Инструкция по сигнализации на железных дорогах России. Светофоры.

Светофоры по назначению подразделяются на:
входные
разрешающие или запрещающие поезду следовать с перегона на станцию;
выходные
разрешающие или запрещающие поезду отправиться со станции на перегон;
маршрутные
разрешающие или запрещающие поезду проследовать из одного района станции в другой;
проходные
разрешающие или запрещающие поезду проследовать с одного блок-участка (межпостового перегона) на другой;
прикрытия
для ограждения мест пересечений железнодорожных путей в одном уровне другими железнодорожными путями, трамвайными путями и троллейбусными линиями, разводных мостов и участков, проходимых с проводником;
заградительные
требующие остановки при опасности для движения, возникшей на переездах, крупных искусственных сооружениях и обвальных местах, а также при ограждении составов для осмотра и ремонта вагонов на станционных путях;
предупредительные
предупреждающие о показании основного светофора (входного, проходного, заградительного и прикрытия);
повторительные
для оповещения о разрешающем показании выходного, маршрутного и о показании горочного светофора, когда по местным условиям видимость основного светофора не обеспечивается;
локомотивные
для разрешения или запрещения поезду следовать по перегону с одного блок-участка на другой, а также предупреждения о показании путевого светофора, к которому приближается поезд;
маневровые
разрешающие или запрещающие производство маневров;
горочные
разрешающие или запрещающие роспуск вагонов с горки.

Один светофор может совмещать несколько назначений (входной и выходной, выходной и маневровый, выходной и маршрутный и др.). На участках, где сохраняются семафоры, порядок их применения устанавливается Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации.

Светофоры применяются линзовые (см.рис. 2,а) и прожекторные (см. рис. 2,б); они подразделяются на мачтовые (см. рис. 2,в,), карликовые (см. рис. 2,г) и устанавливаемые на мостиках и консолях (см. рис.2,д).

[caption id="attachment_3560" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_1 рис. 2,а[/caption] [caption id="attachment_3561" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_2 рис. 2,б[/caption] [caption id="attachment_3562" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_3 рис. 2,в[/caption] [caption id="attachment_3563" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_4 рис. 2,г[/caption] [caption id="attachment_3564" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_5 рис. 2,д[/caption]

Сигнальные огни на светофорах применяются: нормально горящие, нормально негорящие, немигающие и мигающие (периодически загорающиеся и гаснущие).
Нормально негорящие сигнальные огни проходного светофора на участках, оборудованных автоблокировкой, загораются при вступлении подвижного состава на блок-участок перед ним и гаснут после выхода подвижного состава с этого блок-участка.
Проходные светофоры автоблокировки обозначаются цифрами, все остальные - буквами или буквами с цифрами.

Основные значения сигналов, подаваемых светофорами (независимо от места установки и назначения их), следующие:
один зеленый огонь
"Разрешается движение с установленной скоростью"
один желтый мигающий огонь
"Разрешается движение с установленной скоростью; следующий светофор открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью";
один желтый огонь
"Разрешается движение с готовностью остановиться; следующий светофор закрыт";
два желтых огня, из них верхний мигающий,
"Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор открыт";
два желтых огня
"Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью и готовностью остановиться у следующего светофора; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу";
один красный огонь
"Стой! Запрещается проезжать сигнал".

Применение перечисленных сигналов на светофорах различного назначения предусматривается в соответствующих пунктах настоящей Инструкции. Порядок применения этих сигналов в других, не предусмотренных настоящей Инструкцией случаях с соблюдением их сигнального значения, устанавливается МПС.

ВХОДНЫЕ СВЕТОФОРЫ

Входными светофорами подаются сигналы:
один зеленый огонь
"Разрешается поезду следовать на станцию по главному пути с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт" (рис. 2.1,а);
один желтый мигающий огонь
"Разрешается поезду следовать на станцию по главному пути с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью" (рис. 2.1,б);

[caption id="attachment_3570" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_6 рис. 2.1,а[/caption] [caption id="attachment_3571" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_7 рис. 2.1,б[/caption]

один желтый огонь
"Разрешается поезду следовать на станцию по главному пути с готовностью остановиться; следующий светофор (маршрутный или выходной) закрыт" (рис. 2.2,а);
два желтых огня, из них верхний мигающий,
"Разрешается поезду следовать на станцию с уменьшенной скоростью на боковой путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт" (рис. 2.2,б);
два желтых огня
"Разрешается поезду следовать на станцию с уменьшенной скоростью на боковой путь и готовностью остановиться; следующий светофор закрыт" (рис. 2.2,в);
один красный огонь
"Стой! Запрещается проезжать сигнал" (рис. 2.2,г).

