Итак, Kyosho выпустила новый электро-самолет FA-200 AERO SUBARU – пилотажный копийный спортивный нижнеплан из бальзы. Японцы прислали опытный образец, который руководство и выделило мне на Новогодние каникулы для обзора и облета. В продаже эта модель ожидается в ближайшие месяцы, забегая вперед, скажу: ждите с нетерпением! И не судите строго – обзор писал не профессионал по авиамоделизму.
Технические данные FA-200:
Длина – 815 мм;
Размах крыла – 1000мм;
Площадь крыла – 15,6 кв.дм.
Вес – 520-570 г.
Нагрузка на крыло ~ 34 - 36 г/кв.дм.
Что в коробке
Модель выполнена из бальзы и фанеры, все части уже обтянуты пленкой. Спортивная раскраска уже нанесена, из прилагаемых наклеек – минимум: два номера на крылья и два на фюзеляж и две небольшие эмблемы. Самолет красив: белые крылья, красный фюзеляж с черно-белыми полосами.
В комплекте идет отдельно: два предсобранных крыла, фюзеляж, хвостовое оперение, все рули и элероны еще не вклеены, это необходимо сделать в процессе сборки. В комплекте 3 стойки шасси (боковые и передняя), колеса, все тяги, внушительный пакет с винтиками, кабанчиками, фиксаторами и прочими мелкими деталями из металла. Пластиковые трубки под тяги к хвостовому оперению уже вклеены.
Капот из стеклоткани подходит очень хорошо, продолжая рисунок фюзеляжа. Особенно порадовал фонарь кабины: прозрачный пластик разделен белыми, заводского нанесения, «стойками», что выглядит очень эффектно. Пространство фюзеляжа под фонарем затянуто пленкой черного цвета, так что, «кишок» не видно и можно смело поместить красивую фигурку пилота.
Что еще потребуется для сборки и полетов.
1. Аппаратура управления 4 канала. Использовалась Futaba 4EX.
2. Четыре микросервомашинки. Использовались Futaba 3107, посадочные места в фюзеляже и крыльях сделаны практически под них, потребовалась самая минимальная доработка – прорезать ножом пару миллиметров бальзы.
3. Два удлинителя для сервомашинок по 30 см и Y-адаптор для подключения сервомашинок элеронов.
4. Двигатель и регулятор скорости. Использовался бесколлекторный двигатель PROTECH APOLLO MC28-3009 (7,2-11,1 V; 1280 Rpm/V; 54gr; shaft 3,2mm; Max thrust 0,85 kg; Max Power 200W). Использовался регулятор скорости Marcus 30 А. (Настройки регулятора: Auto Li-Po, тормоз выключен, мягкий старт, аутраннер).
5. Аккумулятор. Использовался Li-Po аккумулятор E-Max 11.1V 2000 mAh.
6. Пропеллер и адаптер пропеллера. В моем случае использовался пропеллер 9х6 и адаптер на вал 3.2мм.
7. Кок. Использовался легкий пластиковый кок 38мм, красного цвета.
8. Жидкий циакрин и 10 мин. эпоксидка.
9. Инструмент.
Процесс сборки
Крыло
Необходимо вклеить циакрином элероны (крепятся на тонких вставках в заднюю кромку крыла). Лучше сначала вставить элерон, отрегулировать зазоры, потом аккуратно капнуть клеем на вставку. Когда крепил руль высоты, сначала намазал клеем, тот сразу схватился и зазор получился не очень. Подвинуть уже не удалось.
Крыльевые стойки шасси – под них сделаны углубления, надо просто прорезать пленку, вставить стойку, и привернуть двумя удерживающими накладками. Получается на удивление прочно. Колеса надеваются и фиксируются стопорной втулкой с шестигранником. Стопор закручивал на лактайте. Посадочный диаметр колеса нужно рассверлить на несколько десятых, чтобы лучше вращалось.
Сервомашинки ставятся без проблем, не забудьте только вначале подсоединить удлинители и продеть провода сквозь крыло, выведя их в предусмотренные отверстия у места крепления к фюзеляжу.
Крылья склеиваются между собой эпоксидкой, угол выставляется сам собой, в комплекте идет уже вырезанная лазером под необходимым углом соединительная фанерная деталь. Да и скосы кромок крыла подогнаны так точно, что плохо просто не склеишь. После сборки фюзеляжа, крыло крепится к нему через пластину двумя винтами в уже установленные на фюзеляже металлические гайки. Зазоры и отверстия не подгонял вообще, все получается как надо.
