Tamiya. История модельной легенды

Tamiya. История модельной легенды

Каждый увлеченный моделист хорошо разбирается в многочисленных брендах. Знает их настоящее – свободно ориентируется в модельном ряде и со знанием мастера, расскажет вам, какая модель удачна, а какая нет. Бывалый моделист также прекрасно знает не очень далекое будущее модельных компаний – потому что читает обзоры, рассматривает рендеры грядущих моделей, с нетерпением ждет выхода долгожданной новинки. А давайте проверим, знаете ли вы прошлое своих любимых фирм? В курсе ли вы через что прошла компания, как стала успешной, какие сила прилагала, чтобы сделать популярным наше общее хобби?

Для нас это тоже своего рода проба пера. Мы хотим понять насколько нашим подписчикам, друзьям, коллегам интересна эта тема! Так что не скупитесь на комментарии, отзывы, мнения и возможно!..)) лайки)

Когда появились мысли о подобной статье, даже не было сомнений, о каком бренде надо писать! Есть фирма с многолетним опытом, огромным ассортиментом, высоким качеством своей продукции, пользующаяся огромной любовью моделистов по всему миру! Это компания может обеспечить вас всем необходимым для сборки модели, ведь у нее в ассортименте есть и сами модели, и инструмент, и модельная химия. Конечно, речь идет о звездном бренде – компании Tamiya.

Знаменитый логотип компании, был придуман по случаю выпуска первой пластиковой модели. Его узнает каждый моделист. Красный цвет олицетворяет творчество и страсть, а синий – молодость и искренность. Как мне видится, в этом и состоит философия Tamiya – с одной стороны гореть своим делом, а с другой стороны, как бы ты хорошо не разбирался в данной сфере, уметь как ребенок, смотреть на все свежим взглядом и находить новые и нестандартные подходы к развитию своего детища. Эти два принципа всегда сосуществовали и усиливали друг друга, результатом чего стало лучшее в мире качество, которое может нам предложить компания Tamiya.

История любой компании начинается с истории ее основателя. Поэтому наш рассказ абсолютно не возможен без Ёсио Тамия.


Ёсио Тамия родился в 1905 году, и это было очень интересное время. По всему миру катится промышленная революция, не обошла она и Японию. С середины XIX до начала XX века Япония пережила радикальные изменения. От изолированного феодального общества страна перешла к индустриальному государству. Этот процесс глобального изменения традиционного уклада жизни Японии называют Реставрацией Мэйдзи или Революцией Мэйдзи, это был комплекс политических, военных и социально-экономических реформ в Японии в 1868—1889 годах, превративший отсталую аграрную страну в одно из ведущих государств мира. Подробно на этом вопросе мы не будем останавливаться, просто я хочу, чтобы вы поняли, в какую эпоху появился на свет наш герой.


Итак, первые десятилетия XX века, совсем недавно японское государство, общество, экономика сильно изменились. В стране начинают запускаться многочисленные производства. И вот в этом всем людям надо было заново учиться жить и зарабатывать. Ёсио Тамия родился в семье, которая занималась очень традиционным для Японии бизнесом – они занимались производством чая. И в 1923 году Ёсио заканчивает муниципальную коммерческую школу города Сидзуока, чтобы помогать семейному делу.

А дальше что-то пошло не так, скажу честно, информацию найти крайне сложно, но уже в следующем 1924 году Ёсио Тамия устраивается на работу в авторемонтную мастерскую. И видимо дела у него там шли так хорошо, что в 1925 году он открывает «Автомобильную компанию Тамия», которая занимается грузо- и пассажиро- перевозками. На этом он не останавливается и в 1927 году, запускает автобусную линию Сидзуока – Отани. А через некоторое время была открыта даже небольшая железнодорожная линия. Как вы уже поняли, несмотря на свою молодость, Ёсио Тамия человеком был весьма предприимчивым, да, и как я вам уже рассказала, время весьма располагало к разработкам всего чего только можно, и в 30-е годы его компания во всю занимается разработкой грузовиков.