[caption id="attachment_3572" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_8 рис. 2.2,а[/caption] [caption id="attachment_3573" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_9 рис. 2.2,б[/caption] [caption id="attachment_3574" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_10 рис. 2.2,в[/caption] [caption id="attachment_3575" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_11 рис. 2.2,г[/caption]

На входных и маршрутных светофорах при приеме поездов на боковые пути по стрелочным переводам с крестовинами пологих марок применяются сигналы:
один зеленый мигающий и один желтый огни и одна зеленая светящаяся полоса
"Разрешается поезду следовать на станцию со скоростью не более 80 км/ч на боковой путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его со скоростью не более 80 км/ч" (рис. 2.3, а);
два желтых огня, из них верхний мигающий, и одна зеленая светящаяся полоса
"Разрешается поезду следовать на станцию со скоростью не более 80 км/ч на боковой путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью" (рис. 2.3, б);
два желтых огня и одна зеленая светящаяся полоса
"Разрешается поезду следовать на станцию со скоростью не более 60 км/ч на боковой путь и готовностью остановиться; следующий светофор закрыт" (рис. 2.3,в).

[caption id="attachment_3578" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_12 рис. 2.3,а[/caption] [caption id="attachment_3579" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_13 рис. 2.3,б[/caption] [caption id="attachment_3580" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_14 рис. 2.3,в[/caption]

В необходимых случаях на входных и маршрутных светофорах может применяться сигнал
один зеленый мигающий огонь
"Разрешается поезду следовать на станцию по главному пути с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его со скоростью не более 60 км/ч" (рис. 2.4,а).
На отдельных станциях в случаях, предусмотренных ПТЭ, на входных и маршрутных светофорах может применяться сигнал
три желтых огня
"Разрешается моторвагонному поезду, одиночному локомотиву, дрезине несъемного типа следовать на свободный участок пути с особой осторожностью и со скоростью не более 20 км/ч до маршрутного светофора с красным огнем" (рис. 2.4,б).

[caption id="attachment_3581" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_15 рис. 2.4,а[/caption] [caption id="attachment_3582" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_16 рис. 2.4,б[/caption]

ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫЙ СИГНАЛ

Пригласительный сигнал - один лунно-белый мигающий огонь - разрешает поезду проследовать светофор с красным огнем (или погасшим) и продолжать движение до следующего светофора (или до предельного столбика при приеме на путь без выходного светофора) со скоростью не более 20 км/ч с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения (рис. 2.5).
Этот сигнал применяется на входных, а также маршрутных и выходных (кроме групповых) светофорах.
Отправление по пригласительному сигналу выходного светофора разрешается только по правильному пути двухпутного перегона, оборудованного автоблокировкой.

[caption id="attachment_3584" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_17 рис. 2.5,а[/caption] [caption id="attachment_3585" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_18 рис. 2.5,б[/caption]

ВЫХОДНЫЕ СВЕТОФОРЫ

Выходными светофорами на участках, оборудованных автоблокировкой, подаются сигналы:
один зеленый огонь
"Разрешается поезду отправиться со станции и следовать с установленной скоростью; впереди свободны два или более блок-участка" (рис.2.6,а);
один желтый огонь
"Разрешается поезду отправиться со станции и следовать с готовностью остановиться; следующий светофор закрыт" (рис. 2.6,б);
два желтых огня, из них верхний мигающий,
"Разрешается поезду отправиться со станции с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор открыт" (рис. 2.6,д);
два желтых огня
"Разрешается поезду отправиться со станции с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор закрыт" (рис. 2.6,е);
один красный огонь
"Стой! Запрещается проезжать сигнал" (рис. 2.6, в,г).

