Обзор радиоуправляемой модели самолета Extra 300 10е от Hyperion

Начало…

В какой то момент я понял, что подустал от «больших» самолетов с ДВС. Как где-то слышал – если хочу долгой любви, то беру ДВС; если быстрой – электричку. Захотелось «быстрой любви», а точнее, не большой самолет с электромотором, что бы можно было выйти на ближайший стадион, полетать в свое удовольствие. Немаловажным фактором для будущей модели был и внешний вид – запуск в городе подразумевает наличие зрителей (прошенных или нет – другой вопрос), а при зрителях надо, что-то показывать, из чего появилось следующее требование – пилотажка. И хотя мой пилотажный опыт ограничивался на тот момент 15 секундным полетом на пилотажке с крэшем в труху, все равно решил остановиться на данном типе самолета.

Поиск подходящей модели проходил по нескольким сайтам, но в той или иной степени они меня не устраивали: там, где был найдены подходящие модели, были нестыковки с доставкой, а там, где условия доставки отвечали моим требованиям, как назло не было самолетов, которые бы мне понравились за свои деньги. В итоге, вернулся к проверенному временем «ModelsWorld», где мне и был предложен вариант в виде самолета Extra 300 10е от Hyperion, с очень эффектной окраской «под акулу». А найденная на просторах Интернета фотография настоящей Экстры с подобной окраской отмела и без того небольшие сомнения по поводу выбора, так как я люблю, что бы у моей модели были реальные прототипы.

Extra 300 10е от Hyperion Extra 300 10е от Hyperion


Надо, наверное, отметить, что на момент оформления заказа, самолета в магазине не было, но, тем не менее, после того, как заказ был сделан и оплачен, я даже не успел соскучиться, как раздался звонок в дверь – мне доставили не успевшую стать долгожданной посылку. В который раз удивился быстроте доставки!

Коробка.

Первое, что бросается в глаза, после того, как коробка оказывается в руках, это ее маленький размер – до этого у меня были самолеты с размахом минимум в 1.4м. Соответственно, внутри все еще меньше. Второе – это ажурность конструкции, которую можно отнести к фирменному стилю Hyperion. Качество резки на высоте, фурнитура тоже выглядит очень качественной.

И так, что в коробке:

  1. фюзеляж (сам фюзеляж, окрашенный стеклопластиковый капот, съемный фонарь на магнитных защелках).
  2. хвостовое оперение (киль с рулем направления, стабилизатор с рулем высоты).
  3. плоскости
  4. детали шасси (алюминиевая стойка, стеклопластиковые обтекатели, колеса, необходимый крепеж).
  5. фурнитура (кабанчики, резинки, тяги, многослойный лонжерон и тд).
  6. наклейки
  7. инструкция на английском языке.
Extra 300 10е от Hyperion

Что потребуется:

Что рекомендует производитель: Что поставил изначально или, что было в наличии: Что поставил в процессе:
Мотор: HP-Z2213-16 TowerPro 2908-10T HP-Z2213-16
Регулятор: HP-TITAN-20P BEC XP-40A RICH ESC Professional 30A
Батареи: Hyperion Lithium
от 1200-3S до 2100 3S
Allign 2100 3S 20C Allign 2100 3S 20C
Zippy 1800 3S 20C
Сервы: 4 micro (7-10г) W-092 TowerPro SG-91R TowerPro SG-91R
Пропеллер: APC “E” 8*4, 9*4.5 10*7 “E” 9*6, 8*6
“SF” 9*4.7, 9*6

По таблице видно, что комплектация самолета претерпела значительные изменения, но все это происходило постепенно, в процессе полетов, а изначально поставил то, что было под рукой.

Extra 300 10е от Hyperion

Главная проблема с этим самолетом, это мотор. Долгое время не получалось найти двигатель, рекомендованный производителем Z2213-16, хотя поиски были глобальными: Владивосток, Москва, СПб, Волгоград + Интернет. Там, где удавалось найти, стоимость мотора + доставка была больше стоимости модели и комплекта серв! Поэтому и было принято решение, укомплектовывать тем, что есть в наличии. А что было в наличии, видно из третьего столбика таблицы.

