Компания Great Planes представила новую серию самолетов E-Performance XLC (Extreme Light Concept - сверхлегкий концепт), которую отличают современная технология обеспечения электропитания ElectriFly и сборный тип конструкции. Новый Edge 540T - первая из моделей серии E-Performance. Хотя эта масштабная модель 50 класса с электродвигателем несколько меньше традиционных калильных моделей 40 класса, она может похвастаться многими дополнительными функциями, которые взыскательные пилоты будут рады видеть в пилотажных самолетах комплектации ARF. Edge 540T - поистине новое слово в сегменте электрических моделей среднего класса!
Технические характеристики:
Размах крыла: | 1260 мм. |
Площадь крыла: | 31,6 кв.дм. |
Нагрузка на крыло: | 46 - 49г/кв.дм. |
Длина: | 1220мм. |
Вес: | 1470 - 1590г. |
Профиль крыла: | полностью симметричный, нижний. |
Центр тяжести: | 71мм от передней кромки крыла со стороны фюзеляжа. |
Уровень сложности: | выше среднего |
Основные особенности:
- Конструкция: из бальзы и фанеры с установленными на шарнирах элеронами и рулем направления, а также рулями управления профилем крыла; блок двигателя установлен на глухих гайках, что обеспечивает идеальное пространство для заднего щитка винта (можно даже не мерить!); кольцевой капот также уже установлен
- Крылья: Двухэлементные с соединителем из волокнистого углепластика
- Пленка для обшивки: из материала Top Flite MonoKote
- Управление элеронами: двойной сервопривод
- Капот двигателя, обтекатели колес и шасси: все из окрашенного стеклопластика
- Колеса и винт входят в комплект поставки
- Весь крепеж входит в комплект
- Время сборки: примерно 6-8 часов
Содержимое комплекта ARF:
Edge 540T поступил хорошо упакованным, без повреждений или морщин покрытия. Как горизонтальные, так и вертикальные стабилизаторы представляют собой несущие плоскости управления. Элероны и руль направления установлены на шарнирах.
Капот перекрашен и имеет отверстия для воздушного охлаждения.
Стеклопластиковые обтекатели колес имеют самоцентрирующиеся отверстия для соединения с шасси из стеклопластика. Соединитель крыльев изготовлен из стеклопластика. Он автоматически обеспечивает правильность расположения крыла и облегчает транспортировку самолета к месту запуска. Руководство на 24 страницах содержит множество фотографий и подробных разъяснений, что значительно облегчает сборку.
Только подняв фюзеляж, я заметил нечто необычное: фюзеляж был почти невесомым, но при этом невероятно прочным. Присмотревшись, я заметил ребра из углепластика, заполненные бальзой и легкой фанерой. Прежде мне доводилось видеть конструкцию такого типа лишь однажды, и я сразу понял, что это - нечто особенное. Я крутил фюзеляж и давил на него в разных направлениях, но он не подавался и не скрипел.
На мощных магнитах здесь держится не только цельный фонарь кабины, но и легкий капот из стеклопластика. Благодаря этому, отделка Edge 540T имеет очень качественный вид!
Блок двигателя уже установлен на глухих гайках, что обеспечивает оптимальное пространство для заднего щитка винта - никаких измерений не требуется. Даже угол тяги теплозащитного кожуха уже выставлен.
Мощные магниты надежно фиксируют цельный вакуумный фонарь кабины / надстройку. Передние и задние направляющие обеспечивают автоматическое выравнивание. Достаточно снять фонарь кабины, чтобы попасть в батарейный отсек, который достаточно вместителен для 4-элементного аккумулятора Lipo.
Входящие в комплект поставки самоцентрирующиеся колесные обтекатели и стойки шасси изготовлены из легкого стеклопластика. Шасси крепится на низкопрофильных осях, благодаря чему отпадает необходимость в громоздких болтах, а обтекатели смотрятся очень стильно.
Рекомендуются к использованию следующие компоненты силовой системы:
- Бесколлекторный двигатель с внешним ротором Great Planes Silver Series 45A
- Система электронного контроля скорости Great Planes ElectriFly LiPo 14.8В 2100мА*ч 20C
- Аккумуляторный блок LiPo 14.8В 2100мА*ч 20C
- Пропеллер APC 12x6
- Прецизионные сервоприводы Futaba Micro
Коннекторы Deans Ultra уже установлены, так же, как и соединители между двигателем и системой электронного контроля скорости. Обычно для спортивных полетов ничего дополнительно припаивать не требуется.
Я проконсультировался с представителями Great Planes по поводу необходимости в сервоприводе, и они порекомендовали использовать для данной модели внешний сервопривод BEC (например, CC BEC): это продиктовано конфигурацией "4-элементный аккумулятор/4-компонентный сервопривод". По их мнению, в целом, может подойти и 45A ESC BEC, но этот вариант является не лучшим для 3D-полетов.