Хвостовое оперение
Все делается по инструкции, все подгоняется очень хорошо. Один нюанс: левый и правый рули стабилизатора соединяются между собой стальной скобкой, которую необходимо вставить в паз на фюзеляже прежде, чем вклеивать основной стабилизатор.
Фюзеляж
Сервомашинки и тяги к хвостовому оперению устанавливаются без проблем, основного внимания здесь заслуживает установка передней стойки шасси. Она поворотная!
В комплекте идут две крепежные скобы с направляющими отверстиями и специальная качалка с шестигранным стопором. Рассверлил на несколько десятых все направляющие отверстия, чтобы добиться свободного поворота стойки и легкого вращения колеса. Тяга к переднему колесу идет от сервы руля поворота, ее можно поставить в нескольких вариантах, выбрал тот, который уводит тягу максимально к борту самолета, чтобы освободить больше места и обеспечить более удобный доступ для размещения электроники и аккумулятора. В результате все работает, самолет отлично рулится даже на очень маленькой скорости. Специально катался по площадке перед домом.
Двигатель
Двигатель устанавливается на идущий в комплекте каркас из фанеры - мотораму. Сам каркас вставляется в лазерные пазы на фюзеляже и легким движением фиксируется там. Несколько капель циакрина и моторама установлена. Только лучше сначала привинтить двигатель, я этого не сделал, потом было не очень удобно заворачивать винты крепления мотора.
Сам мотор MC28-3009 «из коробки» идет в варианте с фронтальным крепежом, для этой модели необходимо переоборудовать его в вариант с задним крепежом. Для этого: снимаем с вала двигателя стопорную пружинную шайбу, побеспокоясь, чтобы она при этом никуда не улетела (поиски могут занять долгое время!). Снимаем вращающуюся часть аутраннера (с магнитами). Освобождаем шестигранником стопор, фиксирующий вал в корпусе. Кладем корпус на две деревянные поверхности так, чтобы вал проходил между ними, и аккуратно, но довольно сильно, стучим молотком по валу (лучше через деревяшку), выдвигая вал на нужное расстояние. Вновь собираем двигатель, ставим стопорную шайбу на новое место, заворачиваем шестигранником фиксатор на лактайте и все – мотор теперь крепится по задней плоскости, а вал, как и необходимо, выдвинут вперед.
Окончательная сборка и размещение электроники
Честно говоря, переживал, что будет неудобно размещать электронику и аккумулятор через лючок обслуживания в нижней части самолета. Крыло снимать/ставить перед полетами не хотелось. Не хотелось и влезать под колпак – во-первых, модель копийная, лучше туда пилота посадить, во-вторых колпак-то тоже надо снимать/ставить. Но все, вроде, обошлось. Регулятор удачно встал внутри той самой моторамы. И обдувается, опять же, хорошо. Аккумулятор разместился следующим образом. В фюзеляже штатно идет фанерная площадка примерно от заднего обреза колпака кабины до переднего обреза фюзеляжа, шириной чуть шире стандартного Li-Po аккумулятора. В задней части на этой площадке стоят сервы управления хвостовыми рулями, а ближе к капоту, как раз над лючком, она свободна. Проблема только в том, что аккумулятор к ней надо как-то закрепить, чтобы не сползал, не падал, но было удобно доставать. Сделано было следующее: поперек площадки, с обратной стороны от аккумулятора, с выпуском по 7мм в стороны приклеены 2 фанерные рейки 4 мм ширины для крепления аккумулятора за них к площадке банковскими резинками. Вдоль площадки по ширине Li-Po приклеены направляющие из фанеры 3 мм высоты, чтобы аккумулятор не сползал влево-вправо. На саму площадку для увеличения трения наклеена тонкая резина. Испытания прошли успешно, аккумулятор держится хорошо, центровка самолета не нарушается.
Все провода от сервомашинок и регулятора удобно выводятся прямо к лючку, поэтому приемник никак не закреплял, просто положил в оставшееся свободное место и прикрыл крышкой лючка. Лучше обернуть его поролоном. Выключатель ставить не стал, аккумулятор к регулятору просто присоединяется разъемом. Как видите, место для конструкторского творчества еще есть.
Приятные мелочи
Хочу перечислить несколько приятных «мелочей», с которыми столкнулся в процессе сборки:
- Основное V-образное крыло, будучи просто «тупо» склеенным «в упор», идеально присоединилось в фюзеляжу, после чего просто вставленные в нужные отверстия винты крепления сами нашли установленные в фюзеляже гайки.
- Сложная моторама с нужным противо- вращательным углом поворота двигателя мало того, что удобно крепится к фюзеляжу, но, после установки капота мой аутраннер торчал ровно в середине отверстия в капоте для двигателя!
