Постройка первой модели корабля – испанский галеон Сан Мартин от OcCre - часть 2

Постройка первой модели корабля – испанский галеон Сан Мартин от OcCre - часть 2

Часть первая

Из-за толщины планок дело это не простое. Проблему решил пар! С нашатырем как то не очень гнулись. Материала не хватало, пришлось докупить, кроме того, материал очень отличался по цвету. Итак, согнув над паром бархоуты и, наметив их положение карандашом, я приступил к их приклеиванию. Фиксировал их гвоздиками из набора, которые остались в бархоутах.
Может быть они слегка переразмерены, но, посмотрев иллюстрации из книги “Royal Warship Vasa”, успокоился. Возможно, стоило между ними забить еще гвоздики, а шляпки их обкусить. Вообще конструкция бархоутов во многих китах, в том числе и в этом,
порочна: бархоут – это такая же доска обшивки, только более толстая, а в моем варианте, как и в инструкции, получилось, что бархоуты пересекают стыки досок, но тогда я не сообразил, как можно сделать по-другому из-за конструкции носовой части. Очень советую всем строителям Мартина и ему подобных галеонов посмотреть, как изящно решил эту проблему наш коллега, Александр Пушкаш из Днепропетровска (Flint57).

Вертикальные кранцы установить не сложно. По линейке в бархоутах делалась прорезь ножом с сегментным лезвием, потом туда вставлялся кранец, предварительно обрезанный по длине. Окончательная форма ему придавалась уже после установки. Все клеилось Моментом-столяром.

Планширь гнулся при помощи нашатыря, в несколько приемов на плоской поверхности с предварительно вычерченной на ней формой, повторяющей изгиб фальшборта. В моем случае это была разделочная доска, свистнутая у жены. Гнутся планшири там только в горизонтальной плоскости, так что после изгиба проблем с приклейкой не было. Попутно также были установлены порты. Результат – на фото.

Перед лакировкой выполнил нагельные планки на гальюне. Массивные стойки, выполненные из рейки квадратного сечения 4х4 мм были вставлены на металлических штифтах, нагельная планка также вставлена на штифтах, только потоньше. Клеилось все это клеем Секунда.

Лакировка корпуса выполнялась следующим образом: корпус был очищен от опилок кисточкой и ацетоном слегка. Сначала чистил жесткой щетиной, потом мягкой, все выдувал, протирал ацетоном и кистью покрывал мебельным лаком НЦ. Он быстро сохнет, дело в том, что еще с занятий авиамоделизмом, я не признавал ничего долгосохнущего (теперь мои взгляды поменялись, маслом дерево обрабатывать намного лучше и результат намного симпатичнее). Результат был неплох, но блестел. Поэтому купил матовый Тамиевский аэрозольный лак, он придает поверхности гладенький матовый вид. Мне понравилось. Так лакировалось все: шлюпка, рангоут.

Сборка трапов, установка нагельных планок на бортах были выполнены по инструкции. Только сами нагели заменены на ореховые, приобретенные отдельно. Правда 6 штук не хватило, и как я считал?!! Пришлось самому вырезать из круглой заготовки сечением 2 мм, купленной также отдельно для весел шлюпки и осей лафетов. Нагельные планки на бортах и за мачтами устанавливались на штифтах из больших канцелярских скрепок и клеились Секундой. Коррективы я внес лишь в конструкцию нагельных планок за мачтами. Сами планки были выполнены из ореха, а не из фанеры, как в наборе. Из проблем могу отметить сложность сверления отверстий под нагели, рейка постоянно норовит расщепиться. Поэтому я сначала пропитал их Секундой, затем придал нужную форму и отшлифовал наждачкой, чтобы убрать следы клея. После такой обработки сверлить планки было намного легче, они не расщеплялись.

Теперь на корпусе оставались окна и балкон.

Окна из набора были выполнены “слепыми” из металла и категорически меня не устраивали. Было принято решение об их переделке.

После продолжительных экспериментов сделал окна по следующей схеме.