Так как я не собираюсь использовать CC BEC, я хочу перестроить питание под 6В, поэтому мне нужно будет найти какие-нибудь цифровые сервоприводы Futaba, так как имеющиеся у меня прецизионные сервоприводы Futaba S3115 Micro не рассчитаны на напряжение 6В. Сервоприводы S3115, в принципе, могут нормально работать от 6В, но в этом случае долговечность их работы не гарантирована.
Сборка:
Сборка начинается с установки сервоприводов элеронов. Мои прецизионные сервоприводы Futaba S3115 Micro подходят идеально. На каждый сервопривод в комплекте поставки предусмотрено по две фиксирующих пластины, которые используются вместо резиновой втулки и латунной петли. Пластины надежно фиксируют сервоприводы заподлицо с поверхностью, благодаря чему исключено биение приводов.
В руководстве приведены превосходные фотоиллюстрации для сборки и подробные указания. В комплект входит весь необходимый крепеж, включая силиконовые держатели вилки тяги.
Шасси:
Основные элементы шасси я смог установить без труда; все крепежные детали были в комплекте. Правда, пришлось приоткрыть один из колесных обтекателей, чтобы он как следует прилегал к основной части, но это было легко сделать с помощью лезвия ножа, которым я немного раздвинул отверстие стеклопластикового обтекателя. Взвесив основные стеклопластиковые части шасси, я обнаружил, что они весят менее 1/4 фунта. Они прочны, вроде бы, работают нормально и имеют отличный внешний вид!
Не могу точно сказать, сколько весят опционные углепластиковые шасси и обтекатели.
В хвостовом шасси используется нейлоновая втулка: на ней поворачивается проволочка, а металлический кронштейн и хомут колеса фиксируют эту конструкцию. Здесь самое главное - сначала правильно расположить металлический кронштейн, и лишь затем просверливать отверстия для его крепления. Соединение - легкое, но надежное. Я приклеил нейлоновое крепление и стойку клеем Medium CA.
Крыло:
Затем устанавливаются половинки крыльев: для этого используется углепластиковый соединитель крыльев и черные нейлоновые винты с цилиндрической головкой. Направляющие штифты обеспечивают точность направления. Шов вдоль стороны фюзеляжа оказался полностью закрытым.
Хвост:
Горизонтальный стабилизатор приклеивается прежде всего - одновременно вставляется шток соединителя руля высоты. После того как стабилизатор промаркирован по фюзеляжу и установлен в нужное положение, с его верхней и нижней сторон снимается защитная пленка.
Для установки руля высоты используется эпоксидная смола (на штоке соединителя) и тонкий слой клея CA - на петлях. Петли отличаются от описанных в руководстве и представляют собой по 3 более крупных предварительно вырезанных фрагмента материала петель на каждую половину. У меня не возникло трудностей с установкой. Центрирование было идеальным.
Двигатель:
Двигатель RimFire поставляется с уже установленным крепежным блоком, поэтому Вам остается только прикрепить переходник пропеллера с помощью входящих в комплект поставки винтов. Edge 540T рассчитан на работу от двигателя в внешним ротором RimFire 42-50-800, поэтому достаточно привернуть его к блоку двигателя 4 винтами (входят в комплект).
Монтаж системы контроля скорости я выполнил на двух стяжках, вместо того, чтобы воспользоваться прилагаемым материалом для изготовления крючка и петли.
Проводки управления:
Для руля направления и руля высоты я использовал сервоприводы Futaba S3150 Slim Digital. За дополнительный момент вращения и точность сервоприводов S3150 приходится платить. Кроме того, так как они не рассчитаны на работу от напряжения 6В, скорее всего я перепрограммирую свой сервопривод CC BEC на 5,5 В, чтобы в два раза сократить разницу в напряжении между 5В и 6В.
Чтобы достичь угла поворота руля высоты на уровне +/- 45 градусов, я воспользовался наружным отверстием на более длинном рычаге сервопривода и вторым отверстием в основании нейлонового рычага управления (как рекомендовано в руководстве).
Тяга руля направления типа "pull-pull" используется в тех случаях, когда конструкция не выдерживает дополнительный вес в хвостовой части (иначе нарушится равновесие), а также для обеспечения точности управления при выполнении фигур пилотажа. При других вариантах конструкции, сервопривод руля направления устанавливается в хвосте с короткой прочной тягой управления. Оба варианта вполне работоспособны. Я использую тягу "pull-pull" она, в сочетании с рекомендуемым двигателем RimFire, обеспечивает превосходное равновесие Edge 540T.
Единственным отступлением от руководства, которое я себе позволил, был отказ от этих маленьких металлических зажимов. Так как тросик "pull-pull" вполне прочен, зажимы не нужны: на тросике можно легко завязать узел и зафиксировать его, капнув немного клея CA.
На фотографии внутренней стороны фюзеляжа, видно, где я установил первый зажим, и только после этого решил, что можно и отдохнуть. После того как все линии проведены и подтянуты, выверните гайку и дополнительно установите закрепитель резьбы на монтажные резьбовые соединения, и снова подтяните гайку.
