Макет водной поверхности для 100-пушечного английского корабля (обзоры можно посмотреть тут: часть 1 часть 2 ) оказался достаточно удачным. С моей точки зрения, эффект плывущего корабля мне передать удалось. Заказчик выразил желание и следующую модель вмонтировать в макет воды. В своем выборе модели, заказчик остановился на клипере «Cutty Sark». В техническом задании на модель я для себя сформулировал несколько принципиальных моментов, которые, с моей точки зрения, позволяют создать интересный образ модели и макета, выбрать адекватные способы реализации этого образа в материалах. Приведу здесь отрывок из текста технического задания, который напрямую указывает на тот результат, к которому я стремлюсь в этом проекте: «Для создания удачной и эффектной модели, важно в начале проекта сформулировать базовые эстетические принципы, на которых будет выстраиваться впечатление от этой модели. Для модели этого корабля, с моей точки зрения, важными и существенными являются три момента. Я помечу их словами-девизами, а ниже разверну каждый более подробно. «Скорость». «Конструктивная строгость и изящество». «Цвет и объем».
«Скорость». Многие авторы, работы которых мне довелось просматривать, подчеркивают, что клиперы проявляли свои лучшие качества ходоков в свежий ветер. Для некоторых маршрутов, на которых эксплуатировались эти корабли, скорость была важнейшим показателем. Подавляющее большинство виденных мною художественных изображений этого корабля в первую очередь подчеркивают такие характеристики его образа как «скорость», «стремительность», «полет». И наоборот, подавляющее большинство моделей этого корабля, которые я видел, создают образ статичной, «вялой» модели. Поэтому для меня, передача ощущения полета и стремительности корабля является одной из ключевых задач при построении модели. Основными средствами для решения этой задачи являются создание макета воды и «живого и энергичного» парусного вооружения модели. «Море» должно передавать ощущение «свежей» погоды, ветра, срывающего пену с гребней волн, солнечного дня. Модель будет стоять на ровном киле, с креном на правый борт 7-8 градусов. Паруса все поставлены, реи обрасоплены на правый борт под 30-35 градусов. Паруса «наполнены ветром».
«Цвет и объем». И еще одной важной составляющей в создании правильного образа модели является подбор и сочетание материалов на модели. Сочетаемость цветов, фактур. Я хочу делать обшивку корпуса модели из черного граба. Медная обшивка – медь, не патинированная зеленью. Палуба – граб, но не мореный, у него сероватый оттенок. Паруса на английских клиперах были серовато-бежевого или серого цвета. Цвет будет перекликаться с цветом палубы. По поводу парусов еще один момент. Модель будет стоять в воде. Образ «Корабль в свежую погоду, солнечный день». Поэтому, чтобы передать эффект солнечного дня, я буду пробовать покрасить паруса таким образом, чтобы был эффект солнечных пятен на верхней части парусов. Море буду делать с эффектом «мокрой воды», подбирать цвет лазурного моря, светлого, чтобы оттенить черный строгий корпус корабля. Светлое море, полоса черного корпуса и дальше шапка парусов…»
В качестве базовой техники для создания макета, как и в предыдущем проекте, была выбрана техника формования водной поверхности из гипсовой шпаклевки. В ходе подготовки к работе я просмотрел достаточно много фотоотчетов и описаний различных способов изготовления макетов воды. Из всех просмотренных работ зацепила работа итальянского мастера Carlo Galanti , которую я нашел вот на этом сайте Archeologia e Modellismo d'Arsenale . Фото 1-4.
Фото 1 | Фото 2 |
Фото 3 | Фото 4 |
Я написал администратору сайта и попросил контактные данные этого моделиста. Он, в свою очередь, отнесся к моей просьбе описать способ создания макета доброжелательно. Он описал эволюцию, которую претерпели его представления о том, каким способом можно передать эффект «воды». Из того, что он написал о третьем и, с моей точки зрения, самом впечатляющем способе, я понял, что пока не буду предпринимать попытки его реализовать в этом проекте. Отчасти по причине сложности самой технологии, которую нужно осваивать в рабочем режиме. Отчасти – по причине ощущения, что этот способ особенно хорош для создания макетов «спокойной воды». Поэтому и принял решение доработать технику гипсовой воды с учетом всех допущенных ошибок первого проекта и используя дополнительно некоторые новые материалы.
В этот раз я не стал заказывать каркас под макет на стороне. Все сделал сам. Купил 2 листа 6мм фанеры и уже простроганные в размер бруски сосны 40х40 мм. Раскроил фанеру и собрал сэндвич на саморезы. После этого установил бортики из полосок фанеры по периметру основания. Разметил на основании место установки модели. Фото 5-7.
Фото 5 | Фото 6 |
Фото 7 |
В отличие от предыдущего проекта, модель будет не полнокорпусная, а с усеченным днищем. Фото 8. Поэтому болванка корпуса имеет плоское основание.
Фото 8 |
Чтобы обеспечить крен модели на правый бок, по контуру основания модели на макете я приклеил треугольные вытянутые бруски из сосны. На этом работы с деревом на макете были закончены. Фото 9.
Фото 9 |
Для формирования водной поверхности я использовал строительную финишную шпаклевку. В подготовленное пространство основания я залил первый слой. Верхняя плоскость этого слоя сформировала нижние отметки впадин между волнами. Слой высох. После этого я наметил места размещения и направление движения волн. Фото 10-13.
Фото 10 | Фото 11 |
Фото 12 | Фото 13 |
Линии гребней волн расположены под углом к курсу модели. На этом макете я не стал делать гребни волн на одной высоте по всей длине. Волны – разновысокие. Между основными гребнями я вылепил небольшие хаотично расположенные волны. Фото 14-19.