[caption id="attachment_3586" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_19 рис. 2.6,а[/caption] [caption id="attachment_3587" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_20 рис. 2.6,б[/caption] [caption id="attachment_3588" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_21 рис. 2.6,в[/caption] [caption id="attachment_3589" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_22 рис. 2.6,г[/caption] [caption id="attachment_3590" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_23 рис. 2.6,д[/caption] [caption id="attachment_3591" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_24 рис. 2.6,е[/caption]

Выходными светофорами на участках, оборудованных автоматической локомотивной сигнализацией, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи, подаются сигналы:
один зеленый и один лунно-белый огни
"Разрешается поезду отправиться со станции, впереди свободны два или более блок-участка" (рис.2.10);
один желтый и один лунно-белый огни
"Разрешается поезду отправиться со станции, впереди свободен один блок-участок" (рис. 2.11);
один красный огонь
"Стой! Запрещается проезжать сигнал".

[caption id="attachment_3592" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_25 рис. 2.10[/caption] [caption id="attachment_3593" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_26 рис. 2.11[/caption] [caption id="attachment_3594" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_27 рис. 2.12[/caption]

При наличии ответвления, оборудованного путевой блокировкой, а также для указания пути, на который отправляется поезд на многопутных участках, оборудованных путевой блокировкой, и на двухпутных участках, оборудованных двусторонней автоблокировкой, огни выходного светофора в необходимых случаях, установленных МПС, дополняются соответствующим показанием маршрутного указателя.При отсутствии маршрутного указателя разрешение поезду отправиться на ответвление, или по одному из путей многопутного участка, или по неправильному пути при двусторонней автоблокировке может подаваться сигналом два зеленых огня на выходном светофоре, что указывает при автоблокировке на свободность не менее двух блок-участков, а при полуавтоматической блокировке - на свободность перегона до следующей станции (путевого поста) (рис. 2.12).
При отправлении по неправильному пути на участках, оборудованных двусторонней автоблокировкой, применение маршрутных указателей или сигнала два зеленых огня обязательно.
На двухпутных участках, где движение по правильному пути осуществляется по сигналам автоблокировки, а по неправильному пути по показаниям локомотивного светофора, выходными светофорами при отправлении со станции на неправильный путь подаются сигналы:
один желтый мигающий и один лунно-белый огни
"Разрешается поезду отправиться со станции с уменьшенной скоростью не более 40 км/ч и далее следовать по неправильному пути по показаниям локомотивного светофора" (рис. 2.13).

[caption id="attachment_3595" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_28 рис. 2.13[/caption] [caption id="attachment_3596" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_29 рис. 2.14[/caption]

На станциях, имеющих выходные светофоры, при наличии ответвления, не оборудованного путевой блокировкой, готовность маршрута отправления на ответвление указывается одним лунно-белым огнем выходного светофора; поезда отправляются на ответвление с выдачей машинисту жезла или путевой записки при лунно-белом огне и погашенном красном огне выходного светофора (рис. 2.14).

МАРШРУТНЫЕ СВЕТОФОРЫ

Маршрутными светофорами в зависимости от места их установки подаются сигналы:
один зеленый огонь
"Разрешается движение с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт";
один желтый огонь
"Разрешается движение с готовностью остановиться; следующий светофор (маршрутный или выходной) закрыт";
один красный огонь
"Стой! Запрещается проезжать сигнал";
один желтый мигающий огонь
"Разрешается проследование светофора с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью";
два желтых огня, из них верхний мигающий,
"Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью; поезд следует на боковой путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт";
два желтых огня
"Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью и готовностью остановиться на станции; поезд следует на боковой путь; следующий светофор закрыт".

ПРОХОДНЫЕ СВЕТОФОРЫ

Проходными светофорами на участках, оборудованных автоблокировкой, подаются сигналы:
один зеленый огонь
"Разрешается движение с установленной скоростью; впереди свободны два или более блок-участка" (рис. 2.15);
один желтый огонь
"Разрешается движение с готовностью остановиться; следующий светофор закрыт" (рис. 2.16);
один красный огонь
"Стой! Запрещается проезжать сигнал" (рис. 2.17).

[caption id="attachment_3597" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_30 рис. 2.15,а[/caption] [caption id="attachment_3598" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_31 рис. 2.15,б[/caption] [caption id="attachment_3599" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_32 рис. 2.16[/caption]

На участках, оборудованных автоблокировкой с четырехзначной сигнализацией, проходными, входными, маршрутными по главному пути и выходными светофорами подаются сигналы:
один зеленый огонь
впереди свободны три или более блок-участка;
один желтый и один зеленый огни
впереди свободны два блок-участка (рис. 2.18);
один желтый огонь
впереди свободен один блок-участок;
один красный огонь
"Стой! Запрещается проезжать сигнал".