Приходят 40-е, весь мир снова трясется, но на этот раз от разрывающихся снарядов и бомб, начинается Вторая Мировая Война. Большая часть предприятий переквалифицируется на военную промышленность, и Ёсио Тамия продает все и начинает заниматься изготовлением деталей для военных самолетов.



В 1944 году Ёсио приходит призывной билет, но военная комиссия признает его непригодным из-за травмы правой ноги. По иронии судьбы эту травму он получает всего за несколько дней до призыва.

На протяжении всей войны Япония подвергалась авиаударам антигитлировской коалиции. Главная задача воздушных налётов - уничтожить важные промышленные объекты и принудить Японию сдаться. В марте 1945 года основными целями стали города, поскольку оказалось, что японцы держат производственные цеха и частные мастерские в домах в городской черте.


19 июня был атакован Сидзуоку. После этого город превращается в руины, а все деловые объекты – в пепел. Предпринимателям приходится все начинать с самого начала.


И вот 1946 году, наконец-то, можно сказать начинается история самой известной модельной компании. Ёсио Тамия создает акционерное общество Tamiya Shoji. И это была лесопилка. Вы скажете, а при чем тут моделизм? А все дело в том, что при деревообработке у компании оставалось много древесины, которую с одной стороны уже никому не продашь, а с другой стороны выбрасывать жалко. И Ёсио принимает нестандартное решение - начать делать деревянные модели кораблей и самолетов.


К 48-ому году спрос на деревянные модели становится все больше и больше, и ориентируясь на многообещающее будущее, в компании был создан новый отдел.

Дальше в связи сразу с несколькими обстоятельствами, а именно пожар на фабрике в 51 году, и все бОльшая и бОльшая популярность моделей, в 1953 году Ёсио Тамия упраздняет лесопромышленное направление на своем производстве и сосредотачивается исключительно на моделизме.

В середине 50-х начинается резкий всплеск популярности деревянных моделей кораблей, что делает компанию Tamiya очень известной. И в это же самое время Ёсио Тамия ищет новые направления и выпускает первый деревянный танк с мотором.


Однако моделизм развивался не только в Японии, и в эти же 50-е годы в страну начинают импортировать пластиковые модели иностранного производства, и они постепенно перетягивают рынок на себя, и продажи деревянных кораблей постепенно сокращаются, поэтому к 1959 году в компании понимают, что Tamiya тоже нужна модель из пластика. И ей становится японский линкор Ямато в масштабе 1:800. Экономически это оказалось невыгодно, потому что модель получилась дорогой, а конкуренты уже делали и продавали Ямато по невысокой цене. И Tamiya пришлось ставить такую же цену, из-за чего компания, конечно, ушла в минус.


Ёсио Тамия не собирался сдаваться, и к нему пришла замечательная идея. Надо было сделать что-то небольшое, недорогое, то, что понравится детям, то, что они обязательно захотят купить. И компания выпускает мини-набор гоночного автомобиля, который, конечно, стал хитом, и позволил профинансировать производство следующей пластиковой модели.

А следующей моделью Тамия непременно хочет сделать танк. И выбор падает на Пантеру, во-первых, это очень известная машина, во вторых этот танк имел четкие линейные формы, что значительно упрощало изготовление форм. Пантера была моторизована, хорошо двигалась и имела четкую инструкцию, которая облегчала сборку. Благодаря всему этому модель приобрела хорошую репутацию. Пантера была выполнена в масштабе 1:35, который позже стал стандартным масштабом для моделей военной тематики. В 1961 году компания представляет общественности свою новую модель танк Пантера и она становится сверхпопулярной.


В 1963 году компания уже представляет сразу несколько линеек новых продуктов – это серия моделей танков в масштабе 1:21, и две серии японских самолетов в 50-ом и 72-ом масштабах. А в 1965 году начинается выпуск моделей автомобилей в 24-ом масштабе.


