Серия статей для начинающих жлезнодорожных моделистов. (Масштаб.)

Итак, увидев в магазине на витрине, или случайно зайдя в Интернете на сайт с многочисленными фотографии макетов, Вы решили приобрести набор модельной железной дороги. Но, что выбрать. Наверняка этот вопрос задавал каждый из нас в начале своего пути. Огромное количество фирм выпускают всевозможные наборы железных дорог, дополнений к ним. Хочется купить все сразу. Однако, прежде чем окунаться в это весьма увлекательное хобби, необходимо иметь хоть малейшее представление о нем , дабы потом не жалеть о бесцельно потраченных времени и деньгах. В своих статьях я постараюсь Вам рассказать об основных моментах. Итак, первое, с чем Вы должны определиться, это масштаб.

Масштаб.

В железнодорожном моделизме понятие масштаб тесно связано с типоразмером. Типоразмер характеризуется масштабным уменьшением и шириной модельной колеи. Существуют несколько основных типоразмеров модельных железных дорог. Ниже я расскажу о самых популярных у нас в стране.

HO.
Пожалуй, это самый распространенный типоразмер не только у нас, но и во всем мире. Масштаб моделей 1:87, ширина рельсовой колеи 16,5 мм. В этом типоразмере выпускаются локомотивы и вагоны почти всего мира, существуют дополнения и аксессуары, которые, порой, не встретить в других масштабах. Захотите Вы создать, например, российскую деревню, альпийские горы или западную Америку, все необходимое для этого уже можно найти в продаже. Есть даже парк аттракционов с действующей каруселью. Однако, этот типоразмер самый крупный из представленных на прилавках магазинов. А это значит, что и место для всего своего хозяйства Вам потребуется тоже значительное. Например, пассажирский поезд, состоящий из локомотива и трех пассажирских вагонов, получается в длину около одного метра. А ведь он еще должен куда-то ехать. Т.е. полноценный круг займет почти всю среднестатистическую комнату. Зато такой крупный масштаб идеально подойдет для коллекционеров, которым постройка макетов или просто катания поездов не очень интересует. Все дело в том, что в данном типоразмере наиболее точная деталировка подвижного состава. Все, вплоть до последнего болтика, отражено достаточно точно, присутствует даже имитация салона локомотива, в пассажирских вагонах имитация салона. Так же этот типоразмер подойдет для тех, кто любит строить модели с нуля или доводить уже готовые, промышленные.

Серия статей для начинающих жлезнодорожных моделистов. (Масштаб.) Серия статей для начинающих жлезнодорожных моделистов. (Масштаб.)
Макет в масштабе Н0 Стартовый набор Н0
Серия статей для начинающих жлезнодорожных моделистов. (Масштаб.) Серия статей для начинающих жлезнодорожных моделистов. (Масштаб.)
Стартовый набор Н0 Стартовый набор Н0

TT.
Данный типоразмер имеет масштабное уменьшение 1:120. Ширина колеи 12 мм. Данный типоразмер занимает уже гораздо меньше места, чем Н0, однако модели локомотивов и вагонов еще достаточно крупные, что позволяет передать вполне приемлемую деталировку, которая, конечно не сравнится с качеством проработки деталей в Н0. Зато рельсовый овал можно вполне уместить на обычном обеденном столе. Отсюда, кстати, и произошло название типоразмера ТТ – Table Top (от англ. крышка стола). Данный типоразмер наименее распространен во всем мире, кроме Восточной Европы и всего постсоветского пространства. Именно здесь представлен наибольший ассортимент. Из Европейских представителей широкое распространение получила фирма Tillig. Качество этой фирмы на уровне, цены вполне доступные, по сравнению с другими типоразмерами. Есть и отечественные производители в данном типоразмере – фирмы Пересвет и ТТ-Модель. И та, и та производит как модели отечественных прототипов, так и европейских. Пересвет известна своими локомотивами ТЭ3, М62 и ТЭП10, грузовыми вагонами. ТТ-Модель выпускает наши пассажирские вагоны. Итак, типоразмер ТТ как бы золотая середина между богатой деталировкой Н0 и компактностью следующего типоразмера – N.

