о хороших манерах. Но собрана модель не очень хорошо. Кое-какие швы плохо проклеены, а некоторые детали плохо подогнаны друг к другу. Бальза, из которой сделан самолет, заслуживает отдельного разговора. Она имеет серый грязный цвет. Скорее всего, это низкосортная бальза. Некоторые детали изготовлены из нескольких частей. В принципе, при грамотном выборе материалов, можно было бы убрать лишних 50-80 грамм.

Временно состыковав части самолета, получаем очень красивую модель!!

Приступим к сборке. Нам потребуется стандартный набор инструментов, клей циакрин и 5…30-ти минутная смола.

Крыло
Для навески элеронов в комплекте идут майларовые петли. Пазы под них уже подготовлены. Вклеиваем петли в элероны на циакрине. Потом вставляем в крыло и капаем на петли несколько капель циакрина. Он затекает в щель и намертво фиксирует петлю. До высыхания клея необходимо гнуть элерон до крайних положений, чтобы не приклеить его намертво к крылу.

article21_text_image_10

Сервы крепятся к фанерным крышечкам, на которые предварительно необходимо приклеить бобышки. К этим бобышкам привинчиваем машинку. Кабанчик проходит сквозь прорезь в крышечке. Отрезаем от машинки коннектор и припаиваем удлинитель - трехцветный провод длиной около 30 см. Именно припаиваем, чтобы исключить лишнюю контактную группу. Протягиваем удлинители сквозь крыло и устанавливаем машинку на свое место. Такой способ крепления машинок очень удобен.

article21_text_image_11

Крепим кабанчики к элеронам и собираем тяги. Все идет в комплекте. Выставляем качалку машинки и элерон в нейтраль, регулируем длину тяги. Приклеиваем к крылу фанерную пластинку под крепежные пластиковые винты. На этом сборка крыла закончена.

Фюзеляж

На предварительной сборке было замечено, что стабилизатор имеет угол атаки минус 1-2 градуса. Для устранения этого угла, в прорезь пришлось вклеить клиновую вставку из бальзы и обработать до нужных размеров надфилем. Забегая вперед, скажу, что данная доработка была правильной, и триммировать модель по высоте не пришлось. Как было замечено выше, соединение половинок руля высоты было усилено П-образной вставкой из стальной проволоки (отрезок от тяги идущей в комплекте).

article21_text_image_12

Навешиваем руль высоты на стабилизатор, при помощи все тех же майларовых петель. К фюзеляжу приклеиваем хвостовое оперение. Для этого, с мест приклейки снимаем участки пленки. Смазываем места склейки смолой и устанавливаем на свои места. Следим за соблюдением соосности установки киля и стабилизатора относительно крыла, как указано в инструкции.

Далее, после высыхания клея, навешиваем руль направления. В комплекте предполагалась установка управляемого хвостового колеса. Но качество самого привода и колеса мне крайне не понравилось. Я установил обычный проволочный костыль.

article21_text_image_13

Устанавливаем машинки привода руля высоты и направления на свои места. Крепим к рулям кабанчики. Проволочные тяги, которые шли в комплекте, я заменил отрезками боуденов. Проволока очень туго ходила в проложенных трубках. Установил наконечники и накрутил пластиковые вилочки, которые были в комплекте модели. Регулируем нейтральное положение рулевых машинок и рулей. Рулевые машинки закрываем крышечкой и фиксируем ее отрезками скотча.

Для установки и фиксации аккумулятора пришлось изготовить некий ложемент из трехмиллиметровой бальзы и к нему приклеить отрезки застежки липучки.

Устанавливаем шасси. Проволочные стойки входят в отверстия в фюзеляже и фиксируются двумя пластиковыми накладками на саморезах. На стойки устанавливаем колеса и фиксируем их втулками с винтовыми стопорами. Обтекатели для первых полетов не устанавливаем.

article21_text_image_14

Изготавливаем из 1,5 мм фанеры копию моторного шпангоута и приклеиваем его изнутри к штатному. По периметру проклеиваем треугольными бальзовыми накладками. Это позволит увеличить площадь клеевого шва силового шпангоута к боковинам фюзеляжа. Крышку моторного отсека разрезаем на две части. Переднюю приклеиваем намертво к носовой части. Тем самым еще более усиливаем носовую часть фюзеляжа. Вторая часть крышки крепится к фюзеляжу посредством неодимового магнитика 5х5х2 мм. Для этого на силовой шпангоут приклеиваем бальзовую бобышку и к ней кусочек стальной пластинки.

article21_text_image_15

Примеряем фонарь кабины к крышке крыла, обрезаем по размеру и приклеиваем. По периметру фонаря проклеиваем полоски ораковера. Они увеличивают прочность приклейки и улучшают внешний вид.

