Серия статей для начинающих жлезнодорожных моделистов. (Коллекции.)

Итак, получив представление о масштабе из моей предыдущей статьи, самое время перейти ко второй части нашего обсуждения – Теме макета или коллекции.

Тема макета (коллекции).

Тема макета или коллекции, которую Вы планируете собирать, тоже имеет немаловажную роль в железнодорожном моделировании. Она включает в себя так же понятие времени, к которой относятся модели железнодорожной техники, продаваемые в магазинах. Ведь, согласитесь, несколько несуразно будет выглядеть на одном макете рядом стоящие паровоз начала двадцатого века и скоростной электропоезд 1990-х годов. Итак, для начала определите, поезда какой страны Вам наиболее нравятся. Есть три основных направления, которые прижились у нас в стране. Европа, Америка и, собственно, наша Родина. Так вот, как несуразно выглядит старый паровоз рядом со скоростным суперэкспрессом, так же несуразно выглядят вагоны разных стран, намешанных на одном макете или в составе поезда. Потому Вы должны наряду с выбором масштаба точно для себя определить, подвижной состав какой страны Вам наиболее интересен для собирания. Конечно, понимание важности этого выбора может иногда приходить не сразу. Начинающий любитель может рассуждать так: «Какая разница, что и с чем едет, главное – движение поездов, перестук колес на рельсах, горящие фонари локомотива и светящиеся окна вагонов». Несомненно, все это доставляет большое удовольствие, особенно в первое время. Но потом, если любитель действительно втянулся в этот вид хобби, случается качественный скачок. И вот тогда моделист оказывается с кучей разнообразного подвижного состава, домов и прочего, которую никак нельзя применять вместе. Нельзя, естественно с «моделистской» точки зрения. Ведь «играя» в железную дорогу, мы стараемся всему соответствовать реальности. Таким образом, начинающий моделист, если он вовремя не осознал важность выбора темы макета или коллекции, вынужден выставлять на продажу ставшие ненужными ему вещи. Или не выставлять, а просто не использовать. А это все потерянные деньги. И время! Время, которое было потрачено на покупку, а теперь и на продажу ненужных моделей. Итак, многие выбирают для себя тему отечественных железных дорог, что вполне понятно. Хочется иметь у себя дома на полке или на макете те поезда, которые видишь каждый день из окна электрички, или помнишь с детства. Однако, тут нас подстерегает самая первая трудность. Выбор отечественных моделей крайне мал, и в большинстве случаев это все мелкосерийные фирмы. Речь идет только о подвижном составе – локомотивах и вагонах. Строений, например, нет вовсе. Но это же не беда для настоящих моделистов? В подавляющем большинстве случаев отечественные строения делаются из «немецких», путем небольших конверсий и перекрасок. А вот с моделями все гораздо сложнее. Можно конечно, перекрасить и переделать модели западных фирм, однако это под силу только опытным моделистам. Потому остановим свой выбор только на промышленновыпускаемых моделях подвижного состава. Тем более, выбрать есть из чего, хотя наверняка, вы не найдете эти модели в большинстве торговых точек, но в Интернет-магазинах они есть. Итак, если Вы решили остановить свой выбор на наших поездах, то выбор масштаба для Вас автоматически упрощается. Либо Н0, либо ТТ. Все плюсы и минусы масштабов рассмотрены в предыдущей статье, потому остановимся подробнее на ассортименте. Итак, для начала рассмотрим Н0. В Н0 можно найти наши локомотивы, товарные и пассажирские вагоны. Пассажирские вагоны выпускают фирмы Tillig и LS Models. Эти вагоны относятся к международным, встречаются у нас не так часто, как плацкартные и купейные, но все же их можно видеть в составе поездов.

Серия статей для начинающих жлезнодорожных моделистов. (Коллекции.) Серия статей для начинающих жлезнодорожных моделистов. (Коллекции.)
Вагоны Tillig В составе поезда
Серия статей для начинающих жлезнодорожных моделистов. (Коллекции.) Серия статей для начинающих жлезнодорожных моделистов. (Коллекции.)
Пассажирский вагон от фирмы LS Models Цистерна фирмы Онега


Из тепловозов я бы посоветовал М62 от Roco. Есть варианты в двух окрасках – голубой и зеленой. Зеленый цвет, как мне кажется, наиболее подходит этому локомотиву, т.к. более типичный и часто встречающийся. Кроме того существует великое множество моделей иностранных прототипов, которые эксплуатировались у нас в стране. Однако, для их русификации уже потребуется незначительные переделки. Это может быть как просто окраска, так и глубокая конверсия. Например паровоз ТЭ получается путем перекраски и небольших доработок из немецкого паровоза BR52, который выпускают многие фирмы. Или тепловоз ТЭ109, который получается перекраской или просто путем наклеивания декалей на тепловоз BR130.

Серия статей для начинающих жлезнодорожных моделистов. (Коллекции.) Серия статей для начинающих жлезнодорожных моделистов. (Коллекции.)
М62 от Roco Пример переделки BR130 в ТЭ-109


И таких примеров достаточно. Грузовые вагоны выпускает в основном фирмы Модела и Феникс из Латвии. Качество их достойное, но и цена соответствующая. Так же фирма Roco выпускает трофейные вагоны – немецкие, оказавшиеся у нас после войны. Более детальную информацию об отечественном подвижном составе Вы сможете получить из следующих моих статей.