Бралась рейка темного ореха 2х8 мм, слегка обрабатывалась наждачной бумагой, чтобы уменьшить ее толщину, затем пропитывалась суперклеем (чтобы не трескалась при обработке). Из полученной заготовки при помощи ножа с сегментным лезвием и надфилей (в-основном круглого и плоского) выпиливалась заготовка (рис.1). Затем эта заготовка разрезалась и склеивалась, как показано на рис.2 и 3. Снизу подклеивалась планочка подходящей ширины и толщины, которая затем подтачивалась и обрезалась (рис.4). В итоге получалась готовая рама.

Необходимо было сделать сетку, которая имела место на корабельных окнах того периода. Для этой цели я сточил, чуть ли не под ноль планочку ореха 2х8 мм сначала на крупной шкурке, затем довел до ума на более мелкой, полученную ширину не мерил, но думаю где-то 0,2 – 0,3 мм. Из этой заготовки обычным лезвием для бритья нарезал “палки” будущей сетки. Наклеил их с равным шагом сначала в одном направлении, затем в другом, перпендикулярно предыдущему. Этот процесс и результат наглядно представлен на последних трех иллюстрациях.

Остекление осуществлялось при помощи небольшого количества суперклея. В качестве стекла был использован материал самого набора (целлулоид в который была упакована подставка). Окна вклеивались в предварительно вырезанные на корпусе отверстия по форме “стеклышка”, если их не прорезать, то приклеить окна вплотную рамой к корпусу невозможно.

Изначально окна были установлены низковато, не критично, наверное, но я решил переделать. Отодрал две планки чистовой обшивки (с молитвами) от последнего перед кормой кранца до кормы и также две планки на корме. Затем приклеил новые планки, зашкурил и покрыл лаком. Получилось темнее, так как корабль стоял на окне и выгорал под солнцем. Именно этим объясняется на удивление ровный и одинаковый цвет бархоутов, кранцев и планшира. Но данная операция позволила поднять окна выше. Верхний край их теперь стал находиться на высоте 2 см над платформой балкона.

Изначальный вариант окон. После переделки исчезнет бархоут, идущий от кранца до кормы, сами окна будут выше. Сейчас высота верхнего края окон над платформой балкона 1,5 см

Переделка окошек

Вот что получилось после переделки

Боковые верхние квадратные окна выполнялись примерно также. Только рама на них была проще – квадратная, из четырех планок. Она склеивалась, а не вырезалась.

Балкон был сделан почти по схеме, но и здесь не обошлось без изменений: согласно иллюстрациям из книги “Война на море. Испанские галеоны 1530 - 1690” балкон должен быть наклонен, и располагаться в соответствии с седловатостью палубы (позже я выяснил, что отличительной чертой галеонов португальской постройки, коим и является Мартин, является как раз горизонтальное расположение балкона). Поэтому саму платформу я установил не по инструкции, уложив ее прямо на бархоут. Пришлось ее слегка расточить для этого. Пиллерсы ограждения балкона, также как и прочих ограждений на модели галеона, были заменены на купленные дополнительно точеные из ореха. Смотрится такой ограждение куда лучше, чем просто покрашенные пиллерсы “белого металла” из набора. Все пиллерсы, как на балконе, так и на прочих ограждениях, установлены на металлических штифтах из скрепок. Основания пиллерсов пришлось подточить под наклон платформы балкона.

Наконец настала очередь кормового украшения: фигура какого-то святого на лошади. Её я окрасил в той же цветовой гамме, что и на флаге. Клеил ее на место суперклеем.

Отдельно хочу упомянуть о кормовом выстреле для проводки шкота бизани (так и не выяснил, как она правильно называется) крепить его нужно не по инструкции, а сделать как можно длиннее и приклеить к килевой рамке внутри. Тогда будет прочно. Пока я этого не сделал, перетаскивая модель с места на места в тесноте своей однушки, несколько раз сломал эту деталь и замучался подклеивать.

Готовая корма

Последний штрих – перо руля. Штатный руль меня не устраивал. Сточил его, чуть ли не под ноль, оставив миллиметр толщины, и обклеил планками ореха. Немного изменил саму форму руля. Переделал из латуни петли на руле. Ну не могут гвозди попадать в щели между досками! И не может доска сама держаться, одними молитвами! Петли на ахтерштевне – стандартные, из набора. Цепь подвесил немного по-другому. На руле не стал делать рым, а просто просверлил отверстие и через него протянул цепь.

← Мастерская Modelsworld