Двигатель AXI 2820/10 крепим двумя винтами М3. Регулятор крепим на боковину фюзеляжа и притягиваем проволочным хомутиком. Приемник оборачиваем в поролон и размещаем за ложементом аккумулятора. Антенну пропускаем сквозь отверстие в боковине фюзеляжа и крепим отрезками скотча.

Устанавливаем винт, подключаем удлинители элеронных машинок к приемнику. Устанавливаем силовой аккумулятор на место. Проверяем центровку (95-105 мм от передней кромки).

article21_text_image_16

На этом сборка модели заканчивается. Готовимся к первым полетам. Но, перед этим, напомню, что было установлено в модель:

Мотор - AXI 2820/10
Винт АРС 11х8,5Е
Регулятор - Jeti 40-3P Advanced
Приемник - Futaba 148 DP
Сервомашинки - Hitec 81 – 2 шт. (высота и направление), Futaba 3101 (элероны)
Аккумуляторы – 8х1250 SANYO, 8x3300 GP.

Полеты

Аккумулятор заряжен. Для первых полетов я использовал сборку 8х1250 Sanyo. При этом взлетный вес выходит 1300 гр. Но если использовать сборку размера SC, то полетный вес окажется 1440 грамм.

article21_text_image_17

Проверяем дальность аппаратуры с работающим мотором, правильность отработки рулей и устанавливаем модель на взлетную полосу.

Все готово к взлету. Даем плавно полный газ, модель пробегает метров 10-15, немного ручку на себя и самолет в небе! Поднимаемся повыше. Триммировать не пришлось. Самолет летит ровно и уверенно. Делаем несколько кругов. Модель ведет себя послушно и предсказуемо. Управляемость отличная. Тяга мотора и скорость позволяют крутить петли в пол неба! Самолет хорошо идет на ноже, нужно всего лишь немного давать ручку от себя. Модель получилась нейтральной по управлению. Так, для горизонтального полета нужно немного держать ручку на себя. Но и в перевернутом полете
необходимо немного давать от себя. Это нормально. Профиль крыла симметричный, углы установки крыла и стабилизатора – нулевые. Создавать подъемную силу нечем. Для этого и нужно придать крылу небольшой угол атаки. Штопорит модель только принудительно, сама в штопор не валится - опускает нос и разгоняется. При резких перекладках руля высоты скручивания не происходит. Бочки крутит как пропеллер!! Очень эффектно смотрятся штопорные бочки на вертикали!

article21_text_image_18

Модель довольно скоростная, но и на малой скорости летит вполне уверенно. Посадка – как посадка. Это конечно не планер, но и не пуля. Сесть у ног не составляет проблем.

На 1250 аккумулятор полетное время составило 4 минуты. Устанавливаем аккумуляторы 8хGP3300. Полетный вес вырастает до 1440 г!

article21_text_image_19

Ставим модель на полосу, даем полный газ. Те же 10-15 метров и модель в воздухе. Даем ручку еще на себя, и модель уходит свечей в небо. Лишних 140 грамм на летных характеристиках совершенно не сказываются! Аккумуляторы GP3300 не только более тяжелые, но и имеют бОльшую токоотдачу. Модель как подменили! Или я немного к ней привык. Ветер, а ветер собственно никак не влияет на модель! Отлетал 8 минут динамичной акробатики, а мотор еще тянул довольно неплохо! Но, что бы иметь запас на посадке, решил сажать. При правильной работе газом, реально летать 9-10 минут. После полета у заядлых ДВС-ников просто не было слов! Да я и сам такого полета не ожидал! Модель в воздухе ведет себя великолепно!

Заключение

Итак, модель собрана и облетана. Впечатление от нее двоякое. Первое, качество изготовления оставляет желать лучшего. АРФ, это сказано очень громко, так как потребовалось доводить модель до летной кондиции, а не просто собрать. Второе – полеты. Вот тут модель показала себя с наилучшей стороны! В умелых руках самолет способен летать комплекс F3A, несмотря на свои мелкие размеры.

article21_text_image_20

Модель можно рекомендовать как 3-ю и далее модель. Переходить на нее с тренера будет непросто. Что можно еще посоветовать? Перейти на литий. Хотя, и как «бюджетный» вариант модель довольно не плоха.

Автор - Виктор Примаченко (Vikar)
По материалам сайта RcDesign

Мой блог находят по следующим фразам

← Мастерская Modelsworld