[caption id="attachment_3600" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_33 рис. 2.17[/caption] [caption id="attachment_3601" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_34 рис. 2.18[/caption]

На участках, оборудованных автоблокировкой с трехзначной или четырехзначной сигнализацией, на проходных светофорах, расположенных перед входными светофорами (предвходных), применяются, кроме того, сигналы:
один желтый мигающий огонь
"Разрешается движение с установленной скоростью; входной светофор открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью; поезд принимается на боковой путь станции (рис. 2.19,а);
один зеленый мигающий огонь
"Разрешается движение с установленной скоростью; входной светофор открыт и требует проследования его со скоростью не более 80 км/ч; поезд принимается на боковой путь станции" (рис. 2.19,б).

[caption id="attachment_3603" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_35 рис. 2.19,а[/caption] [caption id="attachment_3604" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_36 рис. 2.19,б[/caption]

На мачте предвходного светофора устанавливается оповестительная табличка с отражателями на ней (см. рис. 2.19).
Предвходной светофор по неправильному пути, по которому движение осуществляется по сигналам локомотивного светофора, сигнализирует теми же сигналами, что и предвходной на участках, оборудованных автоблокировкой с трехзначной сигнализацией.
Проходными светофорами на участках, оборудованных полуавтоматической блокировкой, подаются сигналы:
один зеленый огонь
"Разрешается движение с установленной скоростью; перегон до следующей станции (путевого поста) свободен" (рис. 2.20);
один красный огонь
"Стой! Запрещается проезжать сигнал" (рис. 2.21).

[caption id="attachment_3605" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_37 рис. 2.20[/caption] [caption id="attachment_3606" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_38 рис. 2.21[/caption]

На участках, оборудованных автоблокировкой с трехзначной сигнализацией, на светофоре (входном, маршрутном, выходном или проходном), ограждающем на главном пути блок-участок длиной менее требуемого тормозного пути, устанавливается световой указатель белого цвета в виде двух вертикальных стрел (см. рис.2.16), а на предупредительном к нему светофоре - такой же указатель в виде одной стрелы (см. 2.15).

УСЛОВНО-РАЗРЕШАЮЩИЙ СИГНАЛ СВЕТОФОРА

На участках с автоблокировкой условно-разрешающий сигнал проходного светофора, расположенного на затяжном подъеме, подаваемый щитом с отражательным знаком прозрачно-белого цвета в виде буквы "Т" (рис. 2.22), разрешает грузовому поезду проследование светофора с красным огнем со скоростью не более 20 км/ч с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения.

[caption id="attachment_3607" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_39 рис. 2.22[/caption]

СВЕТОФОРЫ ПРИКРЫТИЯ И ЗАГРАДИТЕЛЬНЫЕ

Светофорами прикрытия подаются сигналы:
один зеленый огонь
"Разрешается движение с установленной скоростью";
один красный огонь
"Стой! Запрещается проезжать сигнал".
Заградительными светофорами подается сигнал один красный огонь - "Стой! Запрещается проезжать сигнал" (рис. 2.23,а).
Предупредительными светофорами перед заградительными подается сигнал один желтый огонь - "Разрешается движение с готовностью остановиться; основной заградительный светофор закрыт" (рис. 2.23,б).
Нормально сигнальные огни заградительных светофоров и предупредительных к ним не горят (рис. 2.23,в), и в этом положении светофоры сигнального значения не имеют. Мачты этих светофоров имеют отличительную окраску - чередующиеся черные и белые наклонные полосы.

[caption id="attachment_3608" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_40 рис. 2.23,а[/caption] [caption id="attachment_3609" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_41 рис. 2.23,б[/caption] [caption id="attachment_3610" align="aligncenter" width="72"]article32_text_image_42 рис. 2.23,в[/caption]

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ И ПОВТОРИТЕЛЬНЫЕ СВЕТОФОРЫ

Предупредительными светофорами перед входными, проходными и светофорами прикрытия на участках, не оборудованных автоблокировкой, подаются сигналы:
один зеленый огонь
"Разрешается движение с установленной скоростью; основной светофор открыт" (рис. 2.24);
один желтый огонь
"Разрешается движение с готовностью остановиться; основной светофор закрыт" (рис. 2.25);
один желтый мигающий огонь
"Разрешается движение с установленной скоростью; входной светофор открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью; поезд принимается на боковой путь станции".
Повторительный светофор одним зеленым огнем указывает, что выходной или маршрутный светофор открыт (рис. 2.26).

