На рабочем столе - почти готовая модель старинного парусника. Она несет ванты и фордуны, поверх вант аккуратно уложены штаги. Чтобы покончить со стоячим такелажем и перейти к установке бегучего нам осталась самая малость - оснастить бушприт. Но такая ли уж это малость? Давайте, посмотрим…
Такелаж бушприта
Первым делом укладываем на бушприт найтовы (ватер-вулинг) - трос, огибающий бушприт и проходящий через отверстие в княвдигеде или через обух в форштевне. Ватер-вулинг состоит из 9-11 шлагов, перекрещивающихся между собой, и завершается еще десятком горизонтальных шлагов. Трудно придумать лучший способ для прочного соединения бушприта с носовой оконечностью корабля. Именно поэтому, начиная с XVI столетия, ватер-вулингом оснащались практически все парусники Старого и Нового Света.
Носовая оконечность брига "Меркурий" - чуть выше грот-лось-штага проходит ватер-вулинг. |
Чуть позже, в XVII веке, для противодействия тяге фока- и фор-стень-штагов стали устанавливать дополнительную снасть - ватер-штаг, удерживавший бушприт снизу. Поначалу ватер-штаг представлял собой простые тали, закрепленные на княвдигеде и бушприте корабля.
На модели ватер-штаг проводим через отверстие в княвдигеде, сплеснивая (сращивая) концы вместе и заканчивая в верхней части штаг-блоком. Парный блок устанавливаем около эзельгофта бушприта. С помощью тонкого троса (для нас это просто нить) найтуем блоки - и ватер-штаг превращается в единое целое! На моделях английских судов ватер-штаг набиваем несколько иначе, с помощью пары обычных юферсов.
Носовая оконечность линейного корабля "Ингерманланд" - крепление ватер-штага в княвдигеде. |
Оснастка бушприта окажется несколько сложнее, если перед нами модель корабля XIX века. На такой модели обязательно должны устанавливаться ватер-бакштаги, поддерживающие длинный бушприт с боков. Ватер-бакштаги крепятся гаками за обухи на скулах корабля и набиваются талями на эзельгофте бушприта.
Не стоит забывать и о такой важной снасти стоячего такелажа как заспинник бушприта. Он представлял собой своеобразный тросовый поручень, служивший страховкой для моряков при хождении по бушприту. С одной стороны заспинник крепится на переборке бака или на кнехте штевня, с другой стороны - за обух на эзельгофте бушприта. Иногда заспинник бушприта в середине может поддерживаться оттяжкой, закрепленной на фока-штаге корабля.
Бриг "Меркурий" - параллельно бушприту идет парный заспинник, также видны ватер-штаги и ватер-бакштаги. |
Такелаж утлегаря и бом-утлегаря
После оснастки бушприта самое время перейти к установке стоячего такелажа утлегаря. Чтобы понять, зачем и без того длинный бушприт дополняли утлегарем, обратимся к истории…
бриг "Меркурий" - в месте крепления фока-лось-штага виден найтов утлегаря. Проводка утлегарь-штага через мартин-гик и направляющий коуш под бушпритом. |
В XVIII веке место громоздких прямых парусов на бушприте заняли более эффективные и удобные кливера. Но от прямых парусов отказались не сразу - напротив, чтобы поставить добавочные прямые паруса, бушприт удлинили, установив утлегарь. В шпоре утлегаря имелось отверстие, через которое его найтовали с бушпритом. В свою очередь, утлегарь надо было укрепить какой-то дополнительной снастью, чтобы компенсировать напряжение штагов фок-мачты. Такую снасть назвали утлегарь-штагом или мартин-штагом. Ее огоном накладывали на нок утлегаря и, для увеличения разноса, проводили через отверстие в выстреле бушприта - мартин-гике, закрепленном на эзельгофте бушприта. Далее мартин-штаг вели через направляющий блок или коуш в середине бушприта и талями набивали на баке судна. Той же последовательности мы будем придерживаться и на модели.
Линейный корабль "Цесаревич" - бушприт имеет двойной мартин-штаг. |
Несколько слов об особенностях проводки двойного мартин-штага. От нока утлегаря он проходит через два разнесенных под углом около 100° выстрела мартин-гика, затем через два блока на бушприте и завершается парой талей на баке.
Если же корабль несет утлегарь и бом-утлегарь, выполненные из одной штуки дерева, нам предстоит обтянуть два простых мартин-штага. Сперва проводим бом-утлегарь-штаг. От нока бом-утлегаря он идет через отверстие в мартин-гике и набивается талями справа на баке. Утлегарь-штаг, закрепленный в верхней части утлегаря, должен пройти через другое отверстие в мартин-гике, выше предыдущего. Набиваем его талями на баке, но уже с левой стороны.