С нужным выпуском вперед, что придало модели еще больше копийности. Вообще, в капоте нужно было только немного вырезать паз под переднюю стойку шасси. - Идущие в комплекте крепежи тяг к качалкам сервомашинок металлические, со стопорными шайбами, тяга фиксируется шестигранником на лактайте. Сборка очень удобна.
- Лючок обслуживания имеет магнитную защелку!!
Вернее, магнит штатно установлен на фюзеляже, а в лючок просто вклеивается эпоксидкой винт «впатай», и защелка готова. И держится надежно и открывается – просто потянул и все. - Передняя поворотная стойка шасси для сравнительно маленькой модели выполнена очень хорошо, подпружинена, самолет отлично рулится.
- Колпак кабины после вырезания по обозначенному на заводе контуру, идеально подошел к фюзеляжу без всяких зазоров, осталось просверлить 4 отверстия и привинтить.
Первый полет
Собранный самолет получился настолько красивым, что было жалко летать. Усугубляла ситуацию ответственность (первый опытный экземпляр модели в России) и недостаточный опыт полетов (до этого летал на пайпере, на планере, и на пенопластовом биплане), выходило, что это мой первый полет на спортивной модели с нижним крылом. Но уж взялся за гуж…
Взял супругу (оператора видео) и ребенка (3 года), который, обычно спокойно относящийся к полетам, в этот раз проявил повышенный интерес. Подрос, наверное. Обычно мы летали на большом картофельном поле, но тут было ясно – нужна полоса, т.к. посадочная скорость ожидалась большой, а самолет бальзовый, а нет даже снега. Объехал окрестности, выбор пал на небольшую асфальтовую площадку перед каким-то складом, с одной стороны забор граничит с ЛЭП, с другой поле, зато площадка квадратная, точность посадки не очень критична, а это было для меня самым важным.
Покрытие - в основном асфальт, местами – рытвины, слякоть, но более-менее. Погода около 0, серое небо. Ветер метров 8 в секунду, но направление устойчивое, что успокаивало. «Дури» в моторе много, это чувствовалось рукой на пробных пусках двигателя, взлететь-то взлетит, а вот как сесть? Дополнительно настораживали рассказы асов про резкое поведение нижнекрылых самолетов. Ставлю модель на асфальт, оператор включает камеру, появляются зрители. Даю газ, даже не уверен, что полный. Модель рвется вперед. Очень аккуратно тяну ручку на себя, самолет прыгает в воздух. Приноравливаюсь к рулю высоты, чуть вниз, снова вверх, вот уже самолет набирает высоту ровно, но при этом очень стремительно удаляется. Скорость действительно большая. Даю правый крен, модель послушно поворачивает. Пару кругов, чуть убрать газ, самолет отлично слушается рулей, довольно спокойно относится к ветру. Очень приятный, правильный звук полета. Что-то между легким свистом и шелестом, правильный, в общем. У пенопластового это не чувствовалось, наверное, скорость играет роль. Уже вижу, что летать могу, делаю бочку. Все нормально. Понимаю, что пилотажить мне пока рано, начинаю думать о посадке. Делаю пару пробных заходов. Самолет отлично планирует и на минимальном газу, но заходить против ветра приходится со стороны забора и, соответственно, после него нужно резко снижаться. За счет снижения скорость все-равно для меня довольно большая. Но волнения напрасны, все получается как в кино: убрав газ, теряю высоту, добавляю газ перед землей, ручку чуть на себя, модель «зависает» на «подушке» перед самой землей, несколько метров летит, выключаю мотор - и самолет плавно и ровно опускается на все три стойки. Короткий пробег – и модель останавливается. Адреналин, восторг, крики оператора, что не предупредил о посадке…
Резюме
Первый полет длился минуты 3-4, судя по времени дозаряда аккумулятора – еще можно было летать и летать. Обращаясь к асам, скажу: возможность проверить AERO SUBARU в высшем пилотаже оставляю для Вас, чтобы Вам было интереснее, да и моих навыков здесь маловато, но то, что этот самолет может очень многое - чувствуется сразу после взлета. Ощущение, что попробовал процентов 15 его возможностей. По тому, как уверенно он держит направление и высоту, как стабилен в воздухе, управляем, могу сказать, что и новичкам, как «второй» самолет, он подойдет отменно. Самое главное - в этой модели очень здорово совмещены копийность (лучше сказать - «настоящесть») и летные качества, собственно, именно, то, что и требуется, на мой взгляд, от модели самолета. Удачных Вам взлетов и посадок!
Автор - Алексей Голубев
Менеджер по развитию дилерской сети
Мой блог находят по следующим фразам