Параллельно со всем этим успехом, которого добивается Tamiya, встает вопрос о производстве форм для пластиковых моделей. Сначала компания заказывала эти формы у сторонних подрядчиков, но их это не устраивало в полной мере, т.к происходили задержки с поставками, цены не всегда были адекватными, и к тому же в компании хотели, чтобы их модели были самими первоклассными, а для этого нужны были качественные формы и их разработчики.

И непосредственно в самой компании нашлись такие мастера, которые смогли изготовить форму надлежащего уровня. В 1964 году было открыто подразделение по производству пресс-форм, а затем в 1966 году появился и соответствующий завод.

Очень быстро Tamiya стала известна чрезвычайной точностью своих пресс-форм, например, в то время болтики на моделях других компаний выглядели, как простые полусферы, а Tamiya уже выполняла их в виде шестигранников. Этот уровень детализации, с которым компания производила свои продукты, принес ей признание и заграницей. В 1966 году продукция компании начинает экспортироваться за пределы Японии, в такие страны, как США, Австралия и государства Юго-Восточной Азии.


Дальше руководство компании задумывается, как еще привлечь к себе внимание, как рассказать о себе бОльшему количеству людей. И в 1967 году выходит журнал Tamiya News, который представлял из себя издание о собственных моделях, а также в журнале были вложения, где рассказывалось о модельных магазинах, клубах, об известных и начинающих моделистах, о модельной химии, дополнениях и афтермаркете.


Вторым изданием стал журнал Tamiya Junior News. Здесь больше рассказывали о масштабных легковых машинках, мотоциклах, гоночных болидах и все в этом ключе.


Современному человеку выпуск журнала не покажется чем-то таким уж особенным. Но вспомним, что речь идет о середине 60-х годов. Интернета нет. Телевидение и газеты, конечно, есть и достаточно распространены, но были ли передачи о моделизме? А увлеченным этим хобби людям хотелось узнавать новости о компании, событиях и новинках, читать про хороших мастеров, учится новым приемам в покраске и прочее, прочее, прочее. Вы же сами все это знаете, вам это тоже интересно)) Так вот в то время подобные журналы были очень ценными, потому что были чуть ли не единственным источником информации.

В том же 1967 году Tamiya при сотрудничестве с компанией Honda выпускает первую модель из серии “Big Scale”. Это был первый японский болид, который выиграл Гран-При Формулы 1, Honda F-1 RA273 в масштабе 1:12. И в 1968 году представители компании едут вместе с этой моделью на Нюнбергскую выставку в Германию. Tamiya стала первым японским производителем на этой известной выставке. И они поразили участников своей моделью болида Honda F-1.


В последующие годы компания Tamiya активно развивается, создает новые стандарты в моделизме. Например, летом 1968 года выходит серия военной миниатюры в 35-ом масштабе, которая начинается с набора Танкового экипажа немецкой армии Второй Мировой Войны. Следом зимой этого же года начинается производство моделей самолетов в масштабе 1:100. Остановить Tamiya уже невозможно в производство запускаются серии автомобилей в 18-ом масштабе и мотоциклы в 6-ом.

Так незаметно подкрадываются 70-е, новое десятилетие, как новый рубеж. В компании постепенно созревают и вынашиваются новые идеи и планы. И в ноябре 1974 года Tamiya выпускает свою первую радиоуправляемую пластиковую модель, ей стал американский танк M4 Sherman.


А в 1976 году на свет появляется радиоуправляемый Porsche 934 Turbo в 12-ом масштабе. По сути – это была их же стендовая модель, которую они поставили на радиоуправляемое шасси. И Tamiya снова удается удивить всех. Их Porsche 934 Turbo положил начало популярности радиоуправляемых автомобилей.

В 2006 году спустя 30 лет после выхода Porsche 934 Turbo компания вновь выпускает ограниченную серию этой модели, решив таким образом отметить юбилей первого радиоуправляемого автомобиля.


В этом же 76-м году Ёсио Тамия был награждён японским правительством "Орденом Священного сокровища" пятой степени за его вклад в промышленность страны.