"Святой Николай": проводка бакштагов через кренгельсы на блинда-рее. |
Для поддержки утлегаря с боков устанавливаем специальные парные тросы - бакштаги. Первую их пару ставили на ноке утлегаря, длинные шкентели проводили через кренгельсы на блинда-рее и примерно через 1 метр от рея заканчивали талями. Парные блоки этих талей крепили гаками - в обухах на передней стороне кран-балок, на небольших битенгах бака или же на скулах корабля. Вторую пару бакшатагов фиксировали за боковые очки на "кливер-ринге". (Так называлось кольцо с гаком или роликом, которое свободно передвигалось по утлегарю и служило для крепления фор-стень-штага.) Далее бакштаги проводили аналогичным образом через вторую пару кренгельсов на блинда-рее, расположенную ближе к утлегарю, и заканчивали, как обычно, талями.
"Святой Николай": проводка бакштагов через кренгельсы на блинда-рее. |
Для работы с парусами утлегарь и бом-утлегарь должны оснащаться пертами. Перты огоном накладывали на нок утлегаря и крепили на эзельгофте бушприта. Вторую пару перт одевали огоном на нок бом-утлегаря и фиксировали к верхней части утлегаря. Перты висели примерно на высоте 2-х футов и не имели подпертков, а для того, чтобы ноги матросов не скользили, на пертах вязали узлы - кнопы.
"А можно ли в точности повторить все нюансы проводки такелажа на модели?" - спросите вы. Разумеется, можно. Но только если тщательно подойти к выбору ниток для изготовления такелажных снастей - они должны быть без заметного ворса, иметь цвет и структуру настоящего витого каната. Светлые нитки сразу отложите в сторону. Так как снасти стоячего такелажа тировались, они в итоге приобретали черный цвет. Ввиду несколько другого состава тира, цвет стоячего такелажа на французских судах был темно-коричневым.
Для такелажа лучше всего подойдут нити из искусственных волокон: они легко свиваются, прочны, их длина мало изменяется при колебаниях температуры и влажности воздуха. Но не стоит забывать, что такелаж из синтетики требует особенно тщательной проклейки узлов (они имеют свойство самопроизвольно распускаться).
И, наконец, известный гамлетовский вопрос "Вить или не вить?" Я бы ответил на него положительно, так как только витой такелаж выглядит реалистичным. Конечно, на моделях масштабом мельче 1:50 трудно воспроизвести все градации толщин такелажных снастей, однако к этому надо хотя бы стремиться!
Обычно диаметр грота-штага (самого толстого троса на корабле) рассчитывали эмпирически: он принимался равным 0,166 диаметра грот-мачты в пятнерсе. Толщины остальных такелажных снастей будем вычислять в процентах от диаметра грота-штага.
Толщины снастей стоячего такелажа
Бушприт | |
Ватер-штаг | 80% |
Найтов | 40% |
Вулинг | 18% |
Блинда-стеньга | |
Бакштаги | 20% |
Ванты | 16% |
Талрепы вант | 8% |
Утлегарь | |
Мартин-штаг | 20% |
Бакштаги | 16% |
Перты | 8% |
Фок-мачта | |
Фока-штаг | 80% |
Ванты | 40% |
Талрепы вант | 20% |
Фор-стеньга | |
Фор-стень-штаг | 40% |
Ванты | 20% |
Талрепы вант | 10% |
Фордуны | 20% |
Фор-брам-стеньга | |
Фор-брам-стень-штаг | 20% |
Ванты | 16% |
Талрепы вант | 8% |
Фордуны | 16% |
Грот-мачта | |
Грота-штаг | 100% |
Краг-штаг | 75% |
Ванты | 50% |
Талрепы вант | 25% |
Грот-стеньга | |
Грот-стень-штаг | 50% |
Ванты | 25% |
Талрепы вант | 13% |
Фордуны | 25% |
Грот-брам-стеньга | |
Грот-брам-стень-штаг | 20% |
Ванты | 16% |
Талрепы вант | 8% |
Фордуны | 16% |
Бизань-мачта | |
Бизань-штаг | 40% |
Ванты | 25% |
Талрепы вант | 13% |
Крюйс-стеньга | |
Крюйс-стень-штаг | 20% |
Ванты | 16% |
Талрепы вант | 8% |
Фордуны | 16% |
Крюйс-брам-стеньга | |
Крюйс-брам-стень-штаг | 10% |
Ванты | 8% |
Фордуны | 8% |
Автор - Дмитрий Калмыков (Дмитрий Калмыков - Главный тренер национальных сборных РБ по техническим и авиационным видам спорта, руководитель секции "С" БФСС, судья международной категории (свидетельство NAVIGA BY-01B), мастер спорта международного класса.)
Эксклюзивно для сайта ModelsWorld
Перепечатка и публикация на других ресурсах
возможна с разрешения администрации сайта
и обязательной ссылкой на ресурс.
Контакт webmaster@modelsworld.ru
Мой блог находят по следующим фразам