Трудно передать восхищение, возникающее при виде качественного макета железной дороги. Все выглядит в высшей степени реалистично: бегут по железнодорожному полотну составы, работают светофоры и шлагбаумы, мерцают огни на станциях. Безусловно, создание столь реалистичного макета требует больших усилий. Но начинается все, как правило, с первого шага – покупки стартового набора.
Выбор стартового набора
Стартовые наборы предлагают многие компании. Для начала выберите необходимый масштаб, наиболее известными являются H0 (1:87), ТТ (1:120), N (1:160), Z (1:220). Выбор масштаба очень важен, так как на этом этапе закладываются основные характеристики вашего макета. Самым популярным на сегодняшний день является масштаб Н0 – он удачно сочетает достаточную компактность и возможность точной детализации. Поэтому можно остановить свой выбор именно на нем. Но конкретное решение, конечно, принимать вам, исходя из ваших личных вкусов и предпочтений.
Продукцию какой компании выбрать? Здесь также возможны разные варианты. Среди моделистов особой популярностью пользуется продукция таких компаний, как Piko, Roco, Fleischmann, Viessmann. Можно одновременно использовать изделия разных компаний, но здесь есть свои нюансы. Например, лучше использовать путевой материал только одной компании, это избавит от проблем с совместимостью путей и различием их внешнего вида. Выбор путевого материала закладывается как раз на стадии покупки стартового набора. Например, вы можете приобрести один из стартовых наборов компании Piko. Ее рельсовый материал отличается хорошим качеством и обладает богатейшими возможностями для дальнейшего развития. На рисунке в качестве примера приведен набор Piko 57121.
Как разместить макет
Стартовый набор куплен, собран, опробован. Все великолепно, но хочется чего-то большего. Не будешь ведь каждый раз собирать макет на полу, это просто неудобно. Для него необходимо отдельное место. И здесь возможны разные варианты, зависящие от наличия свободного пространства.
Удобнее всего, конечно, разместить макет на большом столе или специально созданной под него прочной раме. Хорошим вариантом также является размещение макета на рамах, размещенных вдоль двух стен. Если места недостаточно, можно использовать компромиссный вариант: макет монтируется на откидной платформе, которая в нерабочем положении убирается в специальный шкаф или поднимается к стене. Разумеется, при таком варианте все элементы макета должны быть жестко закреплены, а подвижной состав перед переводом макета в нерабочее положение будет убираться.
Размеры макета также зависят от наличия свободного пространства. Хороший макет должен иметь площадь порядка 4-6 квадратных метров – при таких размерах у моделиста появляется возможность во всей полноте проявить свой талант и фантазию.
Путевая схема
Важнейшим моментом при создании макета является выбор путевой схемы. Хороший макет копирует все основные участки железнодорожных путей. Это значит, что на нем должны быть перегоны, станции, обгонные пункты, разъезды и т.д. Также следует учесть, что все железнодорожные пути делятся на несколько типов: это главные пути, станционные и специального назначения. Вы можете сами создать необходимую путевую схему с учетом присутствия в ней всех упомянутых элементов.
На приведенных ниже рисунках представлены несколько вариантов путевых схем. Они могут служить в качестве ориентира, но полностью копировать их не обязательно. Создайте свою схему – вы получите от этого намного больше удовольствия, чем копируя уже созданный кем-то макет.
Отметим, что даже при создании простейшего макета не следует принимать за основу пути чистый круг или овал. Такой вариант выглядит слишком примитивно и не позволяет добиться хорошего эффекта. Можно избавиться от упомянутого недостатка, если часть пути спрятать в тоннель.
Оформление макета
Следует отметить, что описанный выше выбор путевой схемы во многом зависит от концепции макета. А именно, его эпохи, наличия на нем водоемов, рек, тоннелей, мостов, гор, разнообразных строений и т.д. Перед тем как начинать строительство макета, следует очень тщательно продумать все эти детали. Потратив сразу некоторое время на планировку, вы впоследствии сэкономите массу сил, времени и средств.
На первом этапе следует сразу определиться с тем, будет ли макет вашей железной дороги электрифицированным или нет. Речь в данном случае идет о контактной сети, необходимой при использовании моделей электровозов. Ситуация, когда электровозы двигаются по путям без контактной сети, нелепа и недопустима. С другой стороны, тепловозы вполне могут двигаться по электрифицированной дороге, при условии совпадения эпох. На приведенном ниже рисунке вы можете видеть участок макета с контактной сетью.
Если вы решили создать макет с контактной сетью, следует решить, будет ли она имитационной или реальной. Первый вариант предпочтительнее – питание на модели будет подаваться по железнодорожным путям, что позволит значительно упростить электрическую схему и одинаково успешно использовать электровозы, тепловозы и паровозы. При этом визуально все будет выглядеть абсолютно реалистично.
Выбрав вариант железнодорожных путей, перенесите его чертеж на плоскость макета. После этого следует сразу смонтировать основу путей, чтобы проверить, насколько точно имеющийся у вас путевой материал подходит к созданной вами разметке. Все неточности сразу исправляются. На рисунке вы можете видеть пример создания макета на этапе монтажа путей. Уже уложены рельсы, установлены мачты для контактной сети.
На следующем рисунке вы можете видеть основу макета железной дороги без контактной сети. Обратите внимание на то, как оформлены развязки путей на разных уровнях – подобные решения придают макету красоту, делают его очень привлекательным.
Для создания рельефа местности моделисты часто используют пенопласт. Он легко обрабатывается и окрашивается, ему без проблем можно придать любую необходимую форму. Различные постройки могут изготавливаться самостоятельно или приобретаться у компаний, специализирующихся на выпуске подобной продукции – в качестве примера можно привести компанию Viessmann. Она же предлагает моделистам большой ассортимент светофоров и семафоров, разнообразные мачты для контактной сети, фонари освещения.
Электрическая часть
Запитать простейший овальный путь может даже начинающий моделист. Как правило, внутренняя нить рельсов считается общей, нулевой и не имеет разрывов. Наружная нить делается с одним разрывом, он может быть образован диэлектрической вставкой. Нулевой провод принято делать черным. Если пути короткие – до 3 метров – хватит одного подключения. Если длинные, подключения выполняются равномерно в нескольких местах, что позволяет избежать падения напряжения. Основная часть электропроводки и управляющих элементов располагается под макетом.
В последние годы моделисты все чаще используют цифровые устройства управления. Их выпускают многие компании, с их помощью можно наладить эффективное управление даже самым сложным железнодорожным макетом. В частности, рекомендуем обратить внимание на системы управления компании Roco. В качестве примера можно привести систему управления Roco Z 21.
Данная система позволяет эффективно управлять системами даже самого сложного макета, при этом управление выводится на экран смартфона. Кроме того, на экран может быть выведено изображение с видеокамеры, установленной на локомотиве. Благодаря своим несомненным преимуществам такие системы получают все большее распространение.