Немного о сборке.

И так, вроде бы с комплектующими определились, переходим к сборке. Ну не могу пройти мимо, что бы ни упомянуть в очередной раз качество самой модели! Радует не только высококачественная лазерная резка, но и такие приятные мелочи, как уже снятая пленка на стабилизаторе и киле, в местах крепления к фюзеляжу. Прорези под петли размечены точно. Под кабанчики так же имеются прорези, спрятанные пленкой – достаточно поискать пальцем. Если посмотреть руль направления на просвет, то можно увидеть направляющую под рулевой костыль.

В общем, производитель максимально позаботился о потребителях, то есть о нас с Вами J. Самым сложным в сборке, оказалось нанесение наклейки акулы на борта фюзеляжа. Но если не сильно смочить поверхность фюзеляжа водой перед наклейкой наклейки (вот такой каламбур), то это может облегчить работу по подгонке.

Крылья на самолете допускается делать съемными, но так как у меня дома хранятся модели, куда большего размера, то «для надежности», крылья я вклеил на смолу, но как показала практика, немного поторопился – при небольших крэшах, куда лучше, когда крыло отстегнется, а не сломается. В итоге, крыло у меня фиксируется, как предусмотрено конструкцией – лонжерон, крючок с резинками и шип. Плюс пара капель циакрина. Пока такая конструкция себя оправдывает. Так же не стал жестко фиксировать обтекатели шасси – только пара капель того же циакрина. Не стоит забывать и про вентиляционное окно, которое надо прорезать в задней части днища, для отвода теплого воздуха.

Мотораму изготовил из фомакса, используемого в рекламных мастерских. Выкос делал с помощью шайбочек, подкладываемых в нужных углах под шурупы.

Extra 300 10е от Hyperion

На фюзеляже, в местах, где капот прикручивается шурупами, с обратной стороны подклеил кусочки бальзы для более надежной фиксации капота.

Единственная проблема, с которой столкнулся, это была и осталась центровка. Даже когда поставил мотор и регулятор превосходящие по весу рекомендованные больше чем на 70г., центровка еле-еле стала рекомендованной.

Но, тем не менее, в итоге, получился очень красивый самолет, который, даже просто находясь в квартире, ничуть не портит интерьера.

Extra 300 10е от Hyperion Extra 300 10е от Hyperion
Extra 300 10е от Hyperion

Облет. Комплектация №1.

Поднимать в небо такой красивый самолет было очень боязно, тем более что это моя первая пилотажка. Но самолеты должны летать, а не пылиться дома, по этому, как только появилось время, была предпринята попытка выезда на облет. Обычно, мы ездим полетать на заброшенные ВПП и аэродромы, километров так за 50 минимум, но так как самолет брался для полетов «возле дома», то и облет решено было проводить неподалеку, а именно, на берегу моря. Главным условием было отсутствие ветра. На прибрежной полосе был легкий ветерок, поэтому решено было приступить к облету. Установка батарейки, проверка рулей и аппаратуры и на старт…

Небольшое отступление – не совершайте моих ошибок, прочитайте инструкцию перед полетом еще раз, установите двойные расходы рулей на рекомендованные, а одинарные чуть меньше.

