Мини модели ворвались в жизнь автомоделистов, как цунами на New-York в нашумевшем блокбастере. Чем же таким притягательна серия моделек, которые легко размещаются на ладони? У них нет замысловатых регулировок, как у более крупных собратьев, нет сложной и навороченной электроники, но популярность их растет с каждым днем. В чем же причина? Ответ прост – мини, при всей своей кажущейся несерьезности позволяют заниматься любимым хобби «в белых перчатках». Когда разбираешь крупную модель, в грязи все: руки, ванная, пол и т.д. Здесь можно аккуратно разложить все на столе, протереть тряпочкой, все чисто, стерильно... красота. Естественно и экономический вопрос играет не маловажную роль, хотя разница здесь уже не так чувствуется, как размер.
Kyosho Mini-Z – достаточно молодая серия уже не молодой и опытной в своей сфере компании Kyosho. В ее арсенале есть модели всех возможных конфигураций: шоссейка (3-х разных типов), внедорожник, монстр, формула 1 и даже катер. С некоторой натяжкой можно даже вписать в этот ряд вертолет, сопоставимый по размерам, хотя и не имеющий аббревиатуры mini-z, характерной всей серии. У всех mini-z (исключая катер) есть один недостаток, особенно заметный на внедорожнике и монстре – задний привод. Можно понять, что при таких размерах тяжело реализовать AWD (All Wheels Drive) режим и сделать его вместе с тем надежным и быстрым, но Kyosho это удалось.
Вступление
К mini-z awd я пришел не сразу. В моем гараже уже побывали несколько моделей как этой фирмы, так и многих других от 10 масштаба и ниже. Сразу могу сказать, что серия «racer» как с моно приводом, так и с полным - это чисто спортивные модели и дома на них просто скучно. Им нужна просторная трасса и соперники, висящие на задним бампере. Имея в арсенале mini-z racer mr02, могу утверждать, что модель просто создана для гонок – низкий центр тяжести, грамотная конструкция, но… задний привод, небольшая ошибка в пилотировании и разворот в самый не подходящий момент. Узнав о появлении полноприводной версии, я просто «загорелся», но цена, честно говоря, несколько сбила настрой. За цену в 8 000 рублей можно купить более крупную и продвинутую модель, но как я говорил раньше, у mini-z есть что-то притягательное и выбор остановился именно на ней.
День первый. Знакомство
И вот коробка, вернее коробочка (т.к. взял я kit-набор), у меня дома. Брать полный комплект, который от kit отличается наличием кузова, пульта и кварцев я не стал. Пультов и кварцев уже достаточно, а кузов хотелось выбрать самому. Большинство кузовов от 01, 015 серии подходят, что делает их выбор просто огромным. Нужно только быть внимательным к размерам - у awd меньше регулировок по длине. Выбор пал на прославленный opel astra rally edition, симпатии к которой я испытывал уже давно.
Коробка, вернее коробочка, маленькая, очень маленькая, но в тоже время оформлена весьма стильно - серьезно и без мишуры. Она как бы говорит, что внутри не игрушка, серьезный техно-продукт. Респект маркетинговой службе Kyosho (да и всем остальным службам, о чем ниже). Кузов также поставляется на шасси в выставочном варианте.
Долго рассматривать коробку просто невозможно, это как конфетка с начинкой, хочется побыстрее добраться до самого вкусного. Внутри, помимо собственно шасси, обнаружился полный набор дисков разной толщины, набор шестеренок для регулировки передаточного отношения, «балонник» для колес, многофункциональная пластинка для снятия шестеренок и прочих работ, запасные гайки и регулировочные проставки для изменения просвета и жесткости подвески. Естественно нашлось место и антенке с инструкцией, места не нашлось только одному – фронтальному держателю кузова, о чем ниже.
Прошлые шасси серии racer были выполнены с использованием нескольких цветов, что смотрелось очень современно и спортивно. В гамме красок данной модели преобладает только один – прозрачны матовый пластик. Смотрится стильно, но несколько скучно. Но есть плюс – видно начинку, а посмотреть есть на что: привод осуществляется центральным карданом на два межосевых дифференциала, что при таком размере уже здорово. Подвеска у модели полностью независимая, от дифференциала идет очень, ну очень маленькие карданчики. Но кузов, тем не менее, можно было сделать веселее, у прошлых серий он более стильный, хотя это мое субъективное мнение и, главное, с помощью некоторых усовершенствований уже можно внести необходимые спортивные нотки, о чем ниже.
День второй. Разборки
По всем законам жанра, усложнение конструкции должно привести к увеличению веса, поэтому было интересно сравнить весовые показатели шасси. Шасси из коробки на 3 грамма легче racer mr02mm. Нужно отметить, что на racer установлены подшипники, металлические гайки и алюминиевая моторама, что несколько увеличивает ее вес, но то, что показатели настолько близки – очень хороший результат. Правда без минуса не обошлось: у mr02 батареи располагались горизонтально, что делало шасси невероятно устойчивым; у awd батареи располагаются в два ряда вертикально справа, что несколько поднимает центр тяжести. На сколько это плохо, покажет только время.