Серия статей для начинающих жлезнодорожных моделистов. (Масштаб.) Серия статей для начинающих жлезнодорожных моделистов. (Масштаб.)
Макет в масштабе ТТ Макет в масштабе ТТ

N.
Этот типоразмер занимает второе место в мире по популярности после Н0. Масштаб 1:160, ширина колеи 9мм. Здесь все уже достаточно миниатюрно, что в свою очередь требует большей аккуратности. Вагон, например, имеет длину не более спичечного коробка. А на обычном столе уже можно уместить целую станцию. Поезда приобретают вполне реальную длину, а не 5-7 вагонов. В девятке Вы не найдете отечественных моделей (кроме б.у.), зато Америка и Европа представлена в полном ассортименте. Кроме того, в этом типоразмере в силу его миниатюрности, новичку практически нереально что-то делать самому. Это требует более серьезной подготовки. Максимум из доступного – склейка и окраска домиков. Зато макет, изготовленный в данном типоразмере занимает мало места, на площади 2 квадратных метра можно уместить две станции и перегон между ними. Леса, города, заводы – все это тоже поместится, а между ними пройдет путь железной дороги. Однако, если Вы любитель всего компактного, можете обратить внимание на следующий типоразмер.

Серия статей для начинающих жлезнодорожных моделистов. (Масштаб.) Серия статей для начинающих жлезнодорожных моделистов. (Масштаб.)
Сопоставление масштаба Н0 и N Сопоставление масштаба Н0 и N

Z.
В нашей стране найти его в продаже достаточно сложно, но все же можно. Большинство магазинов, как реальных (модельных, так и виртуальных привозят его под заказ. Масштаб 1:220, ширина колеи 6,5мм. Это уже скорее типоразмер-курьез. Локомотив помещается на указательном пальце, макет можно уместить в «дипломате», а просто станцию на краешке кухонного стола. Однако, цена обладания локомотивами, вагонами и прочим в этом масштабе существенно дороже, чем в других. Присутствую только модели Европы и Америки. Из-за миниатюрности у некоторых локомотивов возникают проблемы с токосъемом с рельс. В частности, этим страдают некоторые маленькие трехосные паровозы. В общем, этот типоразмер для любителей экзотики и серьезно рассматривать его, думаю, не имеет смысла. Но все же, увидев его в магазине, присмотритесь, быть может Вам понравится его сверхкомпактность и миниатюрность.

Серия статей для начинающих жлезнодорожных моделистов. (Масштаб.) Серия статей для начинающих жлезнодорожных моделистов. (Масштаб.)
вагон в масштабе Z Сопоставление мастшаба Н0 и Z
Серия статей для начинающих жлезнодорожных моделистов. (Масштаб.) Серия статей для начинающих жлезнодорожных моделистов. (Масштаб.)
Сопоставление мастшаба Н0 и Z Макет в мастштабе Z в чемодане

H0e.
Если Вам нравится масштаб Н0 своей потрясающей деталировкой и ассортиментом, возможностью что-то сделать своими руками, однако у Вас совсем мало места для макета или просто для рельсового овала на полу – Ваш выбор типоразмер Н0е. Ширина колеи 9мм. Это узкоколейка. Прототипом может служить горная дорога, лесная или промышленная ветка. Выбор моделей достаточно широк, однако среди них тоже нет отечественных. Зато данный типоразмер включает в себя плюсы масштаба Н0 и N. Конечно, тут не будет высокоскоростных электропоездов или длинных товарных составов, зато будет маленький паровозик или тепловозик, везущий за собой вагонетки с лесом или несколько пассажирских вагонов с рабочими среди лесной глуши и болот.

Есть еще очень много типоразмеров, таких как 0 (1:45) и I (1:32) . Есть даже экзотический масштаб 1:400 с колеей в 3мм, но все они отсутствуют в магазинах в силу своей непопулярности. Так что предлагаю ознакомиться со следующими моими статьями, которые так же будут перекликаться с темой масштаба, и сделать правильный выбор.

P.S. В статье использованы фотографии, взятые из Интернета.


Автор - (P.Serg)
Город - Московская обл.

Эксклюзивно для сайта ModelsWorld
Перепечатка и публикация на других ресурсах
возможна с разрешения администрации сайта
и обязательной ссылкой на ресурс.
Контакт webmaster@modelsworld.ru

Мой блог находят по следующим фразам

← Мастерская Modelsworld