Создание рельефа местности макета железной дороги

Написано 15 февраля 2019

Существует огромное количество аксессуаров для красивого оформления макета железной дороги. В этой статье мы рассмотрим один из самых важных моментов в строительстве макета – создание рельефа местности. Начинающие моделисты, как правило, свои первые макеты создают плоскими, то есть без изменений рельефа.

В простейшем случае рельсы укладываются прямо на пол или на стол. Но такой вариант быстро наскучивает – особенно после взгляда на фотографии макетов, выполненных опытными моделистами. Хочется чего-то такого же красивого, но как этого добиться?


Посмотрите на рисунок – перед вами один из вариантов макета. В нем есть практически все – горы, леса, тоннели, луга, дома и дороги, станции и железнодорожные пути. Согласитесь, что такой макет смотрится намного интереснее плоского, пример которого приведен на следующем рисунке.


Чтобы готовый макет вселял чувство удовлетворения от проделанной работы, необходимо тщательно проработать все его элементы. И прежде всего, создать необходимый рельеф.

Создаем основу будущего рельефа местности

Будем считать, что вы уже определились с размерами вашего макета, создали подмакетник и проработали схему расположения всех элементов. На вашем макете будут горы, река или озеро, тоннели, луга и т.д. Для начала необходимо прямо на подмакетнике начертить расположение всех участков. Но это плоская схема, теперь ей необходимо придать объем. Важнейшим моментом является правильное расположение железнодорожных путей – вы должны точно знать, на какой высоте они будут находиться на том или ином участке, с учетом их максимально возможного уклона.

Для расположения путей на нужной высоте под них, через удобные интервалы, вставляются подставки, вырезанные из пенопластовых пластин. Пенопласт в данном случае очень удобен – он легко обрабатывается и склеивается. Схемы простейшего станка для резки пенопласта раскаленной нихромовой проволокой легко найти в сети. На приведенных ниже фотографиях вы можете видеть примеры использования пенопласта для расположения путей на нужной высоте.



Когда весь рельсовый материал уложен на свое место, с помощью все тех же пенопластовых пластин следует сформировать все основные элементы рельефа. Какие-то элементы можно вырезать их целых кусков пенопласта, но в большинстве случаев даже горы и другие объемные элементы удобно набирать из пластин.


Для склейки пенопласта можно использовать обычный клей для потолочных пенопластовых плиток – например, «Титан». Смазывать всю поверхность склеиваемых пластин не нужно, достаточно равномерно нанести клей каплями. Сверху склеиваемые пластины можно прижать. Можно использовать и «ПВА», но он лучше подходит для приклеивания небольших кусочков пенопласта.

Важным моментом является правильная обработка пенопласта. Ее можно выполнять ножом, различными резаками. Для многих работ удобно использовать паяльник с жестяной насадкой на жало (ей можно придать любую форму) или прибор для выжигания по дереву с нихромовой петлей необходимой формы. Для тонкой обработки можно использовать наждачную шкурку, наждачные камни. Щели и швы шпаклюются гипсовой шпаклевкой, разведенной водоэмульсионной краской, это один из самых дешевых и удобных методов. Можно использовать и различные готовые заводские шпаклевки. Главное условие – входящие в их состав компоненты не должны разъедать пенопласт.

Создавая тоннели, помните, что доступ к путям в таких местах будет затруднен. Поэтому сразу монтируйте пути так, чтобы впоследствии у вас не было необходимости их переделывать. Участки рельефа над тоннелями можно делать съемными.

Грунтовка и окраска

Готовый рельеф тщательно грунтуется, для этого удобно использовать быстросохнущие акриловые краски. Цвет грунта выбирается в соответствии с цветом будущей поверхности. Для земли это различные землистые оттенки, для скал – серые и темные базальтовые. Для лугов и лесов – зеленые, соломенные и т.д. и т.п., в зависимости от того, каким вы хотите видеть тот или иной участок макета. После высыхания грунта, создающего основной тон поверхности, выполняется тонкая раскраска, придающая рельефу наибольшую достоверность. На приведенных ниже рисунках вы можете видеть этапы создания рельефа под железнодорожным мостом.



Создание растительности

Одной из самых сложных задач, с которой сталкивается моделист при создании железнодорожного макета, является качественная имитация растительности. Учитывая это, многие моделисты покупают готовые аксессуары, выпускаемые специализированными компаниями. Также можно использовать различные наборы для изготовления травы и деревьев. Но если вы не хотите или не готовы приобретать подобные аксессуары, их можно изготовить самостоятельно.

Простейшим вариантом создания травы является использование крашеных в нужный цвет опилок, насыпаемых на покрытую клеем поверхность. Но результат будет не самым лучшим. Намного более хорошим вариантом является использование сантехнического льна. Его тщательно вычесывают, чтобы получились ровные пряди, потом отрезают небольшие кусочки, сгибают пополам и наклеивают в нужных местах. Затем, после высыхания, пучок «травы» подрезается до нужной высоты. Лен может краситься в необходимый моделисту цвет.

Можно добиться очень высокой реалистичности растительности, используя пластинки высушенного мха. Конечно, его придется искать и высушивать, что требует времени и терпения. Но в результате вы получите очень качественную имитацию травы. На рисунке вы можете видеть, как выглядит сухой мох. Согласитесь, что его реалистичность очень высока.


Деревья также можно сделать самостоятельно. Основу будущего дерева составляет проволочный каркас. Далее его покрывают обычной шпаклевкой по дереву, при этом выбирается наиболее подходящий цвет. Когда шпаклевка застынет, ее покрывают слоем грунта и раскрашивают под выбранную породу дерева. После полного высыхания ветви смазываются бесцветным клеем и посыпаются мелкой поролоновой крошкой нужного цвета или специализированными заводскими присыпками. Вместо присыпок можно использовать крашеные в нужный цвет опилки, но результат будет хуже. Помните, что для придания наибольшей реалистичности часть листвы должна отличаться по цвету.

Вне всякого сомнения, создание качественного макета требует огромного терпения и кропотливого труда. Но результат того стоит – глядя на созданный вашими руками макет, вы испытаете подлинное удовлетворение!