Токарный станок Proxxon и его проблемы

Токарный станок Proxxon и его проблемы

Фирма PROXXON хорошо известна в кругу моделистов, особенно судомоделистов, кто все детали оснастки модели судна делает сам. Разнообразие станков, ручных электроинструментов, приспособлений и оснастки для модельных работ впечатляет.


Появилась идея написать свое мнение, основанное на некотором опыте ремонта, настольного токарного станка фирмы PROXXON FD 150/E.


Сразу уточню, что поработать на этом станке мне пока не удалось, так что о его качествах как обрабатывающего станка я судить не буду.

Немного информации о самом станке и технические характеристики:

  • Станок предназначен для обработки заготовок из стали, латуни, алюминия и пластиков.
  • Максимальная длина обрабатываемой детали 150 мм, высота центров над направляющими 55 мм
  • Высота над поперечными салазками 33 мм
  • Поперечная подача суппорта 40 мм, верхняя подача суппорта 60 мм
  • Резцедержатель 6 х 6 мм
  • Мощность электродвигателя — 100 Вт.
  • Частота вращения шпинделя 1(800 — 2800), 2(1500 — 5000) об /мин.
  • Трехкулачковый самоцентрирующийся патрон. Зажим от 1,5 до 32 мм (с обратными кулачками - от 20 до 60 мм).

А теперь перейдем непосредственно к тем проблемам, с которыми я столкнулся.

Этот станок переставал работать дважды, и оба раза по причине выхода из строя электродвигателя. Первый раз это не вызвало какого-либо серьезного беспокойства. Хотя, конечно, было неприятно, что у такой известной фирмы и вдруг сгорает ведущий мотор. Электродвигатель я заменил и погоняв на холостую, без каких-либо замечаний, успокоился. Не прошло пары месяцев, как станок опять встал и опять со сгоревшим мотором. Серьезно поработать на нем так и не успел. В общем, проблема встала не только в полный рост, но даже на цыпочки. Один и тот же станок дважды за непродолжительное время, и при томпрактически не работал, вновь останавливается с одной и той же неисправностью — сгорает электродвигатель.

Я разобрал моторную часть, снял плату электроники и стал более подробно разбираться с проблемой. Кстати, снять плату можно только после того как снимете переменный резистор, который регулирует обороты электродвигателя.И тут меня поджидала первая «засада» - ручка оказалась насмерть приклеена к оси резистора, и надо сказать, на совесть приклеена. Короче говоря, применив усилие, смекалку и русскую ненормативную лексику, мне удалось снять эту ручку и вынуть плату из корпуса станка. Правда при этом повредился сам резистор- втулка с резьбой, за которую крепится этот резистор на переднюю панель станка, выскочила из корпуса. Кому придется снимать этот переменник, имейте в виду, что он довольно хлипкий. Как ни странно, при том что и втулка, и корпус резистора сделаны из материала очень похожего на алюминий, мне удалось припаять вывалившеюся втулку к корпусу. Сам не ожидал!И при установки его обратно крепежную гайку затягивать надо очень осторожно, лучше всего усилием только пальцев.

Так как мотор сгорал дважды, то подозрение сразу упало на плату регулировки оборотов. Схемы её, как водится, в описании нет, так что пришлось срисовать схему с платы. Благо, не самая сложная схема в мире.))

Вот примерно так.


Проверка схемы показала, что даже после двух убитых моторов, электроника жива. Значит она прочнее, чем электродвигатель. Странно для серьезной фирмы.

Получается что «враг» сидит в механической части станка. На вид все было в норме: ни заеданий, ни видимых перекосов я не нашел. И вот перед очередной установкой ведомого шкива я просто крутанул патрон и заметил, как легко он крутится. Поставил шкив, затянул

его стопорной гайкой и вновь крутанул патрон. И... вращение, даже на глаз,


было более затрудненным. Я немного ослабил прижим стопорной гайки и вращение стало легче. Получается что проблема в узле подшипников вала патрона. Короче говоря, оказалось, что если крепко затянуть ведомый шкив стопорной гайкой, происходит затирание вала патрона. Рассмотрев весь узел, я пришел к выводу, что это дефект конструкции вала. Если присмотреться, то со стороны патрона на валу есть бортик, который упирается в ребро внутренней обоймы переднего подшипника узла вращения патрона.


Но в нашем станке этот бортик такого размера, что упирается не только во внутреннюю обойму подшипника, но и немного в защиту сепаратора подшипника (с обоих концов вала патрона стоят подшипники закрытого типа). Тем самым увеличивая трение и соответственно нагрузку на электродвигатель даже в режиме холостого хода.Когда я ослабил стопорную гайку ведомого шкива,я уменьшил это трение и соответственно нагрузку на мотор. Ток, потребляемый электродвигателем в режиме холостого хода, сократился, а следовательно, и перегрев обмотки, приводящий к её перегоранию.

В общем, станок не плохой и в интернете есть очень положительные отзывы. Надо только учитывать, что хоть он и позиционируется, как металлообрабатывающий станок,точить на нем можно только малогабаритные детали из мягких сплавов, работать непродолжительное время и не допускать заклинивания патрона.

Всем удачи и плодотворной работы!

← Мастерская Modelsworld