Разбираем шасси. Сразу замечаем, что крепление колесных дисков изменилось (у всех предыдущих крепления было одинаковым и легко можно было поставить колеса от внедорожника как на шоссейку и даже формулу, так и на монстр) и оптимизировано под новую подвеску с карданной передачей. Амортизаторы отсутствуют, но при таких малых размерах это сокорее плюс, т.к. сложно представить пилота любого возраста, который под микроскопом меняет масло в амортизаторах mini-z awd.
Приятный момент – на дифференциале уже стоят подшипники (2 спереди и 2 сзади). На карданах стоят втулки, которые сразу меняем на подшипники, которые являются первым и самым важным этапом тюнинга. Некоторые проблемы вызывает замена втулок на центральном кардане, добраться до которого можно только полностью разобрав машину, но решение было найдено – снимаем задний мост (4 винта), снимаем заднюю и переднюю шестерни, вытаскиваем кардан. Втулки теперь легко покидают свои места. Надеваем первый подшипник, вставляем кардан сзади, надеваем второй подшипник изнутри спереди и переднюю шестерню, тянем назад – подшипник встает на место, надеваем заднюю шестерню. Может есть и более легкий способ, но мы не идем легким путем. Далее было решено заменить пластиковые гайки на колесах на металлические. Это уже пройденный этап и, несмотря на неоправданно высокую цену, являются необходимым усовершенствованием. Крышка двигателя с радиатором это и красиво и полезно, особенно при установке более сильного мотора. В итоге получилось приятное для глаз шасси, разбавленное модным синим цветом и вместе с тем потяжелевшее всего на 4 грамма.
Таким образом, абсолютно идентичные в плане тюнинга шасси с кузовом всего на 7 грамм тяжелее заднеприводной версии. Для сравнения взвесил и внедорожник (также с подшипниками); получилось, что он всего на один грамм тяжелее awd. После полного взвешивания был произведен замер развесовки и он дал очень неожиданный результат – развесовка практически идеальная на каждом колесе, амплитуда колебаний не превышает 1-2 грамм. Можно сделать логичный вывод, Kyosho серьезно готовит свои модели, пытаясь при сохранении размера выжать максимум возможного, многократно тестирует и доводит их прежде, чем выпустить на рынок.
День третий. Тройной форсаж, токийский дрифт
Не секрет, что все, кто выбирает mini-z awd, прежде всего ориентируются на дрифтинг – боковое скольжение (управляемый занос). Включаю пульт и… Раньше на кафеле приходилось проявлять чудеса мастерства на жесткой резине, чтобы ехать прямо. Машина гуляла и приходилось аккуратно играть рулем и газом, чтобы ее поймать. На awd - полный газ и машина уверенно идет вперед, поворот, легкий снос задней оси (газ не бросаю, давлю на полную) и вытягиваем, скорость восстанавливается быстро, гребут все колеса, крутой поворот на 180° - даем полный тормоз и резко полный газ - машина боком проходит поворот и опять ускоряется, траектория близка к идеальной. Все ошибки легко исправляются и не приводят к фатальным. Все это проделывается на штатных сликах, ставим 20°-ю направленную резину, wide на заднюю ось и узкую вперед. Поведение резко меняется, снос практически отсутствует (по крайней мере глазом заметить трудно), машина идет, как по рельсам, но появляется склонность к переворотам (центр тяжести выше). Субъективно, если awd и проигрывает mr02 в скорости за счет увеличения трущихся частей, то не значительно, в тоже время выигрывает в чистоте круга и прощении ошибок, а также ускорение и торможение идет более интенсивно за счет работы обоих осей.
Теперь третий вариант – резина для дрифта. Скажу честно – тратить 600 рублей на специальную резину для дрифта – мучает большая зеленая жаба. Спасает опыт общения с большими моделями и … изолента.
На специально подготовленной «дрифтовой резине» ведет себя совсем неустойчиво, но красиво, выписывает любые мыслимые и немыслимые узоры, причем в любой момент легко ловится рулем.
День четвертый. Мнение
Общее впечатление от модели осталось самое благоприятное. AWD - самая технологически интересная модель из всей серии mini-z, причем усложнение конструкции практически не сказалось на общей надежности. Но здесь нужно заметить, что верно это только со штатным мотором, при установке x-speed или аналогичных движков надежность подвески уже не кажется такой безоговорочной. Если электроника, по сравнению с предыдущими моделями усилена на 20%, то в механике есть слабые стороны: дифференциал, в котором летят шестерни, требует замены при первом выходе из строя; колесные карданы – пластик также разбивает, меняются на алюминий. Вот в принципе и все. Жалею ли я о покупке? Нет. Шасси полностью оправдало ожидание и заняло достойное место в мини гараже.
Мой блог находят по следующим фразам