Предлагаем вашему вниманию перевод статьи известного американского железнодорожного моделиста Стивена Отта, вышедшей в 12 номере журнала Model Railroader за 2009 год. В этой статье Стивен делится своим опытом создания задника для макета.
В течение последних 16 лет я занимаюсь постройкой макета Cincinnati Lebanon & Northern Railway (CL&N). Однако до последнего времени работы застыли на этапе проектирования, и вся железная дорога существовала лишь в виде скопления неприкаянных конструкций, разложенных по картонным коробкам в ожидании часа «X».
Но теперь всё изменилось. Макет CL&N в масштабе HO постепенно начал воплощаться в реальность. Я закончил работы над зданиями, построил железнодорожную станцию и начал укладывать видимую часть путей. Но, прежде чем перейти к моделированию элементов ландшафта, я должен был снабдить макет задником.
Сперва я рассматривал вариант покупного задника, но так и не сумел найти среди имеющихся в наличии такого, который бы подходил к сельский пейзажу, типичному для штата Огайо 1906 года. Также рассматривался вариант задника, выполненного методом широкоформатной фотопечати. Его я планировал сделать на базе пейзажных фотографий. Но, подумав хорошенько, я понял, что на создание нужной картинки придётся потратить уйму времени. Ведь, взяв за основу современный сельский пейзаж, мне придётся долго возиться с ним в графическом редакторе: добавлять старинные здания начала XX века, древние марки автомобилей и кучу других архаизмов. В конце концов, я рассудил, что эта работа мне не по силам.
Таким образом, остался только один вариант: художественная роспись. Честно говоря, живопись для меня была совершенно новой сферой деятельности. Мой скромный художественный опыт сводился к равномерному раскрашиванию поверхности стен с помощью молярного валика. Впрочем, как опытный моделист я привык осваивать незнакомые сферы деятельности и приобретать новые навыки. По-моему, это она из самых приятных сторон хоббийного дела.
Итак, решив освоить профессию художника-пейзажиста, я проконсультировался у коллег и изучил несколько ценных пособий, вроде книги Майка Даннемана «Роспись задников для вашей модельной железной дороги». Как только я решил, что дошёл до нужной кондиции в плане теоретической подготовки, то с нетерпением приступил к практическим занятиям.
По правде говоря, приемлемый результат я получил только с четвёртой попытки. Моя жена шутит, что мой расписной задник стал таким толстым от слоёв краски, что для самого макета в комнате почти не осталось места.
Я решил изложить в этой статье весь свой опыт, без купюр. Не думаю, что этот текст стоит рассматривать как пошаговую инструкцию. Из него можно выудить пару-тройку приёмов, чтобы использовать их для изготовления собственного живописного задника. В любом случае, всегда интереснее изобретать приёмы по случаю, а не следовать заранее намеченной последовательности.
Этап 1: Подготовка задника
В качестве основы для своего задника я использовал листы мазонита шириной 64 см, прикреплённые к вертикальным планкам, которые на 40 см выходят за пределы макета. Дабы не иметь проблем с маскировкой шляпок от гвоздей на плоской поверхности, я прикреплял мазонитовые панели к планкам с помощью жидких гвоздей. Только по краям задника, а также в местах его закругления, я воспользовался проволочными гвоздями.
Швы между листами мазонита не всегда совпадали с местоположением опорных планок. Края листов я тоже соединял жидкими гвоздями. Во время сборки задника главная моя задача заключалась в том, чтобы листы плотно стыковались друг к другу, и между ними не образовывалось щелей. Когда я использовал проволочные гвозди, то вбивал их в мазонит молотком, а затем покрывал стыки и головки гвоздей шпаклёвкой. После высыхания я отшлифовал эти места мелкозернистой шкуркой.
Этап 2: Голубое небо
Вы заметили, что даже в безоблачный день небо имеет разные оттенки синего, в зависимости от удалённости от горизонта? Это происходит потому, что вблизи горизонта мы наблюдаем более плотный слой атмосферы, чем в зените. Поэтому, чем ближе к горизонту, тем бледнее становится небесная лазурь. Не желая противоречить матушке природе, я решил изобразить небо на заднике в виде градиента – от насыщенного синего сверху к бледно-голубому снизу.
