Проводка стоячего такелажа штаги, фордуны

Итак, увлекательный процесс проводки такелажа парусника в разгаре!
Мы уже успели поставить ванты и теперь должны уложить поверх них штаги – снасти, удерживающие мачты в продольном направлении. На трехмачтовом корабле это фока-штаги, грота-штаги и бизань-штаги, парные либо одиночные.
Несмотря на то, что штаг представляет собой обычный витой канат, его установку на модель едва ли можно назвать тривиальной процедурой. Особенно много вопросов вызывает способ крепления концов штага. Если штаг закреплен неправильно, он не сможет играть роль растяжки рангоутных деревьев, а значит, выполнять свои функции. Чтобы этого не случилось, будем придерживаться следующих правил.


Установка нижних штагов

Верхнее крепление штага

Стоячий такелаж. Штаги, форунды.
Верхнее крепление грота-штага


Штаг, поддерживающий древко мачты, значительно толще своих собратьев, обосновавшихся на стеньге и брам-стеньге. Для надежного крепления его верхний конец обязательно должен иметь огон. Пропустив через огон нижний конец штага, получаем петлю (краг-штаг), которую накидываем на топ мачты. А чтобы эта петля не затягивалась, на штаге предварительно делаем специальное утолщение – мусинг. Его легко изготовить, намотав в нужном месте нить на трос, а затем “схватив” ниточные кольца иголкой (имитация оплетки). Длина мусинга должна составлять примерно 1/3 петли, а его диаметр равняться 3 диаметрам штага. Вопрос, где следует расположить мусинг, решается еще проще: при натянутом штаге утолщение должно оказаться как раз под передней кромкой марса.

Нижнее крепление штага
Нижний конец штага проводится к соседней, в направлении к носовой оконечности, мачте корабля. Очевидно, для бизань-штага таковой является грот-мачта, для фока-штага – бушприт и т.д.
Для обтяжки штага будем использовать блоки или юферсы: круглые, с пятью отверстиями, и коушеобразные. Чему отдать предпочтение в каждом конкретном случае, подскажет чертеж. К слову, мода набивать штаг юферсами существовала лишь до середины (в лучшем случае до конца) XVII века, а на кораблях более поздней постройки для этой цели применялись трехшкивные блоки.
Изготавливая юферсы (блоки) для крепления штагов, важно не переборщить с их размером – иначе модель будет смотреться грубо, немасштабно. В частности, диаметр юферсов должен составлять 0,7 диаметра мачты, и не более. Если это так, смело обтягиваем штаг талрепом – тросом, проходящим через отверстия пары юферсов (штаг-блоков). Теперь остается окончательно закрепить штаг у основания мачты. И здесь возникает масса нюансов.

Стоячий такелаж. Штаги, форунды.
Нижнее крепление фока-штага (талреп на коушах)

При установке фока-штага принайтовываем его нижний штаг-блок к краг-штагу, огибающему бушприт. Если же судно небольшое и фок-мачта расположена близко к носу, возможны другие варианты крепления. Так, нижний штаг-блок может иметь железную обойму – тогда он фиксируется на бушприте с помощью обуха.

Стоячий такелаж. Штаги, форунды.
Нижнее крепление грота-штага


При креплении грота-штага заводим его за фок-мачту, завершая парой самых больших штаг-блоков (их длина должна равняться диаметру мачты). Пусть вас не смущает вид краг-штага – он будет различаться в зависимости от периода постройки и назначения судна. Так, на военных парусниках конца XVII – начала XVIII вв. краг-штаг грота-штага мог быть закреплен в книце княвдигеда, в штевне, под бушпритом либо над ним. (Очевидно, в первых трех случаях петля краг-штага должна огибать не только фок-мачту, но и бушприт.) Позже нижние блоки грота-штагов стали закреплять на палубе обухами, по бокам фок-мачты. Что может быть проще, чем воспроизвести эту технологию на модели?