[caption id="attachment_3611" align="aligncenter" width="72"]рис. 2.24 рис. 2.24[/caption] [caption id="attachment_3612" align="aligncenter" width="72"]рис. 2.25 рис. 2.25[/caption] [caption id="attachment_3613" align="aligncenter" width="72"]рис. 2.26 рис. 2.26[/caption]

Нормально сигнальные огни повторительных светофоров не горят, и в этом положении светофоры сигнального значения не имеют.
Пассажирские поезда, имеющие остановку на станции, могут быть приведены в движение только при наличии зеленого огня на повторительном светофоре. Если из-за неисправности повторительного светофора (или выходного) нельзя зажечь зеленый огонь, порядок его проезда устанавливается Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации.

ЛОКОМОТИВНЫЕ СВЕТОФОРЫ

На участках, оборудованных автоблокировкой и автоматической локомотивной сигнализацией, локомотивными светофорами подаются сигналы:
зеленый огонь
"Разрешается движение; на путевом светофоре, к которому приближается поезд, горит зеленый огонь" (рис. 2.27,а);
желтый огонь
"Разрешается движение; на путевом светофоре, к которому приближается поезд, горит один или два желтых огня" (рис. 2.27,б);
желтый огонь с красным
"Разрешается движение с готовностью остановиться; на путевом светофоре, к которому приближается поезд, горит красный огонь" (рис. 2.27,в).

[caption id="attachment_3614" align="aligncenter" width="120"]article32_text_image_46 рис. 2.27,а[/caption] [caption id="attachment_3615" align="aligncenter" width="120"]рис. 2.27,б рис. 2.27,б[/caption] [caption id="attachment_3616" align="aligncenter" width="120"]рис. 2.27,в рис. 2.27,в[/caption]

В случае проезда путевого светофора с красным огнем на локомотивном светофоре загорается красный огонь (рис. 2.27,г).
Белый огонь (рис. 2.27,д) указывает, что локомотивные устройства включены, но показания путевых светофоров на локомотивный светофор не передаются и машинист должен руководствоваться только показаниями путевых светофоров.

[caption id="attachment_3617" align="aligncenter" width="120"]рис. 2.27,г рис. 2.27,г[/caption] [caption id="attachment_3618" align="aligncenter" width="120"]рис. 2.27,д рис. 2.27,д[/caption]

Локомотивный светофор также сигнализирует:
зеленым огнем
о приближении поезда к путевому светофору с одним желтым мигающим огнем, с одним зеленым мигающим огнем или с одним желтым и одним зеленым огнями;
желтым огнем
о приближении поезда к путевому светофору с двумя желтыми огнями, из них верхний мигающий, а также с другими огнями, указывающими на следование с отклонением по стрелочному переводу.
На участках, где автоматическая локомотивная сигнализация применяется как самостоятельное средство сигнализации и связи при движении поездов, локомотивными светофорами подаются сигналы:
зеленый огонь
"Разрешается движение с установленной скоростью, впереди свободны два или более блок-участка";
желтый огонь
"Разрешается движение с уменьшенной скоростью, впереди свободен один блок-участок";
желтый огонь с красным
"Разрешается движение с готовностью остановиться на блок-участке; следующий блок-участок занят".
В случае вступления поезда на занятый блок-участок на локомотивном светофоре загорается красный огонь.
Белый огонь указывает, что локомотивные устройства включены, сигналы с пути на локомотив не передаются.
При подходе к путевым светофорам локомотивные светофоры подают сигналы, указанные в п. 2.24 настоящей Инструкции.

ОБОЗНАЧЕНИЕ НЕДЕЙСТВУЮЩИХ СВЕТОФОРОВ

[caption id="attachment_3619" align="aligncenter" width="72"]рис. 2.28 рис. 2.28[/caption]

Недействующие светофоры должны быть закрещены двумя планками, а сигнальные огни на них погашены (рис.2.28).

Источник: ИНСТРУКЦИЯ ПО СИГНАЛИЗАЦИИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ РФ

Мой блог находят по следующим фразам

← Мастерская Modelsworld