Для раскраски задника я использовал бледную латексную молярную краску, купленную в ближайшем хозяйственном магазине. В первый раз я раскрасил всю поверхность задника в однородный голубой с помощью молярного валика. Затем я начал наносить белую краску – снизу вверх – с помощью плоской молярной кисти. Сначала я пробовал наносить белую краску до того, как синяя подсохнет. Потом пытался получить эффект градиента на высохшей краске. Ни в том, ни в другом случае ничего путного у меня не вышло. Белые полосы от кисточки никак не желали смешиваться с синим фоном.
Видя тщетность своих усилий, я снова покрыл всю поверхность задника синей краской и начал всё с самого начала. На этот раз я использовал валик, смоченный в воде, смешивая полоски белой краски с синим слоем. И этот способ не дал хороших результатов. Во-первых, ровного градиента так и не получилось, а во-вторых, я весь испачкался в водянистой голубой краске. Поэтому, дождавшись полного высыхания краски, я нанёс на мазонит третий слой синевы, расчистив, таким образом, пространство для новых экспериментов.
Основная моя проблема заключалась в том, что, несмотря на все мои попытки, у меня не получалось плавного перехода от синего к белому. Все эти разноцветные полоски выглядели как два отдельных, не переходящих друг в друга оттенка. Мне нужен был метод, который позволил бы смешивать цвета ещё перед тем, как они окажутся на поверхности задника. Осознав это, я наконец, нашёл технологию, которая, в результате, дала положительный эффект.
Для начала, я выкрасил самый верх моего панно насыщенным синим цветом с помощью молярного валика. Сразу после этого я примешал к оставшейся в молярной кювете синей краске немного белой, добавляя её только с одного края. Затем я аккуратно прокатил валик по поверхности кюветы таким образом, чтобы оттенки смешивались где-то посередине.
Окрасив, таким образом, валик в два оттенка, я делал им горизонтальную полосу, ориентируя более синюю полосу кверху. Когда краска на валике стала заканчиваться, я прошёлся по месту перехода между синим и белым, чтобы смешать цвета воедино. Затем я несколько раз повторил описанную процедуру, каждый раз добавляя в кювету всё больше белой краски и проводя полоски всё ниже.
На этот раз я был вполне удовлетворён полученным эффектом, поэтому остановился на этом методе, несмотря на то, что нижняя часть моего неба получилась чуть менее бледной, чем я первоначально планировал. Если бы я решил наложить на задник ещё один слой, я налил бы в резервуар чуть меньше синей краски: таким образом, добравшись до горизонта, я получил бы почти белый цвет с лёгким голубым оттенком.
Этап 3: Полоска леса
Когда речь заходит о моём стиле моделирования, я предпочитаю считать себя импрессионистом. Я ведь всегда пытаюсь добиться, чтобы отдельные части моего макета и весь макет в целом сообщали зрителю особое впечатление. Каждый подвижной состав на моём макете вносит свою лепту в общую композицию. Так же точно я хочу, чтобы мой задник не просто служил техническим элементом, а гармонично сочетался с ближней частью макета, создавая с ним своеобразную визуальную симфонию. Я хочу передать с его помощью то удивительное ощущение, которое возникает при созерцании лесов Огайо. Для этого мне не нужно детально выписывать каждый элемент.
В случае задника я хотел, чтобы пейзаж воспроизводил залитые солнцем зелёные луга, на краю которых виднеется тонкая полоска леса. Начал я с того, что наметил карандашом волнистую линию, обозначающую верхушки холмов. Затем я смешал немного белой и тёмно-зелёной краски в различных пропорциях, чтобы получить три оттенка зелёного. В качестве инструмента я использовал 12-миллиметровую кисточку с жёсткой щетиной. Мазки я наносил мелкими точечными движениями. Сначала я использовал зелёный умеренно светлого оттенка, чтобы задать грубую канву верхушек холмов.
После того, как первый слой краски подсох, я прошёлся по той же области тёмно-зелёным, имитируя кроны деревьев и тени от кустарника.
Затем я воспользовался светло-зелёным тоном, разукрасив мелкими точками верхушки деревьев, чтобы имитировать листья, подсвеченные солнцем. Рисуя листву, я старался учитывать, с какой стороны деревьев расположено воображаемое солнце, чтобы светлой вышла только освещённая часть крон. В конце концов, я нарисовал несколько полосок серо-коричневого оттенка, изображающих стволы деревьев и ветви, проглядывающие через листву.