В типоразмере ТТ правят бал две фирмы – Пересвет и ТТ-Модель.

Первая выпускает модели локомотивов и вагонов, вторая только вагонов. Качество их ниже, чем в типоразмере Н0 (что обуславливается меньшим масштабом), зато и стоят они примерно на 1/3 дешевле. Из локомотивов Вам будут доступны М62, ТЭ3, ТЭП10. Из вагонов – пассажирские, цистерны, крытые, думпкары. В общем, ассортимент достаточный, что бы наполнить ими станцию. Существуют и пути перекраски промышленных моделей западных фирм, как в масштабе Н0.

Серия статей для начинающих жлезнодорожных моделистов. (Коллекции.) Серия статей для начинающих жлезнодорожных моделистов. (Коллекции.)
Тепловоз ТЭ10 и вагон-думпкар фирмы Пересвет Пассажирский вагон фирмы ТТ-Модель


А вот в типоразмере N из наших моделей ничего нет. В далекие 1970-е годы восточногерманская фирма Piko выпускала модель электровоза ЧС4 и пассажирских вагонов ЦМВ, однако сейчас это уже раритет. И, если Вы их все же найдете, качество их исполнения Вас не поразит. Конечно, можно перекрасить западные промышленные модели под отечественный прототип, но сделать это начинающему будет не просто в силу миниатюрности масштаба. Итак, если Вы приверженец отечественной тематики, Ваш выбор остановится скорее всего на масштабах Н0 или ТТ. Почитайте еще раз статью о выборе масштаба, посетите магазины, посмотрите на модели вживую и сделайте единственный для себя правильный выбор.

Модели американского происхождения широко представленный в типоразмерах Н0 и N. В ТТ ничего нет. Если Вам нравятся модели именно Американских дорог, с их многосекционными тепловозами или сочлененными паровозами, Вам предстоит сделать выбор из этих двух масштабов. Более конкретного я ничего не расскажу, т.к. эта тема мне не интересна, потому советую самостоятельно ознакомиться с предложениями, которых достаточно как в магазин, торгующих железнодорожными моделями, так и в интернет-магазинх.

Модели европейского производства должны быть знакомы многим из вас. Именно эти модели поставляла с 60-х годов прошлого века фирма Piko на просторы бывшего СССР. Многие моделисты предпочитают собирать «Европу», , кто-то в силу своих детских воспоминаний о «немецкой железной дороге», кто-то как наиболее приемлемую по цене по сравнению с отечественными моделями, а может быть и по причине вседоступности моделей в магазине. Эта тема охватывает асболютно все масштабы. Н0, ТТ, N, Z, H0е. В любом из этих масштабов вы найдете отличные модели европейского подвижного состава, рельсы, комплектующие, элементы пейзажа и строения.

Итак, определившись со страной, пора выбрать эпоху. В железнодорожном моделизме существует несколько эпох, каждая из которых отображает некий временной отрезок, с характерным для него подвижным составом, строениями. Эпохи напрямую связаны с темой коллекции или макета. Например, модели железных дороги

Америки практически не делают разделения на эпохи, у них существуют только 3.
1 – Эпоха Пара охватывает период от покорения Дикого Запада (1870) до второй мировой войны (1940), но для большинства моделистов под Эпоха Пара в значительной степени подразумевается период с 1930-х годов до 1940-х, когда появились мощные, красивые и технически сложные паровозы.
2 – Переходная эпоха - это 1940-е и 1950-е, когда паровые и дизельные локомотивы существовали вместе. Этот период является наиболее интересным для моделистов, кто хочет иметь паровые и дизельные локомотивы на своих рельсах одновременно - короче говоря, кто хочет иметь лучшее из обоих миров.
3 – Современная эпоха, как правило, охватывает период с 1960-х по настоящее время. Это современные дизельные локомотивы.

Европейские эпохи делятся сложнее.
I эпоха - с 1835 по 1920 год.
II эпоха - с 1920 по 1945 год.
III эпоха - с 1945 по 1970 год.
IV эпоха - с 1970 по 1985 год.
V эпоха - с 1985 года по настоящее время.

Отечественные эпохи почти совпадают с европейскими, отличия только в датах с поправкой на события, происходившие в нашей стране.
I эпоха (Царская Россия) - с 1835 по 1917 год.
II эпоха (СССР. Довоенное время) - с 1917 по 1945 год.
III эпоха (СССР. Послевоенное время. Паровозная, тепловозная и электровозная тяга) - с 1945 по 1970 год.
IV эпоха (СССР. Тепловозная и электровозная тяга) - с 1970 по 1991 год.
V эпоха (Россия) - с 1991 года по настоящее время.

Итак, определившись с масштабом, темой и эпохой, уже можно отправляться в магазин. Однако, Вам предстоит еще решить, следует ли брать набор железной дороги или лучше взять все отдельно, аналоговый или цифровой способ управления выбрать. Об этом мы поговорим в следующих статьях.

Автор - (P.Serg)
Город - Московская обл.

Эксклюзивно для сайта ModelsWorld
Перепечатка и публикация на других ресурсах
возможна с разрешения администрации сайта
и обязательной ссылкой на ресурс.
Контакт webmaster@modelsworld.ru

Мой блог находят по следующим фразам

← Мастерская Modelsworld