Стоячий такелаж. Штаги, форунды.
Крепление бизань-штага у основания грот-мачты


Конец бизань-штага закрепляем у основания грот-мачты, на высоте, соответствующей 4-5 футам над палубой (именно здесь следует расположить краг-штаг). Возможно – если того требует чертеж – придется принайтовать штаг-блок не только к краг-штагу на мачте, но и к блоку-“партнеру” на палубе корабля. На парусниках поздней постройки место краг-штага может занимать железный бугель либо специальная крепительная планка, препятствующая скольжению троса вверх.

Установка стень-штагов

После вант и фордунов на топы стеньг укладываем стень-штаги. Но если в верхней части их проводка практически повторяет проводку штагов мачт, то о нижнем креплении стень-штагов этого не скажешь. Чтобы понять, как правильно установить их на модель, совершим небольшой экскурс в историю судостроения.

Стоячий такелаж. Штаги, форунды.
Бушприт: бом-брам-штаг, фор-брам-штаг и фор-стень-штаг


По мере того, как менялось носовое вооружение парусного корабля от блинда-стеньги к утлегарю, возникали все новые и новые вариациифор-стень-штага. В XVI-XVII вв. штаг фор-стеньги проводили на бушприт и обтягивали сложными талями, которые даже на однотипных судах имели ряд отличий. Зачастую эти тали содержали до пяти простых блоков, но к концу XVII века они стали проще и вплоть до 1720 г. их обтягивали на лонг-такель-блоке. При этом нижний блок талей крепился на книце блинда-стеньги или немного ниже её. Ходовой конец талей через направляющий блок шел на утку бушприта или, реже, заводился на кофель-нагель на баке судна. После введения утлегаря нижний конец фор-стень-штага стали проводить через направляющий блок на «виолине» бушприта и затем обтягивать талями, располагавшимися вдоль самого бушприта. В середине XVIII века проводка стала еще лаконичнее – конец штага пропускали через переднее отверстие «виолины» с правого борта через ванген-блок и набивали талями на носу корабля …

Стоячий такелаж. Штаги, форунды.
Фок-мачта: верхнее крепление фор-стень-штага и нижнее крепление грот-стень-штага


Не меньше вопросов вызывает установка грот-стень-штага. Его нужно провести через блок, который крепится сзади топа фок-мачты (как это было принято на английских судах) или на стропе под фор-марсом, а затем обтянуть на баке талями на лонг-такель-блоках. Однако не исключен и иной подход: к середине XVIII в. грот-стень-штаг стали набивать талями на блоках, пристропленных внизу топа фок-мачты.

Стоячий такелаж. Штаги, форунды.
Крепление крюйс-стень-штага к грота-вантам


И, наконец, крюйс-стень-штаг. Существует два основных варианта его крепления – непосредственно к грот-мачте и к грота-вантам. При креплении штага к грота-вантам через нижний штаг-блок пропускаем трос. Один конец этого троса заводим на последнюю вантину по левому борту, другой – на последнюю по правому борту. Для надежного соединения троса с вантами используем шпрюйты.

Стоячий такелаж. Штаги, форунды.
Проводка крюйс-стень-штага (под грота-марсом) и крюйс-брам-штага (через блок на топе грот-мачты)


Зафиксировать крюйс-стень-штаг на древке мачты можно одним из следующих способов:

  • поставить на юферсы (для большого корабля – на блок) под грота-марсом;
  • закрепить юферсами (блоками) на топе мачты;
  • закрепить на грота-марсе с помощью обуха и вплесневанного в штаг коуша;
  • провести через направляющий блок или коуш на топе грот-мачты, обтянув талями на палубе корабля.

Последние три способа характерны для кораблестроения конца XVIII века, тогда как первый сохранял свою популярность лишь до середины столетия.