И так, на старт.… Даю газ, придерживаю самолет от капотирования рулем высоты, довольно длинный разбег и взлет. Самолет более-менее нормально летит только при полном газе, при маневрах норовит опрокинуться, и сорваться в штопор. Понимаю, что что-то не так и пытаюсь зайти на посадку. На первом же заходе вполне можно было бы и приземлиться, но решаю сделать еще круг. В итоге, чуть не разложил самолет на втором заходе – на последнем повороте самолет переворачивает порывом ветра на спину, и только каким то чудом, может спинным мозгом, ручку руля высоты давлю «от себя», а не наоборот. Буквально, в каких то сантиметрах от земли самолет выравнивается и уходит в небо «на спине». Делаю еще круг, и сажаю. Унимая дрожь в руках, начинаем искать причины странностей. Первая – слишком слабая батарейка для столь крупного мотора. Повышенную маневренность списываем на поднимающийся ветер и тип самолета – мол, пилотажка, так и должна летать. А зря! Но дрожь унята, причины вроде бы найдены, батарейка заменена, а значит на старт! Взлет был куда резвее, а скорость полета еще больше, и я мог уже себе позволить полет в ? газа, но управляемость все равно была через чур резкой, а усиливающийся ветер подталкивал к мысли о посадке. В конце пробега, самолет закопался в полоске песка, и ткнулся носом, как показалось, сломав обтекатель шасси. Но на самом деле, всего лишь отклеив его от стойки, не повредив сам обтекатель.

Первые впечатления от полета были мягко сказать «не очень» - один адреналин, и ни какого удовольствия. Немного не то, на что рассчитывал, а потому, дома занялся анализом проблем.
И вот, к чему пришел:

  1. Огромные расходы на всех рулях! По не известной причине обнулил все настройки по экспонентам и расходам, а проверить не удосужился.
  2. Небольшой опыт пилотирования, а пилотага и вовсе первая.
  3. Решил, что ключевым является перевес самолета в 200г – полетный вес моей Экстры был 810 г., вместо рекомендованных 650г.



Тем не менее, был сделан еще один, третий, вылет, закончившийся аварией. В этот раз решил летать на стадионе с небольшой асфальтовой площадкой. Легкие, едва заметные порывы ветра не могли помешать мне осуществить задуманное. Сам полет проходил уже по описанному сценарию – взлет, не очень комфортный, но уже куда более предсказуемый полет. Хотя расходы поставил почти «по инструкции», самолет оставался все еще резвым. А ошибку совершил на посадке – завел самолет почти над собой, а повторный заход делать побоялся, помня последствия первого вылета. Когда развернулся, что бы проследить дальнейший полет самолета, взгляд зацепился за мачту для поднятия флага. Я дернул рули, дал газ, но уже было поздно – от резкого газа самолет развернуло, и он скрылся за оградой стадиона. Так как самолет из виду потерял, то принял решение ронять – вблизи проходила ливневка и дорога. Самое обидное, что потом, осмотревшись, увидел, что до мачты мог спокойно приземлиться, либо отвернуть в сторону. Но что сделано, то сделано. Из повреждений – сломало батарейкой мотошпангоут и само посадочное место под батарейку, появился небольшой скол на капоте, да «отстегнулись» приклеенные на смолу крылья. И все!

Extra 300 10е от Hyperion Extra 300 10е от Hyperion
Extra 300 10е от Hyperion

Облет. Комплектация №2.

После этого летного происшествия самолет, с помощью авиамодельного кружка «Взлет» (www.vzlet22.narod.ru), был восстановлен за вечер – усилили бальзовыми уголками мотошпангоут, и заменили площадку под батарейку.

Extra 300 10е от Hyperion Extra 300 10е от Hyperion
Extra 300 10е от Hyperion

Затем, самолет был отложен до «лучших времен», а именно, до замены мотора на рекомендованный. По недальновидности, одной из причин неудачных полетов видел перегруз самолета. Поэтому все усилия бросил на поиск и покупку мотора. И вот, весной, после покупки нового мотора, занялся подготовкой самолета к сезону. Были заменены: мотор на рекомендованный HP-Z2213-16, купленный через Интернет в Японии; регулятор на E-Sky Professionl 30A; докупил вместе с мотором и кок, который виден на картинке, которая, в свою очередь, наклеена на коробке; батарейку оставил старую, плюс докупил еще одну, но меньшей емкостью. В общем, бросил все силы на борьбу с лишним весом.