Я показал фотографии этого этапа Дэвиду Поппу, редактору Model Railroader, чтобы узнать его мнение. Он уверил меня, что моя техника росписи очень неплоха, но заметил, что мне будет трудно найти присыпки тех же оттенков, что и на заднике. Желая немного сэкономить, я использовал краску цвета авокадо, которую нашёл в местном хозяйственном магазине. Сначала я хотел оставить всё как есть, так как результат мне очень нравился. Но вскоре я обнаружил, что сильно занизил линию горизонта. Это заставило меня снова вернуться к «нулевой точке» и покрыть поверхность задника четвёртым слоем синей краски. Фотографии, показанные здесь, представляют собой второй вариант моей лесной кромки, нарисованной уже после того, как я купил новую краску. Оттенок последней гораздо больше соответствовал ранней весне, которую я пытался изобразить на своём макете.
Этап 4: Облака
Пока новые деревья сохли, я снова вознёс мои глаза к небу (не подумайте, что я решил его снова перекрашивать). На третьем слое, который шёл в комплекте с деревьями цвета авокадо, уже были нарисованы облака. Хотя по отдельности они мне вполне нравились, но с их количеством я явно переборщил. Конечно, в реальной жизни бывает немало дней, когда покров облаков делается довольно плотным. Но на заднике это обилие выглядит очень ненатурально. Так что, при отрисовке следующего слоя, я руководствовался принципом: «не перебарщивать с облаками».
Для этого этапа я использовал круглую кисточку №1 и белую краску. Сначала я наметил контуры облаков, вычерчивая небольшие белые дуги на голубом фоне. Обычно мы представляем облака рыхлыми и мягкими, но летние кучевые облака зачастую имеют чёткие контуры.
Наметив очертания облаков, я снял с кисточки излишки краски с помощью бумажного полотенца и стал заполнять внутреннюю часть каждого облачного контура белым цветом, нанося краску короткими дугообразными движениями. Далее я решил использовать немного голубого, чтобы придать моим облакам более реалистичную текстуру. В конце концов, я подкрасил нижнюю часть облаков светло-серой краской.
Когда вы рисуете облака, попытайтесь представить, как они располагаются относительно друг друга в реальности. Мы видим облака в разных частях неба под разными углами, потому что смотрим на них снизу. В действительности, большая часть облачных масс находится на одинаковой высоте. Те, что ближе к горизонту, отстают от нас на максимальное расстояние. Из-за большого расстояния они кажутся нам белее; к тому же мы не видим их серые «брюшка». Чем выше облака относительно горизонта, тем ближе они к нам. Таким образом, восходя к зениту, они становятся больше и темнее. Кроме того, более высокие облака визуально перекрывают те, что расположены ближе к горизонту. Посмотрите, как выглядят облака на фотографиях. Очень рекомендую скачать соответствующие изображения из Интернета, и использовать их в качестве ориентира для своих опытов.
Этап 5: Передний план
Я хотел построить между путями и задником небольшой холм, поросший мелким леском, чтобы замаскировать узкую полосу между ними. Поэтому моя полоска леса расположилась довольно высоко над поверхностью макета. Под этой линией задник будет частично перекрыт миниатюрными деревьями, поэтому на этом участке особой деталировки не требуется. Здесь моей задачей было просто воспроизвести общее впечатление от деревенских полей.
Я начал с полоски светло-зелёного цвета, нанося её плоской кистью размером 30 мм. Верхняя часть этой линии прошла снизу от лесной кромки. Благодаря рельефной текстуре задника, края полоски получились неровными, удачно имитируя случайные тени от деревьев. Мне понравился этот эффект, поэтому я даже не пытался сделать края более ровными.
Прежде чем краска высохла, я обмакнул ту же кисточку в более насыщенный зелёный цвет и прочертил ещё одну полоску под предыдущей. С помощью влажной кисточки я смешал края двух полосок, добившись градиентного перехода. Более тёмная зелёная краска оказалась на той стороне холмов, которая, по идее, находилась в тени. Этим приёмом я добавил всему пейзажу объёма. Далее я нанёс на поверхность задника ещё одну полоску умеренно зелёного – того самого оттенка, который использовал ранее для крон деревьев.
На этом мои художественные опыты с задником закончились. Теперь я могу строить горный кряж и высаживать на нём миниатюрные деревья, чтобы довести этот фрагмент моего макета до ума.
Надеюсь, мой опыт будет вам полезен.