Расположение компонентов:
Здесь показано основное расположение моих компонентов. Я дополнительно установил сервопривод CC BEC, для чего потребовалось припаять провода к соединителю Dean на системе контроля скорости (ESC). С помощью USB-адаптера CastleLINK, я запрограммировал напряжение на 5,5В. Мне также потребовалось передвинуть ESC в хвостовую часть, чтобы было легче подключиться к аккумулятору. Приемник Futaba FASST (R617FS) был прикреплен к днищу фюзеляжа с помощью двухсторонней ленты для сервопривода.
Показанное на фотографии положение аккумуляторного блока дает мне момент веса около 77 мм, что означает, что аккумулятор располагается настолько близко к хвосту, как это рекомендует изготовитель. Если передвинуть аккумуляторный блок вперед примерно на дюйм (свободного места там на 2 дюйма), мой Edge 540T балансирует на уровне рекомендуемых 71мм. В принципе, точное место расположения центра тяжести (в разумных пределах, конечно) - дело вкуса. Для 3D-полетов мы обычно отодвигаем его ближе к хвосту, и все управляющие поверхности поворачиваются во всех направлениях, как минимум на 45 градусов.
Обтекатель втулки винта:
Задний щиток обтекателя втулки винта и пропеллер APC 12x6 e-prop были закреплены на валу двигателя через отверстия, проделанные сверлом размером 5/16". Проблем с установкой не возникло, хотя в итоге щиток оказался совсем близко к капоту. Воспользовавшись рекомендацией, приведенной в руководстве ("на случай выполнения особенно сильных маневров"), я дополнительно скрепил капот лентой. Начальные испытаний двигателя показали отсутствие чрезмерной вибрации.
Готовность к полету:
Мой Edge 540T весил в готовом виде 53,3 унции (3,3 фунта), из которых 8,3 унции приходится на аккумуляторный блок 4s LiPo.
С пропеллером APC 12x6 e-prop, измеренные параметры составили 510 ватт и 35 амперах, что дает 154Вт на фунт массы.
Это - как раз примерно то, что нужно для 3D-полетов!
Испытательный полет.
Первая возможность испытать наш Edge 540T в полете выдалась в один из зимних выходных. Хотя 3D-пилота у меня в тот день не было, и скорость ветра составляла 15-25 м/ч, мы решили отправить самолет в суровый первый полет над замерзшей тундрой на окраине штата Нью-Йорк. Пилот - Линн Бауэрман - отлично справился со своей работой, управляя Edge 540T на ветру на малых оборотах, выполняя стандартные фигуры пилотажа. Мы решили отказаться от взлета со снега, поэтому я запустил самолет с руки. На низких оборотах экспоненциал 30% пришлось увеличивать до 50%. Даже на малых оборотах, Edge 540T проявил высокую чувствительность к управлению. Во время нашего первого испытательного полета, проходившего в условиях сильного ветра, крепкая конструкция Edge 540T даже не скрипнула, и сам полет прошел отлично!
Мы использовали рекомендуемую конфигурацию 3D на низких оборотах с пропеллером 12x6 e-prop и 4-элементным аккумулятором на 2100мА*ч.
3D-полет.
Возможность испытать наш Edge 540T в 3D-полете выпала в относительно безветренный, но холодный день. Скорость составляла около 5 м/ч, а температура - около 20 градусов F. Мы использовали рекомендуемую конфигурацию 3D-полета на больших оборотах с пропеллером 12x6 e-prop и 4-элементным аккумулятором на 2100 мА*ч. Я передвинул аккумулятор вперед, после того как мой прошлый пилот сказал, что модель тяжеловата в хвосте, но после 3D-полета мы решили, что все в порядке: это показано на фотографии, приведенной выше, в разделе "Положение компонентов".
Короче говоря, со всеми задачами Edge 540T справился хорошо. Уровень мощности был достаточным, а надежная, хотя и легкая конструкция позволила Edge 540T отлично проявить себя - даже в холодную погоду!
Резюме.
Great Planes ElectriFly Edge 540T - первая из моделей новой серии E-Performance XLC (сверхлегкий концепт), которую отличают современная технология питания ElectriFly и сборный тип конструкции. Модель почти невесома, но невероятно прочна благодаря использованию углепластика, специально отобранных пород древесины и легких деталей из стеклопластика.
У меня не возникло никаких сложностей со сборкой: пришлось лишь выполнить пайку, необходимую для подключения внешнего сервопривода BEC. Хотя сборка была очень несложной, я бы все же рекомендовал эту модель только пилотам с уровнем подготовки не ниже среднего, так как это - очень чувствительный и мощный самолет.
Edge 540T превзошел все мои ожидания. Поистине, он является новым словом в сегменте электрических пилотажных моделей среднего класса!
Автор - Грег Коуви (Greg Covey)
Источник перевода и фотоматериалов rcuniverse
Перепечатка и публикация на других ресурсах
возможна с разрешения администрации сайта
и обязательной ссылкой на ресурс.
Контакт webmaster@modelsworld.ru
Мой блог находят по следующим фразам