Extra 300 10е от Hyperion Extra 300 10е от Hyperion
Extra 300 10е от Hyperion Extra 300 10е от Hyperion


Забегая вперед, скажу, что экономии, несмотря на здравый смысл и расчеты, ни какой не получил! Как весил самолет в старой комплектации 810г, так стал весить 800! Хотя только на замене мотора экономилось порядка 50г.! Вот ни как не могу решить эту дилемму – куда делся сэкономленный вес? Правда, на борьбу за центровку, пришлось догружать нос, может быть, тут кроется подвох? Но балласт составил порядка 30г. В общем, вопрос о весе у меня остается открытым, но так как самолет стал летать, причем летать не плохо, то решение этого вопроса отложено на неопределенный срок.

Так же, более серьезно подошел к вопросу о расходах на рулях и такой интересной вещи, как экспонента. На данный момент, расходы на элеронах уменьшены до 20%, экспоненты -70% (экспонента приведена со знаком «минус», так как у меня передатчик Futaba), руль высоты – 50%, экспонента -70%, для комфортного полета «блинчиком» и спокойных посадок. В дальнейшем, по мере освоения техники, буду увеличивать это число, ну а пока остановлюсь на этих цифрах.

И так, все приготовления сделаны, настройки настроены, батарейки заряжены, можно в небо. Взлетел, полетал по кругу, освоился… Потом стал борзеть – бочки, петли, и тут на очередной фигуре понимаю, что самолет не слушается руля высоты! Отклонения минимальны! Вниз – более-менее, а вверх – не идет. Мысленно уже попрощался с самолетом, предупредил окружающих об отказе, и пошел совершать вынужденную посадку в кусты, так как уверенности, что посажу на бетон, не было. Так как руль высоты отклонялся вниз сильней, чем вверх, то перевел самолет в перевернутый полет, подвел к развороту, перевернул в нормальное положение, и плюхнул в кусты. Осмотр подтвердил первую версию – антенна попала между рулем высоты и стабилизатором, заклинив тем самым руль. В последствии, провод антенны был заменен более тонким, и упрятан в руле направления так, что бы были исключены подобные ситуации.

Extra 300 10е от Hyperion Extra 300 10е от Hyperion
Extra 300 10е от Hyperion


Небольшая странность выявилась в ходе полетов – если резко взять ручку руля высоты на себя, то иногда, вместо небольшой петли, самолет сворачивает в спираль. При плавном движении ничего подобного не замечается. Причина, на мой взгляд, кроется в перемычке между половинками руля высоты – если надавить на одну половинку, то не факт, что вторая моментально откликнется таким же движением.

И так, по прошествии некоторого времени, можно подвести итоги. Самолет получился очень красивым – внимание зрителей обеспеченно. Благодаря своей окраске, отлично читается в небе, хотя в пасмурную погоду, когда далеко отпускаю, возникают трудности. Очень маневренный, любящий скорость на посадке, как, наверное, и большинство других пилотажных самолетов. Но, тем не менее, с получением опыта, начинает получаться пилотировать самолет на ограниченных площадках – стадионах, небольших полянах – то, для чего самолет и покупался. Думаю, что в умелых руках, этот самолет способен на многое.

Extra 300 10е от Hyperion Extra 300 10е от Hyperion
Extra 300 10е от Hyperion Extra 300 10е от Hyperion
Extra 300 10е от Hyperion Extra 300 10е от Hyperion
Extra 300 10е от Hyperion Extra 300 10е от Hyperion
Extra 300 10е от Hyperion Extra 300 10е от Hyperion

Автор - Жуков Евгений Валерьевич (Terranozavr),
Город - Большой Камень, Приморский край.

Эксклюзивно для сайта ModelsWorld
Перепечатка и публикация на других ресурсах
возможна с разрешения администрации сайта
и обязательной ссылкой на ресурс.
Контакт webmaster@modelsworld.ru

Мой блог находят по следующим фразам

← Мастерская Modelsworld