Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки

История проекта началась с того, что я получил предложение подготовить предварительные материалы для потенциального заказчика. Область поиска была локализована как малые каботажные корабли Средиземноморского региона. Стилистика должна была подчеркивать ее функциональное предназначение.

Я начал предварительные поиски вариантов. Я вспомнил, что, просматривая одну книгу, видел разные варианты малых лодок. Эту книгу в электронном виде мне предоставил Евгений Еленков (Болгария), за что ему огромное спасибо. Вот ее титульный лист. (Фото 1). Я нашел ее в своем архиве и начал просматривать книгу, отбирая потенциальные варианты. Среди отобранных вариантов, был и вот этот лист. (Фото 2).

Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 1 Фото 2

Примерно в то же время, я просматривал тему на «Мире моделей», посвященную модели итальянского виновоза, леудо, Сергея Волкова. На этом же форуме, в одной теме, я встретил ссылку на работы Edward William Cooke, 1811-1880. Вот эта ссылкаhttp://album.foto.ru/photos/13920/1 Несколько фотографий репродукций его картин. (Фото 3-7).

Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 3 Фото 4
Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 5 Фото 6
Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 7

Вот эти материалы и стали определяющими в формировании окончательного варианта и возможного варианта стилистики предстоящего проекта.

Проект был начат. Но он был начат с минимумом информации по прототипу. Я собирался восполнить эту недостачу в безбрежном море Интернета. И первые свои вопросы я задал на итальянском форуме, который тогда еще был активен, но сейчас, к сожалению, он закрыт. Я хотел получить ответ на вопрос о названии лодки, по которому я смог бы искать информацию в сети. Мой ужасный итальянский не стал препятствием в понимании того, что я хочу узнать. Мне любезно пояснили, что мне необходимо искать в направлении термина bragozzo. Объем того, что всплыло на этот поисковый запрос, просто несопоставим с тем, что я получал по запросу tartana. Я начал набирать и систематизировать информацию. Были еще подсказки итальянских моделистов о том, что мне будет полезно поговорить и задать свои вопросы самому авторитетному эксперту по этим лодкам – Гилберто Пензо. Я нашел его сайт и написал ему письма в скайп и на почту. К сожалению, и надо признать, что это было единственное разочарование и сожаление за все время работы над этим проектом, когда мне отказали в ответах на мои вопросы.

По мере углубления в тему, я начал понимать какую именно лодку я строю. И ключевым моментом для этого понимания было нахождение текстовых и графических материалов вот из этой книги «Il Bragozzo» Mario Marzari. Вот ссылка на один из интернет-магазинов, где эту книгу можно купить http://www.ottante.it. Оказалось, что моя лодка, кроме того названия, под которым она значится в книге Пари, имеет название Tartana chioggiotta. И вот по этому названию я нашел дополнительный иллюстративный материал по конструкции корпуса из книги Марио Марзари, который использовал в работе над моделью. Вот некоторые прорисовки корпуса из книги Марзари (все они есть в Интернете, и их легко можно найти по правильным поисковым запросам). Фото 8-16.

Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 8 Фото 9
Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 10 Фото 11
Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 12 Фото 13
Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 14 Фото 15
Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 16

Что касается расцветки и рисунка на парусах, флюгеров, сюжета для рисунка на носу – в Интернете есть фото и рисунки всех этих элементов на похожих лодках.

Самым не проясненным оставался вопрос о сетях и проводке такелажа.

По сетям, вернее по конструкции самого трала, вопрос был снят благодаря любезности Франко Фессоре, еще одного итальянца, который с вниманием отнесся к моим вопросам. Он сбросил мне несколько листов из книги Марио Марзари (опять же, можно ее купить и почитать). Вот эти сканы. Фото 17- 23.

Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 17 Фото 18
Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 19 Фото 20
Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 21 Фото 22
Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 23

Вопрос оставался по способу подвески самих сетей, когда они не использовались или сушились. На репродукциях картин как-то все было сложно и непонятно. Да и смысл не очень реконструировался – зачем именно так? Но этот вопрос, и вопрос по проводке такелажа, был частично (на его большую половину) прояснен благодаря Владимиру Темникову, который любезно предоставил фото этой модели, которая стоит в Венецианском морском музее. Фото 24 – 25.

Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 24 Фото 25

Вот так, благодаря многим участникам, этот проект оброс подробностями и информацией. Это был первый в моей практике проект, в котором я так настойчиво и подробно разбирался с недостающей информацией. Это было полезно и поучительно.