Установка брам-штагов

Брам-штаги, в отличие от нижних и стень-штагов, не имеют мусинга и огона. Петля формируется из самого штага с помощью бензелей (или сплетается прямо на штаге), а затем укладывается поверх вант на топе брам-стеньги.

Если корабль несет блинда-стеньгу, фор-брам-штаг проводим через направляющий блок на ее эзельгофте и в конце ввязываем штаг-блок. После этого, как обычно, набиваем штаг талями на марсе блинда-стеньги. На моделях кораблей с утлегарем фор-брам-штаг должен идти через блок, коуш или средний шкив трехшкивного блока, установленного на ноке утлегаря. Завершается такой штаг найтовом на юферсах или талями, закрепленными в обухе на носу корабля.

Стоячий такелаж. Штаги, форунды.
Краг грот-брам-штага


Грот-брам-штаг пропускаем через блок на топе фор-стеньги и обтягиваем талями на фор-марсе. Крюйс-брам-штаг, проходящий через блок или рым на топе грот-стеньги, как правило, крепится на петле грота-штага. Однако для кораблей, построенных на рубеже XVIII-XIX вв., установка крюйс-брам-штага имеет свои особенности. Его следует провести через коуш на салинге и небольшим талрепом на коушах набить на задней стороне грота-марса. Возможен и такой вариант: штаг идет через блок на топе грот-мачты и набивается талрепом на палубе.


Установка анапутей

Стоячий такелаж. Штаги, форунды.
Анапуть на грота-штаге


Чтобы марсель не цеплялся за марс, между передней кромкой марса и нижним штагом устанавливали дополнительную снасть – анапуть. Для крепления анапути в передней части марса просверливаем 10-18 отверстий. Затем от марса проводим трос через анапуть-блок, поставленный на тали на штаге, обратно к марсу, повторяя эту операцию несколько раз. После этого обтягиваем тали – и анапуть готов!


Установка фордунов

Стоячий такелаж. Штаги, форунды.
Грот- и бизань-мачты линейного корабля с вантами, штагами и фордунами


Цель установки фордунов на парусное судно – компенсировать тягу штагов вперед и придать стеньгам большую устойчивость. Благодаря этим снастям, у корабелов появилась замечательная возможность существенно сэкономить на количестве вант. На малых судах обычно ставилось по одной паре фордунов для каждой мачты, а на линейных кораблях их число возрастало до трех пар.
В верхней части фордуны имеют огон и накладываются на топы стеньг поверх вант, но перед укладкой краг-штага. Снизу фордуны должны быть обтянуты юферсами, расположенными на русленях позади юферсов нижних вант. Если же фордуны съёмные, их нужно обтягивать с помощью талей на двух лонг-такель-блоках, а гаки талей заводить в рымы небольших вант-путенсов, размещенных в задней части русленей. Чтобы не нарушить копийность, толщина фордунов должна точно соответствовать толщине стень-вант.
А что делать, если корабль имеет брам-стеньги? Тогда для их растяжки устанавливаем брам-фордуны. Эти снасти проводились от топа соответствующей брам-стеньги до русленей, расположенных позади или рядом с юферсами фордунов. Попытаемся повторить это на модели…

Стоячий такелаж. Штаги, форунды.
Брам-фордуны и фордуны: обтяжка юферсами


Теперь наше судно несет практически весь стоячий такелаж – остался “голым” лишь бушприт. Но это, как говорится, отдельная песня…

(Продолжение следует)


Автор - Дмитрий Калмыков (Дмитрий Калмыков - Главный тренер национальных сборных РБ по техническим и авиационным видам спорта, руководитель секции "С" БФСС, судья международной категории (свидетельство NAVIGA BY-01B), мастер спорта международного класса.)
Эксклюзивно для сайта ModelsWorld
Перепечатка и публикация на других ресурсах
возможна с разрешения администрации сайта
и обязательной ссылкой на ресурс.
Контакт webmaster@modelsworld.ru

Мой блог находят по следующим фразам

← Мастерская Modelsworld