Еще одно из замечательных начинаний компании Tamiya - это строительство первого автодорома для радиоуправляемых автомобилей, на котором в последствии будут проводиться различные соревнования, что безусловно тоже будет стимулировать рост популярности и интереса к радиоуправляемым моделям и, конечно, к компании Tamiya.

Фирма очень активно разрасталась. Ей требовались все бОльшие и бОльшие площади. Tamiya продолжала развивать обе отрасли и сборные пластиковые модели, и радиоуправляемые модели. А еще не будем забывать о модельной химии и инструменте. Офис компании несколько раз переезжал. Кроме фабрик строились распределительные центры и большие склады.


В 80-х годах Ёсио Тамия уже за 70 и приходит время передать руководство компанией его сыну Сюнсаку Тамия, это происходит в 1984 году.

В 1986 году компания Tamiya вновь покоряет моделистов и модельный рынок, они начинают производить миниатюрные полноприводные гоночные автомобили в масштабе 1:32, дебютом стал «Hotshot Jr». Эти машинки стали очень востребованы, и они популярны до сих пор. К 1995 году их общее число продаж составило более 100 миллионов экземпляров.

Эти небольшие полноприводные машинки были разработаны для того, чтобы заинтересовать детей радиоуправляемыми моделями, и таким образом привлечь к своему делу и своей продукции новое поколение.

В 1988 году основатель и идейный вдохновитель корпорации Tamiya умирает. Ёсио Тамия на тот момент было 83 года.

С уходом Ёсио Тамия жизнь в компании не замирает на месте, и даже наоборот. События развиваются очень стремительно. В 1989 году открываются подразделения в Америке и Европе. В 1990 году строятся еще один завод и склад. Новый зал танкового музея в городе Бовингтон, Великобритания, называют в честь компании Tamiya. Компания спонсирует чемпионаты Европы и Мира по гонкам радиоуправляемых автомобилей.

Да, что уж говорить, в 1991 году и еще несколько лет Tamiya становится спонсором команды Формулы 1 Team Lotus F1.


Также компания не забывает и про стендовый моделизм, ежемесячно продолжают выходить журналы по моделизму, компания спонсирует конкурсы со сборными моделями.

Все в том же 91 году серия военной техники в масштабе 1:35 расширена до 150 наименований, юбилейным набором стал американский катер PBR 31 Mk.II "Pibber"

И опять же в 91-году фирма Tamiya подписывает эксклюзивный контракт с командой Формулы 1 — McLaren International. Этот договор подразумевал производство лицензионных моделей болидов Формулы 1. Нет необходимости рассказывать, насколько они были популярны.

В 1995 году строится большой завод на Филлипинах, большая часть производства переводится туда. И на данный момент более половины продукции Tamiya производится на Филиппинах.


Кроме подразделений в Америке, Европе и Филиппинах, у компании есть подразделение в Гонконге.

У Ёсио Тамия было желание, чтобы был организован фонд, который будет помогать студентам. И это было исполнено - в 1995 году был основан Стипендиальный фонд Тамия, а в 1997 году была введена система стипендий для студентов Университета Филиппин.

С упорным постоянством компания Tamiya развивает оба своих основных направления. С момента появления первой радиоуправляемой модели сложно представить насколько расширился модельный ряд. Выпущены радиоуправляемые автомобили во всех возможных масштабах. Также в ассортименте компании есть, конечно, радиоуправляемые танки, а еще самолеты, яхты и мотоциклы, и даже роботы. Про линейки стендового моделизма, даже говорить страшно, какое их количество. Танки, фигуры, самолеты, автомобили, мотоциклы, военная техника, корабли опять же все это во всевозможных масштабах. И серии эти только множатся и множатся на радость моделистов.

Можно смело сказать, что наследие Ёсио Тамия продолжает жить и приумножаться. И хочется верить, что так будет и дальше. Ведь компания Tamiya несмотря на то, что всегда придерживалась четких стандартов, сама же эти стандарты и заводила. Эта компания была и остается ориентиром и примером качества, на который спокойно могут полагаться как моделисты, так и другие производители.

← Мастерская Modelsworld