Фото 14 | Фото 15 |
Фото 16 | Фото 17 |
Фото 18 | Фото 19 |
В предыдущем проекте я сделал воду, с моей точки зрения, слишком гладкой. При подготовке этого проекта я просмотрел достаточно много фотографий и картин, фиксирующих поверхность воды. Для реализации технического задания, которое я цитировал вначале статьи, нужна более энергичная вода. Свой выбор я остановил на образе воды вот с этой картины. Фото 20.
Фото 20 |
Этот рельеф воды требует большого количества вмятин и впадин в поверхности воды. Я не стал продавливать и лепить эти впадины сразу. Я вывел волны гладкими. Признаюсь, что если выпадет случай возвратиться еще раз к макету воды из гипса, то я предпочту лепить впадины сразу, пока шпаклевка сохраняет пластичность.
В этот раз, после полного высыхания волн, я принялся за вырезание впадин. Делал это широкой стамеской. Впадины вырезал неглубокие, 4-5 см в диаметре. Впадины соприкасались краями, я дополнительно их сглаживал, добиваясь перетекания и ощущения сплошной поверхности. Фото 21-23.
Фото 21 | Фото 22 |
Фото 23 |
После окончания этого этапа я очень жидким раствором зашпаклевал всю поверхность. После ее высыхания я прошелся по ней шкуркой, чтобы убрать все неровности и шероховатости. Поверхность была готова для окрашивания. Фото 24-25.
Фото 24 | Фото 25 |
Для окрашивания использовал строительные пигменты. Только цвет по сравнению с прошлым проектом сдвинул в сторону зеленого. Вначале – создал темно-зеленый фон. Фото 26-29.
Фото 26 | Фото 27 |
Фото 28 | Фото 29 |
Потом, после его высыхания, прорисовал более светлые участки на верхушках волн. Фото 30-34 .
Фото 30 | Фото 31 |
Фото 32 | Фото 33 |
Фото 34 |
Светлым оттенком кончиком кисти (не мазками, а тычками) прокрашивал края впадин на поверхности воды в пространстве между волнами. Фото 35-36.
Фото 35 | Фото 36 |
В каждый слой краски добавлял строительную грунтовку, чтобы слои разных оттенков не перемешивались. Фото 37-39.
Фото 37 | Фото 38 |
Фото 39 |
После высыхания последнего слоя краски – закрыл поверхность слоем автомобильного глянцевого лака из аэрозоля. Фото 40-42.
Фото 40 | Фото 41 |
Фото 42 |
После высыхания этого лака приступил к финишной отделке. В этом проекте я использовал некоторые новые материалы. Эти материалы использовали разные мастера в своей работе. Купил набор в Интернет-магазине в своем городе (по ссылке можно посмотреть их каталог http://www.artpaint.com.ua/r/catalogue/list_goods/2/210.html). Это продукция ительянской марки Maimeri S.p.A. серия Idea Medium. Фото 43-44. Первой использовал легкую объемную пасту для имитации пены. Фото 45 .
Фото 43 | Фото 44 |
Фото 45 |
После высыхания пена приобрела шероховатую пористую объемную структуру. Пасту на гребни волн наносил небольшим деревянным шпателем, который сделал из планки груши. Паста сохла сутки. Фото 46-49.
Фото 46 | Фото 47 |
Фото 48 | Фото 49 |
Следующим слоем стал глянцевый прозрачный гель. Фото 50. Он создает прозрачный слой, который делает поверхность «мокрой» и «глубокой». Гель в начале нанесения имеет белый матовый цвет, который по мере высыхания обесцвечивается. Фото 51-53.
Фото 50 | Фото 51 |
Фото 52 | Фото 53 |
Наносил гель кистью. После нанесения основного слоя кистью небольшими мазками в хаотичном порядке сформировал поверхность. Это было сделано для формирования ряби на поверхности «воды». Чтобы уйти от зализанности и гладкости поверхности. Фото 54-55.
Фото 54 | Фото 55 |
Вот что получилось после высыхания геля. Фото 56-58.
Фото 56 | Фото 57 |
Фото 58 |
На этом работы над макетом воды временно прекращены. Макет будет закрыт защитной пленкой и поставлен на хранение. Начинается этап создания самой модели клипера, которая будет стоять в модели воды. После совмещения макета и модели я покрою «воду» еще одним слоем геля и лака. Продолжение следует …
В этом обзоре получился небольшой P.S. Связан он с отдыхом и впечатлениями от «живой» морской воды. Так получилось, что в наш отпуск поместился небольшой шторм на побережье Крыма. И я фотографировал начало и развитие шторма. Смотрел на форму волн, цвет воды, распределение пены на гребнях. Приехал домой, посмотрел на макет и заметил одну его особенность. Я сделал пенные гребни на всех волнах. Получилась такая картинка «Все вдруг!». Если бы делал снова, учел бы вот этот момент и сделал бы реже пенные гребни. Фото того, что отснял на море. Фото 59-78
Фото 59 | Фото 60 |
Фото 61 | Фото 62 |
Фото 63 | Фото 64 |
Фото 65 | Фото 66 |
Фото 67 | Фото 68 |
Фото 69 | Фото 70 |
Фото 71 | Фото 72 |
Фото 73 | Фото 74 |
Фото 75 | Фото 76 |
Фото 77 | Фото 78 |
Автор - Виталий Анахин (navymast)
Город - Харьков.
Эксклюзивно для сайта ModelsWorld
Перепечатка и публикация на других ресурсах
возможна с разрешения администрации сайта
и обязательной ссылкой на ресурс.
Контакт webmaster@modelsworld.ru
Мой блог находят по следующим фразам