Теперь непосредственно к самой модели. Я собирался строить модель в стилистике очень послужившей, рыбацкой, лодки. Я хотел фактурами, светом и формой деталей всячески поддерживать эту стилистику по этим трем пунктам. Для корпуса я выбрал дерево аквы – африканское дерево. По текстуре и цвету очень сходное с тиком. Но менее маслянистое. Оно на ощупь шероховатое, тик более гладкий. Собирался красить и ошкуривать обшивку, чтобы краска заходила в поры древесины, но не оставалась на поверхности. Но, как оказалось, древесина очень плотная и жесткая. Гнуться легко не хотела. А напрягать ее и себя не хотелось. Поэтому переформатировал состав дерева – акву оставил на палубу и рангоут, а обшивку сделал из местной груши. Набор делал тоже из аквы. Для себя решил, что хочу попробовать ощущения изготовления адмиралтейской модели, но в легкой форме. Вот так начинался набор. Фото 26 – 41.

Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 26 Фото 27
Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 28 Фото 29
Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 30 Фото 31
Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 32 Фото 33
Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 34 Фото 35
Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 36 Фото 37
Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 38 Фото 39
Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 40 Фото 41

Когда набор, бимсы, и бархоутная часть обшивки были готовы, я покрасил все, что относилось к бархоутам снаружи и то, что доходило до палубных бимсов внутри. Красил морилкой черного цвета. Фото 42 – 46.

Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 42 Фото 43
Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 44 Фото 45
Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 46

После этого начал настилать палубу. Палубная доска из аквы. После разметки и подгонки на боковых гранях снимал фаску. О.5х0.5 мм примерно. Потом на одну сторону клеил полоску черного картона. И устанавливал на место. Фото 47 – 49. После установки всех досок – гвоздевание. Нагели – аква.

Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 47 Фото 48
Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 49

Последняя операция с палубой – прошел одним слоем черной морилки и вышкурил. Цвет зашел в поры, цвет доски проявился. После этого, на протяжении всего времени окончания проекта, периодически смачивал палубу водой – тряпочку мочил и протирал. Дерево приобрело на ощупь ярко-выраженную шероховатую текстуру. Фото 50 – 51.

Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 50 Фото 51

После палубы началась обшивка ниже бархоутов и недостающие детали – еще один бархоут, штевни и полка для работы с сетями. Фото 52 – 57.

Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 52 Фото 53
Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 54 Фото 55
Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 56 Фото 57

После окончания – опять гвоздевание, только уже обшивки. Нагели – груша. И прокрашивание морилкой. После высыхания – прошкуривание. Фото 58 – 59.

Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 58 Фото 59

Дальше – деталировка на палубе, рангоут, перо руля, железные детали. Фото 60 – 74. Рисунок на борту рисовал по фото, найденному в Интернете. Фото 75. Использовал гуашь. После высыхания краски прошелся мелкой наждачкой по всему рисунку, постирал часть линий. Финиш – покрыл слабым раствором битумного лака.

Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 60 Фото 61
Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 62 Фото 63
Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 64 Фото 65
Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 66 Фото 67
Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 68 Фото 69
Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 70 Фото 71
Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 72 Фото 73
Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 74 Фото 75

После завершения этого этапа, приступил к изготовлению парусов. Использовал парашютку. Прорвал, протянул более толстые нитки. Покрасил, использовал для придания ткани основного оттенка смесь из нескольких оттенков анилиновых красителей для ткани. Терракотовый, оливковый и желтый. Пропитал слабым раствором ПВА. Потом по рисунку нанес красители других оттенков. Раскроил и прошил кромки. Приклеил ликтрос и на машинке пришил его. Фото 76 – 80.

Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 76 Фото 77
Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 78 Фото 79
Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 80

После парусов пришло время изготовления сетей. Информация для их изготовления у меня уже была, поэтому оставалось ее перевести в материал. Для изготовления самого трала использовал марлю. Прокрасил в серый цвет красителем для ткани. Раскроил, вырезал, склеил. Поставил на места крепления на мачтах. Все модель была готова к транспортировке к месту установки. Фото 81 – 85.

Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 81 Фото 82
Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 83 Фото 84
Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 85

Модель транспортировалась в Москву без мачт. В Москве в мастерской Сергея Трубчанинова я поставил мачты и подготовил модель к передаче заказчику. Финальные фото получились не очень четкие. Фото 86 – 90.

Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 86 Фото 87
Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 88 Фото 89
Обзор строительства модели итальянской рыбацкой лодки
Фото 90

Проект для меня был очень интересным. Я рассчитываю, что у меня еще будет возможность возвращения к теме малых этнических лодок.

Автор - Виталий Анахин (navymast)
Город - Харьков.

Эксклюзивно для сайта ModelsWorld
Перепечатка и публикация на других ресурсах
возможна с разрешения администрации сайта
и обязательной ссылкой на ресурс.
Контакт webmaster@modelsworld.ru

Мой блог находят по следующим фразам

← Мастерская Modelsworld